Маркетинговые исследования - это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах. Фирма проводит' маркетинговые исследования или собственными силами - отделом маркетинга, или специализированными организациями.
На первом этапе управляющий по маркетингу и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели предстоящего исследования.
На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Исследователь может собирать вторичные или первичные данные или те и другие одновременно.
Первичные данные - это информация, собранная впервые для какой-то конкретной цели. Для ее сбора разрабатывается специальный план, определяющий методы исследования, план составления выборки и способы связи с аудиторией.
Существует несколько методов получения первичной информации:
Метод | Определение | Экономический пример |
Наблюдение | Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения | Наблюдение за поведением потребителей в магазине или перед витринами |
Интервью | Опрос участников рынка и экспертов | Сбор данных о привычках потребителей, исследования имиджа марок и фирм, исследование мотивации |
Панель | Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени | Постоянное отслеживание торговых запасов в группе магазинов |
Эксперимент | Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов | Тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы |
Наблюдение как способ получения информации используется в исследовании рынка достаточно редко. Научное наблюдение понимается при этом как процесс,
· который служит определенной исследовательской цели;
· проходит планомерно и систематически;
· служит для обобщающих суждений, а не для собирания интересных фактов;
· подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности и точности.
Формы наблюдения:
· по характеру окружающей обстановки наблюдение может быть полевым – это означает, что процессы проходят в естественной обстановке, или лабораторным, то есть проводящимся в искусственно созданной ситуации;
· по месту наблюдающего различают процесс с непосредственным участием исследователя и наблюдением со стороны;
· по форме восприятия объекта можно выделить персональные наблюдение и не персональное – через приборы или с помощью регистрации следов поведения;
· по степени стандартизации различают стандартизированное и сводное наблюдение.
Под опросом понимается выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос – самая распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно в 90% исследований используется этот метод. Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют интервью. Опросы подразделяются:
· по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);
· по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);
· по количеству тем, входящих в опрос (одно или несколько омнибус);
· по уровню стандартизации(ободная тема или структурированная, полностью стандартизированная);
· по частоте опроса(одно-или многоразовый опрос).
Панель имеет следующие основные признаки:
· предмет и тема исследования постоянны,
· сбор данных повторяется через равные промежутки времени;
· постоянная совокупность объектов исследования.
Существенные признаки эксперимента:
· изолируемые изменения (отдельные величины варьируются исследователем, другие должны быть, насколько возможно, постоянными);
· исследователь активно вмешивается в процесс возникновения данных;
· проверяются причинно-следственные связи(например, влияние цвета упаковки на сбыт продукта).
Третьим этапом - сбор информации. Это, как правило, самый трудоемкий и чреватый ошибками этап исследования, при проведении которого могут возникать четыре проблемы:
· отсутствие источника информации;
· отказ его от участия в опросе;
· пристрастность и неискренность ответа;
· отсутствие заинтересованности в эффективности проводимой работы со стороны самого исследователя.
Четвертый этап исследования предполагает извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. Данные сводятся в таблицы, в основе которых рассчитываются такие показатели, как распределение частности, средние уровни и степени рассеяния. При обработке данных возможно использование аппарата современных статистических методов.
На заключительном этапеисследователь должен решить, в каком виде представить основные результаты, нужные руководству для принятия насущных маркетинговых решений. Исследование может считаться полезным, если оно содействовало уменьшению неопределенности и позволило внести определенные коррективы в коммерческую деятельность предприятия.
Вопрос 14. Маркетинговая среда организации (микросреда)
Маркетинговая среда организации это совокупность активных субъектов и сил (факторов), действующих на организации которые оказывают влияние на возможности устанавливать и поддерживать отношения успешного сотрудничества с клиентами.
Микросреда это совокупность факторов, на которые руководство предприятия должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества.
Микросреда предприятия включается факторы внутренней микросреды и внешней.
