І. Тема: Составление конспектов к научным текстам.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

II. Цель: закрепить сформированные компетенции определения конспекта; обобщить знания о композиционно-смысловой структуре научного текста.

III. Задачи:

· Когнитивно-языковая компетенция: закрепить сформированные умения составления конспектов.

· Операционально-речевая компетенция: сформировать и развить навыки переработки первичного текста во вторичный с целью построения текстов нового жанра.

IV. Форма проведения:самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

V. Задания по теме.

Задание 1.Прочитайте высказывание. Объясните его смысл.

Не всегда во власти врача исцелить больного. Подчас болезнь оказывается сильнее медицины. Противодействуй болезни вначале; поздно думать о лекарствах, когда болезнь укоренилась от долгого промедления (Овидий).

 

Задание 2. Прочитайте текст. Определите его основную мысль.

 

Первокурсники

Студенческая пора – веселая и трудная, до краев заполненная радостью бытия, познания, напряженной учебой. Как все успеть, угнаться за убегающей стрелкой часов?

Изучая здоровье студентов, врачи медицинских пунктов при университетах ежегодно наблюдают одну и ту же картину: в середине декабря-января и в мае-июне заметно возрастает заболеваемость студентов первых курсов. Всё ясно: пора зачетов и экзаменов, авралы и срывы. Но разве на старших курсах сессия легче? Почему же там не наблюдается волны недугов? Потому что, не имея навыков планомерной самостоятельной работы в течение всего семестра, студенты безудержно штурмуют науку в период сессии. Получив студенческий билет, освободившись от повседневного контроля школы и опеки семьи, юноша или девушка не умеют ещё распоряжаться временем, ограничивать себя в развлечениях, которые впервые стали доступны. А требования в вузе большие, и за вольный стиль жизни приходится расплачиваться умственным и физическим перенапряжением, плохой успеваемостью. Молодой организм вынослив, но не беспредельно. Забывая об этом, некоторые первокурсники сами себя доводят до болезненного состояния. В первую очередь, это астения. Жалобы на плохой сон, головную боль, снижение памяти, умственной работоспособности.

Судьба соединяет в одной комнате общежития людей разного темперамента, жизненного уклада и здоровья. Один может спать при свете, заниматься под звуки радио, другой от этого по-настоящему страдает. Истинная интеллигентность начинается с уважения друг к другу в повседневном общении. Соблюдая единый режим, в одно время ложась спать, мы оберегаем нервную систему.

В рационе питания студентов должно быть достаточно белка. Хороший его источник — творог. Увлекаться сладостями, сдобой не следует. Овощи намного полезней. Очень важно придерживаться определённого режима питания, ни в коем случае не уходить на занятия натощак.

Надо воспитать в себе также потребность ежедневно принимать душ или обтираться холодной водой, мыть ноги.

Отдых пусть преобладает активный, на воздухе — физкультура, спорт, туристские походы. Обладая крепким здоровьем, можно добиться отличных успехов в учебе, стать высококвалифицированным специалистом. Не будьте же расточительны, берегите здоровье смолоду.

 

? Смысловой анализ текста.

1) Когда возрастает заболеваемость студентов?

2) Почему у студентов младших курсов заболеваемость выше?

3) Какая болезнь чаще всего наблюдается у студентов?

4) Какие обязательные требования должны соблюдать студенты, проживая в общежитии?

5) Как должны питаться студенты?

6) Какие качества должны воспитывать в себе студенты?

7) Как вы понимаете выражение: "Отдых должен быть активным"?

 

Ø Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Ø Перескажите текст по плану.

Ø Перечислите принципы сохранения здоровья, затронутые в тексте.

Ø Внимательно прочитайте вопросы и подготовьте сообщение на тему: "Мой образ жизни".

1) Легко ли вам удалось перестроиться от школьной к студенческой жизни?

2) Имеете ли вы представление о гигиене труда студента?

3) Удается ли вам придерживаться основных правил режима питания? Питаетесь ли вы четыре раза в день, всегда в одно и то же время, или как придется? Едите, по крайней мере, два раза в день горячее или преимущественно всухомятку? Есть в вашей столовой овощные и диетические блюда, молоко, кефир, творог? Если вы питаетесь неправильно, то по собственной небрежности или по не зависящим от вас причинам? Какие это причины?

