Всегда выгоднее учиться на чужих ошибках.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Опора только на собственные силы, постоянное подчеркивание приоритетности курса на создание собственной модели развития на практике неизбежно приводят к появлению дополнительных издержек, проще говоря — потерь.

Опыт многих стран переходного периода свидетельствует о том, что успех чаще приходит, когда ставка делается на прагма­тизм и нешаблонность действий. Активное институциональное строительство означает, что в повседневной жизни отсутствуют идеализация рыночного механизма и безграничная вера в универ­сальные свойства рыночного саморегулирования. Важен многофун­кциональный и многодисциплинарный подход к экономическому реформированию.

Эволюционная методология в институциональном строительстве заставляет, во-первых, отбрасывать любые попытки продлить суще­ствование подсистем административной экономики, во-вторых—учи­тывать инерционность социальных механизмов и реальных экономи­ческих структур, отвергая варианты «больших скачков».

14.2. Особенности переходной экономики и закономерности ее развития. Необходимость структурных сдвигов

Основные черты. Исторический опыт свидетельствует о том, что переход от одной экономической системы к другой всегда занимает определенный промежуток времени.

Тем более это неизбежно, когда речь идет о трансформации адми­нистративной экономики в экономику рыночного типа. Демонтаж АКС обусловливает наличие радикальных трансформационных процессов, которые затрагивают национальную экономическую систему, произ­водительные силы, а также ее производственную инфраструктуру. Та­кие радикальные преобразования касаются экономической надстрой­ки, включая органы государственного управления, системы мораль­ных и этических ценностей.

Принято считать, что в переходный период функционирует так называемая переходная экономика. Переходная экономика есть особая фаза состояния национальной экономики, в которой осуществляют­ся радикальные преобразования, связанные с постепенным преодоле­нием административных элементов и утверждением социальной ори­ентации и рыночных принципов хозяйствования.

Обобщение Опыта радикальной реформы, накопленного группой бывших социалистических стран, позволяет выделить основные чер­ты переходной экономики (см. рис. 14.2).

1. Отход от административной системы. Сочетание элементов старой и новой экономической системы

2. Многоукладность и миогосекторность_____________________________

3. Осуществление структурной перестройки__________________________

4. Асинхронность развития на региональном, отраслевом и других уровнях

5. Наличие «теневой экономики», неофициальной занятости и т. д.________

6. Постепенное усиление социальной ориентации экономического развития

Рис. 14.2. Основные черты переходной экономики

Во-первых, в национальной экономике переходного периода при­сутствуют элементы как административного, так и рыночного типа. Противоречия двух исторически смежных экономических систем вы­ступают как модифицированные противоречия переходного периода.

Данное положение с учетом его важности требует особого анали­за. На рис. 14.3 отмечено, что в исходный период трансформации в национальной экономической системе доминируют элементы админи­стративно-командной экономики, которые размещены ниже общей ли­нии развития ОР. Вытеснение таких административных элементов и постепенное нарастание элементов рыночного типа (данные элемен­ты размещены выше линии ОР) не исключают возникновения времен­ных или компромиссных форм. Имеет место постепенный переход от менее зрелых к более совершенным и сложным формам экономичес­кого движения, их наполнение реальным содержанием.

Рис. 143. Эволюционное состояние экономики переходного периода

 

К примеру, возьмем образование акционерных обществ, которые в Беларуси выступают в качестве основной формы преобразования государственной собствен­ности. Практика свидетельствует о том, что даже в идеальных условиях необходимо некоторое бремя, чтобы в правовых рамках акционерного общества сформировался эффективный собственник. Появление рыночных сигналов далеко не сразу отменяет ранее сложившийся затратный механизм хозяйствования.

Во-вторых, для переходной экономию! характерны многоуклад- ность и многосекторность, что обусловливает наличие многообразия форм хозяйственной деятельности. В переходной экономике каждый уклад выступает как своеобразный мини-способ производства или осо­бый способ хозяйствования, которому соответствует и определенный образ экономической жизни.

