І.Тема: Анализ структуры справочно-библиографического описания в медицинском тексте.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

II. Цель: закрепить сформированные компетенции основных правил составления справочно-библиографического описания.

III. Задачи:

· Когнитивно-языковая компетенция: закрепить сформированные умения составления справочно-библиографического описания.

· Операционально-речевая компетенция: сформировать, развить и закрепить навыки переработки первичного текста во вторичный с целью построения текстов нового жанра.

IV. Форма проведения:самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.

V. Задания по теме:

Задание 1.Прочитайте текст и прокомментируйте его. Разделите текст на основные смысловые части. В каждой из них выделите главную и второстепенную информацию.

Организация работы приемного покоя (приемного отделения)

Приемное отделение является важнейшим лечебно-диагностическим отделением больницы.

В приемное отделение больные могут быть доставлены:

· Машиной скорой помощи (при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний)

· По направлению участкового врача (в случае неэффективности лечения в домашних условиях) – плановая госпитализация;

· Переводом из других лечебно-профилактических учреждений (по договоренности с администрацией);

· «Самотеком» (при самостоятельном обращении больного в случаях ухудшения его самочувствия на улице, недалеко от больницы).

Основными функциями приемного отделения больницы являются:

· прием и регистрация больных;

· осмотр, первичное обследование больных и диагностика;

· санитарно-гигиеническая обработка вновь поступивших больных;

· оказание квалифицированной медицинской помощи;

· транспортировка больных в лечебные отделения больницы.

Через приемное отделение в больницу поступает почти весь контингент больных, за исключением рожениц, инфекционных больных и тяжелых экстренных больных. Прием в инфекционное отделение и родильный дом осуществляется децентрализовано, в специально выделенных помещениях этих корпусов (санитарный пропускник или приемно-смотровой бокс).

Кроме того, больных, которые нуждаются в экстренной медицинской помощи, иногда доставляют непосредственно в отделение реанимации, минуя приемное отделение.

Приемное отделение состоит из:

· зала ожидания,

· кабинета дежурной медсестры (регистратура);

· одного или нескольких смотровых кабинетов;

· процедурного кабинета;

· палат наблюдения;

· перевязочной, а иногда и малой операционной;

· изоляторов (бокс, для инфекционных больных);

· санпропускника;

· рентгеновского кабинета;

· лаборатории.

Зал ожидания предназначен, для ходячих больных и сопровождающих их родственников. Здесь должны быть стол и достаточное количество стульев, кресел. На стенах вывешивают сведения о режиме работы лечебных отделений, о часах беседы с лечащим врачом, перечень продуктов, разрешенных для передачи больным, телефон справочной службы больницы. Здесь же должны быть указаны дни и часы, в которые можно посещать больных.

Рядом с залом ожидания находится кабинет дежурной медицинской сестры. В нем производится регистрация поступающих больных и оформление необходимой документации.

Документация приемного отделения:

· журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (Ф. № 001/У);

· медицинская карта стационарного больного (Ф. № 003/У);

· статистическая карта выбывшего из стационара (Ф. № 006/У);

· журнал регистрации, больных с выявленным педикулезом (Ф. № 058/У);

· инфекционный журнал (Ф. № 066/У).

Медсестра-регистратор вносит в журнал учета приема больных и отказов в госпитализации Ф.И.О. больного, год рождения, дату, откуда и кем доставлен, диагноз направившего учреждения, диагноз приемного отделения, в какое отделение направлен больной. Она же заполняет паспортную часть (титульный лист) медицинской карты стационарного больного (историю болезни), и статистической карты выбывшего из стационара. Измеряет температуру тела больного.

Медсестра приемного отделения проводит антропометрию- один из методов обследования пациентов, к ним относится определение массы тела, роста, измерение окружности грудной клетки.

Задание 2.Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части: вступление, основная часть, заключение.