4) Используете выходной день полностью для отдыха или вам приходится заниматься? Сколько у васостается ежедневно свободного времени?

5) Занимаетесь ли вы в спортивной секции? Как вы предпочитаете отдыхать и как отдыхаете в действительности?

6)Ухудшается ли ваше самочувствие к концу семестра (учебного года)? Часто ли вы обращаетесь к врачу?

 

Задание 3. Прочитайте и определите основную мысль текста. Что нового узнали? Составьте план текста и его конспект.

А может вам лечиться?

Труднее всего человеку распознать и признать, что у него психологическая зависимость. Между тем объектом одержимости может быть что угодно. Дошло до того, что посетителям психологических сайтов в последнее время стали предлагать пройти тест на зависимость от тестов… Впрочем, эту вредную привычку можно отнести к одной из самых распространенных зависимостей – виртуальной. Чтобы узнать, не переросло ли ваше пристрастие в зависимость, попробуйте взглянуть на себя со стороны. Итак, у вас:

Зависимость от еды, если вы привыкли «заедать» проблемы, не в состоянии ограничить себя в пище. Со временем обжоры, как и при других формах зависимости: переживают – едят – толстеют – переживают еще больше из-за полноты и, как следствие, едят еще больше.

Зависимость от диеты – неудержимое стремление к голоданию или потере веса. Подобная форма более характерна для женщин. Вам стоит обратиться к специалисту, если внешность и фигура стали для вас гораздо важнее здоровья, семьи, отношений и прочих сторон жизни.

Игромания. Зависимость от азартных игр сопоставима с химическими зависимостями, поскольку игрок со временем проходит те же стадии социального падения. Так же как наркоманы и алкоголики, игроман ради денег на очередную ставку способен пойти на преступление.

Трудоголизм, если вы живете только работой, не уделяя достаточно времени для восстановления сил и своей личной жизни. Трудоголики, как правило, хорошо зарабатывают, но не удовлетворены даже самыми большими заработками. Зависимость от работы не оставляет времени на удовольствия от траты денег. Поэтому трудоголиков часто раздражают «лишние» расходы других членов семьи.

Сексоголизм характеризуют множественными неразборчивыми сексуальными связями. Такой образ жизни – это способ избежать внутреннего конфликта, повысить свою самооценку.

Зависимость от интенсивных ощущений. Люди, склонные к постоянному поиску приключений, испытывают недостаток ярких эмоций. Если вы намеренно с завидной регулярностью попадаете в стрессовые, опасные для жизни и здоровья ситуации, лучше проконсультироваться со специалистом.

«Шопоголизм», если вам присуще ради сиюминутного улучшения эмоционального состояния совершать непродуманные, ненужные покупки. На самом деле такое изредка случается с очень многими людьми. Но шопоголиков отличает то, что они, потратив деньги на ненужные покупки, испытывают сильный стресс и вновь отравляются в магазин.

Фанатизм – это тоже зависимость. Потребность иметь объект поклонения может привести к тем же негативным последствиям, что и все остальные виды зависимого поведения. От пагубной привычки преследовать любимых артистов стоит лечиться немедля.

Интернет-зависимость может даже вызывать что-то вроде наркотической «ломки». Зависимый от виртуальной жизни человек теряет интерес к реальной жизни, в том числе и к самому себе – своему здоровью, внешнему виду и взаимоотношениям с близкими.

(Газета «Известия Казахстана»).

А-Я

Легионер –воин, солдат легиона

Аэрозоль –вещество, состоящее из твердых или жидких частиц, взвешенных в газообразной среде

Челноки –алыпсатар

 

Задание 4. Прочитайте и определите, как построен текст. Объясните название текста.

 

Жизнь в эпицентре

Всемирный День здоровья традиционно посвящается актуальной проблеме, тревожащей всех медиков земли. Обращение ВОЗ звучит как плакат времён гражданской войны: "Инфекционные болезни наступают – все на борьбу с глобальной опасностью!" Действительно, сегодня нам часто приходится читать о вспышках эпидемий старых и новых болезней: малярии, чумы, туберкулёза, СПИДа, лихорадки Эбола и слышать о снижении эффективности проверенных опытом и практикой препаратов.

