4.1. Направление по решению задачи «Повышение качества финансового образования, просвещения и информирования граждан»
Для эффективной организации деятельности по этому направлению необходимо обеспечить:
· актуализация развитие образовательных программа на базе действующих Федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ общего и среднего образования в части элементов финансовой грамотности, включенных в примерные основные образовательные программы;
· разработку и внедрение программ учебных курсов по основам финансовой грамотности для их включения в образовательные программы учреждений общего образования, среднего и высшего профессионального образования, в том числе программ учебных курсов по основам финансовой грамотности и для различных целевых групп населения;
· подготовку и апробацию современных учебно-методических пособий по различным темам и вопросам финансовой грамотности для различных возрастных групп, а также их актуализацию;
· подготовку, переподготовку и повышение квалификации преподавателей по основам финансовой грамотности на базе федеральных и региональных методических центров формируемых в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;
· разработку перечня актуальных тем информирования населения по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг и его своевременной актуализации;
· разработку информационных материалов и коммуникационных продуктов для различных целевых аудиторий, включая спецпроекты в СМИ и он-лайн площадки в социальных сетях;
· повышение квалификации представителей средств массовой информации в сфере финансовой грамотности;
· создание эффективных механизмов обратной связи на основе современных средств коммуникации;
· организацию публичных мероприятий для различных целевых аудиторий Стратегии;
· создание информационно-образовательного портала в сети Интернет, где будет представлена объективная и доступная информация по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также создание на портале специального раздела, посвященного Национальной стратегии повышения финансовой грамотности.
Указанные материалы должны содержать актуальную информацию, требующую освещения, включая вопросы долгосрочного планирования личного (семейного) бюджета на всех этапах жизненного цикла, финансовой безопасности, личного банкротства, пенсионного обеспечения, особенностей и рисков использования платежных карт, депозитов, потребительских, ипотечных и иных кредитов, инвестиционных счетов, страховых продуктов, обращения ценных бумаг, услуг микрофинансовых организаций, ломбардов, кредитных потребительских кооперативов, защиты прав потребителей финансовых услуг, включая информацию об организациях, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью финансовых институтов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей, специальной информации о финансовых институтах, в том числе недобросовестных.
Для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп обучающихся в образовательных организациях необходимо разработать на основе дифференцированного подхода образовательные программы повышения финансовой грамотности, рассчитанные на обучающихся в организациях дошкольного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного образования, в том числе с учетом результатов исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся по финансовой грамотности (Programme for International Student Assessment, PISA).
Среди целевых групп чрезвычайно важным является формирование основ финансово грамотного поведения у учащихся общеобразовательных учреждений, чтобы привить будущим потребителям финансовых услуг необходимые составляющие ответственного поведения на финансовом рынке, а именно обдумывать решения и их последствия, рассчитывать свои возможности при принятии финансовой ответственности, сравнивать альтернативные решения при выборе финансовых услуг, понимать свои права при взаимоотношениях с финансовыми организациями.
Предусматривается, что для формирования указанных основ будут разработаны и апробированы программы и методики интерактивного обучения учащихся. Именно интерактивное обучение в дополнение к традиционной классно-урочной системой предоставляет наилучшие возможности для учащихся общеобразовательных учреждений моделировать различные реальные ситуации поведения потребителя на финансовом рынке.
Все разработанные учебные пособия должны быть изложены в доступной форме, соответствовать нормативным требованиям к учебно-методическим материалам, с примерами и разбором проблемных ситуаций различных типов поведения потребителя на финансовом рынке. Учебно-методические материалы должны актуализироваться с учетом развития российского финансового рынка и изменений законодательной и нормативной базы.
Следует внедрять в практику новые методы и формы финансового образования на основе продвинутых информационно-коммуникационных технологий, при этом для целевых групп (прежде всего, лиц пенсионного и предпенсионного возраста) при реализации мероприятий Стратегии необходимо предусмотреть курсы компьютерной грамотности, взаимосвязанные с образовательными программами по повышению финансовой грамотности, и с учетом реализации Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года.
Для популяризации идей финансово грамотного поведения и развития навыков финансовой грамотности следует разработать цифровые образовательные ресурсы, онлайн-игры по финансовой грамотности, специализированные информационно-просветительские мобильные приложения по основам финансовой грамотности, а также организовать онлайн олимпиады для школьников.
В рамках реализации Стратегии требуется обеспечить подготовку в необходимом количестве учителей, методистов, тьюторов, администраторов образовательных организаций в сфере финансового образования, в том числе на базе создаваемых федерального и региональных методических центров повышения финансовой грамотности населения. Для их подготовки необходимо разработать, апробировать и периодически обновлять программы повышения квалификации преподавателей, внедряющих в практику образовательные программы и материалы по вопросам повышения финансовой грамотности.
При внедрении курсов финансовой грамотности в образовательную практику следует предусмотреть разработку контрольно-измерительных инструментов оценки полученных знаний и регулярное тестирование по основам финансовой грамотности.
