Национальная стратегия
Повышения финансовой грамотности
Москва – 2016
Содержание
Введение. 4
1. Актуальность повышения уровня финансовой грамотности населения в международном контексте 5
2. Современное состояние и проблемы финансовой грамотности населения в Российской Федерации 7
3. Основные положения. 11
3.1. Цель и задачи Стратегии. 11
3.2. Направленность Стратегии и приоритеты.. 12
3.3. Сроки и этапы реализации Стратегии. 13
4. Основные направления деятельности по реализации Стратегии. 14
4.1. Направление по решению задачи «Повышение качества финансового образования, просвещения и информирования граждан». 14
4.2. Направление по решению задачи «Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг» 20
4.3. Направление по решению задачи «Внедрение ответственного подхода к предоставлению финансовых услуг». 23
5. Механизм управления реализацией Стратегии. 25
5.1. Логика развития государственного управления. 25
5.2. Органы управления. 26
5.3. Межведомственное взаимодействие. 27
5.4. Взаимодействие на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 28
5.5. Взаимодействие с финансовыми организациями. 29
5.6. Взаимодействие с гражданским обществом. 30
5.7. Взаимодействие в сфере международного сотрудничества. 32
6. Индикаторы и система мониторинга. 32
7. Риски и система корректировки. 34
8. Ожидаемые результаты и целевые показатели развития. 36
8.1. Ожидаемые результаты.. 36
8.1. Целевые показатели 38
Приложение №1. План мероприятий («дорожная карта») по реализации Национальной стратегии повышения финансовой грамотности (Первый этап, 2017-2018 годы) 41
I. Общее описание «дорожной карты». 41
II. Контрольные показатели. 42
III. План мероприятий («дорожная карта») по реализации Национальной стратегии повышения финансовой грамотности (Первый этап, 2017 – 2018 годы). 43
Введение
Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности (далее – Стратегия) представляет собой документ, в котором определены приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения и решения в сфере государственного управления отношениями, возникающими при повышении финансовой грамотности населения, развитии финансового образования и защите прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.
Настоящая Стратегия основывается на Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2013 № 172-ФЗ, Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 17.02.1992 № 2300-1, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, других федеральных законах, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения, развития финансового образования и укрепления защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации.
Настоящая Стратегия подготовлена Межведомственной рабочей группой по разработке Национальной стратегии повышения финансовой грамотности, в которую вошли представители Министерства финансов Российской Федерации (координация работ), Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, и учитывает результаты обсуждения проекта документа с участниками финансового рынка, общественными объединениями потребителей, экспертным сообществом.
Стратегия, разработанная на 5 лет, учитывает принятые стратегические документы, сопряженные с вопросами повышения уровня финансовой грамотности населения, развития финансового образования и укрепления защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации, в том числе Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцию и план мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации, Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегию развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, Стратегию развития национальной платежной системы, Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов, Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегию развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года, Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, и ряд других документов стратегического характера.
При разработке Стратегии приняты во внимание одобренные Российской Федерацией Руководящие принципы Организации Объединенных Наций (ООН) для защиты интересов потребителей, Принципы высокого уровня «Группы двадцати» по защите прав потребителей финансовых услуг, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Принципы высокого уровня ОЭСР/МСФО по национальным стратегиям финансового образования, Принципы «Группы двадцати» по инновационной финансовой доступности и принятые в соответствии с ними документы, а также результаты анализа лучших зарубежных стратегий по повышению финансовой грамотности.
Настоящая Стратегия представлена с учетом сложившейся практики подготовки стратегических документов и основных положений Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Стратегия подготовлена для общественного обсуждения и дальнейших работ по ее согласованию, одобрению и принятию в установленном порядке. Предусматривается, что в дальнейшем будет осуществлена корректировка Стратегии для ее взаимоувязки со Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации.
В Приложении № 1 к настоящей Стратегии представлена Дорожная карта в принятом формате, составленная для Первого этапа реализации Стратегии (2017-2018 годы).
Основные положения
Цель и задачи Стратегии
Исходя из существующих в настоящее время российских проблем и мировых тенденций в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения, развития финансового образования и улучшения защиты прав потребителей финансовых услуг, цель Стратегии необходимо сформулировать следующим образом.
Целью Стратегии является создание основ финансово грамотного поведения граждан Российской Федерации как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста.