Современная медицинская наука и практика порой оказываются бессильными перед простейшими, одноклеточными организмами.

Можно создать ядерное и химической оружие, и можно его уничтожить – по принципу "я тебя породил, я тебя и убью". Но микромир создавал не человек, и его нельзя стереть с лица Земли. Это значило бы уничтожить саму жизнь. И в то же время опасность иных эпидемий, например СПИДа, сравнима с разрушительной силой ядерной бомбы. Значит, надо научиться "ладить" с невидимым микромиром и вести себя так, чтобы не произошёл глобальный взрыв инфекций. Мы этому не только не научились, но как бы специально создаём идеальные условия для того, чтобы старые и, казалось, побеждённые инфекции "воспряли духом".

Кроме того, каждый новый виток цивилизации порождает новые болезни. Это закономерность, с которой приходится считаться.

Возьмите болезнь легионеров – летопеллез. Тысячи лет человек мирно жил с её возбудителем - летопеллой, пока… не изобрёл системы кондиционирования. Именно в этих системах бактерия обрела для себя идеальную среду обитания. Плоды цивилизации пошли ей на пользу, и она стала размножаться. Затем, попадая вместе с мелкодисперсным аэрозолем в воздух помещений, бактерия стала "бросаться" на людей, вызывая тяжёлые заболевания. Но заметьте, не она это всё придумала – мы… – создали ей условия для этого.

И вывели на тропу войны. А недавно потрясшее Европу коровье бешенство? Кто, как не человек, счёл за лучшее кормить домашних животных не луговой травой и сеном, а кормами с животным белком? И вновь современные технологии позволили вирусу проявить себя и заставить человека платить за отбивную или бифштекс так называемой медленной инфекцией.

Ежегодно по осени к нам "прилетает" грипп. Медики его ждут и всегда готовы встретить его во всеоружии. Загодя учёные определяют тип "пришельца", вычисляют, чем может быть опасен данный штамм вируса, намечают профилактические меры. Но, тем не менее, каждый раз вирус гриппа оказывается более "изобретательным", и избежать его не удается. Эпидемия охватывает практически все крупные города; порой протекает с осложнениями. А сколько экзотических инфекционных болезней умудряются "импортировать" из дальних и не очень стран челноки и бизнесмены? Достижения прогресса позволили не только им пересекать на быстроходных лайнерах страны и континенты, но и возбудителям болезней "повидать мир", переносясь с какого-нибудь маленького шумного восточного базара в цивилизованные столицы.

И всё же борьба с инфекционными болезнями - дело не безнадёжное. Ведь помимо глобальных и объективных причин: войны, прогресс, издержки цивилизации, влиять на которые чрезвычайно сложно, существуют причины субъективные и, казалось бы, мелкие. Но от этого не менее значимые.

Скажите, чем можно объяснить резкое увеличение вирусоносителей СПИДа в некоторых городах? Только элементарным пренебрежением к себе, забвением и попранием прописных истин морали, гигиены, санитарии. Пожалуй, только плакат типа: "Мойте руки!", который, если следовать нехитрому наставлению, спасёт от желудочно-кишечных инфекций, гепатита и других напастей, именуемых "болезнями грязных рук".

Думается, не случайно Всемирная организация здравоохранения всех призывает на борьбу с инфекционной опасностью. Чтобы противостояние человек – микромир не завершилось победой простейших и одноклеточных, вклад в неё может и должен внести каждый.

Возбудители болезней не оставят нас в покое, они будут непрестанно атаковать, приспосабливаясь к лекарствам, нашим условиям жизни и деятельности, выращивая в своих рядах "самых стойких и вредных", пока они делают первый ход, ставя нас перед свершившимся фактом и заставляя лихорадочно искать решение проблемы.

Только тогда, когда мы научимся просчитывать несколько ходов вперед и предугадывать, чем может обернуться самоуверенная поступь прогресса, станут возможными взаимопонимание и мирное сосуществование.

 

Смысловой анализ текста.

1. Определите тип текста.

2. Составьте 2-3 вопроса по содержанию текста, чтобы они начинались со слов почему, отчего и подготовьте ответы на них.

3. Назовите основные проблемы, затронутые в тексте.

