ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ С КУРСОМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедрой
д.м.н., проф. В.А. Батурин
____________________
«___» августа 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для студентов
к практическому занятию
по «Основам доказательной медицины»
для специальности 31.05.01 – Лечебное дело
Тема №: «Исследования новых лекарственных средств»
Обсуждена на заседании кафедры
«___» августа 2016 г.
Протокол №____
Ставрополь, 2016 г.
Тема занятия: «Исследования новых лекарственных средств»
1.КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЕМЫХ: студенты 6 курса по специальности 31.05.01 Лечебное дело, кКвалификация – врач общей практики, форма обучения – очная.
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ – 7,2
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ - 3
4.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ (МОТИВАЦИЯ) :
Количество лекарственных средств, имеющихся сейчас в распоряжении врачей, измеряется десятками и даже сотнями тысяч. Число их особенно быстро выросло за последние годы. Еще 20-30 лет тому назад около 60% применяющихся в настоящее время препаратов не были известны и не использовались в медицинской практике. Было бы безответственным разрешить применение лекарственного средства, которое недостаточно изучено. Поэтому каждый препарат, прежде чем он попадет в широкую клиническую практику, проходит целый цикл испытаний.
Поиск, разработка и внедрение новых лекарственных средств - длительный многоступенчатый процесс, включающий проведение различных исследований в области химии, биотехнологии, фармакологии, токсикологии, а также изучения различных метаболических процессов. Одной из наиболее важных стадий этого процесса является проведение испытаний на животных и клинические исследования.
Клинические испытания являются одним из наиболее ответственных этапов в процессе исследования и экспертной оценки новых фармакологически активных средств. От методологии и качества проведения клинических испытаний зависят эффективность и безопасность лекарства, появляющегося в клинической практике. Изучение эффективности и переносимости потенциальных лекарственных препаратов происходит с участием человека, а это требует соблюдения определенных условий для обеспечения безопасности и защиты прав и здоровья больных или здоровых испытуемых.
5.УЧЕБНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Дать студентам понятие об уровнях доказанности и классах рекомендаций.
2. Обучить студентов основам знаний о планировании, проведении, интерпретации результатов рандомизированных клинических исследований.
3. Сформировать у студентов понятие о стандартах клинических испытаний, системе GLP, GCP.
ЧАСТНЫЕ ЦЕЛИ:
Студент должен ЗНАТЬ:
· Основные принципы «Надлежащей клинической практики» ГОСТР-52379–20051.3. (GCP)
· Этические принципы проведения медицинских исследований
· Планирование, организация и проведение клинического исследования
· Разработка протокола клинического исследования
· Определение основных целей и задач клинического исследования
· Дизайн исследования
· Фазы исследования
· Оценка результатов исследования
· Контроль и обеспечение качества проведения исследования
· Оценка и интерпретация результатов клинического исследования
УМЕТЬ:
· обосновать выбор лекарственного средства на основе данных фармакоэкономического анализа применительно к конкретному больному
· использовать разные методики фармакоэкономического анализа и фармакоэкономического моделирования, в том числе для проведения научных исследований
Обладать набором Профессиональных компетенции:
ПК-18 - готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей ПК-20 -готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины |
ПК-21 -способность к участию в проведении научных исследований
6.Учебное и материальное обеспечение:
1) Наборы тестовых заданий.
2) Наборы клинических и ситуационных задач
3) Техническое оснащение: ПК, ноутбук, тематические слайд-программы
7.Схема интегративных связей:
· Клиническая фармакология: фармакоэкономика
· Медицинская статистика.
· Биоэтика.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
1. Гринхальх, Т. Основы доказательной медицины / пер. с англ., под ред. И.Н. Денисова и др. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд. группа "ГЭОТАР-Медиа", 2015. - 320 с.
2. Хенеган К. Доказательная медицина / К. Хенеган, Б. Дуглас ; пер. с англ. под ред. В.И. Петрова. - М. : Изд. группа "ГЭОТАР-Медиа", 2013. - 125 с. : ил. - (Карман. справ.).
3. Моисеев В.С. Внутренние болезни с основами доказательной медицины и клинической фармакологией [Текст] : рук. для врачей / В. С. Моисеев, Ж. Д. Кобалава, С. В. Моисеев ; под ред. В.С. Моисеева. - М. : Изд. группа "ГЭОТАР- Медиа", 2010. - 828 с. : ил.