Известно, что многоукладность присутствует в любой экономической системе, тем более — в смешанной экономике, и выступает как проявление исторической пре­емственности, как хранитель традиций национальных видов трудовой деятельности.

Но в переходный период потребность в такой многоукладное™ значительно усиливается. Отдельные уклады выступают в роли своеоб­разного трансформационного буфера, или инкубатора, необходимого для апробации новых экономических форм. При этом перспективный уклад способен перерасти в ведущий сектор национальной экономики.

В-третьих, переходной экономики не избежать значительных структурных сдвигов.

Необходимость таких сдвигов обусловлена унаследованными от административной экономики диспропорциями, нерациональной струк­турой национального производства, сформированной под воздействием затратного механизма, а также общим технологическим отставанием.

Стремление страны пересмотреть свое место в мире и определить более достойные позиции в системе международного разделения тру­да заставляет тщательно проанализировать сложившийся порядок ис­пользования национальных факторов производства. Развитие экспор­тного потенциала, обеспечение экономического суверенитета, рацио­нализация производства, усиление конкуренции на внешних рынках, уточнение условий участия национальной экономики в интеграцион­ных процессах также повышают актуальность структурных сдвигов.

В-четвертых, ограниченность финансовых источников, дефицит экономических ресурсов, значительные различия в отраслевых нор­мах рентабельности обусловливают присутствие в переходной эконо­мике асинхроньЮстиразвития —■ на региональном, отраслевом и дру­гих уровнях.

Опыт показывает, что первоначально основные финансовые по­токи концентрируются в крупных промышленных центрах, в столич­ном городе. Это усиливает неравномерность рыночных преобразова­ний в региональном аспекте. Финансовый сектор (банки, небанковс­кие финансовые учреждения, страховые компании), а также торговля быстрее реагируют на новые рыночные сигналы, нежели реальный сектор экономики, в котором денежный капитал оборачивается зна­чительно медленнее.

В переходной экономике могут обозначиться зоны застоя и кри­зиса (например, добывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство), что не мешает возникновению в других секторах на­ционального производства противоположного — точек экономичес­кого роста.

В-пятых, в переходный период может значительно расшириться присутствие «теневой экономики».

Основными факторами активизации неформальной экономики выступают стремление избежать налогообложения (в том числе и по причине его высокого уровня), а также скрыть реальный уровень до­ходов из-за невозможности их легализации. Такое же воздействие ока­зывает деформированное общественное сознание из-за низкого уров­ня экономической и правовой культуры.

На масштабы «теневой экономики» прямое влияние оказывают разбалансированность экономических процессов, наличие существен­ных сбоев в функционировании нарождающегося рыночного механиз­ма, слабость и инертность государства в регулировании национальной экономики, а также несовершенство правового обеспечения процес­сов трансформации.

Стабильный фактор развития в переходный период «теневой экономики» — бюрократизация органов государственного управления и стремление получать «ренту бюрократа», в том числе и по причине низкого денежного содержания чиновника.

Высокие поборы и налоги, естественное желание их избежать также провоци­руют стремление «уйти в тень», сделать ставку иа неофициальную экономику. Сла­бость традиций законопослушания, инфляция и стремление иметь скрытый допол­нительный доход, обеспечивающий принятый стандарт потребления, также высту­пают в качестве конкретных причт наращивания «теневого» сектора национальной экономики.

Повседневная реклама высокого материального достатка и потребления каче­ственных товаров, при отсутствии реальной возможности все это обеспечить замечет честного труда, также формирует устойчивую склонность к антисоциальному пове­дению, особенно среди молодежи и малоимущих сдоев населения.

Опасный момент возникает тогда, когда в «теневой экономике» начинают до­минировать криминальные структуры, которые ставят под контроль (вслед за тради­ционными сферами своей деятельности — оружие, наркотики, игорный бизнес, рэ­кет, проституция) и легальные формы бизнеса (экспорт нефти ц сырья, импорт про­довольствия, водки и автомобилей, банковские операции и т, д.).

