I. Общее описание «дорожной карты»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План мероприятий («дорожная карта») по реализации Национальной стратегии повышения финансовой грамотности (Первый этап, 2017-2018 годы) (далее – «дорожная карта») направлен на создание основ финансово грамотного поведения граждан Российской Федерации как необходимого условия благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста, что составляет главную цель реализации мероприятий в рамках «дорожной карты». При этом под основами финансово грамотного поведения понимается совокупность финансовых знаний, установок, норм и практических навыков как результат целенаправленной деятельности по повышению уровня финансовой грамотности населения, которая определяет компетентный и ответственный (с учетом осознанных рисков) подход граждан, позволяющий им принимать своевременные и обоснованные решения на динамично развивающемся рынке финансовых услуг.

Задачами реализации мероприятий в рамках «дорожной карты» являются:

· повышение качества финансового образования, просвещения и информирования граждан;

· совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг;

· внедрение ответственного подхода к предоставлению финансовых услуг.

Целевые значения показателей сформулированы исходя из сравнительного анализа аналогичных показателей, приведенных в национальных стратегиях повышения уровня финансовой грамотности населения в зарубежных странах, то есть на основе бенчмаркингового подхода (benchmarking), исходных значений российских показателей и предполагаемого тренда их изменения в условиях изменения существующей сложной макроэкономической ситуации.

II. Контрольные показатели

Наименование показателя
1.1 Удельный вес граждан, понимающих соотношение «риск – доходность» при выборе финансовых продуктов для вложения денежных средств Взрослое население – 63 Школьники и студенты – 52 Взрослое население – 68 Школьники и студенты – 60
1.2 Удельный вес граждан, понимающих важность наличия финансовой «подушки безопасности» на случай непредвиденных жизненных ситуаций Взрослое население – 32 Школьники и студенты – 76 Взрослое население – 40 Школьники и студенты – 80
1.3. Удельный вес граждан, в домохозяйствах которых ведется учет доходов и расходов Взрослое население – 20 Школьники и студенты – н/д Взрослое население – 25 Школьники и студенты – н/д
1.4 Удельный вес граждан, сравнивающих условия предоставления финансовых услуг в различных компаниях Взрослое население – 39 Школьники и студенты – н/д Взрослое население – 48 Школьники и студенты – н/д
1.5 Удельный вес граждан, знающих о государственной системе страхования вкладов, включая знание максимального гарантированного размера страховой выплаты Взрослое население – 47 Школьники и студенты – 26 Взрослое население – 57 Школьники и студенты – 36
1.6 Удельный вес граждан, понимающих максимально возможную долговую нагрузку (DTI) Взрослое население – 56 Школьники и студенты – н/д Взрослое население – 63 Школьники и студенты – н/д
1.7 Удельный вес граждан, способных распознать признаки финансовой пирамиды Взрослое население – 27 Школьники и студенты – н/д Взрослое население – 35 Школьники и студенты – 43
2.1 Удельный вес граждан, знающих организации, занимающиеся защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг России, а также обращавшихся с жалобой на финансовую организацию Взрослое население – 12 Школьники и студенты – н/д Взрослое население – 18 Школьники и студенты – н/д
3.1. Удельный вес граждан, уверенных в справедливом решении спора с финансовой организацией Взрослое население – 20 Школьники и студенты – н/д Взрослое население – 25 Школьники и студенты – н/д

III. План мероприятий («дорожная карта») по реализации Национальной стратегии повышения финансовой грамотности (Первый этап, 2017 – 2018 годы)

