Под руководством преподавателя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под руководством преподавателя

Тема №16

Правила переработки медицинского текста.

Тема №17

Составление различных видов плана к медицинским текстам.

Тема №18

Составление конспектов к научным текстам.

Тема №19

Оформление цитат в медицинском тексте.

Тема №20

Составление аннотаций к медицинским текстам.

Тема №21

Анализ структуры справочно-библиографического описания в медицинском тексте.

Тема №22

Составление реферата по специальности.

Тема №23

Соблюдение норм современного русского языка в диаде «врач-больной»

Тема №24

Требования к образцовой речи

Тема №25

Выразительность речи врача

Тема №26

Чистота речи врача

Тема №27

Соблюдение орфоэпических и акцентологических норм врачом

Тема №28

Речевой этикет

Тема №29

Деловой этикет

Тема №30

Речевое поведение в системе специальной коммуникации.

ЗАНЯТИЕ №16

І. Тема: Правила переработки медицинского текста.

II. Цель: закрепить сформированные компетенции компрессирования, определения видов компрессии текста-первоисточника, основных правил компрессии текста.

III. Задачи:

· Когнитивно-языковая компетенция: закрепить сформированные умения компрессировать текст-первоисточник.

· Операционально-речевая компетенция: сформировать и развить навыки различать виды компрессии.

IV. Форма проведения:самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

V. Задания по теме.

Задание 1. Прочитайте высказывания и раскройте их смысл. Выразите собственную точку зрения.

 

· И жизнь врача останется такой же, как и сегодня: трудной, тревожной, героической, возвышенной. (Андре Моруа)

· Нравственное развитие врача-практика поможет ему сохранить то душевное равновесие, которое даёт ему возможность исполнить священный долг перед ближними и перед родиной, что и будет обуславливать истинное счастье его жизни. (С.П.Боткин)

· Медицина есть царица наук, ибо здоровье, безусловно, необходимо для великого и прекрасного (Ф.П.Гааз).

· Не признавать медиков могут и люди образованные, отрицать же медицину могут только неучи.

(П.Буаст).

· Всякое дело совершенствуется овладением техники. Всякий навык достигается упражнением. (Гиппократ)

 

Задание 2. Прочитайте. Определите основную мысль текста. Подумайте, какие качества вам следует развить, чтобы стать врачом по призванию. Выделите в нём основную и второстепенную информацию.

Давайте подумаем, какими качествами должен обладать человек, который собирается стать врачом. Конечно, он должен любить людей. Потому что дело врача – облегчать страдания и спасать от смерти больных. Врачу нужно быть смелым. Ведь ему первому приходится идти туда, где свирепствует губительная эпидемия, например, чума. Он должен не бояться ухаживать за такими больными, от которых сам может заразиться смертельной болезнью. Врач призван служить здоровью каждого человека и всего народа. По своей природе врачебная профессия является творческой. Призвание врача требует, чтобы он выполнял свои обязанности, следуя голосу совести и руководствуясь принципами врачебной этики. Нужно, чтобы врач всегда оставался спокойным, хотя бы внешне, чтобы правильно сделать операцию и хорошо перевязать больного или раненого даже во время шторма в море, землетрясения, под артиллерийским обстрелом. Спокойствие и уверенность врача передаются больному и помогают ему выздороветь.

Врачу необходимо быть внимательным и чутким. Невнимательному врачу больной не поверит, а любое неосторожное слово врача может так напугать его, что он потеряет веру в выздоровление.

Врач должен быть самоотверженным, ведь всегда на посту. Его могут вызвать к больному в любое время дня и ночи или даже тогда, когда он сам болен, но идти больше некому.

Без призвания к медицине нельзя заниматься ею с глубоким осознанием высокой ответственности за жизнь больного человека, готовностью пойти ради него на подвиг, самопожертвование. Сердечность, способность к состраданию лежит в основе призвания к врачебной деятельности.