При выборе приоритетных тем для информирования населения предусматривается их направленность на решение следующих основных задач:
· формирование у населения культуры ответственного финансового поведения, контроля расходов и доходов;
· создание мотивации к долгосрочным накоплениям и рациональной личной задолженности, особенности планирования на различных этапах жизненного цикла;
· повышение интереса и мотивации граждан к получению новых знаний и навыков в сфере финансовой грамотности, осознания ее важности и практической пользы для личного и семейного финансового благополучия, формирование чувства личной ответственности за свое финансовое поведение;
· сознательное отношение к выбору финансовых продуктов, особенности оформления договоров на финансовые услуги, необходимость сравнения различных вариантов при принятии решения;
· защита прав потребителей в финансовой сфере: основные типы финансовых продуктов, права потребителей и основы законодательства, процесс возмещения ущерба, а также информирование об организациях, осуществляющих надзорные функции и контроль;
· повышение интереса и мотивации к получению знаний в пенсионной сфере и мотивации к участию в формировании будущей пенсии
Следует поддерживать в актуальном состоянии созданные материалы по финансовым вопросам, включая видеоматериалы, телепередачи, приложения, в том числе для ведения личного (семейного) бюджета, радиопередачи, книги, брошюры, листовки, памятки, буклеты, бланки для ведения личного (семейного) бюджета, игры, электронный контент, в том числе с использованием современных средств визуализации информации. Все информационные материалы должны отвечать требованиям объективности, независимости и достоверности; должны быть понятными и доступными для большинства групп населения, учитывать специфику целевых групп и не содержать признаков скрытой рекламы.
Разработанные информационные материалы в печатном виде необходимо распространять с использованием разнообразных каналов, в том числе таких как консультационные центры для потребителей в системе Роспотребнадзора, Банка России и его территориальных отделений, территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, федеральные и региональные методические центры повышения финансовой грамотности, многофункциональные центры по оказанию государственных и муниципальных услуг, социальные службы, библиотеки, общественные объединения по защите прав потребителей, образовательные организации, финансовые организации и средства массовой информации (СМИ) и других каналов распространения информации.
Разработанные информационные материалы в электронном виде необходимо распространять с использованием всех доступных информационных каналов, в том числе телевидение, радио, электронные СМИ, включая официальные сайты участников реализации Стратегии, создаваемый Банком России специальный сайт, посвященный теме финансовой грамотности, сайт и центр консультирования Пенсионного фонда России, специальные тематические сайты, социальные сети, федеральный информационно-просветительский портал по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг вашифинансы.рф, Предусматривается, что этот информационный портал будет играть ведущую роль в координации действий по информированию граждан в рамках реализации Стратегии.
Выбор способов информирования и информационных каналов будет осуществляться с учетом специфики информации. В частности, информация о механизмах пенсионного обеспечения будет доводиться с использованием каналов и способов, действующих в системе Пенсионного фонда Российской Федерации:
· личного кабинета гражданина на сайте ПФР как инструмент доведения до каждого гражданина информации об уровне сформированных пенсионных прав, включая уплаченные за него страховые взносы, учтенный страховой стаж, количество пенсионных баллов и сумму пенсионных накоплений;
· возможностей Центра консультирования ПФР, включающего call-центр, on-line-консультанта, телефонный и видеозвонок, позволяющих в наиболее удобной для пользователя форме бесплатно получать консультации по широкому спектру вопросов пенсионного обеспечения;
· программы обучения старшеклассников и учащихся СУЗов основам
пенсионной финансовой грамотности, включающую издание и распространение специализированного учебного пособия «Все о будущей пенсии: для учебы и жизни»;
· тематических информационно-разъяснительных материалов на наиболее охватных каналах коммуникации: федеральном телевидении, сетевых радиостанциях, в высокотиражных печатных СМИ и в сети Интернет;
тематических буклетов и брошюр среди граждан трудоспособного возраста.
Для информирования населения по вопросам повышения финансовой грамотности и привлечения внимания к этой проблематике необходимо развивать практику проведения таких мероприятий, как Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, Всероссийская неделя сбережений, Недели финансовой грамотности в регионах России. Для улучшения работы по информированию населения необходимо внедрить эффективные механизмы обратной связи с потребителями финансовых услуг на основе современных технологий, в том числе, организацию тематических горячих линий консультирования потребителей финансовых услуг, общественных и он-лайн приемных населения, организуемых участниками реализации Стратегии - Роспотребнадзором, Банком России, Пенсионным фондом Российской Федерации и другими участниками.
В рамках взаимодействия со СМИ в сфере освещения проблематики повышения финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг необходимо проведение систематической работы по информированию СМИ о ходе реализации Стратегии, вовлечение журналистов в публичные мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности, в качестве активных участников, проведение конкурсов лучших публикаций в СМИ по вопросам повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.
Принципиально важным является информационное сопровождение реализации Стратегии. Среди первоочередных информационных задач по данному направлению предусматриваются:
· формирование наиболее полного представления о целях, задачах и основных направлениях деятельности в рамках Стратегии;
· информационное сопровождение мероприятий в рамках реализации Стратегии;
· распространение лучшей международной и российской практики в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения, развития финансового образования и защиты прав потребителей финансовых услуг во всех регионах Российской Федерации.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 161.