Целевую аудиторию (иначе ее называют «мишень») рекламной кампании составляют люди, которым хотят передать рекламное обращение по возможности более точно, чтобы избежать распыления информации, поскольку это влечет за собой неэффективность и бесполезные издержки. В большинстве случаев она совпадает с целевым рынком продукции рекламодателя. Иногда целевая аудитория включает представителей контактных аудиторий, посредников и референтных групп.
Целевая аудитория описывается различными социально-демографическими характеристиками. Медиапланеры должны иметь портрет или профиль целевой аудитории обращения (количественные и качественные характеристики сегмента в целом и среднего представителя сегмента в частности), знать ее мнения, предпочтения, ожидания. Чем более точно составлен портрет потенциальных покупателей, тем легче определить круг средств массовой информации и основные параметры кампании, с помощью которых будет достигнут максимальный результат при минимальных затратах.
При определении профиля целевой аудитории решающее значение имеет набор неких параметров, которые ее характеризуют. Они могут быть различными:
· географические: где человек живет, работает, покупает товар. Это может быть местоположение региона, динамика его развития, численность и плотность населения, доступность средств массовой информации, структура коммерческой деятельности, климат, юридические ограничения, развитость транспортной сети.
· демографические: возраст, пол, семейное положение и размер семьи, национальность, профессия, образование;
· экономические: занятость, уровень дохода, и как следствие покупательная способность;
· психологические или психографические (стиль жизни): темперамент, поведенческие привычки, социальная группа, этапы жизненного цикла семьи, черты характера, жизненная позиция, доминирующие мотивы поведения, образ жизни, система ценностей.
· поведенческие характеристики: интенсивность использования товара, опыт его использования, приверженность торговой марке, степень лояльности к фирме и бренду, повод для совершения покупки, важность покупки, адаптация к продукту, доминирующие мотивы покупки, частота пользования конкретным товаром, способность откликнуться на новые товары на рынке.
Известно, что потребители отличаются друг от друга по степени лояльности к марке, которая предполагает разный уровень активности потребления, знания марки и отношения к ней. Они обладают разным потенциалом с точки зрения продаж.
Следовательно, необходимо определить, кому в первую очередь адресовано рекламное сообщение:
1. Уже существующим потребителям, с тем чтобы убедить их в необходимости увеличения потребления.
2. Уже существующим потребителям аналогичных товаров с целью убедить употреблять именно этот продукт.
3. Совсем другим потребителям, с тем чтобы, например, придать более «молодой» облик продукту, учитывая, что потребитель рано или поздно перейдет в другую возрастную категорию.
В каждом из этих случаев определение целевой аудитории будет разным и, следовательно, медиаплан тоже будет разный.
Хотя маркетинговый план описывает целевой рынок, для использования в медиа-плане эта информация должна быть переведена в другой формат. Разработчики медиа-стратегии нуждаются в такой информации, которая укажет им наиболее эффективные средства для доставки сообщения соответствующей аудитории. Они должны убедиться, что конкретная аудитория средства информации совпадает с намеченной целевой аудиторией.
В идеале рекламисту надо бы найти такое СМИ, чья аудитория на 100% состояла бы из потенциальных потребителей конкретного товара, то есть характеристики целевой группы и характеристики аудитории издания или канала совпадали бы. Поэтому так важно четкое представление о профиле потребителей и профиле аудитории СМИ.
При анализе целевой аудитории необходимо выяснить, какие, и в каком количестве СМИ потребляют ее представители, другими словами, каковы их медийные предпочтения. Ведь войти с ними в контакт возможно лишь на той информационной территории, которую они сами предпочитают. Медиапланер должен знать, какие медиа (ТВ, радио, прессу) представители целевой аудитории обычно используют. Какие газеты и как читают? Какие каналы, программы, в какое время, как часто смотрят? Какие радиостанции слушают, какие радиопрограммы предпочитают? Без ответов на эти вопросы невозможно медиапланирование. Без таких данных о целевой аудитории медиапланер рискует «попасть пальцем в небо».
Безусловно, различные потребительские группы имеют различную структуру медийного потребления, которую необходимо учитывать при планировании рекламных кампаний. Например, старшие возрастные группы предпочитают ежедневные газеты ежемесячным журналам, а люди среднего возраста предпочитает еженедельную прессу (рис. 5.2.1.1); с ростом социального статуса люди начинают больше слушать радио и читать еженедельную прессу (рис. 5.2.1.2); те же изменения обусловлены и ростом доходов (рис. 5.2.1.3 ) и т. д.
Рис. 5.2.1.1 Структура медиапотребления в зависимости от возраста
Рис. 5.2.1.2 Структура медиапотребления в зависимости от социального статуса
Рис. 5.2.1.3 Структура медиапотребления в зависимости от дохода
Кроме того, важным показателем является время, которое аудитория готова посвятить СМИ:
• активно и продолжительно воспринимающие;
• неактивно и мало воспринимающие информацию.
Подобные данные позволяют определить наиболее эффективный рекламоноситель для конкретной целевой аудитории.
Обычно информация по медиапредпочтениям целевой аудитории собирается по следующим позициям:
Телевидение:
· возможность приема национальных и региональных телеканалов;
· суточная динамика телесмотрения в будние и выходные дни;
· активность просмотра регулярных передач центральных и местных каналов;
· недельная аудитория неэфирных (кабельных/спутниковых) телеканалов;
· отношение к телевизионным жанрам.
Радио:
· частота слушания общероссийских, межрегиональных и основных местных радиостанций;
· динамика и продолжительность слушания радио в будние и выходные дни;
· частотные диапазоны радиослушания;
· место радиослушания;
· отношение к жанрам радиопередач и музыкальным жанрам.
Пресса:
· средняя аудитория одного выпуска издания;
· частота чтения изданий;
· отношение к темам публикаций в газетах и журналах;
· способ получения периодики.
Интернет:
· частота и длительность пользования интернетом;
· пользование сервисами интернета;
· время и место пользования;
· тип подключения;
· посещение интернет-ресурсов.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 260.