Опора только на собственные силы, постоянное подчеркивание приоритетности курса на создание собственной модели развития на практике неизбежно приводят к появлению дополнительных издержек, проще говоря — потерь.
Опыт многих стран переходного периода свидетельствует о том, что успех чаще приходит, когда ставка делается на прагматизм и нешаблонность действий. Активное институциональное строительство означает, что в повседневной жизни отсутствуют идеализация рыночного механизма и безграничная вера в универсальные свойства рыночного саморегулирования. Важен многофункциональный и многодисциплинарный подход к экономическому реформированию.
Эволюционная методология в институциональном строительстве заставляет, во-первых, отбрасывать любые попытки продлить существование подсистем административной экономики, во-вторых—учитывать инерционность социальных механизмов и реальных экономических структур, отвергая варианты «больших скачков».
14.2. Особенности переходной экономики и закономерности ее развития. Необходимость структурных сдвигов
Основные черты. Исторический опыт свидетельствует о том, что переход от одной экономической системы к другой всегда занимает определенный промежуток времени.
Тем более это неизбежно, когда речь идет о трансформации административной экономики в экономику рыночного типа. Демонтаж АКС обусловливает наличие радикальных трансформационных процессов, которые затрагивают национальную экономическую систему, производительные силы, а также ее производственную инфраструктуру. Такие радикальные преобразования касаются экономической надстройки, включая органы государственного управления, системы моральных и этических ценностей.
Принято считать, что в переходный период функционирует так называемая переходная экономика. Переходная экономика есть особая фаза состояния национальной экономики, в которой осуществляются радикальные преобразования, связанные с постепенным преодолением административных элементов и утверждением социальной ориентации и рыночных принципов хозяйствования.
Обобщение Опыта радикальной реформы, накопленного группой бывших социалистических стран, позволяет выделить основные черты переходной экономики (см. рис. 14.2).
1. Отход от административной системы. Сочетание элементов старой и новой экономической системы
2. Многоукладность и миогосекторность_____________________________
3. Осуществление структурной перестройки__________________________
4. Асинхронность развития на региональном, отраслевом и других уровнях
5. Наличие «теневой экономики», неофициальной занятости и т. д.________
6. Постепенное усиление социальной ориентации экономического развития
Рис. 14.2. Основные черты переходной экономики
Во-первых, в национальной экономике переходного периода присутствуют элементы как административного, так и рыночного типа. Противоречия двух исторически смежных экономических систем выступают как модифицированные противоречия переходного периода.
Данное положение с учетом его важности требует особого анализа. На рис. 14.3 отмечено, что в исходный период трансформации в национальной экономической системе доминируют элементы административно-командной экономики, которые размещены ниже общей линии развития ОР. Вытеснение таких административных элементов и постепенное нарастание элементов рыночного типа (данные элементы размещены выше линии ОР) не исключают возникновения временных или компромиссных форм. Имеет место постепенный переход от менее зрелых к более совершенным и сложным формам экономического движения, их наполнение реальным содержанием.
Рис. 143. Эволюционное состояние экономики переходного периода |
К примеру, возьмем образование акционерных обществ, которые в Беларуси выступают в качестве основной формы преобразования государственной собственности. Практика свидетельствует о том, что даже в идеальных условиях необходимо некоторое бремя, чтобы в правовых рамках акционерного общества сформировался эффективный собственник. Появление рыночных сигналов далеко не сразу отменяет ранее сложившийся затратный механизм хозяйствования.
Во-вторых, для переходной экономию! характерны многоуклад- ность и многосекторность, что обусловливает наличие многообразия форм хозяйственной деятельности. В переходной экономике каждый уклад выступает как своеобразный мини-способ производства или особый способ хозяйствования, которому соответствует и определенный образ экономической жизни.
Известно, что многоукладность присутствует в любой экономической системе, тем более — в смешанной экономике, и выступает как проявление исторической преемственности, как хранитель традиций национальных видов трудовой деятельности.
Но в переходный период потребность в такой многоукладное™ значительно усиливается. Отдельные уклады выступают в роли своеобразного трансформационного буфера, или инкубатора, необходимого для апробации новых экономических форм. При этом перспективный уклад способен перерасти в ведущий сектор национальной экономики.
В-третьих, переходной экономики не избежать значительных структурных сдвигов.