При этом под основами финансово грамотного поведения понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и выступающих результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности населения.
Предусматривается, что финансово грамотный гражданин должен как минимум следить за состоянием личных финансов, планировать свои доходы и расходы; формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств; знать, как искать и использовать необходимую финансовую информацию; рационально выбирать финансовые услуги; «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним; знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг; обладать информацией о признаках финансовых мошенничеств и рисках на рынке финансовых услуг; вести подготовку к жизни на пенсии.
Важной составляющей финансово грамотного поведения является способность гражданина осуществлять долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи Стратегии:
Задача № 1 «Повышение качества финансового образования, просвещения и информирования»;
Задача № 2 «Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг»;
Задача № 3 «Внедрение ответственного подхода к предоставлению финансовых услуг».
Органы управления
К реализации Стратегии привлекается широкий круг участников, координация деятельности которых требует создания полномочного координационного органа в целях согласования стратегических действий федеральных органов исполнительной власти и других участников для достижения целей и решения задач Стратегии. Таким органом должна стать межведомственная Координационная комиссия по повышению финансовой грамотности населения, имеющая статус и полномочия, которые должны обеспечить эффективное взаимодействие всех участников реализации Стратегии.
В состав указанной Координационной комиссии войдут представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, а также на правах наблюдателей представители Ассоциации российский банков, Ассоциации региональных банков, Ассоциации страховщиков России, Некоммерческого партнерства микрофинансовых организаций и ряда других объединений участников рынка, крупнейших общественных объединений потребителей.
Минфин России и Банк России участвуют в реализации Стратегии на условиях системного партнерства. Вопросы совместного ведения определяются в Соглашении Минфина России и Банка России о реализации Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения.
Аналитическую поддержку работе Координационной комиссии окажет Экспертный совет, включающий представителей экспертного и научного сообщества.
Координационная комиссия по повышению финансовой грамотности населения будет осуществлять общее руководство действиями участников реализации Стратегии. Полномочия, вопросы компетенции и порядок работы этого органа определяются специальным нормативным актом. Деятельность этой комиссии будет организована на принципах сопредседательства Министра финансов Российской Федерации (Заместителя министра финансов Российской Федерации) и Председателя Центрального Банка Российской Федерации (Заместителя председателя Центрального Банка Российской Федерации).
Ожидаемые результаты
Главным ожидаемым результатом реализации Стратегии является достижение поставленной цели – построение основ финансово грамотного поведения граждан Российской Федерации, под которыми понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и выступающих результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности населения.
Принципиальным считается и то, что в рамках реализации Стратегии развитие финансовой культуры должно затрагивать не только отдельных сознательных потребителей финансовых услуг, но и группы потребителей, домохозяйства и общество в целом в Российской Федерации, что позволит сгладить существующие разрывы в уровнях финансовой грамотности населения в различных слоях и группах (возрастных, гендерных, социальных, профессиональных, образовательных, месту проживания).
Существенными должны быть позитивные сдвиги при переходе от повышения уровня финансовой грамотности к формированию современной финансовой культуры среди групп населения, которые заявлены в Стратегии как целевые группы, а именно учащихся и студентов, граждан пенсионного и предпенсионного возраста, трудоспособных и работающих граждан с низким и средним уровнями доходов.
В общественном сознании должен сформироваться позитивный образ российского гражданина, который не только в состоянии прочесть до конца договор об оказании финансовой услуги и рассчитать сложные проценты, но и имеет ответственный тип поведения на финансовом рынке и приобретенные финансовые способности, в том числе осуществляет долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла.
Значимым результатом реализации Стратегии является также решение поставленных взаимосвязанных задач, а именно:
· существенное повышение уровня финансовой грамотности за счет внедрения программ учебных курсов по основам финансовой грамотности в образовательные программы в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами и дидактическими единицами по финансовой грамотности, включенными в примерные основные образовательные программы общего и среднего образования, а также развития среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, в том числе и для различных целевых групп населения; развития я сети методических и образовательных центров и реализации иных мероприятий;
· кардинальное повышение уровня финансового просвещения за счет улучшения качества информационных продуктов, использования традиционных и современных каналов распространения информации, проведения организационных преобразований действующей сети консультационных центров для потребителей и иных ключевых мероприятий;
· совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг за счет улучшения нормативного обеспечения государственного контроля и надзора в этой области, расширения практики досудебного урегулирования, улучшения ресурсного обеспечения и иных ключевых мероприятий;
· укрепление доверия населения к деятельности финансовых институтов (банков, небанковских кредитных организаций, субъектов страхового рынка, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов и других важных институтов финансового рынка) за счет повышения их социальной ответственности, внедрения четких требований к раскрываемой информации и рекламе финансовых услуг, принятия мер дестимулирования к недобросовестным участникам финансового рынка и иных ключевых мероприятий.