Интернет-ресурсы:
4. Межрегиональная общественная организация "Общество фармакоэкономических исследований". http://www.rspor.ru/
5. Вестник доказательной медицины. http://www.evidence-update.ru/
6. Межрегиональное общество специалистов доказательной медицины http://osdm.org/
9.ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
1.Основные принципы «Надлежащей клинической практики» ГОСТР-52379–20051.3. (GCP)
2.Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей
3.в качестве субъектов. Хельсинская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации Независимый этический комитет. Этическое сопровождение клинического исследования.
4.Информированное согласие.
5.Участники клинических испытаний: спонсор, исследователь, монитор, пациент.
6.Разработка протокола клинического исследования.
7.Определение основных целей и задач. Первичные и вторичные конечные точки.
Комбинированные конечные точки. Жесткие и мягкие конечные точки
8.Дизайн исследования
9.Фазы исследования
10.Определение методов сравнения.
11.Определение размера выборки.
12.Рандомизация и стратификация.
13.Заслепление метода лечения и оценки результатов лечения.
14.Определение метода формирования адекватной выборки.
15.Критерии отбора больных (включения/исключения).
16.Оценка результатов исследования.
17.Критерии эффективности и безопасности.
18.Статистический анализ.
19.Соблюдение этических аспектов клинического исследования.
20.Индивидуальная карта пациента.
21.Контроль и обеспечение качества проведения исследования.
22.Оценка и интерпретация результатов клинического исследования.
10.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ:
1. Решение тестовых заданий.
2. Решение ситуационных задач.
11.ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИЗУЧЕНИЮ НА ЗАНЯТИИ:
1. Доклинические исследования и их интерпретация при формировании протокола клинических исследований ЛС.
2. Клинические исследования новых лекарственных средств: фазы, цели и задачи, конечные точки.
3. Нормативная база по КИ ЛС.
4. Клинические отчеты и их анализ.
5. Дизайн и протокол исследования. Размер исследования. Выбор пациентов.
6. Этико-правовые нормы проведения клинических исследований.
7. Рандомизация.
8. «Ослепление».
9.Анализ и интерпретация результатов.
Информированное согласие.
Для подтверждения своего согласия на участие в исследовании участник (субъект) исследования подписывает документ - Форму информированного согласия.
Информированное согласие - процедура добровольного подтверждения субъектом своего согласия на участие в конкретном исследовании после получения информации обо всех значимых для принятия им решения аспектах исследования. Таким образом, информированное согласие – это процесс, который позволяет пациенту или добровольцу свободно подтвердить свою собственную волю (согласие) на участие в конкретном исследовании. Информированное согласие документируется посредством подписания и датирования формы информированного согласия. Форма информированного согласия составляется в соответствии с протоколом исследования, а также в строгом соответствии с законами страны, где проводится исследование, правилами GCP и принципами Хельсинской Декларации ВМА. К содержанию формы информированного согласия предъявляются определенные требования, заключающиеся в том, что в данном документе в обязательном порядке должны быть определены положения о том, как предполагается проведение научного исследования, отражены цели этого исследования, определены виды и процедуры исследования, его экспериментальные аспекты, риск и неудобства для испытуемого, ожидаемая польза, альтернативные виды лечения, компенсация (в случае нанесения вреда здоровью в ходе исследования), добровольность участия (свободный выход из исследования без каких-либо последствий), конфиденциальность, согласие на доступ к медицинской документации для контролирующих инстанций, условия возможного прекращения исследования, его предполагаемая длительность и приблизительное число участников, а также контакты сотрудников, к которым можно обратиться при возникновении вопросов у участника во время проведения исследования.
Форма информированного согласия должна быть получена до совершения любого действия, выполняемого в целях исследования: до начала участия в исследовании, до проведения любых процедур исследования, до процедур проверки пригодности пациента для включения в исследование. Получая информированное согласие, исследователь действует в соответствии с требованием законодательства, ICH GCP, этическими принципами Хельсинской Декларации. Подписываются и собственноручно датируются пациентом и лицом, проводящим собеседование (т. е. исследователем или уполномоченным лицом) два экземпляра Формы информированного согласия (один экземпляр хранится у пациента, второй – в материалах исследования).