Мероприятие Вид документа, подтверждающего исполнение мероприятия Срок реализации, квартал, год[1] Ответственные исполнители Ожидаемый результат
1. Направление деятельности по решению задачи №1 «Повышение качества финансового образования, просвещения и информирования граждан»
1.1. Актуализация элементов финансовой грамотности в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах и примерные образовательные программы Нормативный акт, иной документ о принятии результатов II-II кварталы Координационная комиссия, Минобр­науки России, Минфин России, Банк России Образовательные программы и стандарты, отвечающие по форме и содержанию современным требованиям
1.2. Доработка по результатам апробации программ учебных курсов по основам финансовой грамотности для их включения в образовательные программы учреждений общего образования, среднего и высшего профессионального образования Документ о принятии результатов   II-II кварталы Координационная комиссия, Минфин России, Банк России Образовательные программы и стандартов, отвечающие по форме и содержанию современным требованиям
1.3. Доработка по результатам апробации и тиражирование учебно-методических комплексов по основам финансовой грамотности Документ о принятии результатов IV квартал 2016-I квартал 2017 Координационная комиссия, Минфин России, Банк России Актуальные учебно-методичес­кие комплексы в доступной и наглядной форме, освещающие различные вопросы финансовой грамотности
1.4. Внедрение в образовательную практику интерактивных программ и курсов Документ о принятии результатов IV квартал 2016-I квартал 2018 Координационная комиссия, Минфин России Программы и методики интерактивного обучения учащихся, реализация которых позволит формировать у них основы грамотного финансового поведения и умение использовать знания финансовой грамотности при решении жизненных задач
1.5. Внедрение программ учебных курсов по основам финансовой грамотности в образовательные программы учреждений общего образования, среднего и высшего профессионального образования Документ о принятии результатов IV квартал 2016-I квартал 2018 Координационная комиссия, органы го­сударственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, Минфин России Включенные в образовательные программы учреждений общего образования, среднего и высшего профессионального образования программы учебных курсов по основам финансовой грамотности
1.6. Создание и совершенствование организации деятельности Федеральных и Региональных методических центров для подготовки кадрового обеспечения реализации мероприятий по финансовой грамотности Документ о принятии результатов II квартал 2017 Координационная комиссия, Минобранауки России, Минфин России Эффективно организованная сеть методических центров для формирования мощного кадрового потенциала повышения финансовой грамотности населения
1.7. Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования Документ о принятии результатов (Отчет о результатах обучения) I-IV кварталы Координационная комиссия, Минобрнауки России, Минфин России Выпуск высококвалифицированных педагогов в сфере повышения финансовой грамотности населения
1.8. Разработка и апробация цифровых образовательных ресурсов в сфере повышения финансовой грамотности населения на основе дифференцированного подхода Документ о принятии результатов I-IV кварталы Координационная комиссия, Минфин России, Банк России   Статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографи­ческие материалы, звукозапи­си, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса в сфере повышения финансовой грамотности
1.9. Внедрение в образовательную практику интерактивных программ и курсов для учащихся общеобразовательных учреждений, а также цифровых образовательных ресурсов на основе дифференцированного подхода Документ о принятии результатов I квартал 2017-IV квартал 2017   Координационная комиссия, органы го­сударственной власти субъектов Рос­сийской Федерации в сфере образования, Минфин России Включенные в образовательную практику интерактивные про­граммы и курсы для учащихся общеобразовательных учрежде­ний, а также цифровые образо­вательные ресурсы с учетом дифференцированного подхода
1.10. Разработка методологии и организации системы тестирования полученных знаний по основам финансовой грамотности для всех группы населения на основе дифференцированного подхода Нормативный акт, иной документ о принятии результатов   II- III кварталы Координационная комиссия, Минфин России Минобрнауки России   Система тестирования полученных знаний по основам финансовой грамотности для всех групп населения на основе дифференцированного подхода, предоставляющая достоверную информацию об уровне финансовой грамотности
