Вопрос 27: Дилемма знания: сущность и проблемы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


Дилемма знания – противоречие между общественной целью обеспечения эффективного использования знания и целью создания идеальной мотива-ции для его частного производителя.

Дилемма знания

Знание обладает рядом свойств, которые отличают его от обычных материальных благ. Эти свойства приобретают особую важность при рассмотрении соотношения его общественного и частного измерений, так как ставят серьезные проблемы распределения ресурсов и экономической координации.

К числу особых свойств знания в качестве экономического блага можно отнести: 1) неисключительность, 2) неконкурентность и 3) кумулятивность (Foray, 2004, pp. 91-94).

Свойство неисключительности связано с тем, что знание с трудом поддается частному контролю. Предприятию гораздо труднее контролировать свое знание, чем свои машины, так как возникает множество возможностей утечки. Информация и знание постоянно ускользают от своих производителей и поэтому могут легко использоваться конкурентами. В экономической литературе для обозначения этого положительного влияния на третью сторону, от которой технически трудно получить компенсацию, употребляется общий термин «позитивные внешние эффекты».

Свойство неконкурентности проявляется в том, что использующие знание агенты не являются конкурентами, поскольку знание представляет собой неистощимый ресурс. Иначе говоря, использование уже существующего знания дополнительным агентом не предполагает создания дополнительной единицы этого знания. Свойство неконкурентности имеет два измерения: индивидуальное и коллективное. Во-первых, агенты могут беско-нечное число раз пользоваться одним и тем же знанием для осуществления того или иного действия, ничего за это не платя (индивидуальное измерение). Во-вторых, одним и тем же знанием может пользоваться бесконечное число агентов, не лишая этой возможности других (коллективное измерение).

Свойство кумулятивности проявляется в том, что знание можно использовать в качестве интеллектуального ресурса, порождающего новые идеи и новые блага. В этом случае внешние эффекты знания не только приносят выгоду или удовольствие потребителям, но также служат его аккумуляции и коллективному прогрессу.

Основной импликацией этих свойств является различие частной и общественной выгод от производства, распространения и использования знания. Поскольку предельная стоимость использования знания ничтожна, максимальная эффективность его использования предполагает отсутствие ограничений на доступ и близкую к нулевой цену использования; то есть знание должно быть «бесплатным» товаром. Однако производство знания может быть весьма дорогим. Соответственно, максимальная эффективность использования ресурсов для создания нового знания требует, чтобы стоимость всех необходимых ресурсов покрывалась экономической ценностью созданного знания.

В этом суть так называемой «дилеммы знания»: «лишь расчет позитивной цены на использование знания гарантирует выделение ресурсов на его создание, но лишь ничтожная цена гарантирует его эффективное использование. Это дилемма между общественной целью обеспечения эффективного использования знания и целью создания идеальной мотивации для его частного производителя» (ibid., р. 116). Чем более кумулятивным является знание, тем более убыточным будет назначение на него цены. В области научного и технического знания ограничения на его использование могут привести к замедлению аккумуляции и коллективного прогресса, который осуществляется в результате новых комбинаций различных элементов знания.

«Дилемма знания» не имеет простого решения. На практике применяются различные социально-экономические механизмы согласования общественных и частных интересов в плане производства, распространения и использования знания, каждому из которых присущи как определенные достоинства, так и некоторые недостатки.

Дилемма знания: при производстве знания количество потребления денежных ресурсов значительно меньше, чем при возможной выгоде от их использования.

Вопрос 28: Управление знанием в корпорации.

Управление знанием - намеренное манипулирование коллективным опытом организации с целью повышения эффективности ее функционирования.

Развитие организации происходит под воздействием системы управления, принятых норм и правил поведения. Интересы управленческого аппарата и функциональных подразделений противоречивы. Противоречие заключается в том, что система управления в лице администрации заинтересована в унификации поведения подчиненных ей людей и групп. Чем выше уровень унификации, тем легче осуществлять управление, предсказать результат управляющего воздействия и добиться устойчивой и стабильной работы всей системы.

Процесс управления знанием

Очень важно отличать управление знанием от управления информацией, хотя и то, и другое играет роль в успешной работе организации. Если управление информацией состоит в совершенствовании рутинного реагирования на ожидаемые стимулы, то управление знанием направлено на развитие инновационного реагирования на новые возможности и вызовы (ср. Frappaolo, 2006, р. 9). Иначе говоря, если рутинное реагирование может быть легко автоматизировано, то инновационное реагирование обязательно включает в себя креативный элемент.

Схематически процесс управления знанием может быть представлен в виде так называемой «цепи знания» (Koulopoulos et al., 1997). Эта цепь состоит из четырех звеньев: внутренней осознанности, внутренней реактивности, внешней осознанности и внешней реактивности. Эти звенья образуют инновационный цикл организации.