Реализация Стратегии будет иметь важные социально-экономические последствия для развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, в том числе в:
· экономической сфере – создание предпосылок для устойчивого экономического роста;
· финансовой сфере – обеспечение устойчивости функционирования финансового рынка и всех его сегментов, расширение финансовой доступности;
· инвестиционном секторе – создание возможностей для использования сбережений населения в качестве значимого инвестиционного ресурса при условии создания и выведения на финансовый рынок эффективных и надежных государственных инвестиционных инструментов;
· социальной сфере – обеспечение финансовой безопасности домохозяйств, развитие внутреннего спроса на потребительском рынке, снятие социальной напряженности и угроз социальных конфликтов;
· в сфере государственного управления – комплексное и результативное использование современных методов государственного управления;
· гражданском обществе – реализация конституционных прав и свобод граждан, расширение демократии, укрепление доверия населения к государственным институтам;
· международного сотрудничества – обеспечение наиболее полного соответствия государственной политики Руководящим принципам ООН для защиты интересов потребителей и Принципам высокого уровня ОЭСР по защите прав потребителей финансовых услуг, гармонизация национальных законодательств в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, взаимовыгодный обмен лучшими практиками в сфере повышения финансовой грамотности населения и развития финансового образования.
Целевые показатели
Целевые значения показателей сформулированы исходя из сравнительного анализа аналогичных показателей, приведенных в национальных стратегиях повышения уровня финансовой грамотности населения в зарубежных странах, то есть на основе бенчмаркингового подхода (benchmarking), исходных значений российских показателей и предполагаемого тренда их изменения в условиях изменения макроэкономической ситуации. Целевые значения упомянутых показателей ключевых результатов будет иметь следующий вид на конец периода реализации Стратегии (в качестве исходных значений приняты результаты последних социологических обследований):
1. Удельный вес граждан, понимающих соотношение «риск-доходность» при выборе финансовых продуктов для вложения денежных средств (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 68% среди взрослого населения и 60% среди школьников и студентов (исходные значения в 2015 году – 63% и 52% соответственно);
2. Удельный вес граждан, понимающих важность наличия финансовой «подушки безопасности» на случай непредвиденных жизненных ситуаций (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 40% среди взрослого населения и 80% среди школьников и студентов (исходные значения в 2015 году – 32% и 76% соответственно);
3. Удельный вес граждан, в домохозяйствах которых ведется учет доходов и расходов (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 25% (исходное значение – 20% в 2015 году);
4. Удельный вес граждан, сравнивающих условия предоставления финансовых услуг в различных компаниях (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 48% (исходное значение – 39% в 2015 году);
5. Удельный вес граждан, знающих о государственной системе страхования вкладов, включая знание максимального гарантированного размера страховой выплаты (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 57% среди взрослого населения и 36% среди школьников и студентов (исходные значения в 2015 году – 47% и 26% соответственно);
6. Удельный вес граждан, поминающих, максимально возможную долговую нагрузку (DTI) (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 63% (исходное значение – 56% в 2015 году);
7. Удельный вес граждан, способных распознать признаки финансовой пирамиды (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 35% (исходное значение – 27% в 2015 году);
8. Удельный вес граждан, знающих организации, занимающиеся защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг России, а также обращавшихся с жалобой на финансовую организацию (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 18% (исходное значение – 12% в 2015 году);
9. Удельный вес граждан, уверенных в справедливом решении спора с финансовой организацией (в процентах ко всем опрошенным) – не менее 25% (исходное значение – 20% в 2015 году).