Рыночная экономика «колумбийского типа» создает огромные финансовые воз­можности для криминального давления на официальную власть, для ее приватиза­ции кланами, мафией и бюрократией.

Цивилизованные государства, используя метод «проб и ошибок», сумели создать весьма эффективный арсенал противостояния теневым тенденциям. На практике решение проблемы «теневой экономики» предполагает синтез экономических и юридических мероприятий. Их последовательное осуществление—под силу правовому государству.

Чем выше удельный вес «теневой экономики», тем менее устой­чивой выглядит экономическая и политическая система переходного периода, тем меньше у страны шансов для цивилизованного варианта развития.

В-шестых, для переходной экономики характерно постепенное усиление социальной ориентации.

Преодоление хронического дефицита и обеспечение открытой доступности потребительских товаров, ликвидация очередей, унасле­дованных от административного социализма, уже на старте преобра-, зований создают сильный социальный эффект.

Не случайно на изменения такого рода (заполненные товарами магазины и рын­ки) в первую очередь обращают внимание при появлении в родных краях наши «быв­шие сограждане», еще недавно строившие «развитой социализм», но тем не менее пожелавшие эмигрировать на Запад.

Понятно, что процесс социальной ориентации должен получать дальнейшее развитие, прежде всего—за счет ликвидации хронической недооценки труда как главного фактора современного производства.

Структурные сдвиги. Структурная перестройка переходной эко­номики — это отмирание неэффективных видов производства. Такие

преобразования (реструктуризация) в первую очередь касаются про­изводительных сил, означают сворачивание убыточных, экологически вредных и бесперспективных видов производств,,сопровождаются ра­ционализацией натурально-вещественных и инвестиционных потоков.

Структура отраслей национального производства, унаследован­ная от административной экономики, по многочисленным параметрам не соответствует современным требованиям.

Для такой структуры национального производства характерны:

а) завышенный удельный вес отраслей 1-го подразделения, (про­изводство средств производства) и заниженное представительство пред­приятий 2-го подразделения реального сектора экономики (производ­ство предметов потребления);

б) наличие многочисленных межотраслевых диспропорций (отста­лая строительная индустрия, маломощная и примитивная переработка сельскохозяйственного сырья и т. д.);

в) низкий удельный вес в составе ВВП сферы услуг;

г) преимущественная ориентация на внутренний рынок, низкий экспортный потенциал, доминирование сырьевого характера экспорт­ных поставок, слабое включение в систему международного разделе­ния труда и инвестиционных потоков;

д) высокий уровень концентрации производства, преобладание в отраслевой структуре крупных предприятий;

е) значительный удельный вес военно-промышленного комплек­са, милитаризация национальной экономики.

Не следует забывать, что национальные экономики Беларуси, Ук­раины и других стран СНГ еще недавно являлись составными частями так называемого всесоюзного народнохозяйственного комплекса и не существовали как самостоятельные структурные образования. Поэто­му, вслед за приобретением национального суверенитета, обозначились дополнительные потребности в соответствующих структурных сдвигах.

Основные задачи реструктуризации. В качестве основных за­дач реструктуризации переходной экономики следует выделить:

1) формирование устойчивой и сбалансированной структуры на­циональной экономики, обеспечивающей суверенное развитие и эко­номическую безопасность государства, а также цивилизованный жиз­ненный процесс народа Беларуси;

2) преодоление унаследованных диспропорций, выход националь­ной экономики на основные параметры функционирования, которые характерны высокоразвитым странам Западной цивилизации и кото­рые обеспечивают повышение эффективности, внедрение современ­ных технологий;

3) обеспечение социальной ориентации развития экономического потенциала страны.

Главным ориентиром структурных сдвигов выступает обеспече­ние должной конкурентной способности национальной экономики.

Такая экономика в состоянии производить для внутреннего и внеш­него рынка товары и услуги, соответствующие платежеспособному спросу и международному уровню затрат, обеспечивать устойчивый и долговременный экономический рост, создавать внутренние источни­ки развития, широко участвовать в международном разделении труда и инвестиционных потоках.