Пансионат «Жумбактас»

Пансионат «Жумбактас» открыт в2006 году. Он расположен на берегу озера Щучье в сосновом бору у восточного подножия горы «Жеке-Батыр», находится в 10 км от г. Щучинск. Пансионат оказывает медицинские услуги по профилактике заболеваний: органов дыхания (бронхиты, трахеиты, бронхиальная астма); органов кровообращения (ишемическая болезнь, пороки сердца); костно-мышечной системы (артриты, полиартриты, остеохондроз); нервной периферической системы; урологических и гастроэнтерологических. Здесь отдыхающие принимают все основные медицинские процедуры по программе «Санаторное лечение» – грязелечение, гальваногрязелечение в виде местной аппликации, венозно-вакуумный лимфодренаж, магнито-терапия, галотерапия, физиоэлектросветотерапия, иглорефлексотерапия серебряными иглами «Ашу-терапия», урологические заболевания, кровать-массажёр рефлексотерапевтического воздействия, гидромассаж стоп (с пантовым отваром), ингаляционная терапия, инфракрасная сауна, водолечение – ванны (хвойные, скипидарные), кислородный коктейль.

Отдыхающие могут оценить также богатый выбор оздоровительных программ. Пантовое направление – программы: «Энергия жизни» (мужская), «Радость жизни» (женская), массаж кедровыми шишками, массаж травяные «узелки». Направление «Сибирское здоровье» - программы: «Детоксикация» (мини-сауна «Сибирская здравница»), «Благодарный позвоночник» – курс массажа кедровыми шишками.

Дополнительные услуги: сауна, тренажерный зал, тир, прокат: в летнее время – велосипедов, в зимнее – лыж, коньков, настольного тенниса, бадминтона, шахмат, нард; просмотр DVD-фильмов.

Предлагаются разнообразные экскурсионные маршруты. Большое внимание уделяется отдыху детей. Для организации их досуга есть воспитатели, а также оборудованы специальные детские игровые площадки, проводятся культурно-развлекательные мероприятия.

Таким образом, для отдыхающих созданы все условия для лечения и отдыха.

 

Задание 3.Выпишите ключевые слова и словосочетания которые помогают понять основную мысль данного текста.

1. Наблюдается ли в тексте повторяемость ключевых слов?

2. Определите основную мысль текста. Выпишите предложения, которые помогают понять основную мысль текста.

3. Подготовьте пересказ текста, опираясь на ключевые слова и словосочетания.

4. По данной теме в библиотеке по каталогу выпишите перечень книг.

Задание 4. Прочитайте и подготовьте текст рекламы о пансионате, используя данный текст.

Пансионат «Каргалы»

Пансионат «Каргалы» расположен в экологически чистом районе города Алматы. Большая территория пансионата и многообразные виды деревьев создают микроклимат, способствующий оздоровлению и снятию усталости.

Пансионат «Каргалы» функционирует с 2000 года. Профиль пансионата: заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания органов дыхания; заболевания органов опоры и движения; неврозы.

Искусственные ванны, аппаратная физиотерапия, теплолечение – озокерит, массаж, солетерапия, кислородный коктейль, иглотерапия, Су-Джок терапия, бассейн, стоматология, ароматерапия, диагностика, консультации специалистов.

В комплекс лечения по путевке входят: ванны лечебные (хвойно-солевые, пантовые и др.); аппаратная физиотерапия (все виды токов, в том числе гальваногрязь, биоптрон, УФО, ингаляции); теплолечение – озокерито-парафиновые аппликации; массаж; плавательный бассейн.

Территория пансионата «Каргалы» представляет собой парковую зону с большим количеством разнообразных деревьев и декоративных растений. Всегда к услугам отдыхающих: площадка для отдыха с фонтаном, спортивный зал, бассейн, танцевальная площадка, теннисный корт, бильярдная, кафе и бары, автостоянка.

Задание 5.Подготовьте краткое сообщение о вашей местности (городе, области, районе). Включите, если есть, сведения о лечебно-оздоровительных учреждениях: санатории, пансионате и др.

 

Задание 6.Прочитайте текст и озаглавьте его. Разделите его на смысловые части, сформулируйте его микротемы.