Приложение №1. План мероприятий («дорожная карта») по реализации Национальной стратегии повышения финансовой грамотности (Первый этап, 2017-2018 годы)
II. Контрольные показатели
№ | Наименование показателя | ||
1.1 | Удельный вес граждан, понимающих соотношение «риск – доходность» при выборе финансовых продуктов для вложения денежных средств | Взрослое население – 63 Школьники и студенты – 52 | Взрослое население – 68 Школьники и студенты – 60 |
1.2 | Удельный вес граждан, понимающих важность наличия финансовой «подушки безопасности» на случай непредвиденных жизненных ситуаций | Взрослое население – 32 Школьники и студенты – 76 | Взрослое население – 40 Школьники и студенты – 80 |
1.3. | Удельный вес граждан, в домохозяйствах которых ведется учет доходов и расходов | Взрослое население – 20 Школьники и студенты – н/д | Взрослое население – 25 Школьники и студенты – н/д |
1.4 | Удельный вес граждан, сравнивающих условия предоставления финансовых услуг в различных компаниях | Взрослое население – 39 Школьники и студенты – н/д | Взрослое население – 48 Школьники и студенты – н/д |
1.5 | Удельный вес граждан, знающих о государственной системе страхования вкладов, включая знание максимального гарантированного размера страховой выплаты | Взрослое население – 47 Школьники и студенты – 26 | Взрослое население – 57 Школьники и студенты – 36 |
1.6 | Удельный вес граждан, понимающих максимально возможную долговую нагрузку (DTI) | Взрослое население – 56 Школьники и студенты – н/д | Взрослое население – 63 Школьники и студенты – н/д |
1.7 | Удельный вес граждан, способных распознать признаки финансовой пирамиды | Взрослое население – 27 Школьники и студенты – н/д | Взрослое население – 35 Школьники и студенты – 43 |
2.1 | Удельный вес граждан, знающих организации, занимающиеся защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг России, а также обращавшихся с жалобой на финансовую организацию | Взрослое население – 12 Школьники и студенты – н/д | Взрослое население – 18 Школьники и студенты – н/д |
3.1. | Удельный вес граждан, уверенных в справедливом решении спора с финансовой организацией | Взрослое население – 20 Школьники и студенты – н/д | Взрослое население – 25 Школьники и студенты – н/д |
III. План мероприятий («дорожная карта») по реализации Национальной стратегии повышения финансовой грамотности (Первый этап, 2017 – 2018 годы)
№ | Мероприятие | Вид документа, подтверждающего исполнение мероприятия | Срок реализации, квартал, год[1] | Ответственные исполнители | Ожидаемый результат |
1. Направление деятельности по решению задачи №1 «Повышение качества финансового образования, просвещения и информирования граждан» | |||||
1.1. | Актуализация элементов финансовой грамотности в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах и примерные образовательные программы | Нормативный акт, иной документ о принятии результатов | II-II кварталы | Координационная комиссия, Минобрнауки России, Минфин России, Банк России | Образовательные программы и стандарты, отвечающие по форме и содержанию современным требованиям |
1.2. | Доработка по результатам апробации программ учебных курсов по основам финансовой грамотности для их включения в образовательные программы учреждений общего образования, среднего и высшего профессионального образования | Документ о принятии результатов | II-II кварталы | Координационная комиссия, Минфин России, Банк России | Образовательные программы и стандартов, отвечающие по форме и содержанию современным требованиям |
1.3. | Доработка по результатам апробации и тиражирование учебно-методических комплексов по основам финансовой грамотности | Документ о принятии результатов | IV квартал 2016-I квартал 2017 | Координационная комиссия, Минфин России, Банк России | Актуальные учебно-методические комплексы в доступной и наглядной форме, освещающие различные вопросы финансовой грамотности |
1.4. | Внедрение в образовательную практику интерактивных программ и курсов | Документ о принятии результатов | IV квартал 2016-I квартал 2018 | Координационная комиссия, Минфин России | Программы и методики интерактивного обучения учащихся, реализация которых позволит формировать у них основы грамотного финансового поведения и умение использовать знания финансовой грамотности при решении жизненных задач |
1.5. | Внедрение программ учебных курсов по основам финансовой грамотности в образовательные программы учреждений общего образования, среднего и высшего профессионального образования | Документ о принятии результатов | IV квартал 2016-I квартал 2018 | Координационная комиссия, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, Минфин России | Включенные в образовательные программы учреждений общего образования, среднего и высшего профессионального образования программы учебных курсов по основам финансовой грамотности |