Необходимость таких сдвигов обусловлена унаследованными от административной экономики диспропорциями, нерациональной структурой национального производства, сформированной под воздействием затратного механизма, а также общим технологическим отставанием.
Стремление страны пересмотреть свое место в мире и определить более достойные позиции в системе международного разделения труда заставляет тщательно проанализировать сложившийся порядок использования национальных факторов производства. Развитие экспортного потенциала, обеспечение экономического суверенитета, рационализация производства, усиление конкуренции на внешних рынках, уточнение условий участия национальной экономики в интеграционных процессах также повышают актуальность структурных сдвигов.
В-четвертых, ограниченность финансовых источников, дефицит экономических ресурсов, значительные различия в отраслевых нормах рентабельности обусловливают присутствие в переходной экономике асинхроньЮстиразвития —■ на региональном, отраслевом и других уровнях.
Опыт показывает, что первоначально основные финансовые потоки концентрируются в крупных промышленных центрах, в столичном городе. Это усиливает неравномерность рыночных преобразований в региональном аспекте. Финансовый сектор (банки, небанковские финансовые учреждения, страховые компании), а также торговля быстрее реагируют на новые рыночные сигналы, нежели реальный сектор экономики, в котором денежный капитал оборачивается значительно медленнее.
В переходной экономике могут обозначиться зоны застоя и кризиса (например, добывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство), что не мешает возникновению в других секторах национального производства противоположного — точек экономического роста.
В-пятых, в переходный период может значительно расшириться присутствие «теневой экономики».
Основными факторами активизации неформальной экономики выступают стремление избежать налогообложения (в том числе и по причине его высокого уровня), а также скрыть реальный уровень доходов из-за невозможности их легализации. Такое же воздействие оказывает деформированное общественное сознание из-за низкого уровня экономической и правовой культуры.
На масштабы «теневой экономики» прямое влияние оказывают разбалансированность экономических процессов, наличие существенных сбоев в функционировании нарождающегося рыночного механизма, слабость и инертность государства в регулировании национальной экономики, а также несовершенство правового обеспечения процессов трансформации.
Стабильный фактор развития в переходный период «теневой экономики» — бюрократизация органов государственного управления и стремление получать «ренту бюрократа», в том числе и по причине низкого денежного содержания чиновника.
Высокие поборы и налоги, естественное желание их избежать также провоцируют стремление «уйти в тень», сделать ставку иа неофициальную экономику. Слабость традиций законопослушания, инфляция и стремление иметь скрытый дополнительный доход, обеспечивающий принятый стандарт потребления, также выступают в качестве конкретных причт наращивания «теневого» сектора национальной экономики.
Повседневная реклама высокого материального достатка и потребления качественных товаров, при отсутствии реальной возможности все это обеспечить замечет честного труда, также формирует устойчивую склонность к антисоциальному поведению, особенно среди молодежи и малоимущих сдоев населения.
Опасный момент возникает тогда, когда в «теневой экономике» начинают доминировать криминальные структуры, которые ставят под контроль (вслед за традиционными сферами своей деятельности — оружие, наркотики, игорный бизнес, рэкет, проституция) и легальные формы бизнеса (экспорт нефти ц сырья, импорт продовольствия, водки и автомобилей, банковские операции и т, д.).
Рыночная экономика «колумбийского типа» создает огромные финансовые возможности для криминального давления на официальную власть, для ее приватизации кланами, мафией и бюрократией.
Цивилизованные государства, используя метод «проб и ошибок», сумели создать весьма эффективный арсенал противостояния теневым тенденциям. На практике решение проблемы «теневой экономики» предполагает синтез экономических и юридических мероприятий. Их последовательное осуществление—под силу правовому государству.
Чем выше удельный вес «теневой экономики», тем менее устойчивой выглядит экономическая и политическая система переходного периода, тем меньше у страны шансов для цивилизованного варианта развития.
В-шестых, для переходной экономики характерно постепенное усиление социальной ориентации.
Преодоление хронического дефицита и обеспечение открытой доступности потребительских товаров, ликвидация очередей, унаследованных от административного социализма, уже на старте преобра-, зований создают сильный социальный эффект.
Не случайно на изменения такого рода (заполненные товарами магазины и рынки) в первую очередь обращают внимание при появлении в родных краях наши «бывшие сограждане», еще недавно строившие «развитой социализм», но тем не менее пожелавшие эмигрировать на Запад.