Финансовая служба, служба маркетинга, производство, служба материального технического снабжения, бухгалтерия, служба ниокр, высшее руководство.
Внутренняя микросреда предприятия – это подразделения предприятия, группы для разработки и реализации маркетинговых планов.
Общую координацию и руководство деятельностью служб осуществляет высшее руководство предприятия, которое и определяет общие цели, стратегические установки и текущую политику. Управляющие по маркетингу должны принимать решения, не противоречащие планам высшего руководства. Более того, все их маркетинговые проекты подлежат утверждению высшим руководством.
Основные факторы внешней микросреды функционирования фирмы:
Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
События в среде поставщиков могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность фирмы (цегы на товары поставщиков, забастовки у поставщиков и другие факторы).
В процессе деятельности предприятие сталкивается с конкурентами. Ф.Котлер предложил 4 вида конкурентов:
· желание конкуренты
· товарно-родовые конкуренты
· товарно-видовые конкуренты
· марки-конкуренты
Особенно стоит уделить внимание марки-конкурентам, поскольку именно они активно отбирают сбыт.
Маркетинговые посредники – это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры.
Торговые посредники - деловые люди, помогающие предприятию подыскивать клиентов и/или непосредственно продавать им ее товары. Их функция заключается в том, чтобы обеспечить удобство места, времени и процедуры приобретения товара заказчиком с меньшими издержками, чем смогло бы это сделать само предприятия.
Фирмы - специалисты по организации товародвижения помогают компании создавать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения. В их арсенале имеются соответствующие складские помещения и различные типы транспортных средств.
Агентства по оказанию маркетинговых услуг - это фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, организации средств рекламы и консультационные фирмы по маркетингу - помогают фирме точнее нацеливать и продвигать товары на подходящие рынки.
Кредитно-финансовые учреждения банки, кредитные компании, страховые компании и прочие организации, помогающие фирме финансировать сделки и страховать себя от риска в связи с покупкой и продажей товаров.
После тщательного изучения предприятие может выступать на пяти типах клиентурных рынков:
1. Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
2. Рынок производителей - организации, приобретающие товары и услуги для последующего использования их в процессе собственного производства.
3. Рынок промежуточных продавцов - организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с выгодой для себя.
4. Рынок государственных учреждений - государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи их тем, кто в них нуждается.
5. Международный рынок - покупатели за рубежами страны.
Контактные аудиторы - это любые группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к организации или оказывают влияние на се способность достигать поставленных целей.
Различают:
-благотворные аудиторы, это те, кто способствует дальнейшему развитию предприятия (спонсоры);
-льготные аудиторы это те, чьей заинтересованности предприятие ищет, но не всегда находит СМИ.
-нежелательные аудиторы это те, чей интерес предприятия стараются не привлекать, но вынуждены считаться с ними, если они проявляются (всевозможные группы бойкота).
Кроме того, по сфере деятельности выделяют семь шпон контактных аудиторов:
1. Финансовые круги ~ банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, фондовые биржи, акционеры - оказывают влияние на способность предприятия обеспечить себя капиталом.
2. Контактные аудитории средств информации - газеты, журналы, радиостанции и телецентры - распространяют новости, статьи и редакционные комментарии.
3. Контактные аудитории государственных учреждений. Руководство фирмы должно откликаться и учитывать то, что происходит в государственной сфере (проблемы безопасности, истины в рекламе, прав дилеров и т.п.).
4. Гражданские группы действий - это группы по защите окружающей среды, по борьбе за качество продукции и т.п.
5. Местные контактные аудитории - это окрестные жители и общественные организации.
6. Широкая публика. Фирма должна придирчиво следить за отношением публики к своим товарам и своей деятельности. На публику действует образ фирмы. Фирма должна реагировать на претензии потребителей.
7. Внутренние контактные аудитории. Это собственные рабочие и служащие фирмы, добровольные помощники, управляющие, члены совета директоров.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.