Служба – это вид социальной деятельности людей по выполнению определенных функций в органах, объединениях, учреждениях и организациях. В зависимости от форм собственности (государственной, муниципальной, частной), на которой базируются формирования, в которых люди осуществляют служебную деятельность, а также характера выполняемых работниками обязанностей, служба может быть государственной (служба в органах государственной власти), муниципальной (служба в органах местного самоуправления) и служба в негосударственных объединениях (хозяйственных товариществах и обществах, акционерных обществах, кооперативах, общественных объединениях и т.п.).
Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в ст. 1 определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, полномочий субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Федерации[30].
____________________
1. См.: Собрание законодательства РФ от 2 июня 2003 г. № 22 ст. 2063.
Из приведенного определения вытекает, что основное предназначение государственной службы – это обеспечение деятельности государственного аппарата и государственных должностных лиц.
Для полного уяснение понятия «государственная служба» его необходимо сравнить с понятием «государственного служащего» и «государственной должности». Государственный служащий – это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы или государственной службы субъекта Федерации и получающий денежное содержание за счет бюджетных средств[31]. В ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяется, что государственные должности – это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (государственные должности РФ), и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ)[32]. Именно их деятельность обеспечивают государственные служащие.
____________________
2. См.: Ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 2 июня 2003 г. № 22 ст. 2063.
3.См.: Собрание законодательства РФ от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215
В настоящее время государственными должностями Российской Федерации являются: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Первый заместитель, Заместитель Председателя Правительства, Федеральный министр, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ, Постоянный представитель РФ при международной организации, Председатель Совета Федерации и Государственной Думы, Заместитель Председателя Совета Федерации и Государственной Думы, Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации и Государственной Думы, Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания и Государственной Думы, Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Председатель, заместитель Председателя и судьи федеральных судов, Генеральный прокурор РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ, Уполномоченный по правам человека, Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Председатель, Заместитель Председателя и Аудиторы Счетной палаты, Председатель Центрального банка РФ, Председатель, Заместитель Председателя, Секретарь, постоянный член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации[33].
____________________
4. Указ Президента РФ от 11 января 1995г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (с изменениями от 12 мая 2008 г.) // Собрание законодательства РФ от 16 января 1995 г., № 3, ст. 173.
В субъектах также установлены перечни государственных должностей, например, государственными должностями города Москвы являются должности: Мэра Москвы; первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы; руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы; заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы; министра Правительства Москвы; префекта административного округа города Москвы; Председателя Московской городской Думы; заместителя Председателя Московской городской Думы; депутата Московской городской Думы; руководителя Аппарата Московской городской Думы; Председателя Уставного суда города Москвы; заместителя Председателя Уставного суда города Москвы; судьи Уставного суда города Москвы; Председателя Московской городской избирательной комиссии; заместителя Председателя Московской городской избирательной комиссии; секретаря Московской городской избирательной комиссии; члена Московской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса, исполняющего полномочия на постоянной (штатной) основе; Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы; заместителя Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы; аудитора Контрольно-счетной палаты Москвы; Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве[34].
______________________
5. См.: Ст. 1 Законаг. Москвы от 15 июля 2005 г. № 43 «О государственных должностях города Москвы» // Тверская, 13 от 29 сентября 2005 г. № 117.
Изложенное, позволяет выделить следующие характеристики государственной службы:
1) посредством государственной службы реализуются задачи и функции государственных органов, и обеспечивается деятельность государственных должностных лиц;
2) этот вид деятельности носит государственно-властный характер и государственными служащими, то есть лицами, замещающими в установленном порядке ту или иную должность государственной службы;
3) государственная служба выступает средства упорядочения деятельности государственного аппарата;
4) государственная служба осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Таким образом, под государственной службой следует понимать профессиональную деятельность граждан на установленных законодательством должностях государственной службы, направленную на обеспечение полномочий Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности в этих органах.
Система государственной службы.Государственная служба осуществляется в органах государственной власти, поэтому, в основу ее системы положены такие основополагающие принципы организации государственной власти, как федерализм и разделения власти.
Кроме того, государственное управление охватывает в большей или меньшей степени все сферы государственной и общественной жизни, поэтому специфика сфер и отраслей государственной деятельности так же выступает критерием для проведения классификации государственной службы.
В соответствии с принципом федерализма, организация государственной власти в России осуществляется на двух уровнях (федеральном и региональном), поэтому государственная служба подразделяется на федеральную и государственную службу субъектов федерации.
Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в ст. 4 устанавливает, что федеральная государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Таким образом, федеральная служба осуществляется в соответствии с Конституцией, законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации на соответствующих должностях государственной службы федеральных органов государственной власти.
В соответствии с Законом,федеральная государственная служба подразделяется на следующие виды:
1. Федеральная государственная гражданская служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (Ст. 5).
2.Федеральная военная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (Ст.6).
