По степени научности знания могут быть научными и вненаучными.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вненаучное (донаучное) знание – способ освоения окружающей действительности, который предназначен для удовлетворения определенных потребностей людей. Первичные способы освоения действительности – мифическое, религиозное, художественное знание. Носят исторический характер (в рамках мифов и др.). Первобытные люди таким образом пытались объяснить окружающую действительность. Мистика– это вера в тайные силы, которые не подчиняются законам природы. Для нее характерна неизбежность (зыбкость, невозможность изложить суть ясно), интуитивность (невозможно постичь разумно, только через чувства). Истина открывается только избранным. Мистика считается способом управления человеческими чувствами. Возникла в Средние века. На первых порах шла вместе с научными исследованиями. В нашей стране расцвет мистики во второй половине 20 века – идет вместе со взлетом постмодернизма в искусстве и науке. Стали возникать явления, показывающие разочарование в рациональном подходе, в моду входит интуитивное понимание. Иррациональное движение души. Слитность субъекта и объекта. Художественный образ подменен игрой. Причины – экономические и социальные потрясения в мире. Утеряна вера в идеологию, ценности, на место этих ценностей приходят квази-ценности и квази-идеологии. Человек пытается на уровне своего понимания объяснить действительность. Многое связывается не с трудом, а с удачей. Моден не сам процесс, а результат. Это относится и к паранауке – той, что паразитирует на научных исследованиях.

Критерий отличия вненаучного и научного знания – истина или не истина.

 

Вненаучные знания могут быть:

1) Паранаучными — знаниями, не совместимыми с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности; НЕ ОТВЕЧАЕТ КРИТЕРИЯМ НАУЧНОСТИ

Культурно-исторические примеры паранаучных концепций:

· Древнейшие учения медицинского, алхимического, астрологического, гадательного (дивинация) и прочего характера, имевшие распространение в Древнем Египте,Вавилонии, Индии и Китае;

· Древние учения аналогичного типа, свойственные для античных Греции и Рима (например, герметизм, мантика, некромантия и нумерология);

· Неортодоксальные средневековые учения (такие как каббала, алхимия);

· Церковные средневековые учения (демонология, учение об аде, экзорцизм, арифмомантия);

· Эволюционно восходящие к средневековым учения эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени (дополняясь такими направлениями, как физиогномика,хиромантия и спиритизм);

В современной практике термин «паранаука» применяется в разнообразных контекстах:

· По отношению к новым, ещё не завоевавшим авторитета теориям, не соответствующим доминирующей теоретической парадигме (см. Протонаука).

· По отношению к комплексу практического познания мира, для которого не обязателен идеал научной рациональности. Например, «народные науки» — народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология

· Напротив, к паранаукам, как правило, не относятся те разделы наук или практических методов, в которых содержится приставка «пара-». Она обозначает методы, средства и практики, находящиеся вне основного содержания данной науки или практики. Например, паралингвистика — раздел языкознания, изучающий неязыковыесредства в составе речевого сообщения; парамедицина — раздел медицины, изучающий методы оказания доврачебной медицинской помощи.

2) Лженаучными — сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное; ОШИБОЧНОЕ ЗНАНИЕ, СОЗНАТЕЛЬНО ЭКСПЛУАТИРУЕТ ДОМЫСЛЫ И ПРЕДРАССУДКИ

3) Квазинаучными — они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина; фиксизм, как квазинаука в советской геологии 50-х гг.; шельмование кибернетики и т.д.; ИСПОЛЬЗУЕТ НАСИЛИЕ И ПРИНУЖДЕНИЕ

Лысе́нковщина — политическая кампания по преследованию и шельмованию группы генетиков, отрицанию генетики(вейсманизма-морганизма) и временному запрету генетических исследований в СССР (при том, что Институт генетикипродолжал своё существование).

Фикси́зм — научное направление в геологии, концепция, исходящая из представлений о фиксированном, незыблемом положении континентов на земной поверхности. Согласно концепции фиксизма, решающая роль в развитии земной коры отводится вертикальным движениям

4) Антинаучными— как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но, хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может; УТОПИИ

5) Псевдонаучными — представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс; Для псевдонаучного знания характерна сенсационность, признание тайн и загадок, умелая обработка фактов. Исследованию свойственен принцип истолковывания, привлекается материал, который подтверждает высказанные вгляды, причем он может быть истолкован в свою пользу. По форме псевдонаука – это прежде всего рассказ и объяснение через сценарий. Другой признак - безошибочность, критические аргументы не влияют на истолковывание рассказанной истории.

6) Обыденно-практическими — доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объёмом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путём доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, ирецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств. Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер;

7) Личностным — зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное же знание общезначимо (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы понятий, способов, приёмов и правил построения.

Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания. В истории культуры формы знания, отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием — эзотеризм.

Популярность псевдонауксвидетельствует, что их существование обусловлено серьезными социальными и психологическими причинами. Каковы же они?

1) Важнейшая из потребностей человека, которую стремятся удовлетворить как наука, так и псевдонаука, — познавательная. Наука дает объективное и доказательное знание, но это знание общего. В повседневной жизни большую ценность имеет знание индивидуального, знание частных обстоятельств.

2) Научная картина мира — сложная картина, иногда человек склонен удовлетворяться псевдообъяснениями. Все это очень напоминает мир музыки: выдающиеся композиторы сочиняют глубокие произведения, способные пережить века, но большей популярностью пользуются легкие песенки-однодневки. Из этой аналогии, кстати, понятно, что директивно запрещать псевдонауку столь же бесполезно, как эстрадную музыку — она будет существовать, пока люди испытывают в ней психологическую потребность.

3) Наиболее фундаментальные законы природы часто формулируются как абсолютные запреты. Нельзя двигаться быстрее света— а хотелось бы. Невозможно возникновение энергия ниоткуда, — а это означает, что за бензин придется платить всегда. Психологически эти запреты воспринимаются как недружественные ограничения свободы и желаний человека. Чудесный, пусть и призрачный, мир псевдонауки, где возможно все, выглядит гораздо привлекательнее. Именно поэтому так популярны рассказы о всемогущих колдунах, экстрасенсах и пришельцах

Дата: 2016-10-02, просмотров: 290.