1.11. Создание многофункционального интерактивного портала по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг Документ о принятии результатов IV квартал 2016-I квартал 2017 Координационная комиссия, Минфин России, Роспотребнадзор, Банк России   Многофункциональный интерактивный портал, на котором представлены актуальные информационные материалы, охватывающие ключевые вопросы финансовой грамотности, ориентированные на все группы населения и объединенные общей идеологией реализации Стратегии
1.12. Разработка концепции и внедрение стандартов представления и оформления информационных материалов по вопросам повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также информирующих о ходе реализации Стратегии в действующей сети участников реализации Стратегии, включая системы мониторинга и контроля качества размещаемой информации Документ о принятии результатов I -II кварталы Координационная комиссия, Минфин России, Роспотребнадзор, Банк России, Пенсионный фонд России   Эффективная организация доведения до целевых аудиторий информационных материалов по вопросам повышения финансовой грамотности до населения
1.13. Доработка и актуализация перечня тем и вопросов для постоянного информирования граждан по всем вопросам повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг Документ о принятии результатов   I-II кварталы 2017 Координационная комиссия, Минфин России, Минкомсвязь России, Банк России, Пенсионный фонд России Перечень актуальных тем и вопросов для постоянного информирования граждан по всем вопросам повышения финансовой грамотности населения
1.14. Разработка принципов, правил и требований к публикации и качеству информационных материалов о ходе и результатах реализации Стратегии Документ о принятии результатов   I-II кварталы 2017 Координационная комиссия, Минком­связь России, Мин­фин России, Банк России, Пенсионный фонд России Эффективная организация доведения до целевых аудиторий информационных материалов о ходе и результатах реализации Стратегии
1.15. Поддержка и актуализация «информационного пула» на основе заключения Соглашений об информационном партнерстве с широким кругом средств массовой информации Нормативный акт, иной документ о принятии результатов I-III кварталы Координационная комиссия, Минфин России, Банк России, Пенсионный фонд России Соглашения об информационном партнерстве
1.16. Организация системы периодических мероприятий для информирования населения по вопросам финансовой грамотности и привлечения внимания к этой проблематике, включая систему мониторинга и контроля результатов их проведения Документ о принятии результатов По плану проведения всероссийских мероприятий Координационная комиссия, Минфин России, Роспотреб­надзор, Банк России, Пенсионный фонд России Повышение доли населения, информированного по вопросам финансовой грамотности. Акцентирование внимания населения на необходимости финансового образования и просвещения
1.17. Разработка и внедрение модульной программы обучения основам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг для будущих журналистов и обозревателей Документ о принятии результатов III квартал Координационная комиссия, Минобр­науки России, Роспотребнадзор, Минфин России, Банк России Повышение качества освещения в средствах массовой информации вопросов финансовой грамотности
1.18. Разработка и внедрение механизмов обратной связи потребителей финансовых услуг для улучшения качества информирования Нормативный акт, иной документ о принятии результатов II квартал Координационная комиссия, Минфин России, Роспотребнадзор Эффективные механизмы обратной связи потребителей финансовых услуг
2. Направление по решению задачи №2 «Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг»
2.1. Подготовка предложений и обоснований законодательных инициатив для совершенствования законодательного обеспечения улучшения защиты потребителей финансовых услуг, включая инициатив по результатам мониторинга судебной и деловой практики, результатов правоприменительной практики Проекты законодательных актов По плану подготовки законодательных документов Координационная комиссия, Минфин России, Банк России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор Обоснования для принятия федеральных законов
2.2. Разработка единой государственной политики по защите прав потребителей финансовых услуг как составной части единой государственной политики по защите прав потребителей Нормативный акт     I-II кварталы 2017 Координационная комиссия, Роспотребнадзор, Банк России Раздел Единой государственной политики по защите прав потребителей
2.3. Актуализация и доработка Соглашения о взаимодействии Роспотребнадзора и Банка России в рамках реализации Стратегии Межведомственный документ   I-II кварталы 2017 Координационная комиссия, Роспотребнадзор, Банк России Подписанное Соглашение