Планирование, организация и проведение клинического исследования
Исследования, посвященные изучению эффективности и безопасности различных методов терапии и профилактики заболеваний – клинические испытания – составляют основную долю всех научных работ. Таким образом, терапия (лечение) является одной из главных областей клинических исследований, в которых оценивается эффективность лекарственных препаратов, хирургических вмешательств, альтернативных методов лечения. К сожалению, во многих случаях незнание и несоблюдение основных принципов построения качественной исследовательской работы приводит к получению недостоверных данных, формированию лжеутверждений, а иногда и внедрению полученных результатов в клинику. Это может наносить потенциальную угрозу и реальный вред здоровью и жизни пациентов – ведь далеко не все применяемые в медицине методы лечения, диагностики, профилактики прошли хорошо организованные клинические испытания.
Планирование клинического исследования. Валидность клинического исследования.
Принципы доказательной медицины наиболее широко используются при проведении клинических исследований. Они позволяют дать объективную сравнительную оценку эффективности и безопасности применения изучаемого метода или вмешательства для лечения определенных патологических состояний, лежат в основе создания клинических рекомендаций, являющихся во всем мире эталоном диагностики, профилактики и лечения заболеваний. Также эти принципы позволяют ответить на не менее важный вопрос об экономической эффективности различных вмешательств.
Эффективность ряда методов и лекарственных препаратов, однозначно признанных в медицине как обладающих доказанным действием, была продемонстрирована без проведения рандомизированных контролируемых исследований (например, инсулина, пенициллина, стрептомицина, дефибрилляции). Лекарственные препараты и методы, используемые для улучшения прогноза течения заболевания, как правило, не обладают столь быстрым и очевидным действием, их эффект оценивается категорией вероятности.
Согласно определению ICH GCP – клиническое исследование – это изучение испытуемого препарата на людях, направленное на выявление или подтверждение клинических, фармакологических и/или других фармакологических эффектов, побочных реакций, а также изучение всасывания, распределения, метаболизма и выведения препарата, с целью оценки его безопасности и эффективности.
Для решения конкретного клинического вопроса существуют оптимальные типы исследования, при этом для определения эффективности/безопасности различных лечебных вмешательств наиболее подходят рандомизированные контролируемые исследования (Таблица 1). Кроме того, со временем сложилась и доказала свою объективность совершенно определенная система «иерархии доказательств», отражающая степень контроля над возможной системной ошибкой, что в свою очередь отражает клиническую ценность конкретного исследования (Таблица 2).
Таблица 1. Клинические вопросы и оптимальные типы решения.
Клинический вопрос | Тип исследования |
Лечение | Рандомизированное контролируемое исследование |
Заболеваемость/ Распространенность | Одномоментное обследование популяции |
Этиология/факторы риска | Когортное исследование |
Прогноз | Когортное исследование |
Диагностическая ценность теста | Одномоментное исследование с использованием случайной или последовательной выборки |
Таблица 2. Степень контроля над системной ошибкой.
Способ вмешательства | Тип исследования |
Изучение | Рандомизированное контролируемое – участники исследования случайным образом распределяются на две группы |
Нерандомизированное контролируемое – минимизируются потенциальные источники систематических ошибок (проводится в соответствии с протоколом, мониторируется и т. д.) | |
Нерандомизированное с историческим контролем – каждому пациенту подбирают пару, т. е. больного, сопоставимого по ряду характеристик | |
Наблюдение | Когортное – наблюдают две или более групп пациентов, которые различаются по воздействию какого-то фактора/препарата |
«случай-контроль» – пациенты с заболеванием сравнивают с контрольными пациентами, изучают воздействие этиологических факторов или факторов риска | |
Описание | Результаты наблюдений – описание серии случаев/историй болезни, пациентов с описанием эффекта/побочных реакций |
Описание случаев – описание истории болезни одного пациента |
Исследования, в которых изучается эффективность лекарственных препаратов, могут быть организованы по-разному: от описания серии случаев и одномоментных исследований до рандомизированных двойных слепых контролируемых исследований. Вопрос заключается в том, что может служить объективным доказательством преимущества того или иного вмешательства в целом или доказательством эффективности и безопасности проводимого лечения в частности.
