Обыденное познание – это первичная, наиболее простая форма познавательной деятельности субъекта. Оно стихийно осуществляется каждым человеком на протяжении всей его жизни, служит приспособлению к реальным условиям житейского бытия и направлено на приобретение тех знаний и навыков, которые необходимы ему каждый день и час. Такие знания обычно довольно поверхностны, далеко не всегда обоснованы и систематизированы, достоверное в них тесно переплетено с заблуждениями и предрассудками. Вместе с тем в них в форме так называемого здравого смысла воплощен реальный житейский опыт, своеобразная мудрость, позволяющая человеку вести себя рационально в самых различных житейских ситуациях. Обыденное знание, кроме того, постоянно открыто для результатов других видов познания – например, научного: здравый смысл способен усваивать сравнительно простые истины науки и становиться все более теоретизированным. К сожалению, подобное влияние науки на обыденное сознание не столь велико, как хотелось бы, например, одно из исследований ВШЭ показало, что только 87% россиян знают, что Земля вращается вокруг Солнца;.В целом же обыденное познание всегда ограничено определенными рамками – ему доступны лишь внешние свойства и связи предметов повседневного опыта. Для получения же более глубоких и существенных сведений о реальности необходимо обращение к научному познанию.
Обыденное знание– то, что формируется в повседневной человеческой жизни, в быту, семье и т.д. Это знание не систематизировано, носит отрывочный, фрагментальный характер. Особенность его – выражен в естественном языке, не всегда в словах, а в чувственных образах – преданиях, предрассудках, верованиях. Функция этого знания – направлено на ориентацию человека в окружающем мире и на организацию человеческой деятельности. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия
Как любой сложный объект, обыденное сознание обладает определенной структурой, включая в себя элементы, существенно различающиеся по своим свойствам и происхождению. Наряду с совокупностью представлений, образующих знание, в сознании человека существуют ценностные и оценочные компоненты. Совокупность последних может быть названа«обыденной онтологией».Эта онтология включает в себя ценностные элементы, заимствованные из традиционной культуры, идеологий, транслируемых через систему обучения и по каналам пропаганды, а также ценности и оценки, выработанные людьми индивидуально либо коллективно в первичных группах или сообществах.
Компоненты обыденного знания могут различаться по степени своей концептуализации. Иными словами, в составе обыденного знания могут быть обнаружены неконцептуализированные, слабоконцептуализированные и высококонцептуализированные компоненты. В этом заключается одно из его коренных отличий от научного знания, которое, если и не является целиком высококонцептуализированным, то, во всяком случае, стремится к этому идеалу.
За пределами зоны концептуальной проработанности существуют неконцептуализированные элементы знания, составляющие обыденный контекст жизнедеятельности человека. В своем повседневном поведении человек, как правило, руководствуется не концепциями, а своего рода доконцептуальными знаниями и представлениями. К примеру, знание о том, как добраться от дома до работы, за исключением каких-то особых случаев, не требует специальной рефлексии и концептуальной проработки. Повседневный контекст жизнедеятельности человека, неконцептуализируемый в силу своей привычности и «беспроблемности», может служить источником важной информации для социального исследователя, плохо знакомого с конкретными условиями на изучаемом объекте. То, что привычно и почти неосознаваемо для членов определенной социальной среды или субкультуры, для внешнего наблюдателя может быть поразительным и неожиданным. Сказанное относится, в частности, к реально существующим в нашей стране производственным отношениям на микроэкономическом уровне, образующим практически неизученные до сих пор «производственные субкультуры».
Повседневное знание — состоит из всех сфер знания.
Вненаучное знание
естественнонаучное
гуманитарное
техническое стандартное знание
художественн
способ приспособления к окружающей действительности
1 2
РЕАЛЬНОСТЬ
1 — преобразование
2 — адаптация
Происходит некоторое переключение между формами различного знания в зависимости от, например, деятельности, которая направлена на преобразование реальности и адаптацию к ней.
Существуют ли стандарты знания для больших групп людей? Т.Е. Повседневное знание общества. → стандартные действия, стандартное мышление (например, военные).
Выстраивание приоритетов, выделяя опр область знания с целью формирования стандартного мышления.
Повседневное знание — стандартное знание, и строго говоря, оно не является знанием, это умения и навыки, т. е. знание на уровне рефлексов (стандартные действия). Оно не является познанием действительности, оно позволяет преобразовать и адаптировать реальность.
(В незнакомой ситуации мы вспоминаем опыт других людей, советы, технику и прочее).
Мы не осознаем повседневное знание как знание. S - O отношения слиты между собой.
Повседневное знание — знание мира, в котором мы совершаем определенные действия. Гуссерль называл это «жизненным миром». Жизненный мир человека изначально социализирован. Изначально он индивидуален, но с другой стороны, он един для всех, т. к. мы взаимодействуем друг с другом.
Наличный запас знания, который обладает индивидуализмом, формируется не только отдельным индивидом, но и всеми окружающими людьми.
В результате инд жизни Повседневное 3нание корректируется и передается дальше. Но мы принимаем на веру то, что совпадает с нашим знанием. Наличное знание позволяет предвосхитить некоторые события (дни недели, выборы).
Культура повседневности
Структура повседневного знания:
1. относительно небольшое ядро ясного, отчетливого, внутренне непротиворечивого знания
2. зона различных степеней неясности, смутности и неопределенности
3. зона вещей, которая принимается как данность (мнения, догадки): знание — вера.
4. Зона полного неведения.
Этот алгоритм подходит и для научного знания: от известного к неизвестному, от «сути к мути». СоЗнание интенциально, оно всегда направлено на некий объект (фантом).
Существует одна преимущественная реальность — реальность повседневной жизни, которой подчинено все знание, все остальные реальности. → Способ самосохранения жизни.
(Самопожертвование, подвиг — способ перехода в другую реальность).
Реальность повседневной жизни (РПЖ) — высшая реальность. Это упорядоченная реальность, она уже систематизирована и объектирована тем порядком, который уже сложился до нас (прежде всего, язык).
РПЖорганизуется вокруг моего тела и моего времени (пространственно-временной континуум «здесь и сейчас»). РПЖ всегда разделяется с другими людьми.
Повседневное знание — знание, которое мы разделяем с другими людьми.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 384.