2.4. Разработка и проведение преобразований в системе Роспотребнадзора по улучшению организации управления в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг Нормативные акты   IV квартал 2016 – IV квартал 2017 Координационная комиссия, Роспотребнадзор, Минфин России Эффективная организация ведомственного управления
2.5. Разработка стандартов по информированию и консультированию потребителей финансовых услуг, проведению контрольных проверок соблюдения законодательства о защите прав потребителей Нормативный акт, иной документ о принятии результатов III -IV кварталы Координационная комиссия, Роспотребнадзор, Минфин России, Банк России Стандарты для участников финансового рынка для повышения эффективности деятельности по защите прав потребителей финансовых услуг
2.6. Совершенствование досудебного урегулирования споров потребителей финансовых услуг и финансовых организаций, в том числе на основе процедур медиации Нормативные акты     III -IV кварталы Координационная комиссия, Роспотребнадзор, Банк России Стандарты досудебного урегулирования споров потребителей финансовых услуг и финансовых организаций, в том числе с участием сертифицированных медиаторов. Закон о финансовом уполномоченном.
3. Направление по решению задачи №3 «Внедрение ответственного подхода к предоставлению финансовых услуг»
3.1. Разработка и внедрение правил и требований к раскрытию информации о финансовых услугах и условиях их предоставления, а также о возможных рисках с учетом необходимой для понимания степени детализации, в том числе для целевых групп реализации Стратегии Нормативный акт, иной документ о принятии результатов   I-II кварталы 2017 Координационная комиссия, Банк России, Минфин России, Роспотребнадзор     Стандарты по раскрытию информации о финансовых услугах
3.2. Разработка и внедрение правил и требований к ответственному подходу к предоставлению финансовых услуг с учетом необходимой для понимания степени детализации, особенно для целей реализации Стратегии Нормативный акт, иной документ о принятии результатов   I-II кварталы 2017 Координационная комиссия, Банк России, Минфин России, Роспотребнадзор, Правила и требования ответственного подхода к предоставлению финансовых услуг
3.3. Разработка и мер воздействия на финансовые институты для их мотивации к добросовестной практике и безупречным взаимоотношениям с клиентами Нормативный акт, иной документ о принятии результатов   I-II кварталы 2017 Координационная комиссия, Банк России, Минфин России, Роспотребнадзор Эффективные меры воздействия на финансовые институты для их мотивации к добросовестной практике и безупречным взаимоотношениям с клиентами
3.4. Совершенствование механизмов стимулирования финансовых организаций к добросовестному поведению Нормативный акт, иной документ о принятии результатов III- IV кварталы 2017 Координационная комиссия, Банк России, Минфин России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор Эффективные механизмы стимулирования финансовых организаций к добросовестному поведению
3.5. Координация работы саморегулируемых организаций (СРО) в сфере финансового рынка по подготовке стандартов по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг, включая разработку системы контроля за их соблюдением, внедрение стандартов Документ о принятии результатов I-III кварталы 2017 Координационная комиссия, Банк России Базовые стандарты по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг
3.6. Разработка методологии, апробация и построение рейтинга добросовестных финансовых организаций (банков и страховых компаний) по результатам их работы с потребителями финансовых услуг за отчетный год Документ о принятии результатов III- IV кварталы 2017 Координационная комиссия, Минфин России Банк России,   Методология построения рейтинга добросовестных финансовых организаций (банков и страховых компаний) по результатам их работы с потребителями финансовых услуг за отчетный год с учетом результатов ее апробации
3.7. Совершенствование программ повышения квалификации и методов обучения специалистов финансового рынка с учетом ответственного подхода к предоставлению финансовых услуг Документ о принятии результатов I-II кварталы 2018 Координационная комиссия, Банк России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России Актуальные программы повышения квалификации специалистов финансового рынка c учетом вопросов, связанных с повышением социальной ответственности финансовых институтов и улучшением защиты потреби­телей финансовых услуг

 

 


 


[1] Сроки подлежат уточнению при согласовании



Дата: 2016-10-02, просмотров: 170.