Понятно, что процесс социальной ориентации должен получать дальнейшее развитие, прежде всего—за счет ликвидации хронической недооценки труда как главного фактора современного производства.
Структурные сдвиги. Структурная перестройка переходной экономики — это отмирание неэффективных видов производства. Такие
преобразования (реструктуризация) в первую очередь касаются производительных сил, означают сворачивание убыточных, экологически вредных и бесперспективных видов производств,,сопровождаются рационализацией натурально-вещественных и инвестиционных потоков.
Структура отраслей национального производства, унаследованная от административной экономики, по многочисленным параметрам не соответствует современным требованиям.
Для такой структуры национального производства характерны:
а) завышенный удельный вес отраслей 1-го подразделения, (производство средств производства) и заниженное представительство предприятий 2-го подразделения реального сектора экономики (производство предметов потребления);
б) наличие многочисленных межотраслевых диспропорций (отсталая строительная индустрия, маломощная и примитивная переработка сельскохозяйственного сырья и т. д.);
в) низкий удельный вес в составе ВВП сферы услуг;
г) преимущественная ориентация на внутренний рынок, низкий экспортный потенциал, доминирование сырьевого характера экспортных поставок, слабое включение в систему международного разделения труда и инвестиционных потоков;
д) высокий уровень концентрации производства, преобладание в отраслевой структуре крупных предприятий;
е) значительный удельный вес военно-промышленного комплекса, милитаризация национальной экономики.
Не следует забывать, что национальные экономики Беларуси, Украины и других стран СНГ еще недавно являлись составными частями так называемого всесоюзного народнохозяйственного комплекса и не существовали как самостоятельные структурные образования. Поэтому, вслед за приобретением национального суверенитета, обозначились дополнительные потребности в соответствующих структурных сдвигах.
Основные задачи реструктуризации. В качестве основных задач реструктуризации переходной экономики следует выделить:
1) формирование устойчивой и сбалансированной структуры национальной экономики, обеспечивающей суверенное развитие и экономическую безопасность государства, а также цивилизованный жизненный процесс народа Беларуси;
2) преодоление унаследованных диспропорций, выход национальной экономики на основные параметры функционирования, которые характерны высокоразвитым странам Западной цивилизации и которые обеспечивают повышение эффективности, внедрение современных технологий;
3) обеспечение социальной ориентации развития экономического потенциала страны.
Главным ориентиром структурных сдвигов выступает обеспечение должной конкурентной способности национальной экономики.
Такая экономика в состоянии производить для внутреннего и внешнего рынка товары и услуги, соответствующие платежеспособному спросу и международному уровню затрат, обеспечивать устойчивый и долговременный экономический рост, создавать внутренние источники развития, широко участвовать в международном разделении труда и инвестиционных потоках.
Стратегия структурных сдвигов, или реструктуризации, национальной экономики предполагает решение конкретных задач переходного периода. К ним в первую очередь следует отнести насыщение внутреннего рынка продовольствием и преодоление угрозы голода, снижение энергоемкости и ресурсоемкости ВВП, выравнивание платежного и торгового баланса, разработку и выполнение программы импортозамещения с целью наиболее полного использования национальных мощностей и экономии валютных средств.
На практике задачи по реструктуризации разделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Их содержание уточняется на уровне предприятия и т. д.
Одним из проявлений внутренней и внешней конкурентной способности национального производства выступает последовательное обеспечение экономической безопасности страны.
Фундаментальная экономическая теория к настоящему моменту уже выработала систему показателей, отражающих степень обеспечения экономической безопасности:
объем ВВП на душу населения, в % к среднемировому уровню (100%);
доля обрабатывающих отраслей в промышленном производстве (70%);
доля машиностроения в промышленном производстве (20%);
инвестиции, в % к ВВП (25%);
расходы на научно-исследовательские работы, в % к ВВП (не менее 2 %); доля новых изделий в машиностроении (6%); доля жителей страны е доходом ниже прожиточного минимума (7%); средняя продолжительность жизни (не менее 70 лет);
разрыв в доходах 10% самых зажиточных и самых бедных семей (не более 8 раз);
число преступлений на 100 жителей (5);
уровень безработицы (не более 7%);
инфляция за год (не более 20%);
внутренний долг страны, в % к ВВП (30%);
расходы на обслуживание и погашение государственного долга, в % к налоговым поступлениям в бюджет (25%); внешний долг, в % к ВВП (25%);
доля внешних заимствований, используемых для покрытия дефицита бюджета (30%); доля иностранной валюты по отношению к обороту национальной валюты (10%), в том числе по наличным платежам (25%); денежная масса, в % к ВВП (не менее 50%);
доля импорта во внутреннем потреблении (30%), в том числе по продовольственной группе (25%).