В фармакотерапии наиболее доказательными и объективными являются рандомизированные контролируемые испытания (РКИ), что позволяет отнести их к категории так называемого «золотого стандарта». РКИ обязательно предполагают наличие опытной и контрольной групп, при этом пациентов распределяют по группам случайным образом (рандомизация).
В идеале врач-исследователь, а тем более сам пациент не знают, получает ли пациент изучаемый препарат или препарат сравнения/плацебо (двойной слепой метод). Все пациенты прослеживаются в течение определенного отрезка времени (проспективное исследование). По окончании исследования сопоставляется частота клинически важных исходов (общая смертность, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, вероятность возникновения тяжелых осложнений – инфаркта миокарда, инсульта, тяжелой функциональной недостаточности органов, госпитализаций, дополнительных инвазивных вмешательств и т. д.), установленных в качестве конечных точек исследования. РКИ являются наиболее научно-обоснованным способом получения достоверных результатов, что позволяет считать их основой доказательной медицины, и никакой альтернативы таким исследованиям нет.
Структура научных исследований состоит из нескольких стандартных элементов, каждый из которых способствует тому, чтобы испытание дало ответ на поставленный исследователем клинический вопрос. Клинические исследования, посвященные оценке или разработке различных лекарственных препаратов (экспериментальные курсы лечения), как правило, дают ответы на вопросы об эффективности и безопасности этих лекарств. Любое исследование начинается с выдвижения гипотезы.
Гипотеза – это сформулированное предположение о наличии или отсутствии взаимосвязи между какими-то событиями. Гипотезы позволяют проверить теории, на которых они основаны, определяют целесообразность проведения новых исследований, способствуют развитию различных научных областей. В статистике применяют понятие нулевой гипотезы – предположения, что полученные в исследовании различия случайны (обычно нулевая гипотеза формулируется как «обратное» тому, что требуется доказать). А хорошо знакомое всем р - это вероятность того, что сформулированная нулевая гипотеза верна, справедлива. Таким образом, при р<0,05 эта вероятность менее 5%, что считается статистически значимым доказательством правильности утверждения, обратного нулевой гипотезе. Ошибки в формировании адекватной стратегии и недостаток внимания к деталям на этапе планирования способны привести к нерациональному использованию материальных ресурсов.
Разработка протокола.
Крайне важно, чтобы исследование было выполнено по заранее утвержденному протоколу. Протокол исследования – это документ, в котором отражены цели и задачи исследования, а также вопросы организации, методологии и условия, при которых данное испытание будет выполнено.
Протокол обычно содержит полученные ранее данные и обоснование исследования, однако эти разделы могут быть представлены в других документах. Хорошо подуманный и грамотно спланированный протокол РКИ обеспечивает снижение вероятности систематических ошибок. В дальнейшем минимизация случайных ошибок обеспечивается применением соответствующих методов статистического анализа, адекватного как клиническому материалу, так и целям исследования.
Важна реалистичность протокола с клинических, функциональных и организационных позиций, научные результаты испытаний должны поддаваться обобщениям и быть воспроизводимыми.
Дизайн исследования.
Дизайн клинического исследования фактически является планом его проведения. Разработаны основные требования к дизайну исследования, который обязательно должен включать следующие этапы:
· указывается вид клинического исследования, если исследование рандомизированное, то описывается метод рандомизации, приводится схема лечения, описание этапов лечения, схемы маскировки;
· подбор наиболее типичной по нозологии и однородной группы больных;
· использование сравнительного/контролируемого метода;
· рандомизация с оценкой ее качества – проверка формирования сопоставимых по выбранным основным клиническим характеристикам групп;
· определение сроков лечения в соответствии со временем наступления стабильного терапевтического эффекта;
· описание лечения, дозировок, схем терапии; описание правил «остановки» лечения;
· применение стандартных унифицированных методов оценки эффекта;
· обязательная оценка приверженности терапии;
· анализ показателей безопасности терапии: регистрация всех нежелательных явлений и оценка их связи с изучаемым препаратом (шкала Наранжо);
· процедуры учета и хранения исследуемого препарата;
· перечень данных, регистрируемых в ИКП.
Фазы исследования.
Все клинические исследования лекарственных препаратов обычно подразделяются на 4 фазы.
