Риски и система корректировки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Неотъемлемым условием формирования эффективного механизма реализации Стратегии является учет возможных рисков и создание системы корректировки задач, направлений, мероприятий и значений целевых показателей развития.

Целесообразно выделить следующие группы возможных рисков при реализации Стратегии:

· риски, связанные с исходной макроэкономической ситуацией – ухудшение политической ситуации, затяжные сроки выхода российской экономики из сложившейся сложной ситуации, рост социальной напряженности в обществе и социальная апатия большинства населения;

· риски, связанные с законодательным и нормативным обеспечением – затяжные сроки принятия необходимых федеральных законов и нормативных правовых актов для обеспечения реализации Стратегии, запоздалое внесение изменений и дополнений по результатам правоприменительной практики в действующие законы по защите прав потребителей финансовых услуг и регулированию финансового рынка;

· риски, связанные с развитием российского финансового рынка – критические ситуации на финансовом рынке (банкротства, отзыв лицензий, введение режимов внешнего управления), малая и непредсказуемая социальная ответственность институтов финансового рынка, усложнение финансовых услуг и выведение новых услуг на российский финансовой рынок;

· риски, связанные с несовершенством системы управления реализацией Стратегии – затяжные сроки создания эффективной организации управления, превалирование ведомственных интересов над национальными, сохранение административных барьеров при межведомственном взаимодействии, отсутствие необходимых организационных преобразований, недостаточный уровень развития образовательной инфраструктуры, отсутствие необходимых правил и порядка при планировании, выполнении, учете и контроле мероприятий, слабая мотивация участников реализации Стратегии к улучшению результатов деятельности;

· риски, связанные с ресурсным обеспечением реализации Стратегии – ограниченность средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, недостаточное квалификационно-кадровое и информационно-коммуникационное обеспечение мероприятий Стратегии.

Предполагаемые риски для реализации Стратегии подлежат мониторингу, экспертной оценке и учету как в стратегических документах, так и в принятых планах («дорожных картах») по реализации мероприятий.

Оценку рисков и возможности корректировки мероприятий Стратегии осуществляют федеральные органы исполнительной власти, ответственные за проведение определенных мероприятий в соответствии с Дорожной картой. Предложения по корректировке представляются в Координационную комиссию по повышению финансовой грамотности в установленном порядке.

Процедуры корректировки проводятся в порядке, установленном Правилами разработки, корректировки осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2015 № 1162.

Результаты корректировки размещаются на единых коммуникационных ресурсах в сети «Интернет» и в федеральной информационной системе стратегического планирования.

Ожидаемые результаты и целевые показатели развития

Ожидаемые результаты

Главным ожидаемым результатом реализации Стратегии является достижение поставленной цели – построение основ финансово грамотного поведения граждан Российской Федерации, под которыми понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и выступающих результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности населения.

Принципиальным считается и то, что в рамках реализации Стратегии развитие финансовой культуры должно затрагивать не только отдельных сознательных потребителей финансовых услуг, но и группы потребителей, домохозяйства и общество в целом в Российской Федерации, что позволит сгладить существующие разрывы в уровнях финансовой грамотности населения в различных слоях и группах (возрастных, гендерных, социальных, профессиональных, образовательных, месту проживания).

Существенными должны быть позитивные сдвиги при переходе от повышения уровня финансовой грамотности к формированию современной финансовой культуры среди групп населения, которые заявлены в Стратегии как целевые группы, а именно учащихся и студентов, граждан пенсионного и предпенсионного возраста, трудоспособных и работающих граждан с низким и средним уровнями доходов.

В общественном сознании должен сформироваться позитивный образ российского гражданина, который не только в состоянии прочесть до конца договор об оказании финансовой услуги и рассчитать сложные проценты, но и имеет ответственный тип поведения на финансовом рынке и приобретенные финансовые способности, в том числе осуществляет долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла.