1.6. | Создание и совершенствование организации деятельности Федеральных и Региональных методических центров для подготовки кадрового обеспечения реализации мероприятий по финансовой грамотности | Документ о принятии результатов | II квартал 2017 | Координационная комиссия, Минобранауки России, Минфин России | Эффективно организованная сеть методических центров для формирования мощного кадрового потенциала повышения финансовой грамотности населения |
1.7. | Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования | Документ о принятии результатов (Отчет о результатах обучения) | I-IV кварталы | Координационная комиссия, Минобрнауки России, Минфин России | Выпуск высококвалифицированных педагогов в сфере повышения финансовой грамотности населения |
1.8. | Разработка и апробация цифровых образовательных ресурсов в сфере повышения финансовой грамотности населения на основе дифференцированного подхода | Документ о принятии результатов | I-IV кварталы | Координационная комиссия, Минфин России, Банк России | Статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса в сфере повышения финансовой грамотности |
1.9. | Внедрение в образовательную практику интерактивных программ и курсов для учащихся общеобразовательных учреждений, а также цифровых образовательных ресурсов на основе дифференцированного подхода | Документ о принятии результатов | I квартал 2017-IV квартал 2017 | Координационная комиссия, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, Минфин России | Включенные в образовательную практику интерактивные программы и курсы для учащихся общеобразовательных учреждений, а также цифровые образовательные ресурсы с учетом дифференцированного подхода |
1.10. | Разработка методологии и организации системы тестирования полученных знаний по основам финансовой грамотности для всех группы населения на основе дифференцированного подхода | Нормативный акт, иной документ о принятии результатов | II- III кварталы | Координационная комиссия, Минфин России Минобрнауки России | Система тестирования полученных знаний по основам финансовой грамотности для всех групп населения на основе дифференцированного подхода, предоставляющая достоверную информацию об уровне финансовой грамотности |
1.11. | Создание многофункционального интерактивного портала по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг | Документ о принятии результатов | IV квартал 2016-I квартал 2017 | Координационная комиссия, Минфин России, Роспотребнадзор, Банк России | Многофункциональный интерактивный портал, на котором представлены актуальные информационные материалы, охватывающие ключевые вопросы финансовой грамотности, ориентированные на все группы населения и объединенные общей идеологией реализации Стратегии |
1.12. | Разработка концепции и внедрение стандартов представления и оформления информационных материалов по вопросам повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также информирующих о ходе реализации Стратегии в действующей сети участников реализации Стратегии, включая системы мониторинга и контроля качества размещаемой информации | Документ о принятии результатов | I -II кварталы | Координационная комиссия, Минфин России, Роспотребнадзор, Банк России, Пенсионный фонд России | Эффективная организация доведения до целевых аудиторий информационных материалов по вопросам повышения финансовой грамотности до населения |
1.13. | Доработка и актуализация перечня тем и вопросов для постоянного информирования граждан по всем вопросам повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг | Документ о принятии результатов | I-II кварталы 2017 | Координационная комиссия, Минфин России, Минкомсвязь России, Банк России, Пенсионный фонд России | Перечень актуальных тем и вопросов для постоянного информирования граждан по всем вопросам повышения финансовой грамотности населения |
1.14. | Разработка принципов, правил и требований к публикации и качеству информационных материалов о ходе и результатах реализации Стратегии | Документ о принятии результатов | I-II кварталы 2017 | Координационная комиссия, Минкомсвязь России, Минфин России, Банк России, Пенсионный фонд России | Эффективная организация доведения до целевых аудиторий информационных материалов о ходе и результатах реализации Стратегии |
1.15. | Поддержка и актуализация «информационного пула» на основе заключения Соглашений об информационном партнерстве с широким кругом средств массовой информации | Нормативный акт, иной документ о принятии результатов | I-III кварталы | Координационная комиссия, Минфин России, Банк России, Пенсионный фонд России | Соглашения об информационном партнерстве |
1.16. | Организация системы периодических мероприятий для информирования населения по вопросам финансовой грамотности и привлечения внимания к этой проблематике, включая систему мониторинга и контроля результатов их проведения | Документ о принятии результатов | По плану проведения всероссийских мероприятий | Координационная комиссия, Минфин России, Роспотребнадзор, Банк России, Пенсионный фонд России | Повышение доли населения, информированного по вопросам финансовой грамотности. Акцентирование внимания населения на необходимости финансового образования и просвещения |