Стратегия структурных сдвигов, или реструктуризации, нацио­нальной экономики предполагает решение конкретных задач переход­ного периода. К ним в первую очередь следует отнести насыщение внутреннего рынка продовольствием и преодоление угрозы голода, снижение энергоемкости и ресурсоемкости ВВП, выравнивание пла­тежного и торгового баланса, разработку и выполнение программы импортозамещения с целью наиболее полного использования нацио­нальных мощностей и экономии валютных средств.

На практике задачи по реструктуризации разделяются на краткос­рочные, среднесрочные и долгосрочные. Их содержание уточняется на уровне предприятия и т. д.

Одним из проявлений внутренней и внешней конкурентной спо­собности национального производства выступает последовательное обеспечение экономической безопасности страны.

Фундаментальная экономическая теория к настоящему моменту уже вырабо­тала систему показателей, отражающих степень обеспечения экономической безо­пасности:

объем ВВП на душу населения, в % к среднемировому уровню (100%);

доля обрабатывающих отраслей в промышленном производстве (70%);

доля машиностроения в промышленном производстве (20%);

инвестиции, в % к ВВП (25%);

расходы на научно-исследовательские работы, в % к ВВП (не менее 2 %); доля новых изделий в машиностроении (6%); доля жителей страны е доходом ниже прожиточного минимума (7%); средняя продолжительность жизни (не менее 70 лет);

разрыв в доходах 10% самых зажиточных и самых бедных семей (не более 8 раз);

число преступлений на 100 жителей (5);

уровень безработицы (не более 7%);

инфляция за год (не более 20%);

внутренний долг страны, в % к ВВП (30%);

расходы на обслуживание и погашение государственного долга, в % к налого­вым поступлениям в бюджет (25%); внешний долг, в % к ВВП (25%);

доля внешних заимствований, используемых для покрытия дефицита бюджета (30%); доля иностранной валюты по отношению к обороту национальной валюты (10%), в том числе по наличным платежам (25%); денежная масса, в % к ВВП (не менее 50%);

доля импорта во внутреннем потреблении (30%), в том числе по продоволь­ственной группе (25%).

Безусловно, здесь приведены далеко не все показатели такого рода. Сравнение с фактическими значениями показывает, что в переходной экономике Беларуси накопилось достаточно много проблем, сдержи­вающих должное обеспечение экономической безопасности страны.

Опыт стран переходного периода показывает, что первоначально, с учетом финансового положения предприятий, состояния отраслевой технической базы в переходной экономике складываются 4-6 отрас­левых блока, которые имеют разные перспективы развития:

а) сырьевые отрасли (включая производство электроэнергии), где уже в краткосрочной перспективе есть возможность за счет наращива­ния экспорта смягчить кризисную ситуацию;

б) производство продовольствия и простейших потребительских товаров для внутреннего рынка, которое оживает вслед за ростом пла­тежеспособного спроса;

в) аграрный сектор, который образуют в подавляющем числе хро­нически убыточные сельскохозяйственные предприятия;

г) технологически отсталые производства, которые были нерен­табельными и убыточными в условиях административной экономики.

Без дотаций государства они не имеют возможности сохранить даже простое воспроизводство;

д) высокотехнологичные предприятия, модернизированные в ходе последней административной перестройки, а также новые предприя­тия, возникшие с участием иностранного капитала.

Отсутствие структурных сдвигов, усиление на внутреннем рынке конкуренции со стороны импорта, сдерживание аграрной реформы, нерациональное использованием валютных средств и т. д. резко уси­ливают деградацию национальной экономики и превращают ее в эко­номику колониального типа. Ее ведущими секторами становятся экс­порт сырья и материалов (лес, нефть, металл), а также производство трудоемкой и экологически грязной продукции (химические волокна, стройматериалы, реактивы, нефтепереработка и т. д.).