Значимым результатом реализации Стратегии является также решение поставленных взаимосвязанных задач, а именно:

· существенное повышение уровня финансовой грамотности за счет внедрения программ учебных курсов по основам финансовой грамотности в образовательные программы в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами и дидактическими единицами по финансовой грамотности, включенными в примерные основные образовательные программы общего и среднего образования, а также развития среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, в том числе и для различных целевых групп населения; развития я сети методических и образовательных центров и реализации иных мероприятий;

· кардинальное повышение уровня финансового просвещения за счет улучшения качества информационных продуктов, использования традиционных и современных каналов распространения информации, проведения организационных преобразований действующей сети консультационных центров для потребителей и иных ключевых мероприятий;

· совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг за счет улучшения нормативного обеспечения государственного контроля и надзора в этой области, расширения практики досудебного урегулирования, улучшения ресурсного обеспечения и иных ключевых мероприятий;

· укрепление доверия населения к деятельности финансовых институтов (банков, небанковских кредитных организаций, субъектов страхового рынка, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов и других важных институтов финансового рынка) за счет повышения их социальной ответственности, внедрения четких требований к раскрываемой информации и рекламе финансовых услуг, принятия мер дестимулирования к недобросовестным участникам финансового рынка и иных ключевых мероприятий.

Реализация Стратегии будет иметь важные социально-экономические последствия для развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, в том числе в:

· экономической сфере – создание предпосылок для устойчивого экономического роста;

· финансовой сфере – обеспечение устойчивости функционирования финансового рынка и всех его сегментов, расширение финансовой доступности;

· инвестиционном секторе – создание возможностей для использования сбережений населения в качестве значимого инвестиционного ресурса при условии создания и выведения на финансовый рынок эффективных и надежных государственных инвестиционных инструментов;

· социальной сфере – обеспечение финансовой безопасности домохозяйств, развитие внутреннего спроса на потребительском рынке, снятие социальной напряженности и угроз социальных конфликтов;

· в сфере государственного управления – комплексное и результативное использование современных методов государственного управления;

· гражданском обществе – реализация конституционных прав и свобод граждан, расширение демократии, укрепление доверия населения к государственным институтам;

· международного сотрудничества – обеспечение наиболее полного соответствия государственной политики Руководящим принципам ООН для защиты интересов потребителей и Принципам высокого уровня ОЭСР по защите прав потребителей финансовых услуг, гармонизация национальных законодательств в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, взаимовыгодный обмен лучшими практиками в сфере повышения финансовой грамотности населения и развития финансового образования.

Целевые показатели

Целевые значения показателей сформулированы исходя из сравнительного анализа аналогичных показателей, приведенных в национальных стратегиях повышения уровня финансовой грамотности населения в зарубежных странах, то есть на основе бенчмаркингового подхода (benchmarking), исходных значений российских показателей и предполагаемого тренда их изменения в условиях изменения макроэкономической ситуации. Целевые значения упомянутых показателей ключевых результатов будет иметь следующий вид на конец периода реализации Стратегии (в качестве исходных значений приняты результаты последних социологических обследований):

1. Удельный вес граждан, понимающих соотношение «риск-доходность» при выборе финансовых продуктов для вложения денежных средств (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 68% среди взрослого населения и 60% среди школьников и студентов (исходные значения в 2015 году – 63% и 52% соответственно);

2. Удельный вес граждан, понимающих важность наличия финансовой «подушки безопасности» на случай непредвиденных жизненных ситуаций (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 40% среди взрослого населения и 80% среди школьников и студентов (исходные значения в 2015 году – 32% и 76% соответственно);

3. Удельный вес граждан, в домохозяйствах которых ведется учет доходов и расходов (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 25% (исходное значение – 20% в 2015 году);

4. Удельный вес граждан, сравнивающих условия предоставления финансовых услуг в различных компаниях (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 48% (исходное значение – 39% в 2015 году);

5. Удельный вес граждан, знающих о государственной системе страхования вкладов, включая знание максимального гарантированного размера страховой выплаты (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 57% среди взрослого населения и 36% среди школьников и студентов (исходные значения в 2015 году – 47% и 26% соответственно);

6. Удельный вес граждан, поминающих, максимально возможную долговую нагрузку (DTI) (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 63% (исходное значение – 56% в 2015 году);

7. Удельный вес граждан, способных распознать признаки финансовой пирамиды (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 35% (исходное значение – 27% в 2015 году);

8. Удельный вес граждан, знающих организации, занимающиеся защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг России, а также обращавшихся с жалобой на финансовую организацию (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 18% (исходное значение – 12% в 2015 году);

9. Удельный вес граждан, уверенных в справедливом решении спора с финансовой организацией (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 25% (исходное значение – 20% в 2015 году).

 


Приложение №1. План мероприятий («дорожная карта») по реализации Национальной стратегии повышения финансовой грамотности (Первый этап, 2017-2018 годы)


Дата: 2016-10-02, просмотров: 175.