1.17. | Разработка и внедрение модульной программы обучения основам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг для будущих журналистов и обозревателей | Документ о принятии результатов | III квартал | Координационная комиссия, Минобрнауки России, Роспотребнадзор, Минфин России, Банк России | Повышение качества освещения в средствах массовой информации вопросов финансовой грамотности |
1.18. | Разработка и внедрение механизмов обратной связи потребителей финансовых услуг для улучшения качества информирования | Нормативный акт, иной документ о принятии результатов | II квартал | Координационная комиссия, Минфин России, Роспотребнадзор | Эффективные механизмы обратной связи потребителей финансовых услуг |
2. Направление по решению задачи №2 «Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг» | |||||
2.1. | Подготовка предложений и обоснований законодательных инициатив для совершенствования законодательного обеспечения улучшения защиты потребителей финансовых услуг, включая инициатив по результатам мониторинга судебной и деловой практики, результатов правоприменительной практики | Проекты законодательных актов | По плану подготовки законодательных документов | Координационная комиссия, Минфин России, Банк России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор | Обоснования для принятия федеральных законов |
2.2. | Разработка единой государственной политики по защите прав потребителей финансовых услуг как составной части единой государственной политики по защите прав потребителей | Нормативный акт | I-II кварталы 2017 | Координационная комиссия, Роспотребнадзор, Банк России | Раздел Единой государственной политики по защите прав потребителей |
2.3. | Актуализация и доработка Соглашения о взаимодействии Роспотребнадзора и Банка России в рамках реализации Стратегии | Межведомственный документ | I-II кварталы 2017 | Координационная комиссия, Роспотребнадзор, Банк России | Подписанное Соглашение |
2.4. | Разработка и проведение преобразований в системе Роспотребнадзора по улучшению организации управления в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг | Нормативные акты | IV квартал 2016 – IV квартал 2017 | Координационная комиссия, Роспотребнадзор, Минфин России | Эффективная организация ведомственного управления |
2.5. | Разработка стандартов по информированию и консультированию потребителей финансовых услуг, проведению контрольных проверок соблюдения законодательства о защите прав потребителей | Нормативный акт, иной документ о принятии результатов | III -IV кварталы | Координационная комиссия, Роспотребнадзор, Минфин России, Банк России | Стандарты для участников финансового рынка для повышения эффективности деятельности по защите прав потребителей финансовых услуг |
2.6. | Совершенствование досудебного урегулирования споров потребителей финансовых услуг и финансовых организаций, в том числе на основе процедур медиации | Нормативные акты | III -IV кварталы | Координационная комиссия, Роспотребнадзор, Банк России | Стандарты досудебного урегулирования споров потребителей финансовых услуг и финансовых организаций, в том числе с участием сертифицированных медиаторов. Закон о финансовом уполномоченном. |
3. Направление по решению задачи №3 «Внедрение ответственного подхода к предоставлению финансовых услуг» | |||||
3.1. | Разработка и внедрение правил и требований к раскрытию информации о финансовых услугах и условиях их предоставления, а также о возможных рисках с учетом необходимой для понимания степени детализации, в том числе для целевых групп реализации Стратегии | Нормативный акт, иной документ о принятии результатов | I-II кварталы 2017 | Координационная комиссия, Банк России, Минфин России, Роспотребнадзор | Стандарты по раскрытию информации о финансовых услугах |
3.2. | Разработка и внедрение правил и требований к ответственному подходу к предоставлению финансовых услуг с учетом необходимой для понимания степени детализации, особенно для целей реализации Стратегии | Нормативный акт, иной документ о принятии результатов | I-II кварталы 2017 | Координационная комиссия, Банк России, Минфин России, Роспотребнадзор, | Правила и требования ответственного подхода к предоставлению финансовых услуг |
3.3. | Разработка и мер воздействия на финансовые институты для их мотивации к добросовестной практике и безупречным взаимоотношениям с клиентами | Нормативный акт, иной документ о принятии результатов | I-II кварталы 2017 | Координационная комиссия, Банк России, Минфин России, Роспотребнадзор | Эффективные меры воздействия на финансовые институты для их мотивации к добросовестной практике и безупречным взаимоотношениям с клиентами |
3.4. | Совершенствовани Дата: 2016-10-02, просмотров: 190. |