М.Шелер представитель философской антропологии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Шелер исходит из того, что антропологической основой образования в современной культуре является свобода, под которой он понимает спонтанность духовного центра в человеке. Понятие духа является основой онтологии и метафизики Макса Шелера. При этом антропологические основания образования Макса Шелера рассматриваются как попытка определенного стратегического планирования образовательного процесса человека на протяжении всего его духовного (личностного) становления.

По его утверждению, образованный человек это не человек, способный максимально точно предугадать дальнейшее развитие событий в той или иной области знаний и направить это развитие в нужное ему русло, или тот кто много знает. По словам Шелера, образованным человеком называется человек, овладевший своей личностной структурой, человек с высоким уровнем всех трёх основных видов знания, в котором все три вида тесно переплетаются между собой и крайне быстро взаимодействуют с происходящими вокруг ситуациями, находя из них правильный выход.

Лекция старшекурсников .

Концепция Шелера вытекает из других основоположностей, нежели у Маннгейма.

1) У Шелера зависимость между соц. знаниями и общественной структурой не является основным.

2) Шелер рассматривает не столько механизмы зависимости знания от общества, сколько множественность процессов, на основе которых формируется знание, в которых общество играет важную, но ее единственную роль.

3) Существует вечный и объективный порядок ценностей

a. Духовные (объединяющие)

• Являются факторами трех составляющих: религия, метафизика, естественные науки

• Духовные ценности - результат идеальных факторов.

b. Материальные (разъединяющие людей)

Основными работами Шелера, посвященными феноменологии и социологии знания являются: «Феноменология и теория познания», «Проблемы социологии знания» и «Формы знания и образование».

Феноменологию Шелер рассматривает скорее не как метод, а как духовную установку сознания на усмотрение сути вещей.

Она предполагает тесный и неопосредованный контакт с миром. Высшей целью всякого познания выступает постижение самоданности (!) фактов, т.е. того, что есть в том или ином предмете a priori (т.е. дано изначальным, фундаментальным порядком вещей. Шелер любит порядок и иерархии кароч); во многих случаях это можно постичь с помощью разума посредством мыслительной процедуры десимволизации. Также важна роль интуиции, поскольку она обширней, чем чувственный опыт.

Понятие самоданности в том или ином виде проникает в социологию знания Шелера: он говорит об априорности знания человека о самом себе; также, выдвигая пять бытийных и предметных сфер, ученый говорит о сфере абсолютного, что можно соотнести с его феноменологической категорией самоданности.

**Шелер предлагает ряд масштабов познания, которому помимо иерархичности характерна кумулятивность: каждый последующий элемент включает и предполагает наличие предыдущего( Самоданность,

Адекватность познания, Ступень относительности наличного бытия предметов, Истинное бытие, Материальная истина, Правильность-неправильность).

Согласно феноменологии Шелера, всякий познавательный акт интенционален, т.е. имеет определенную направленность. Шелер впервые применяет феноменологический метод к эмоциональной сфере человека, рассматривая эту сферу как априорную структуру. Он полагает, что все восприятия, желания, а также мышление вызываются эмоциональным опытом переживания ценностей. Ценности дорациональны, и их сущность заключается в любви. Интенциональность ценностей состоит в том, что человек может предпочитать более высокие (или более низкие) ценности тем, которые ему даны.

 

Свою социологию знания Шелер считал новым словом в науке. Он критиковал закон трех стадий Конта, говоря, что ученые должны создать иной закон о восходящем движении знания, в рамках которого контовское понимание будет казаться уже чем-то побочным.

Оригинальность подхода Шелера состоит в том, что, согласно его концепции, предметом социологии могут быть не только осознанные и рациональные социальные действия. Отрицает жесткую рациональность Макса Вебера, утверждая, что социальные действия могут быть спонтанными и стихийными. И еще Шелер включил в предметную область социологии знания такие иррациональные компоненты, как инстинкты, аффекты, влечения, эмоции, присущие в той или иной мере каждому живому существу. Естественное мировоззрение, по Шелеру, предполагает помимо рациональных компонентов также и верования, суеверия; следовательно, социология знания имеет в качестве предмета не только собственно истинное знание, но и социологию безумства, заблуждения, обмана.

Человек представлен в двойственности своей природы (инстинкты+духовная сторона). Каждый отдельный его акт имеет как духовную, так и инстинктивную интенцию. Ученый выделил три фактора, которые являются основными инстинктами, побуждающими человека познавать окружающую действительность: любопытство, удивление, воля к власти. Учение об инстинктах является базисом для реальной социологии, а учение о духе – для социологии культуры. Духовная сфера, в конечном счете, преобладает над инстинктами. Социологию знания Макс Шелер рассматривает как одну из самых важных частей социологии культуры.

*****Три аксиомы социологии знания:

1) знание человека о самом себе как о члене общества дается априори.

2) а) человек участвует в переживаниях окружающих каждый раз по-разному, это зависит от структуры группы. Способы участия Шелер называет «идеальными типами». Они бывают от просто идентификации другого до умозаключения по аналогии. Между этими двумя типами находятся неосознаваемое сопереживание, непроизвольное подражание, традиция, субъективное понимание и сочувствие.

б) с помощью наследственности передаются способности и таланты, что первостепенно для получения знания. Соц. положение не имеет значения для этого. + гениальность – не равно талант, она не наследуется.

в) групповая душа (неосознанное проявление индивидом характеристик своей группы) – это мифы, сказания; она анонимна и безлична.

Групповой дух – совершается осознанно определенными людьми (элитой) и оформляется в соц. институтах – государство, наука. Он устанавливает образцы, несет в себе ценности.

3) бытийные и предметные сферы. Их пять, они были выше в связи с феноменологией.

 

СЛЕДУЯ ТРЕМ ЭТИМ АКСИОМАМ, ШЕЛЕР ДЕЛАЕТ ВЫВОД О СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ХАРАКТЕРЕ ВСЯКОГО ЗНАНИЯ.

*****Высшие роды знания по Шелеру:

1. Миф и сказание,

2. Знание, содержащееся в народном языке,

3. Религиозное знание,

4. Мистическое знание,

5. Философско-метафизическое знание,

6. Позитивное знание,

7. Технологическое знание.

Роды знания ученый организует на основании возрастания искусственности. Так мифологическое знание рассматривается как «недифференцированные праформы религиозного, метафизического знания и знания о природе», а технологическое знание точных наук оно более структурировано и значит искусственно.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 308.