Человечность должна быть основным достоинством студента-медика. Люди, не способные чувствовать чужую боль, не пригодны к гуманной профессии врача. Они не принесут больному ожидаемой улыбки друга, теплоты сердца, не заглянут в душу, не успокоят волнений. И не потому, что не хотят: они не умеют это делать, выше их сил уловить, понять и облегчить душевные страдания больного.

Врач должен быть любознательным и трудолюбивым. Он должен все время расширять свои знания, чтобы применять современные способы лечения и пользоваться новейшими открытиями медицины. Пригодность студента к избранной профессии измеряется трудом. Нельзя ведь хорошо лечить, стать уважаемым в народе врачом без потребности постоянно и добросовестно трудиться.

 

Задание 3. Прочитайте текст. Объясните его название. Выполните послетекстовые задания.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое компрессия?

2. Как называется текст, созданный в результате компрессии?

3. Для чего необходима работа над компрессией текста?

4. На каких правилах основана компрессия текста?

ЗАНЯТИЕ №17

 

І. Тема: Составление различных видов плана к медицинским текстам.

II. Цель: закрепить сформированные навыки составления планов как средства самоконтроля и самооценки субъекта речи.

III. Задачи:

· Когнитивно-языковая компетенция: закрепить сформированные умения составлять разные виды плана (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный).

· Операционально-речевая компетенция: сформировать и развить навыки использования плана для последовательного изложения научного текста.

IV. Форма проведения:самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

V. Задания по теме.

Задание 1.Прочитайте высказывания. Передайте мысли авторов своими словами.

1) Первым учителем в медицине являются тело и материя природы. Они обучают и показывают: по ним можно изучать, у них учиться, у себя самого ты не можешь, так как твоя собственная фантазия есть только совращение истины; не из умозрительных теорий должна проистекать практическая медицина, а из практики должна исходить теория. Чтение книг еще никого не сделало врачом; его создает практика и только она. Ведь одно лишь чтение – это скамеечка, метелка практики. Твоими глазами должны быть глаза опыта. (Парацельс)

2) Внешний вид соответствует характеру души. (Клавдий Гален)

3) Врач должен понять внутренний мир больного, который обычно проявляется в его характере и внешности, и даже в голосе и походке.( Парацельс)

 

Задание 2. Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

 

Осмотр слизистой оболочки рта больного производят, чтобы выявить наличие афт, пигментных пятен, пузырьков ящура, молочницы, состояние десен.
Состояние слизистой оболочки языка меняется при различных патологических процессах и в ряде случаев дает возможность делать некоторые диагностические выводы. Так, например, при многих заболеваниях желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь и др.) и ряде инфекционных болезней (брюшной тиф и др.) язык, как правило, обложен, при перитонитах и остром панкреатите язык сухой, при скарлатине язык имеет характерную малиновую окраску и т. д. Значительное его увеличение наблюдается при акромегалии.

Осмотр глотки — простой, без зеркал и рефлекторов — должен проводить исследующий больного для оценки состояния зева и миндалин.

При осмотре шеи может наблюдаться пульсация сонных артерий (недостаточность клапана аорты, тиреотоксикоз), набухание и пульсация яремных вен (недостаточность трехстворчатого клапана), увеличение щитовидной железы, лимфатических узлов.

При осмотре конечностей устанавливают нарушения движений, которые могут быть связаны с заболеванием костей, суставов, поражением нервной системы (параличи, атрофии, контрактуры), наличие отеков, костных разрастаний в области суставов и т. д.

 

Лексико-грамматические задания:

Ø Разделите текст на смысловые части.

Ø Выделите главную мысль каждой части.

Ø Озаглавьте каждую часть.

Ø Выясните значение незнакомых слов.

Ø Какое предложение называется назывным? Приведите примеры.

Ø Составьте назывной план, а затем перескажите текст.

Ø Трансформируйте назывной план в вопросный. Запишите его.

 

Задание 3. Прочитайте текст и выполните к нему послетекстовые задания.

