Существует три основных способа коммерциализации знания (ср. Skyrme, 2001a, pp. 31):
1. Добавление стоимости товаров и услуг. Знание добавляет стоимость базового продукта, как в случае рекомендаций телекоммуникационных компаний относительно оптимальной конфигурации и использования оборудования.
2. Консультационные или образовательные услуги. Знание специалистов решает проблемы потребителей.
3. Публикация. Знание превращается в информационный пакет и продается в различных форматах (экспертные системы, базы данных, учебники и т.д.).
На практике организации обычно пользуются двумя или несколькими способами. Так, консалтинговые фирмы дополняют свои услуги предоставлением клиентам возможности доступа к своим базам данных, а тренинговые компании наряду с опубликованными материалами предоставляют также экспертные услуги.
К знанию выдвинулось множество новых требований.
Во-первых, актуальным становится то знание, которое способно переводиться на язык машин, так как оно неразрывно связано с развитием технологий. Знание должно быть способным переводиться в некий универсальный код. И люди должны обладать достаточными навыками и возможностями дешифровки его. Во многом здесь говорится о медиа средства распространения информации, которые сейчас широко используются. Более того, некоторые отрасли знания, например программирование, не возможны без машин. Во-вторых, знание становится товаром, который потребляется, производится и подлежит обмену. Оно уже не является самоцелью, как это провозглашалось ранее, а становится участником рынка. Знание всё менее носит характер цели формирования личности и разума, одной из важных целей начинает являться получение «конкурентоспособного» знания. Коммерциализация знания приводит с одной стороны к тому, что в образовании знание перестает быть самоцелью и "теряет свою потребительную стоимость"; с другой стороны, знания, введённые в оборот по тем же сетям, что и денежное обращение, становится "знаниями, обмениваемыми в рамках поддержания обыденной жизни". В-третьих, знание становится уже участником «больших политических игр» в гонке государств, а поэтому оно всё сильнее подчиняется социальному заказу. А, следовательно, оно начинает подчиняться совсем другим законам обращения в обществе: оборот знаний приобретает характер денежного оборота. Это отсылает нас обратно ко второму пункту, в котором говорится о том, что роль знания, как самоценности, несомненно, уменьшается.
Общество знания – концепция общества нового типа, в котором доминирующую роль практически во всех сферах социальной жизни играет научное знание.
Знаниеемкие виды деятельности (knowledge-intensive activities) – сектор экономики, занимающийся производством и обработкой информации. Они играют значительную роль в обществе знания.
В обществе знания сокращается время от открытия до внедрения в жизнь.
Знание как товар. Товар – способность вещи быть продаваемой и потребляемой. Включение знания в процесс производства.
– Каковы последствия коммерциализации науки, как она сказывается на статусе науки в современной культуре и на ее функциях в жизни общества?
– Можно выделить три основные функции науки. Они формировались исторически. Первая из них – мировоззренческая. Еще эпоха Просвещения провозгласила право науки на формирование своей картины мира и на изменение структуры образования, которое должно базироваться на усвоении научных знаний. Реализация этого проекта в XIX–XX веках утвердила мировоззренческую функцию науки в качестве ценности культуры. Наука не только формирует наши представления о мире, но и особым образом организует наше мышление.
В 1930-х годах Лев Выготский и Александр Лурия в рамках экспедиции АН СССР проводили исследования в Средней Азии с целью выявить, что собой представляет тип обыденного сознания людей традиционалистских культур. Опрашивали жителей кишлаков, в том числе мудрых аксакалов, и получили удивительные ответы. Например, вопрос: «У вас 20 мешков муки и у вас пять сыновей. Сколько мешков достанется каждому из них?» – «По четыре». То есть делить умеют. Тогда задается другой вопрос: «До соседнего кишлака пешком 20 минут, а на велосипеде в 5 раз быстрее. За сколько времени можно добраться до соседнего кишлака на велосипеде?» – «Может, за минуту, может, за две. Не знаю, я на велосипеде никогда не ездил». Другими словами, человек не хочет прилагать известные ему знания к абстрактной ситуации, которая не встречалась в его жизни. Так организовано обыденное сознание людей. Показательно, что дети из тех же кишлаков, которые изучали начальный курс математики и основы наук о природе, без затруднений решали подобные задачи.
Мировоззренческая функция науки была предпосылкой становления и двух других ее функций – превращения в производительную силу, а затем, уже в ХХ столетии, в социальную силу, связанную с внедрением социально-гуманитарных технологий и применением научных знаний в сфере социального управления. В условиях коммерциализации науки две последние функции начинают доминировать. Что же касается первой, то она непосредственно не приносит прибыли. Она связана с открытиями фундаментальных наук и с трансляцией в культуре идеалов и норм научной рациональности.
(Вячеслав Степин)
Дата: 2016-10-02, просмотров: 300.