 

Санаторий «Мерке»

Санаторий «Мерке» находится в12 км от райцентра Мерке в красивом Меркенском ущелье Киргизского Алатау, в экологически безупречной зоне предгорий. Прекрасный климат, горная речка – спутники хорошего здоровья. Санаторий работает круглый год, в любой сезон года лечение больных проходит благоприятно. Спальные номера, лечебные, диагностические кабинеты, столовая располагаются в одном корпусе.

Комплекс лечебно-оздоровительных процедур проводится на основе редкой и уникальной радоновой минеральной воды. Одной из процедур дающих положительные и стойкие результаты являются – кишечные орошения, с диагностической и лечебной целью проводятся дуоденальное зондирование и промывание желудка.

Показания к лечению в санатории - болезни органов кровообращения: ишемическая болезнь сердца, стенокардия, артериальная гипертония, кардиосклероз; заболевания костно-мышечной системы: артрит, полиартрит, остеохондроз, радикулит;заболевания нервной системы: неврозы, неврастении, невриты, и невралгии; кожные заболевания: экзема, псориаз, нейродермит и аллергические дерматиты ;урологические болезни: хронические простатиты, циститы и пиелонефриты; болезни органов пищеварения: хронические гастриты, колиты, холециститы и панкреатиты.

К услугам больных: крытый бассейн, сауна, русская баня, бильярд, диско-зал, кафе-бар, караоке, видеозал, стоянка для автомобилей и др. До санатория можно доехать: на железнодорожном транспорте до станции Луговое или станции Шу, далее автотранспортом до села Мерке, затем на такси или автобусом до санатория «Мерке».

 

Задание 7.Прочитайте тексты. Какой общей темой они объединены? Разделите на смысловые части. Выпишите ключевые слова. Наблюдается ли в текстах повторяемость ключевых слов? Определите основную мысль текстов. Перескажите один из текстов.

 

Санаторий «Манкент»

Санаторий “Манкент” расположен в Сайрамском районе Южно-Казахстанской области, в 25 километрах от города Шымкента, в 6,5 километрах от станции “Манкент”. Санаторий окружают фруктовые сады и урюковые рощи. Не оставляет взор без внимания изобилие цветов: фиолетовые розы, снежно-белые ромашки, хризантемы, астры, тенистые аллеи. Все это действует как лечебный фактор под открытым небом, успокаивая нервную систему.

Санаторий специализирован по следующим группам заболеваний: органов пищеварения органов дыхания; опорно-двигательного аппарата; нервной системы и др.В комплекс санаторного лечения входит: грязелечение, психотерапия, иглотерапия, водные, ручные и механические массажи, минеральные ванны, циркулярный душ, четырехкамерные, ручные, ножные ванны, подводный душ – массаж, озокеритовая аппликация, лазеротерапия, компьютерная диагностика.

Санаторий «Ак-каин»

Санаторий Ак-каин расположен в одном из самых живописных мест Восточного Казахстана, в ущелье горы Алатау, на высоте 1450 метров над уровнем моря, неподалеку от г. Алматы в поселке Каменское плато. Уникальный спектр ландшафтно-климатических зон: от степей до высокогорных альпийских лугов, тайги, озер и ледников, богатых лесом, реками, рыбой и медом, лекарственными травами, ягодами, удивительный в туристском отношении.

Показания к лечению в санатории: артрит и полиартрит нетуберкулезного происхождения вне фазы обострения, остеохондроз позвоночника, спондилез, радикулит, радикулоневрит, хронический сальпингит, параметрит, периметрит, эндометрит, бронхиальная астма с редкими приступами, хронический тонзилит, фарингит, отит, синусит, неврозы.

В комплекс лечения входят: минеральные ванны из пригородного источника, подводный душ-массаж, механический массаж, парафин, ЛФК с тренажерами, физио-процедуры, гелиолечение в теплое время года, отдых в пирамидной комнате, солевая шахта.

 

Задание 8.Выпишитеиз текста «Санаторий «Манкент»сложные слова и обозначьте их морфемный состав. Как они образованы ?