Безусловно, здесь приведены далеко не все показатели такого рода. Сравнение с фактическими значениями показывает, что в переходной экономике Беларуси накопилось достаточно много проблем, сдерживающих должное обеспечение экономической безопасности страны.
Опыт стран переходного периода показывает, что первоначально, с учетом финансового положения предприятий, состояния отраслевой технической базы в переходной экономике складываются 4-6 отраслевых блока, которые имеют разные перспективы развития:
а) сырьевые отрасли (включая производство электроэнергии), где уже в краткосрочной перспективе есть возможность за счет наращивания экспорта смягчить кризисную ситуацию;
б) производство продовольствия и простейших потребительских товаров для внутреннего рынка, которое оживает вслед за ростом платежеспособного спроса;
в) аграрный сектор, который образуют в подавляющем числе хронически убыточные сельскохозяйственные предприятия;
г) технологически отсталые производства, которые были нерентабельными и убыточными в условиях административной экономики.
Без дотаций государства они не имеют возможности сохранить даже простое воспроизводство;
д) высокотехнологичные предприятия, модернизированные в ходе последней административной перестройки, а также новые предприятия, возникшие с участием иностранного капитала.
Отсутствие структурных сдвигов, усиление на внутреннем рынке конкуренции со стороны импорта, сдерживание аграрной реформы, нерациональное использованием валютных средств и т. д. резко усиливают деградацию национальной экономики и превращают ее в экономику колониального типа. Ее ведущими секторами становятся экспорт сырья и материалов (лес, нефть, металл), а также производство трудоемкой и экологически грязной продукции (химические волокна, стройматериалы, реактивы, нефтепереработка и т. д.).
Поэтому важно не допустить спонтанного развития национальной экономики по такому весьма негативному сценарию.
Необходимо с помощью государства сохранить имеющийся научно-технический потенциал и всемерно его развивать. Валютную выручку экспортных отраслей необходимо использовать для поддержки точек экономического роста и выполнения программы импортозамещения.
В отраслях с большим технологическим отставанием следует сделать ставку на освоение новой номенклатуры продукции с помощью иностранных инвестиций. Практика «азиатских драконов» показывает; что рациональная структура национальной экономики не может быть создана стихийно, только лишь на основе рыночного механизма. Необходимо активное государственное регулирование инвестиционных _ потоков.
Обеспечение оптимальной структуры национальной экономики предполагает демилитаризацию экономики и конверсию военного производства.
Важно усилить участие страны в интеграционных процессах, нарастить экспортный потенциал.
В переходный период реальные возможности для структурных сдвигов ограничиваются дефш/итамэкономических ресурсов. Поэтому есть смысл в первую очередь реализовывать так называемые малозатратные проекты, Совершенствовать структуру управления национальным производством.
К другим факторам сдерживания следует отнести низкий уровень жизни населения, проблемы связанные с привлечением иностранного капитала, а в отдельных случаях — и дефицит высококвалифицированных кадров управления. Поэтому в условиях переходного периода есть смысл придерживаться тактики селективного, или избирательного, подхода.
Здесь не обойтись без разработки специального «бюджета развития», мобилизующего необходимые финансовые ресурсы и распределяющего их на конкурсной основе.
В одних случаях йод бюджетом развития понимают лишь обеспечение инвестиционной направленности государственного бюджета, когда максимум финансовых средств используется как производственные инвестиции.
В других случаях могут создаваться специальные внебюджетные фонды развития, где опять же из разных источников концентрируются финансовые и кредитные ресурсы, выделяемые для реализации конкретных проектов, т. е. для поддержки точек экономического роста. 4
О бюджете развития не может быть и речи в том случае, когда основная часть бюджетных расходов связана с текущим социальным потреблением, когда высокие темпы прироста характерны для инвестиций в непроизводственную сферу. О торможении развития свидетельствуют также Снижение общего объема реальных инвестиций или их удельного веса в ВВП, рост незавершенного строительного производства. Когда амортизационные отчисления обесцениваются под воздействием инфляции и используются на нужды текущего производства, включая пополнение оборотных средств, выплату заработной платы и т. п., ожидать достижения устойчивого экономического роста не приходится.