I фаза клинических испытаний. После проведения испытания лекарственного препарата in vitro и на лабораторных животных (доклинические научные исследования) именно в первой фазе клинических испытаний начинается тестирование нового лекарства на людях. Часто такие испытания называют клиническими фармакологическими, так как именно на этом этапе оцениваются фармакодинамические и фармакокинетические параметры, показатели абсорбции, распределения, метаболизма, экскреции, время достижения максимальной концентрации, сравнение различных лекарственных форм и доз препаратов у испытуемых добровольцев. Обычно испытуемые в I фазе клинических исследований являются практически здоровыми людьми. Исключение могут составлять исследования некоторых лекарственных препаратов, например, используемых в онкологии, которые могут оказать неблагоприятное действие на нормальные физиологические показатели здорового человека. В таких случаях испытуемыми являются люди, страдающие соответствующим заболеванием, для лечения которого предназначен новый препарат. Исследования проводятся на небольшой группе здоровых добровольцев (от 20 - 60 человек). Главной целью испытаний I фазыявляется определение переносимости (оценка безопасности и влияния на качество жизни) и наличия терапевтического действия лекарственного препарата (иногда определяются первоначальные показатели эффективности препарата у людей).
Исследования этой фазы выполняются только в условиях стационара под постоянным наблюдением медицинского персонала. В этих исследованиях определяется также максимальная доза препарата. Около трети лекарственных препаратов, подверженных проверке в первой фазе клинических испытаний отсеиваются в связи с плохой переносимостью, токсичностью, неблагоприятным влиянием на физиологические показатели человеческого организма.
II фаза клинических испытаний. Во второй фазе клинических испытаний продолжается оценка параметров эффективности и безопасности нового лекарственного препарата, однако испытание проводится на группе пациентов с конкретным заболеванием, определяется наиболее эффективная доза, кратность введения и лекарственная форма. Обычно испытания II фазы являются плацебо-контролируемыми. Иногда II фазу разделяют на фазы IIa и IIb. В испытаниях IIa фазы определяют безопасность препарата на группе пациентов с синдромом или заболеванием, для лечения которого и разработано новое лекарственное средство, в зависимости от частоты приема, дозы и других показателей, влияющих на безопасность. В исследованиях IIb фазы эффективность и переносимость нового лекарственного препарата сравниваются с эффектом плацебо у пациентов контрольной группы, определяется оптимальный уровень дозирования нового лекарства. Обычно во II фазе клинических исследований принимает участие 200 - 600 пациентов.
III фаза клинических испытаний. III фаза клинических исследований проводится для оценки эффективности и безопасности нового лекарственного препарата в оптимальной дозе и лекарственной форме (определенных в предыдущих фазах) на больших разнообразных группах пациентов, т. е. в условиях, приближенных к реальным жизненным, в которых данный лекарственный препарат будет использоваться после регистрации. Цель исследования III фазы - оценить, насколько эффективна новая терапия по сравнению с существующим «золотым стандартом». В клинических испытаниях III фазы принимают участие тысячи пациентов, в течение длительного времени получающие изучаемый препарат. Продолжительность таких исследований, как правило, составляет от нескольких месяцев до нескольких лет. На данной фазе исследований собирается информация о возможных побочных эффектах (в том числе редко возникающих) нового препарата, особенности его действия у больных с нарушениями функции печени, почек, недостаточностью кровообращения, с другими сопутствующими заболеваниями, по поводу которых проводится сопутствующая терапия, оценивается взаимодействие нового препарата с другими лекарствами, проводится экономическая оценка лечения, оценка качества жизни пациентов.
IV фаза клинических испытаний. Исследования этой фазы называются постмаркетинговыми, т. е. испытания проводятся после регистрации и выхода препарата на рынок. На данном этапе проводится сравнение нового препарата (его эффективности, безопасности, фармакоэкономических показателей) с уже имеющимися аналогами, с другими препаратами в данной фармакотерапевтической группе, мониторируются побочные реакции, в том числе ранее неизвестные и отдаленные. Также в испытаниях IV фазы могут определяться оптимальные сроки лечения, проводиться сравнение стандартных курсов лечения, оцениваться отдаленные результаты терапии. В эту группу входят исследования с воспроизведенными лекарственными препаратами.