Задание 9.Выпишитеиз текста «Санаторий «Ак-каин»термины и терминосочетания. Какие из терминов вам знакомы?

VI. Раздаточный материал: схемы, иллюстрации к лексической теме.

VII. Литература:

18. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2013. – 203 с.

19. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

20. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

21. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. – 220 с.

VIII. Контроль:

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает слово библиография?

2. Что такое библиографическое описание?

3. Какие правила описания произведений печати существуют?

4. Что включает библиографическое описание?

ЗАНЯТИЯ №22

І.Тема:Составление реферата по специальности.

II. Цель: Сформировать и развить компетенции определения реферирования как одного из видов компрессии научного текста.

III. Задачи:

· Когнитивно-языковая компетенция: сформировать умение различать виды рефератов.

· Операционально-речевая компетенция: сформировать и развить навыки написания реферата как одного из видов компрессии научного текста.

IV. Форма проведения:самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

V. Задания по теме:

Задание 1.Как вы понимаете следующие высказывания Гиппократа. Запишите их.

 

1. Страх и печаль, надолго овладевшие человеком, располагают к болезням.

2. Изнеженность тела ведет к болезням.

3. Здоровье сохраняется благодаря равновесию в теле влажного, сухого, холодного, теплого, горького и сладкого.

4. Часть болезней происходит только от образа жизни.

5. Образ жизни нужно устанавливать сообразно с возрастом, временем года, местностью, телосложением и характером.

6. Труд и покой врачуют тело и душу.

7. Мозг человека содержит в себе причину многих болезней.

 

Задание 2.Прочитайте текст и выполните задания 1-11.

 

Режим труда и отдыха

1.Рациональный режим труда и отдыха - необходимый эле­мент здорового образа жизни любого человека.2. При правильном и строго соблю­даемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здо­ровья.

3.Залог успеха – в планировании своего времени.4. Студент, который регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами.5. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. 6.В течение этого часа никто и ничто не может помешать. 7.Таким образом, студент получает время – возможно, самое важное для человека – личное время. 8.Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.

9.Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий.10. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.

11. Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов.12. Организуй такие условия и в комнате общежития.13. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. 14.Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного: это тренирует и укрепляет волю. 15.Не следует откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик. 16.Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, а безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

17.Студент должен правильно чередовать труд и отдых. 18.После занятий в университете и обеда 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых, а вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. 19.Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут: сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим.

20.Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. 21.Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. 22.Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, выполнением практических работ, конспектированием.23. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. 24.Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе.

 

Задание 3. «Работа в парах»:

1. Как бы вы озаглавили текст? Запишите свой заголовок текста.

2. Сколько абзацев в тексте? Запишите ключевые слова каждого абзаца.

3. Найдите в 1-м, 2-м предложениях слова с лексическим значением «разумно обоснованный, целесообразный», «наиболее благоприятный».

4. Найдите в 3-м предложении существительное в переносном значении. В каком из данных ниже значений оно употреблено в тексте: 1) «отдача (имущества) в обеспечение обязательств, под ссуду, кредит: залог имущества»; 2) «доказательство, обеспечение чего-нибудь: залог дружбы».

5. Какие слова в 4-м,5-м, 6-м предложениях переводятся как жоспарлау, ұту, кедергі жасау ?

6. Найдите в 7-м предложении разносклоняемое имя существительное. Переведите на родной язык словосочетание с данным словом.

7. Найдите в 8-м предложении заимствованное слово, означающее «увлечение, любимое занятие на досуге». Есть ли у вас такое увлечение. Если есть, кратко расскажите о нем.

8. К каким словам в 9-м, 10-м,11-м,12-м,13-м,14-м предложениях подходят синонимы упрощено, регулируется, заранее, тихое, создай, во время, простой?

9. Выпишите из 15-го предложения фразеологизм. Объясните его значение. Укажите синтаксическую функцию в предложении.

10. Найдите в 17-м предложении антонимичные существительные. Подберите к ним однокоренные слова.