4. Найдите и выпишите ключевые слова, при помощи которых реализуются основные проблемы текста.

Лексико-грамматические задания:

1. Выпишите из текста терминологическую лексику.

2. Найдите из текста сложносокращенные слова и расшифруйте их.

3. Отметьте границы смысловых частей текста.

4. Озаглавьте каждую смысловую часть фразами из текста, которые станут основными пунктами плана.

5. Составьте план и конспект к тексту.

Задание 5. Прочитайте микротекст и переведите его на русский язык. По тексту подготовьте вопросы и запишите их вместе с ответами.

 

ЖИТС – СПИД – AIDS

ЖИТС – Жүре пайда болатын Иммунды Тапшылық Синдромы – адамның жасына, жынысына қарамай жұғатын дерт. Адамзат техника мен технологияны ұршықша иіріп, Айға қонса да, аспан әлеміндегі алып денелер мен заттардың құрамындағы көзге көрінбестей бөлшектерді зерттеп, пайдаға асырса да бұл дерттен құлан-таза айықтырып жіберетіндей дәрі-дәрмекті тапқан жоқ.

ЖИТС індетінің алғашқы белгілері аурудың қоздырғышы адам ағзасына енгеннен соң 5-10 жылдан кейін бір-ақ байқалады. Бұл жылдар ішінде ол адамның ауруы бірнеше ондаған, жүздеген адамға жұғуы ықтимал. ЖИТС кеселін ауру адаммен жыныстық қатынас жасаған кезде, тазаланбаған инемен егу кезінде, науқас адамға қан құйған сәтте жұқтыру мүмкіндіктері басым болады.

 

Задание 6. Расположите в логической последовательности «рассыпавшиеся» абзацы, чтобы получился связный текст и запишите его.

Кто был «спасителем детей»?

Накануне Рождества 1891 года ее ввели больной девочке. Через несколько дней ребенок выздоровел, а Эмиля фон Беринга чествовали как «спасителя детей». Впоследствии он разработал и вакцину для предохранения от заражения возбудителем дифтерии.

«Самая тяжелая из 903 видов смерти» - так названа дифтерия в Талмуде, главной книге иудаизма. Эта инфекционная болезнь поражала раньше в основном детей: они умирали от удушья.

Сегодня эта болезнь почти забыта.

В 1884 году врач Фридрих Леффлер (1852-1915), сотрудник Роберта Коха, обнаружил под микроскопом мельчайших возбудителей смертельного заболевания: неподвижные палочкообразные бактерии. Они продуцировали один из сильнейших биологических ядов.

В 1890 году бактериолог Эмиль фон Беринг (1854-1917) разработал лечебную сыворотку против дифтерии.

(Из книги «История медицины»).

 

Задание 7. Используя содержание 2-3 текстов, составьте сообщение "Искусство быть здоровым".

VI. Раздаточный материал:схемы, иллюстрации к лексической теме.

VII. Литература:

5. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2013. – 203 с.

6. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

7. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

8. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. С.97-102.

VIII. Вопросы для самоконтроля

1. Что такое конспект и конспектирование?

2. Какими способами осуществляется конспектирование?

3. Назовите основные этапы конспектирования.

4. На что необходимо обратить внимание при конспектировании?

5. Что такое инверсия?

6. Что рекомендуется использовать при конспектировании?

ЗАНЯТИЯ №19

І. Тема: Оформление цитат в медицинском тексте.

II. Цель: закрепить сформированные компетенции использования цитат в научных текстах; обобщить знания о цитатах.

III. Задачи:

· Когнитивно-языковая компетенция: закрепить сформированные умения использования цитат при подготовке научных работ.

· Операционально-речевая компетенция: сформировать и развить навыки переработки первичного текста во вторичный с целью построения текстов нового жанра.

IV. Форма проведения:самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

V. Задания по теме.

Задание 1.Прочитайте цитаты. Передайте мысли авторов своими словами.

Гиппократ:

1. Врач не должен быть малодушным. Больные не поверят человеку слабому духом.

2. Неудачная операция приносит двойной вред. Больному – напрасную боль, врачу – бесславие.

Александр Дюма-отец:

Надежда – лучший врач из всех, какие мне известны.

Задание 2. Прочитайте. Проведите беседу на тему исходного текста.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 189.