Поэтому важно не допустить спонтанного развития националь­ной экономики по такому весьма негативному сценарию.

Необходимо с помощью государства сохранить имеющийся науч­но-технический потенциал и всемерно его развивать. Валютную выруч­ку экспортных отраслей необходимо использовать для поддержки точек экономического роста и выполнения программы импортозамещения.

В отраслях с большим технологическим отставанием следует сде­лать ставку на освоение новой номенклатуры продукции с помощью иностранных инвестиций. Практика «азиатских драконов» показыва­ет; что рациональная структура национальной экономики не может быть создана стихийно, только лишь на основе рыночного механизма. Не­обходимо активное государственное регулирование инвестиционных _ потоков.

Обеспечение оптимальной структуры национальной экономики предполагает демилитаризацию экономики и конверсию военного про­изводства.

Важно усилить участие страны в интеграционных процессах, на­растить экспортный потенциал.

В переходный период реальные возможности для структурных сдвигов ограничиваются дефш/итамэкономических ресурсов. Поэто­му есть смысл в первую очередь реализовывать так называемые мало­затратные проекты, Совершенствовать структуру управления нацио­нальным производством.

К другим факторам сдерживания следует отнести низкий уровень жизни населения, проблемы связанные с привлечением иностранного ка­питала, а в отдельных случаях — и дефицит высококвалифицированных кадров управления. Поэтому в условиях переходного периода есть смысл придерживаться тактики селективного, или избирательного, подхода.

Здесь не обойтись без разработки специального «бюджета раз­вития», мобилизующего необходимые финансовые ресурсы и распре­деляющего их на конкурсной основе.

В одних случаях йод бюджетом развития понимают лишь обеспечение инвес­тиционной направленности государственного бюджета, когда максимум финансовых средств используется как производственные инвестиции.

В других случаях могут создаваться специальные внебюджетные фонды раз­вития, где опять же из разных источников концентрируются финансовые и кредит­ные ресурсы, выделяемые для реализации конкретных проектов, т. е. для поддержки точек экономического роста. 4

О бюджете развития не может быть и речи в том случае, когда основная часть бюджетных расходов связана с текущим социальным потреблением, когда высокие темпы прироста характерны для инвестиций в непроизводственную сферу. О тормо­жении развития свидетельствуют также Снижение общего объема реальных инвести­ций или их удельного веса в ВВП, рост незавершенного строительного производ­ства. Когда амортизационные отчисления обесцениваются под воздействием инфля­ции и используются на нужды текущего производства, включая пополнение оборотных средств, выплату заработной платы и т. п., ожидать достижения устойчивого эконо­мического роста не приходится.

Реструктуризация в переходный период означает окончательный отказ от доминирования в национальной экономике экстенсивного типа развития. Такой тип развития всеща подкупает своей просто­той обеспечения, так как основывается на тиражировании ранее по­лученного опыта. Экстенсивное развитие создает достаточные усло­вия для обеспечения высокой занятости населения. Однако такой тшг развития — это технический застой, создание завышенного спроса на рынке труда и возникновение искусственного дефицита рабочей силы, истощение природных ресурсов, непрерывное наращивание инвестиций и усиление затратного характера производства.

При разработке национальной программы реструктуризации сле­дует исходить из того, что на перелив капитала можно повлиять за счет

налоговых льгот, введения особого режима кредитования наиболее важных инвестиционных проектов и т. д.

Структурные сдвиги в переходной экономике должны быть ско­ординированы с программами приватизации и поддержки отечествен­ного бизнеса, разгосударствления экономики и стимулирования новых организационных форм, за счет специальных «инкубаторов» или «пло­щадок» поддержки. ,

Таким образом, суть структурных сдвигов на уровне отраслей и реструктуризации конкретных производств (уровень предприятия) состоит в том, чтобы взамен устарелой структуры необходимо сфор­мировать перспективную структуру национальной экономики, полно­стью соответствующей задачам обеспечения устойчивого социально- экономического развития.