11. Напишите реферат, используя стандартные речевые стереотипы и соблюдая структуру реферата.

Задание 4.Прочитайте пословицы, переведите на русский язык.

1) Бас аман болса, бөрік табылады. (Қорқыт ата). 2) Жігіттің дені сау болса, сол – дәулет (Құтып). 3) Қызығы дүниенің – есен-саулық (Т.Ханқожаұлы). 4) Ауру-сырқаудан сау дене дұрыс рухтың жемісі болып табылады (И.П.Павлов). 5) Біздің бақытымыздың оннан тоғызы денсаулығымызға байланысты (А.Шопенгауэр). 6) Адам үшін денсаулықтан артық бағалы зат жоқ (А.Семашко). 7) Мен қимыл-қозғалысты кәрілікпен күресудің ең тиімді құралы деп білемін (В.Гориневский).

Задание 5.Подготовьте сообщение, опираясь на данный план.

1.Назовите основные признаки реферата.

2.Из каких композиционных частей состоит реферат?

3.Назовите основные виды реферата.

4.Что такое репродуктивные и продуктивные рефераты?

5. Какой вид реферата вами составлен на основе прочитанного текста?

Задание 6.Ознакомьтесь с основными положениями тибетского "Рецепта вечной молодости и здоровья". Прокомментируйте своими словами каждое положение.

1. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, не доводи тело и дух до страдания, живи по законам природы, разума и меры.

2. Ешь много трав и мало мяса. Будь травоядным, не будь кровоядным.

3. Очищай тело от внешней и внутренней грязи. Пусть пища твоя не засоряет тебя.

4. Очищай душу от мрачных мыслей и душевной грязи, от зависти, зла, гордыни, высокомерия.

5. Получай в любви радость и наслаждение. Живи по законам любви.

6. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься - значит, ты здоров.

 

Задание 7.Ознакомьтесь с понятием образ жизни. Расскажите о своем образе жизни.

Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном типе жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, нормы и правила поведения. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория)

Качество жизни - характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (социологическая категория).

Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

 

Задание 8.Прочитайте цитаты о здоровье. Передайте мысли авторов своими словами.

1)Умирает только хилое и слабое, здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование (Чарльз Дарвин). 2) Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни (Демокрит Абдерский). 5) Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой (Платон). 6) Самое лучшее средство от всех болезней – сильная воля и сильный разум. (Парацельс).

 

Задание 9. Мозговой спринт:на основе текстов по данной речевой теме выберите любое ключевое слово: «ЗОЖ», «здоровье». Запишите его и вокруг этого слова напишите как можно больше фраз, связанных с этим словом.

Задание 10.Прочитайте стихотворение. Подготовьте устно сообщение на тему «Зачем организму человека нужны витамины?»

 

О витаминах

Что такое витамины И для этого всегда

И зачем они нужны? Витамин «С» принимать!

Мы вам всем сейчас расскажем, От простуды помогает

Витамины ведь важны! Витамин нам «С» всегда.

Чтобы зренье сохранить, Он в капусте и в моркови,

Витамин «А» нужно пить. Он и в ягодах, в лимоне!

Он нам роста добавляет, Кости тоже укрепляйте,

Волосы и ногти укрепляет! Витамин «Д» принимайте.

Если быстро устаешь, Есть он в солнечных лучах,

На занятиях засыпаешь, В рыбе, яйцах, овощах!

Витамины «В1» попьешь — Витаминов очень много,

И бодрее станешь! Как в них разобраться?

А иммунную систему К доктору всегда, друзья,

Будем все мы укреплять, Можно обратиться.

 

 

VI. Раздаточный материал: схемы, иллюстрации к лексической теме.

VII. Литература:

22. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2013. – 203 с.

23. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

24. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

25. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. С.97-102.

26. Жанпейсова У.А. – Русский язык для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011.

27. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-1» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2013.

28. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-2» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2013.

VIII. Контроль:

Дата: 2016-10-02, просмотров: 272.