3.Федеральная правоохранительная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (Ст. 7).
Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации (Ст. 5).
Государственная служба субъектов федерации может быть только гражданской службой, т.к. ее осуществление возможно только на должностях гражданской службы. Иных видов государственной службы субъектов федерации Законом не предусматривается.
Правовое регулирование государственной службы в субъектах Российской Федерации относится к совместной компетенции России и ее субъектов. Поэтому на региональном уровне приняты законы «О государственной гражданской службе»[35].
__________________________
6.См.: Например, Закон г. Москвы от 26 января 2005г. № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» // «Тверская, 13» от 1 февраля 2005 г. № 9.
Исходя из принципа разделения власти различается:
1. государственная служба в аппаратах законодательных (представительных) органов;
2. государственная служба в органах исполнительной власти;
3. государственная служба в аппаратах органов судебной власти.
С учетом специфики сфер и отраслей государственной деятельности, государственная служба подразделяется на: государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу.
Государственная гражданская служба осуществляется в органах законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и ее субъектов. Государственная гражданская служба может быть как федеральной службой, так и государственной службой субъектов федерации.
Военная служба осуществляется в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках МЧС, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны и в других войсках, воинских формированиях и органах.
Правоохранительная служба осуществляется в органах внутренних дел МВД России, органах прокуратуры (за исключением военной прокуратуры), органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органах уголовно-исполнительной системы и др.
Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Исходя из определения правоохранительной службы, напрашивается вывод о том, что она должна осуществляться в органах, которые традиционно считаются правоохранительными. Вместе с тем, в настоящее время налицо правовые коллизии, заключающиеся в том, что законодательно не учитывается новый подход к системе государственной службы.
Например, в юридических научных и учебных источниках органы ФСБ Росси относят к правоохранительным органам[36], что говорит о службе в них как о правоохранительной. В тоже время, служба в органах ФСБ России Федеральным законом от 3 апреля 1995г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» приравнена к военной службе. И таких примеров немало. Поэтому необходимо на законодательном уровне уточнить и разграничить правоохранительную и военную службы. Для военной и правоохранительной службы характерно наличие специального законодательства, регулирующего службу, наличие воинских, специальных и иных званий и других особенностей прохождения службы. Например, военная служба в Вооруженных Силах РФ регламентируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[37], Федеральным законом от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[38], Уставом Вооруженных сил и др.[39]
__________________________
7. См.: Например Ю.А. Лукичев, С.И. Вахмистрова. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. – СПб.: Издательский дом Герда, 2002, С.214, В.В. Коряковцев. Правоохранительные органы. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2005, С. 44.
8. См.: Собрании законодательства РФ от 30 марта 1998 г., № 13, ст. 1475.
9. См.: Собрание законодательства РФ от 1 июня 1998 г., № 22, ст. 2331.
10.См.: Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г., № 15, ст. 1269.
Правоохранительная служба в органах внутренних дел регулируется Законом РФ от 18 апреля 1991г. № 1026-I «О милиции»[40], Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (Утв. постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I)[41]. Правоохранительная служба в других органах государственной власти так же регулируется специальным законодательством.
________________________
11. См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991г., № 16, ст. 503.
12. См.: Приложение к Российской газете 2000г., № 45.
Специфичным видом государственной службы является государственная служба российского казачества, которая предусматривается одноименным федеральным законом, в соответствии с которым казачьи общества, зарегистрированные в установленном порядке в могут привлекаться к прохождению государственной гражданской, военной и правоохранительной службы[42].
_______________________
13. См.: Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» //Собрание законодательства РФ, 12.12.2005, № 50, ст. 5245.
Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в качестве основных принципов построения и функционирования системы государственной службы закрепляет следующие:
1. федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2. законности, т.е. строго и неуклонного соблюдения норм права;
3. приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
4. равного доступа граждан к государственной службе;
5. единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
6. взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;
7. открытости государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
8. профессионализма и компетентности государственных служащих;
9. защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Реализация данных принципов обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами предусмотрены и другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности. Анализ таких законов позволяет выделить следующие дополнительные принципы:
1. принцип верховенства Конституции и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2. принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3. принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
4. принцип внепартийности государственной службы;
5. отделения религиозных объединений от государства;
6. принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных органах и др.
Что касается муниципальной службы, то она осуществляется в органах местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Муниципальная служба не является государственной и представляет собой особый вид службы. Вместе с тем государственная и муниципальная служба взаимосвязаны между собой, что обусловлено единством социального предназначения. Такая взаимосвязь обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;
3) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца[43].
_________________________
14. См.: Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 5 марта 2007 г. № 10 ст. 1152.
Названным законом, а также законами субъектов «О муниципальной службе» устанавливаются принципы организации муниципальной службы, основы правового статуса муниципальных служащих и порядок прохождения муниципальной службы.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 222.