Проблема общего и частичного равновесия. Теория равнове­сия считается одной из фундаментальных в современной экономичес­кой науке. Вырабатываемые с этих позиций научные рекомендации имеют огромное практическое значение.

В различных концепциях воспроизводства и экономических кризисов, которые предшествовали современным построениям, длительное время осмысливался прак­тический опыт хозяйствования с целью разработки действенных рекомендаций до стабилизации экономической системы рыночного типа.

В данном аспекте следует упомянуть «Экономические таблицы» Ф. Кенэ, тео­рию воспроизводства А.Смита и его знаменитую «догму». Причины нарушения рав­новесия рассматривал Дж. Кларк. Условия частичного равновесия обстоятельно ана­лизировал А. Маршалл. Проблему рыночного равновесия в условиях несовершенной конкуренции анализировали Э. Чемберлин и Дж. Робинсон, В. Парего и Дж. Хикс.

Теоретиком общего экономического равновесия считается JI. Вальрас.

Теорию простого и расширенного воспроизводства К. Маркса также следует отнести к данному классу экономических построений.

Общее равновесие означает соответствие и согласованное разви­тие всех сфер экономической системы, включая равенство спроса и предложения на всех рынках.

Частичное равновесие —- это количественное соответствие двух взаимосвязанных параметров, или сторон, национальной экономики.

Что касается переходной экономики, как особого состояния на­циональной экономики в период трансформации, то экономической теории еще предстоит определить подавляющее большинство парамет­ров достижения общего равновесия.

Под общим равновесием переходной экономики можно весьма условно понимать такое состояние, когда постоянно обеспечивается улучшение ситуации, а по конкретным направлениям расширяются границы достижения частичного равновесия (35).

Важнейшей предпосылкой для достижения общего равновесия следует выделить достижение соответствия между целями социально- экономического развития, официально заявленными в государствен­ной доктрине, и имеющимися у страны экономическими возможнос­тями. Это предполагает освобождение экономической политики от излишнего популизма и полную мобилизацию общественного созна­ния на преодоление кризисных явлений, достижение и сохранение в обществе гражданского согласия. Сюда же следует отнести ликвида­цию дефицита на потребительском рынке и приведение структуры на­ционального производства в соответствие со структурой потребления.

В целом на первой фазе трансформации важно обеспечить пози­тивную направленность начатых социально-экономических преобразо­ваний, т. е. добиваться ослабления неравновесности бсновных макро­экономических показателей (платежный баланс, бюджет, ВВП, уровень занятости, инфляция и девальвация). При этом в качестве временной нормы могут быть признаны конкретные значения по этим «золотым точкам», которые еще далеки от идеальных, а некоторые отклонения от такой временной нормы — допустимыми отклонениями. Вслед за дос­тижением стабильных улучшений все характеристики временной «нор­мы», или нормального состояния, на очередной период должны неза­медлительно пересматриваться и становиться более жесткими.

Таким образом, важно выделять не только статическую, но и ди­намическую равновесность.

Опыт многих стран СНГ показывает, что не столь уж и редко, под воздействием порой весьма прозаических обстоятельств, могуттеряться ориентиры развития. В качестве признаков усиления неравновесности переходной экономики должны восприниматься:

а) загрузка любой ценой (включая кредитные инъекции) имею­щихся производственных мощностей и рост складских запасов гото­вой продукции на предприятиях, в товаропроводящей сети;

б) рост денежной массы и номинальных денежных доходов насе­ления более быстрыми темпами по сравнению с ростом ВВП и т. п.;

в) нарастание износа активной части основного капитала, дефи­цит капитальных вложений и нерациональное использование аморти­зационного фонда, наращивание инвестиций в непроизводственную сферу в ущерб интересам реального сектора экономики;

г) подрыв доверия к национальной денежной единице и «долла­ризацию» экономики;

д) непрерывная девальвация национальной денежной единицы, расширение под давлением лобби торговли за иностранную валюту на внутреннем рынке, введение множественности валютных курсов;