Статистический анализ.
Грамотно спланированные клинические испытания позволяют исследователю с высокой долей уверенности судить о том, что данное воздействие лекарственного средства не было случайным, а выявленный эффект не явился результатом какого-то иного воздействия. Таким образом, исследователи делают выводы на основе вероятностного принципа, а не на основе 100 % доказательств, а статистическая обработка помогает оценить достоверность сделанных выводов. Поэтому никогда нельзя быть абсолютно уверенным в размере эффекта изучаемого лечения (причем, независимо от статистической мощности и грамотного планирования исследования) - ведь всегда возможна случайная ошибка. Помимо случайной ошибки при проведении клинических испытаний велика вероятность возникновения и накопления систематической ошибки.
В отличие от случайной ошибки, систематическая приводит к появлению однонаправленного систематического отклонения полученного результата от истинного значения. Одной из причин возникновения систематической ошибки является различие прогностических факторов в основной и контрольной группах. Как правило, такими факторами являются возраст, пол и др. Методом снижения вероятности возникновения систематической ошибки в этом случае является рандомизация. Другая причина, ведущая к систематическому ошибочному отклонению результатов клинических испытаний, это эффект плацебо. Больные, уверенные в получении эффективного, желаемого вида лечения и ожидающие улучшения, часто отмечают улучшению в самочувствии, реже сообщают о побочных эффектах.
С другой стороны, при дифференцированном подходе к проведению лечебных вмешательств и к оценке изучаемого клинического исхода также может возникать систематическая ошибка. Так, например, если у пациентов, получающих активное лечение в основной группе, при нарушении мозгового кровообращения (на фоне проводимой терапии) диагностировать данный клинический исход, как преходящее нарушение мозгового кровообращения, а у больных контрольной группы – как инсульт, то эффективность терапии будет переоценена. Явная переоценка эффекта лечения возможна и в случае заведомого включения в экспериментальную группу больных, до наступления клинического исхода получавших доказано эффективный препарат, а в контрольную группу – пациентов, не получавших такого лечения.
Применение слепого метода в отношении больных, врачей и исследователей, оценивающих клинические исходы, позволяет заметно снизить вероятность возникновения систематической ошибки такого типа. Систематическая ошибка может появляться и в случаях большого числа выбывших больных. Для сведения к минимуму систематической ошибки такого типа необходимо наблюдать всех пациентов (в том числе и выбывших) до конца исследования.
Совместное применение всех перечисленных технологий избегания погрешностей (рандомизация, слепой метод исследования, наблюдение за исходами у всех рандомизированных пациентов) предотвращает влияние на получаемые результаты клинического исследования наиболее грубых погрешностей. Хорошо продуманный и грамотно составленный протокол РКИ обеспечивает снижение вероятности появления систематических ошибок, далее минимизация случайных ошибок обеспечивается применением соответствующих методов статистического анализа, адекватного как клиническому материалу, так и целям исследования.
Методы статистического анализа определяются до начала исследования в виде плана статистического анализа – документа, который содержит подробное описание принципиальных подходов к анализу результатов и детальное описание методов выполнения статистического анализа первичных (основных) и вторичных (дополнительных) переменных, а также других данных с учетом приняты критериев значимости. Статистический анализ выполняется по окончании исследования, промежуточный анализ может проводиться только, если это заранее оговорено в протоколе. Результаты, полученные статистическими методами, не описанными в протоколе или полученные при разбиении испытуемых на подгруппы, не запланированные в протоколе и не учитывавшиеся при рандомизации, не могут расцениваться как результаты клинического испытания, однако они могут послужить гипотезами для планирования следующих исследований.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ С КУРСОМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедрой
д.м.н., проф. В.А. Батурин
____________________
«___» августа 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для студентов
к практическому занятию
по «Основам доказательной медицины»
для специальности 31.05.01 – Лечебное дело
Тема №: «Исследования новых лекарственных средств»
Обсуждена на заседании кафедры
«___» августа 2016 г.
Протокол №____
Ставрополь, 2016 г.
Тема занятия: «Исследования новых лекарственных средств»
1.КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЕМЫХ: студенты 6 курса по специальности 31.05.01 Лечебное дело, кКвалификация – врач общей практики, форма обучения – очная.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 235.