Право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ, Федеральных законах «Об общественных объединениях»[20], «О политических партиях»[21], «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»[22], «О свободе совести и о религиозных объединениях»[23], «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[24] и др.
__________________________
1. См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрании законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г. № 27 ст. 2503.
2. См.: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. № 29 ст. 2950.
3. См.: Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г. № 27 ст. 2503.
4.См.: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 39 ст. 4465.
5. См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 148.
Объединения граждан создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; активизации самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества; охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы, памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения международных связей; осуществления иной деятельности, не запрещенной законом.
В соответствии с Конституцией РФ, не допускается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью или методом действий свержение, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, или религиозной розни, совершение иных уголовно наказуемых деяний. Преследуется законом деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.
Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом.
Общественные объединения обладают следующими характерными чертами:
• образуются гражданами на добровольной основе;
• не обладают государственно-властными полномочиями;
• не являются субъектами правотворчества;
• действуют от своего имени;
• являются некоммерческими организациями.
Можно выделить следующие виды общественных объединений:
• политические партии;
• массовые движения;
• профессиональные союзы;
• женские, молодежные, ветеранские организации;
• организации инвалидов;
• научно-технические и иные добровольные общества;
• творческие союзы;
• землячества;
• ассоциации.
Объединения граждан подразделяются по территориальной и отраслевойсферам деятельности.
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
По сфере деятельностиобщественные объединения разделяются на объединения, действующие независимо от отрасли или сферы управления (политические партии), и объединения, действующие в отдельных отраслях и сферах управления (например, научные, культурно-просветительные и др.).
Организационно правовыми формами общественных объединений являются:
Общественная организация– основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено Федеральным законом «Об общественных объединениях» и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
Общественный фонд – не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.
Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
В соответствии с учредительными документами, в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
В случае государственной регистрации в качестве юридического лица руководящие органы данных объединений граждан приобретают права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом и Гражданским кодексом РФ[25].
___________________
6. См.: ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 22.05.1995, № 21, ст. 1930.
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
• политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
• в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов;
• руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Основными целями политической партии являются:
• формирование общественного мнения;
• политическое образование и воспитание граждан;
• выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
• выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Политическая партия может участвовать в выборах только после ее регистрации в качестве юридического лица[26].
________________________
7.См.: Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 16.июля 2001, № 29, ст. 2950.
Объединения граждан, независимо от их организационно-правовой формы, вправе создавать союзы (ассоциации) объединенийна основе учредительных документов (договоров, уставов, принятых союзами (ассоциациями) общественных объединений, образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.
Объединения граждан создаются по инициативе их учредителей. В состав учредителей, наряду с физическими лицами, могут входить юридические лица общественные объединения.
Административная правосубъектность общественных объединений возникает с момента принятия объединением решений: о его создании, об утверждении устава объединения и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием. Правоспособность объединения граждан как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Учредителями, членами и участниками объединений граждан могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, и юридические лица, если иное не установлено законодательством. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, кроме политических партий.
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане с 14 до 30 лет, а детских объединений – с 8 до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности[27].
_______________________
8.См.: Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ от 03 июля.1995, № 27, ст. 2503.
Не могут быть учредителями, членами и участниками объединений граждан органы государственной власти и местного самоуправления.
Устав объединений должен предусматривать:
• название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;
• структуру объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
• условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);
• компетенцию и порядок формирования руководящих органов объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
• правила внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
• источники формирования денежных средств и иного имущества объединения, права объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
• порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.
Устав объединения граждан может содержать описание символики данного объединения. Объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае оно не приобретает прав юридического лица. Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации; межрегионального, регионального и местного объединения – органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения – органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.
Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:
• заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;
• устав общественного объединения в трех экземплярах;
• выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
• сведения об учредителях;
• документ об уплате государственной пошлины;
• сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
• протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
• при использовании общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав – документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Орган юстиции в месячный срок обязан зарегистрировать объединение и выдать учредителям свидетельство о его регистрации, либо отказать в государственной регистрации и выдать учредителям мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.
Общественное объединение по решению съезда (конференции) или общего собрания может быть реорганизовано. Реорганизованное общественное объединение подлежит государственной регистрации.
Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного объединения, либо в судебном порядке. Решение о ликвидации объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в орган, зарегистрировавший объединение, для исключения объединения из единого государственного реестра юридических лиц.
Права общественного объединения.Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право:
• свободно распространять информацию о своей деятельности;
• участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими законами;
• проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
• учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
• представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
• осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
• выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
• участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:
• свободно распространять информацию о своей деятельности;
• проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
• представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
• осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;
• выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.
Обязанности общественного объединения.В своей деятельности общественное объединение обязано:
• соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
• ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
• ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;
• представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
• допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;
• оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, в соответствии с п.1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных преимуществ. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Вместе с тем орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям. Этот орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы, направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, за размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством. Надзор и контроль за выполнением общественными объединения существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
Государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения указанными органами и их должностными лицами законов об общественных объединениях, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством.
Общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в свою очередь, в случае нарушения законодательства несут ответственность. Если нарушение совершено объединениями, не обладающими правами юридического лица, ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений.
В случае нарушения общественным объединением законодательства и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган, либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор, вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.
Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» и Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», «О военном положении».
В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается: организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия; принимать участие в выборах; использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.
Если в течение срока приостановления деятельности объединение устраняет выявленные нарушения, то решением органа или должностного лица, приостановивших деятельность, деятельность объединения возобновляется. Если нарушения не устраняются, то начинается процедура ликвидации объединения, являющегося юридическим лицом, либо запрещения деятельности объединения, которое не является юридическим лицом.
Ликвидация объединения и запрет на его деятельность.Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по следующим основаниям:
• нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
• неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения вносится Генеральным прокурором РФ, заявление о ликвидации межрегионального, регионального и местного общественных объединений вносится прокурором соответствующего субъекта. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения, его ликвидации или запрета деятельности может быть обжаловано в суд. Отмена таких решений влечет возобновление деятельности объединения и возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.
При совершении общественными объединениями, в том числе не обладающими правами юридического лица, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут нести ответственность как руководители преступных сообществ в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали[28].
__________________
9. См.: Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 22 мая 1995, № 21, ст. 1930.
Среди общественных объединений важную роль играют профсоюзы. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Деятельность профсоюзов регламентируется Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.
Профсоюзы защищают право своих членов на труд, заключают с администрацией коллективные договоры и контролируют их выполнение; контролируют законодательство о труде и об его охране. Профсоюзы располагают возможностями активно влиять на правотворчество. Так, проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Профсоюзам принадлежат равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального и обязательного медицинского страхования, пенсионным и другими фондами. Они взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
В соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в формерелигиозных групп и религиозных организаций. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Религиозные группы имеют право совершать богослужения и другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Члены группы в дальнейшем могут преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляя о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.
Религиозные организации – добровольные объединения граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированные в качестве юридического лица. Религиозная организация может быть местной и централизованной, т.е. имеющей вышестоящие руководящие органы и имеющей местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации. Государственная регистрациярелигиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции (централизованных) и органами юстиции субъектов Российской Федерации (местных). Для регистрации религиозной организации должны предоставляться следующие документы:
• заявление о регистрации или соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей) – для централизованной;.
• список учредителей, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения, или реквизитов;
• нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей) (для централизованной);
• устав религиозной организации;
• протокол учредительного собрания;
• документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;
• документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации (для централизованной);
• сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, об особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, об ограничениях для членов и слушателей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
• документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой организации.
• уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях (для централизованной).
Вопрос о государственной регистрации религиозной организации, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных законом документов.
Отказ в государственной регистрации религиозной организации. В регистрации может быть отказано в случаях, если:
• цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству Российской Федерации – со ссылкой на конкретные статьи законов;
• создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
• устав и другие представляемые документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, или содержащиеся в них сведения не достоверны;
• в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
• учредитель (учредители) не правомочен.
Отказ в регистрации в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ регистрирующего органа в регистрации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации. В случае изменения данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, религиозная организация в месячный срок со дня внесения такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган.
Религиозные организации вправе производить, приобретать экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения. Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения.
Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную и культурно-просветительную деятельность, создавать учреждения профессионального религиозного образования, устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях.
В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотв
Дата: 2016-10-02, просмотров: 221.