Реструктуризация в переходный период означает окончательный отказ от доминирования в национальной экономике экстенсивного типа развития. Такой тип развития всеща подкупает своей простотой обеспечения, так как основывается на тиражировании ранее полученного опыта. Экстенсивное развитие создает достаточные условия для обеспечения высокой занятости населения. Однако такой тшг развития — это технический застой, создание завышенного спроса на рынке труда и возникновение искусственного дефицита рабочей силы, истощение природных ресурсов, непрерывное наращивание инвестиций и усиление затратного характера производства.
При разработке национальной программы реструктуризации следует исходить из того, что на перелив капитала можно повлиять за счет
налоговых льгот, введения особого режима кредитования наиболее важных инвестиционных проектов и т. д.
Структурные сдвиги в переходной экономике должны быть скоординированы с программами приватизации и поддержки отечественного бизнеса, разгосударствления экономики и стимулирования новых организационных форм, за счет специальных «инкубаторов» или «площадок» поддержки. ,
Таким образом, суть структурных сдвигов на уровне отраслей и реструктуризации конкретных производств (уровень предприятия) состоит в том, чтобы взамен устарелой структуры необходимо сформировать перспективную структуру национальной экономики, полностью соответствующей задачам обеспечения устойчивого социально- экономического развития.
Проблема общего и частичного равновесия. Теория равновесия считается одной из фундаментальных в современной экономической науке. Вырабатываемые с этих позиций научные рекомендации имеют огромное практическое значение.
В различных концепциях воспроизводства и экономических кризисов, которые предшествовали современным построениям, длительное время осмысливался практический опыт хозяйствования с целью разработки действенных рекомендаций до стабилизации экономической системы рыночного типа.
В данном аспекте следует упомянуть «Экономические таблицы» Ф. Кенэ, теорию воспроизводства А.Смита и его знаменитую «догму». Причины нарушения равновесия рассматривал Дж. Кларк. Условия частичного равновесия обстоятельно анализировал А. Маршалл. Проблему рыночного равновесия в условиях несовершенной конкуренции анализировали Э. Чемберлин и Дж. Робинсон, В. Парего и Дж. Хикс.
Теоретиком общего экономического равновесия считается JI. Вальрас.
Теорию простого и расширенного воспроизводства К. Маркса также следует отнести к данному классу экономических построений.
Общее равновесие означает соответствие и согласованное развитие всех сфер экономической системы, включая равенство спроса и предложения на всех рынках.
Частичное равновесие —- это количественное соответствие двух взаимосвязанных параметров, или сторон, национальной экономики.
Что касается переходной экономики, как особого состояния национальной экономики в период трансформации, то экономической теории еще предстоит определить подавляющее большинство параметров достижения общего равновесия.
Под общим равновесием переходной экономики можно весьма условно понимать такое состояние, когда постоянно обеспечивается улучшение ситуации, а по конкретным направлениям расширяются границы достижения частичного равновесия (35).
Важнейшей предпосылкой для достижения общего равновесия следует выделить достижение соответствия между целями социально- экономического развития, официально заявленными в государственной доктрине, и имеющимися у страны экономическими возможностями. Это предполагает освобождение экономической политики от излишнего популизма и полную мобилизацию общественного сознания на преодоление кризисных явлений, достижение и сохранение в обществе гражданского согласия. Сюда же следует отнести ликвидацию дефицита на потребительском рынке и приведение структуры национального производства в соответствие со структурой потребления.
В целом на первой фазе трансформации важно обеспечить позитивную направленность начатых социально-экономических преобразований, т. е. добиваться ослабления неравновесности бсновных макроэкономических показателей (платежный баланс, бюджет, ВВП, уровень занятости, инфляция и девальвация). При этом в качестве временной нормы могут быть признаны конкретные значения по этим «золотым точкам», которые еще далеки от идеальных, а некоторые отклонения от такой временной нормы — допустимыми отклонениями. Вслед за достижением стабильных улучшений все характеристики временной «нормы», или нормального состояния, на очередной период должны незамедлительно пересматриваться и становиться более жесткими.