Внутренняя осознанность характеризует способность организации быстро оценить собственный потенциал в плане навыков своих сотрудников, ноу-хау, интеракции и способности к обучению. Традиционная функциональная организационная структура обычно препятствует внутренней осознанности, так в этом случае компетентность чаще всего определяется в плане продуктов и услуг, а не навыков. Внутренняя осознанность предполагает постоянное отслеживание уже сделанного и оценку возможного.

Внутренняя реактивность представляет собой способность использовать внутреннюю осознанность с целью осуществления изменений, удовлетворяющих требованиям рынка. Она характеризует быстроту трансляции компетентности в действия.

Внешняя реактивность представляет собой способность организации наилучшим образом адаптироваться к требованиям рынка. Она включает в себя способность эффективно и своевременно реагировать на возможности и угрозы, исходящие извне организации, и тем самым создает конкурентное преимущество.

Внешняя осознанность находится в зеркальных отношениях с внутренней. Она характеризует способность организации оценивать реакцию рынка на ее товары и услуги, определять целевого потребителя, понимать его потребности, учитывать возможности конкурентов, рыночные тренды и т.д.

Если представить «цепь знания» в виде таблицы, то можно достаточно наглядно продемонстрировать отличия обычной организации от организации, применяющей управление знанием (таблицы 5.1 и 5.2). Можно заметить, что, в отличие от обычной, в организации, применяющей управление знанием, все четыре ячейки являются проницаемыми, обеспечивая постоянную циркуляцию знания. Иначе говоря, успех не гарантируется хорошими показателями в одном из квадрантов, а требует одинаковой эффективности в каждом и, что важнее, определяется скоростью циркуляции по ним знания. Это, в свою очередь, зависит от качества связей между различными видами знания внутри организации, его производителями и потребителями.

Таблица 5.1. «Цепь знания» в обычной организации Внутренняя Внешняя
Осознанность Слабая осознанность проявляется в директивном управлении, отсутствии разделения знания, рутинных процедурах. Акцент на продукт и процесс. Обратная связь с потребителем строится на тщательном исследовании рынка с акцентом на известность бренда. Отсутствие динамического реагирования. Не предпринимается попыток прогнозирования рынка.
Реактивность Новые идеи тормозятся приверженностью рутинному порядку, иерархической структурой управления и излишним департаментализмом. Несовершенные каналы дистрибьюции ведут к стандартизации продукции, большим промежуткам между циклами инновации и излишнему акценту на внутренней ставке дохода по инвестициям.

 

 

Таблица 5.2.«Цепь знания» в организации, применяющей управление знанием Внутренняя Внешняя
Осознанность Коллективное осознание своих сильных и слабых сторон. Свободная коммуникация опыта. Акцент на компетентность и навыки. Постоянное устранение барьеров между рынком и инновационной способностью. Партнерские отношения с настоящими и будущими потребителями и конкурентами.
Реактивность Способность быстро реорганизоваться в соответствии с осознанием своих ресурсов и требованиями (возможности) рынка Постоянное реагирование на запросы рынка. Акцент на потребителя, а не на ценовую политику.

 

Знания не только представляют собой самостоятельную ценность, но и порождают мультипликативный эффект по отношению к другим факторам производства, воздействуя на уровень эффективности их применения. Таким образом, в современной экономике источником конкурентных преимуществ становится не выгодная рыночная позиция, а сложные для репликации знания как активы и способ их размещения. Причем в центре внимания здесь находится не создание знаний, а их движение и использование в организации.

Информация и знания, составляющие основу интеллектуального капитала, обладают рядом специфических характеристик в отличие от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов организации:

▪ ценность знаний заключается в их изобилии, в то время как прочие ресурсы оцениваются исходя из понятия редкости;

▪ в структуре себестоимости «материализованного знания» (наукоемких товаров и услуг) преобладает тенденция к накоплению издержек на начальной стадии производства;

▪ между затратами знаний на входе и объемом знаний на выходе нет значимого экономического соответствия.

это необходимая информация, используемая по определённым правилам и в соответствии с определенными процедурами и с учетом отношения (понимание, одобрение, игнорирование, согласие, отрицание и т. д.) использующих субъектов к этой информации. Сегодня организационные знания рассматриваются одновременно как информационный запас и как поток (движение этой информации) одновременно.

Икуджиро Нонака была разработана спираль знаний — модель, объясняющая как при создании новых знаний явные и неявные знания взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования:

1. социализации (превращению неявных знаний в неявные);

2. экстернализации (превращению неявных знаний в явные);

3. комбинации (обращению явных знаний в явные);

4. интернализации (превращению явных знаний в неявные).