е) снижение национального уровня заработной платы и «утечку мозгов»;

ж) рост внешней задолженности и расходов государства по об­служиванию внешнего долга;

з) усиление международной изоляции страны, ухудшение инвес­тиционного, кредитного и других индексов на международном рынке финансовых средств;

и) гиперинфляция, обесценение оборотного капитала предприятий, снижение платежеспособного спроса населения, спад объемов произ­водства и стагфляция;

к) ухудшение структуры потребления населения (домашних хо­зяйств), повышение в «потребительской корзине» удельного веса про­довольствия и сокращение удельного веса товаров длительного пользо­вания, повышение спроса на низкосортные товары;

л) перераспределение доходов в пользу не реального, а финансо­вого сектора экономики.

Тенденции подобного рода (список далеко не полный), не смягча­ющие, а усиливающие диспропорциональность и расбалансирован- ность переходной экономики, должны блокироваться быстро и реши­тельно. Их появление необходимо рассматривать как имеющий место прямой просчет, допущенный в экономической политики, как отход от достижения заявленных стратегических целей развития.

Вместе с тем следует признать, что экономика переходного пе­риода вынуждена приспосабливаться к изменяющимся условиям. К тому же переходная экономика и сама по себе не является идеальным состоянием. Ведь уже изначально в качестве «нормы» признается не идеальное, а, скорее всего, менее разрушительное или менее дест­руктивное состояние национальной экономической системы. Поэто­му следует тщательно рассчитывать цену такого приспособления и включать ее во временную норму общего равновесия переходной эко­номики.

Например, стремясь минимизировать дефицит госбюджета, следует обращать внимание не только на его величину, но и на способы его покрытия (доходы от прива­тизации, внутренний или внешний займы, кредитная эмиссия или эмиссия ценных бумаг правительства). Анализ включает также направления и методы использования бюджетных средств.

Потеря национальными деньгами основных функций, кризис платежей авто­матически увеличивают бартер во внутренних и в международных расчетах. Такую ситуацию следует, чаще всего, рассматривать как менее болезненную форму приспо­собления национальной экономики к изменившимся условиям хозяйствования. Ад­министративная борьба с бартером отрицательно сказывается на загрузке производ­ственных мощностей. В данном аспекте национальная экономика Беларуси накопила в последнее время, к сожалению, обширный негативный опыт.

Реструктуризация и рационализация производства неизбежно вызывают вы­теснение из производства лишних рабочих и, как следствие, рост текущей безрабо­тицы. Трансформация скрытой безработицы в открытую свидетельствует, прежде всего, о дефиците достойно оплачиваемых рабочих мест. Увеличение такой разно­видности безработицы не должно рассматриваться как признак усиления неравно­весности национальнбй экономики. Наоборот, позитивного эффекта — социального и экономического, достигаемого при рационализации производства, — больше, не­жели негативного.

Таким образом, в период трансформации обеспечение общего и частичного равновесия, через минимизацию неравновесности, явля­ется одной из основных целей проводимых преобразований. Достиже­ние данной цели соответствует решению стратегической задачи повы­шения эффективности национальной экономики.

Временный характер переходной экономики. В заключение данного раздела следует подчеркнуть, что переходная экономика име­ет ярко выраженный трансформационный характер. Ее эволюция под­чиняется объективным закономерностям, которые выявляются эконо­мической теорией переходного периода.

В целом переходная экономика не имеет собственного будущего. Ее будущее — это создаваемая новая экономическая система, которая должна соответствовать стратегической задаче демонтажа админист­ративной экономики и утверждения социально ориентированной эко­номики рыночного типа.

Переходная экономика — неустойчивое и противоречивое фор­мирование. Здесь высокую актуальность сохраняют проблема выбо­ра и проблема последовательной и непротиворечивой реализации из­бранного курса экономического развития. Поэтому предельно важ­но, чтобы экономическая наука своевременно осуществляла теоретическое обобщение накапливаемого опыта. Следует вниматель­но относиться к имеющим место призывам сохранять преемствен­ность в социально-экономических преобразованиях, обеспечивать их постепенность и т. д. Тем более, что нестабильность развития и на­личие ряда прямых угроз сохраняют высокую степень вероятности реставрации старых порядков, в том числе и в закамуфлированных формах.