Таким образом, важно выделять не только статическую, но и динамическую равновесность.
Опыт многих стран СНГ показывает, что не столь уж и редко, под воздействием порой весьма прозаических обстоятельств, могуттеряться ориентиры развития. В качестве признаков усиления неравновесности переходной экономики должны восприниматься:
а) загрузка любой ценой (включая кредитные инъекции) имеющихся производственных мощностей и рост складских запасов готовой продукции на предприятиях, в товаропроводящей сети;
б) рост денежной массы и номинальных денежных доходов населения более быстрыми темпами по сравнению с ростом ВВП и т. п.;
в) нарастание износа активной части основного капитала, дефицит капитальных вложений и нерациональное использование амортизационного фонда, наращивание инвестиций в непроизводственную сферу в ущерб интересам реального сектора экономики;
г) подрыв доверия к национальной денежной единице и «долларизацию» экономики;
д) непрерывная девальвация национальной денежной единицы, расширение под давлением лобби торговли за иностранную валюту на внутреннем рынке, введение множественности валютных курсов;
е) снижение национального уровня заработной платы и «утечку мозгов»;
ж) рост внешней задолженности и расходов государства по обслуживанию внешнего долга;
з) усиление международной изоляции страны, ухудшение инвестиционного, кредитного и других индексов на международном рынке финансовых средств;
и) гиперинфляция, обесценение оборотного капитала предприятий, снижение платежеспособного спроса населения, спад объемов производства и стагфляция;
к) ухудшение структуры потребления населения (домашних хозяйств), повышение в «потребительской корзине» удельного веса продовольствия и сокращение удельного веса товаров длительного пользования, повышение спроса на низкосортные товары;
л) перераспределение доходов в пользу не реального, а финансового сектора экономики.
Тенденции подобного рода (список далеко не полный), не смягчающие, а усиливающие диспропорциональность и расбалансирован- ность переходной экономики, должны блокироваться быстро и решительно. Их появление необходимо рассматривать как имеющий место прямой просчет, допущенный в экономической политики, как отход от достижения заявленных стратегических целей развития.
Вместе с тем следует признать, что экономика переходного периода вынуждена приспосабливаться к изменяющимся условиям. К тому же переходная экономика и сама по себе не является идеальным состоянием. Ведь уже изначально в качестве «нормы» признается не идеальное, а, скорее всего, менее разрушительное или менее деструктивное состояние национальной экономической системы. Поэтому следует тщательно рассчитывать цену такого приспособления и включать ее во временную норму общего равновесия переходной экономики.
Например, стремясь минимизировать дефицит госбюджета, следует обращать внимание не только на его величину, но и на способы его покрытия (доходы от приватизации, внутренний или внешний займы, кредитная эмиссия или эмиссия ценных бумаг правительства). Анализ включает также направления и методы использования бюджетных средств.
Потеря национальными деньгами основных функций, кризис платежей автоматически увеличивают бартер во внутренних и в международных расчетах. Такую ситуацию следует, чаще всего, рассматривать как менее болезненную форму приспособления национальной экономики к изменившимся условиям хозяйствования. Административная борьба с бартером отрицательно сказывается на загрузке производственных мощностей. В данном аспекте национальная экономика Беларуси накопила в последнее время, к сожалению, обширный негативный опыт.
Реструктуризация и рационализация производства неизбежно вызывают вытеснение из производства лишних рабочих и, как следствие, рост текущей безработицы. Трансформация скрытой безработицы в открытую свидетельствует, прежде всего, о дефиците достойно оплачиваемых рабочих мест. Увеличение такой разновидности безработицы не должно рассматриваться как признак усиления неравновесности национальнбй экономики. Наоборот, позитивного эффекта — социального и экономического, достигаемого при рационализации производства, — больше, нежели негативного.
Таким образом, в период трансформации обеспечение общего и частичного равновесия, через минимизацию неравновесности, является одной из основных целей проводимых преобразований. Достижение данной цели соответствует решению стратегической задачи повышения эффективности национальной экономики.
Временный характер переходной экономики. В заключение данного раздела следует подчеркнуть, что переходная экономика имеет ярко выраженный трансформационный характер. Ее эволюция подчиняется объективным закономерностям, которые выявляются экономической теорией переходного периода.