В процессе социализации происходит невербальная передача скрытого знания от одного члена организации к другому, например, с помощью наблюдения одного человека за другим. Экстернализация представляет собой процесс превращения скрытого знания в явное при помощи необычного использования языка, различных метафор и аналогий. Комбинирование — это передача явных, кодифицированных знаний от одного человека другому при помощи книг, газет, лекций, компьютерных технологий, а интернализация — превращение явного знания в скрытую форму, например, посредством практического выполнения какой-то деятельности.

Основное внимание авторы уделяют неформализованному знанию — предчувствию, пониманию, догадкам, эмоциям, идеалам. Данный вид знаний позволяет организации решать многие важные задачи, дает возможность увидеть фирму как живой организм, а не как машину для обработки информации. В связи с этим стремление многих современных организаций перевести неявные знания в формализованные не будет иметь такого результата, как в случае существования этих знаний в своей первоначальной форме.

Для каждой фирмы характерна своя модель управления знаниями, учитывающая специфику деятельности, масштабы производства, организационные особенности, корпоративную культуру компании. Однако, вне зависимости от направления движения информационных потоков, менеджмент знаний должен обеспечивать контроль за осуществлением в организации следующих процессов:

1. создание новых знаний;

2. использование имеющихся знаний при принятии решений;

3. воплощение знаний в продуктах и услугах;

4. передача существующих знаний из одной части организации в другую;

5. обеспечение доступа к необходимым знаниям авторизованным подразделениям, сотрудникам, процессам и системам;

6. поддержание целостности знаний, защита знаний от внешних и внутренних угроз;

7. структуризация, кодификация и идентификация знаний.

Последовательное чередование четырех процессов — социализация, экстернализация, комбинация, интернализация — создает спираль знаний. Центральная задача менеджеров, таким образом, заключается в том, чтобы обеспечить эффективное функционирование этой спирали. Для этого Нонаки и Такеучи было введено понятие модели организации, в которой управление проходит путь «из центра—вверх—вниз», где в центре событий находятся менеджеры среднего звена. Именно они являются проводниками идей между оторванными от реальности и выдвигающими порой идеалистические концепции руководителями высшего звена и приземленной, рутинной деятельностью рядовых сотрудников, которые эти концепции должны реализовывать.

Система управления знаниями — это набор повторяемых на регулярной основе управленческих процедур, призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования ценной информации с точки зрения компании.

В своей статье «Концепция управления знаниями в современных организациях» Б. З. Мильнер. выделяет три основные компонента, входящие в состав системы управления знаний, а именно:

▪ человеческие;

▪ технологические;

▪ организационные.

Культура является важнейшей проблемой в сфере знаний, поскольку именно человеческий фактор (ценности, уровень связей или изолированности в организации) создает или разрушает систему управления знаниями. Человеческие взаимодействия и отношения нередко называются «социальным капиталом», элементом общего капитала фирмы.

Технология не может одна разрешить проблемы знания или создать среду обмена знаниями, хотя и является очень важным элементом системы управления знаниями. Применение современных информационных технологий, ни в коем случае не должно устранять необходимые элементы обычного межличностного общения, ведь именно они делают процессы обмена знаниями в организации более интенсивными. В связи с этим необходимо уделять внимание не только материально-технической части, но и, главным образом, организационным моментам.

Структура организационных знаний состоит из практических, теоретических, стратегических, коммерческих и производственных знаний. Организация извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью повышения качества выпускаемых изделий и оказываемых услуг и, следовательно, конкурентной позиции фирмы. Управление каждым из перечисленных элементов в составе системы управления знаниями основано на использовании уже рассмотренных процессов — создании, хранении, использовании и распространении знаний в рамках организации.

Таким образом, с точки зрения менеджмента знаний, суть фирмы заключается в её потенциале создания, передачи, собирания воедино, интеграции и эксплуатации знаний как активов. В результате из знаний образуются компетенции, которые, в свою очередь, служат основой для создания продуктов и услуг, предлагаемых фирмой на рынке. Иными словами, управление знаниями, интегрируя в себе множество различных дисциплин, таких как управление персоналом, маркетинг, экономика, психология и информатика, является технологией XXI века, позволяющей организациям обеспечивать свою конкурентоспособность на рынке.

Спираль знаний — это модель, предложенная Икуджио Нонака для объяснения того, как явные и неявные знания при создании (генерации нового) знаний взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования или способов поведения.

Обучающаяся организация — это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Она гибко и адаптивно изменяется в ответ на новые знания и контекст ситуации. В ней люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в ней взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в ней люди постоянно учатся тому, как учиться вместе.

Обучающееся сообщество — это неформальная группа людей, без привязки к организационной структуре, совместно обсуждающая лучшие практики, различные вопросы или навыки, о которых группа стремится побольше узнать.

Карта знаний — это процесс идентификации знаний и умений, необходимый для продажи или выработки решения.

 


Дата: 2016-10-02, просмотров: 462.