К тому же никто не в состоянии отменить действие закона не­равномерности экономического развития. Для страны, вынужденной форсировать наращивание экономического потенциала, нет необхо­димости механически повторять все прежние исторические «зигза­ги» развития передовых стран. Наоборот, в период трансформации и упорядочения экономического пространства открывается шанс ис­пользовать уже более развитые экономические формы, умело обходя при этом промежуточные фазы развития, выигрывая в итоге и время, и ресурсы.

Низкий уровень жизни населения в стране переходного периода ограничивает реформатору размеры кредита доверия. Поэтому нельзя допускать хронического ухудшения ситуации и обострения социальных противоречий. Наоборот, необходимо постоянно добиваться хотя бы незначительного улучшения положения, чтобщ исключить девальва­цию содержания переходного периода.

Следует учитывать негативное влияние сознания и экономичес­кой культуры, которые были сформированы ранее в условиях админи­стративного социализма. Поэтому необходимо постоянно обеспечивать минимальные социальные гарантии, особенно для малоимущих и не­защищенных слоев населения, расширять социальную базу проводи­мых преобразований.

Также важно не допускать в ходе экономической реформы обесценения идей предпринимательства, рыночной экономической технологии, новой ориентации субъектов хозяйствования на повышение эффективности производства и достиже­ние максимального экономического результата. К сожалению, такое обесценение всегда имеет место в тех случаях, когда в бизнесе появляются «временщики», с единственной целью быстрее и больше отрезать в свою пользу от национального пирога.

В данном аспекте сделаем небольшой экскурс в современную ис­торию. Например, в 1938 г. производительность труда на предприятиях Праги была почти в 2 раза выше уровня соседней Германии. Ровно через полвека, в 1988 г., сложилась уже противоположная ситуация. Так, про­изводительность труда на предприятиях Западной Германии была при­мерно в 2 раза выше показателя, который имели чешские предприятия.

В 1938 г. Польша по многим экономическим параметрам заметно опережала отсталую Турцию. Через 50 лет Турция далеко позади оста­вила социалистическую Польшу.

В 1917 г. Финляндия и Петербург находились в едином экономичес­ком пространстве. На момент распада СССР разрыв в экономическом раз­витии между капиталистической Финляндией и Россией был более чем впечатляющим, понятно, не в пользу социалистической России.

В своем регионе экономическое соревнование проигрывает социа­листическая Куба.

Сравнительный анализ развития Северной и Южной Кореи, в недавнем прошлом социалистической Албании и Греции, Болгарии и Греции, Эстонии и Финляндии также выявляет стратегическое воз­действие на социальное развитие национальной экономической си­стемы.

Правда, являлись ли все приведенные выше социалистические страны именно социалистическими — это вопрос, который находится в компетенции прежде всего политологии, а не экономической теории. Но то, что в конце XX в. для большой груПшГ стран переход к новой экономической системе рыночного типа оказался объективно обуслов­лен именно после неудавшегося социалистического эксперимента — это уже не вызывает больших сомнений.


14.3. Роль государства в обеспечении социальной ориентации экономических преобразований. Современная социальная политика

Стратегия поведения государства.Содержание, цели и основные задачи переходного периода предопределяют роль государства в форми­ровании социально ориентированной экономики рыночного типа.

Опыт, накопленный в ходе трансформаций подобного рода, пока­зывает, что следует выделять три основные стратегические линии по­ведения государства.

Рис. 14.4. Основные стратегические линии поведения государства в переход­ный период

 

Первая — определяется тем, что государство уходит из тех сфер экономической жизни, где исторически доказана его врожденная не­эффективность. Место государства здесь занимают механизм рыноч­ной координации, а

Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.