В целом переходная экономика не имеет собственного будущего. Ее будущее — это создаваемая новая экономическая система, которая должна соответствовать стратегической задаче демонтажа административной экономики и утверждения социально ориентированной экономики рыночного типа.
Переходная экономика — неустойчивое и противоречивое формирование. Здесь высокую актуальность сохраняют проблема выбора и проблема последовательной и непротиворечивой реализации избранного курса экономического развития. Поэтому предельно важно, чтобы экономическая наука своевременно осуществляла теоретическое обобщение накапливаемого опыта. Следует внимательно относиться к имеющим место призывам сохранять преемственность в социально-экономических преобразованиях, обеспечивать их постепенность и т. д. Тем более, что нестабильность развития и наличие ряда прямых угроз сохраняют высокую степень вероятности реставрации старых порядков, в том числе и в закамуфлированных формах.
К тому же никто не в состоянии отменить действие закона неравномерности экономического развития. Для страны, вынужденной форсировать наращивание экономического потенциала, нет необходимости механически повторять все прежние исторические «зигзаги» развития передовых стран. Наоборот, в период трансформации и упорядочения экономического пространства открывается шанс использовать уже более развитые экономические формы, умело обходя при этом промежуточные фазы развития, выигрывая в итоге и время, и ресурсы.
Низкий уровень жизни населения в стране переходного периода ограничивает реформатору размеры кредита доверия. Поэтому нельзя допускать хронического ухудшения ситуации и обострения социальных противоречий. Наоборот, необходимо постоянно добиваться хотя бы незначительного улучшения положения, чтобщ исключить девальвацию содержания переходного периода.
Следует учитывать негативное влияние сознания и экономической культуры, которые были сформированы ранее в условиях административного социализма. Поэтому необходимо постоянно обеспечивать минимальные социальные гарантии, особенно для малоимущих и незащищенных слоев населения, расширять социальную базу проводимых преобразований.
Также важно не допускать в ходе экономической реформы обесценения идей предпринимательства, рыночной экономической технологии, новой ориентации субъектов хозяйствования на повышение эффективности производства и достижение максимального экономического результата. К сожалению, такое обесценение всегда имеет место в тех случаях, когда в бизнесе появляются «временщики», с единственной целью быстрее и больше отрезать в свою пользу от национального пирога.
В данном аспекте сделаем небольшой экскурс в современную историю. Например, в 1938 г. производительность труда на предприятиях Праги была почти в 2 раза выше уровня соседней Германии. Ровно через полвека, в 1988 г., сложилась уже противоположная ситуация. Так, производительность труда на предприятиях Западной Германии была примерно в 2 раза выше показателя, который имели чешские предприятия.
В 1938 г. Польша по многим экономическим параметрам заметно опережала отсталую Турцию. Через 50 лет Турция далеко позади оставила социалистическую Польшу.
В 1917 г. Финляндия и Петербург находились в едином экономическом пространстве. На момент распада СССР разрыв в экономическом развитии между капиталистической Финляндией и Россией был более чем впечатляющим, понятно, не в пользу социалистической России.
В своем регионе экономическое соревнование проигрывает социалистическая Куба.
Сравнительный анализ развития Северной и Южной Кореи, в недавнем прошлом социалистической Албании и Греции, Болгарии и Греции, Эстонии и Финляндии также выявляет стратегическое воздействие на социальное развитие национальной экономической системы.
Правда, являлись ли все приведенные выше социалистические страны именно социалистическими — это вопрос, который находится в компетенции прежде всего политологии, а не экономической теории. Но то, что в конце XX в. для большой груПшГ стран переход к новой экономической системе рыночного типа оказался объективно обусловлен именно после неудавшегося социалистического эксперимента — это уже не вызывает больших сомнений.
14.3. Роль государства в обеспечении социальной ориентации экономических преобразований. Современная социальная политика
Стратегия поведения государства.Содержание, цели и основные задачи переходного периода предопределяют роль государства в формировании социально ориентированной экономики рыночного типа.
Опыт, накопленный в ходе трансформаций подобного рода, показывает, что следует выделять три основные стратегические линии поведения государства.
Рис. 14.4. Основные стратегические линии поведения государства в переходный период |
Первая — определяется тем, что государство уходит из тех сфер экономической жизни, где исторически доказана его врожденная неэффективность. Место государства здесь занимают механизм рыночной координации, а
Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.