Внешний вид человека

Наш внешний вид является результатом внутреннего душевного состояния. Жизнь и жизненный опыт человека отражены прежде всего на его лице. Здесь отчетливо проявляются ясность духа, чистота мыслей, все наши колебания и устремления. Таким образом, лицо – это не только зеркало нашей души, но и отражение состояния нашего здоровья.

С незапамятных времен люди стремятся на основании видимых внешних признаков сделать вывод о недоступном глазу внутреннем состоянии человека. Это возможно лишь благодаря тому, что все, что бы ни делал человек, является выражением его сущности. Любая внешняя характерная особенность человека обусловлена его внутренним состоянием, и все, что происходит в человеке, отражается на его внешности.

Тело не может лгать; словно зеркало, оно отражает лишь фактическое положение вещей. Все характерные особенности организма человека при внимательном рассмотрении представляют собой определенные симптомы, своего рода зашифрованную «в крови и мясе» информацию, позволяющую увидеть внутреннее, невидимое, состояние нашего сознания.

Если мы хотим узнать, каково состояние нашего здоровья или здоровья наших близких, один опытный взгляд скажет нам зачастую больше, чем многочасовое диагностическое исследование с помощью медицинской техники. Такой «диагностический взгляд» может быть приобретен благодаря опыту и упражнениям, и выработать его в себе – долг каждого человека, ответственно относящегося к своему здоровью.

По внешнему виду глаз, кожи, рук, губ, ушей, зубов и языка можно сказать, каково состояние внутренних органов человека в настоящий момент.

(Из книги К.Теппервейн «Лицо – зеркало здоровья» СПБ, 1995).

Смысловой анализ текста:

?1)Любая внешняя благоприятельность имеет внутренние основания. Разве это так?

2) Тело не может лгать. Как Вы это понимаете?

3) Разве душевные недостатки человека отражаются на его внешности?

4) Почему лицо – это и зеркало нашей души?

5) Можно ли диагностировать болезнь по внешнему виду человека?

 

Ø Сделайте вывод о том, что лицо – зеркало души и здоровья. Аргументируйте выводы примерами своих наблюдений за жизнью других людей.

 

Лексико-грамматические задания:

Смысловой анализ текста.

?Используя содержание текста, дайте полные ответы на следующие вопросы:

1. Что представляет собой симуляционная комната в медакадемии?

2. Как вы думаете, какая польза для студентов от такой практики, о которой говорится в тексте?

3. Хотели бы вы потренироваться таким образом?

 

Ø На основе текста проведите ролевую игру «Больной и врач». Для этого группа должна разделиться на подгруппы по 3 человека. Каждая подгруппа должна подумать, какую болезнь будут представлять и как ее проиграть. А другие группы должны не просто угадать болезнь, но и описать признаки (симптомы) разыгранной болезни.

Ø Выпишите из текста терминологическую лексику. Определите, к какой области знания они относятся?

 

VI. Раздаточный материал:схемы, иллюстрации к лексической теме.

VII. Литература:

1. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2013. – 203 с.

2. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

3. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

4. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. – 220 с.

 

VIII. Контроль:

Вопросы для самоконтроля

5. Что такое план?

6. Какие виды плана знаете?

7. Что такое назывной план?

8. Что такое вопросный план?

9. Что такое тезисный план?

10.Что такое сложный план?

 

ЗАНЯТИЯ №18

 

V. Задания по теме.

Задание 1.Прочитайте высказывание. Объясните его смысл.

Не всегда во власти врача исцелить больного. Подчас болезнь оказывается сильнее медицины. Противодействуй болезни вначале; поздно думать о лекарствах, когда болезнь укоренилась от долгого промедления (Овидий).

 

Задание 2. Прочитайте текст. Определите его основную мысль.

 

Первокурсники

Студенческая пора – веселая и трудная, до краев заполненная радостью бытия, познания, напряженной учебой. Как все успеть, угнаться за убегающей стрелкой часов?

Изучая здоровье студентов, врачи медицинских пунктов при университетах ежегодно наблюдают одну и ту же картину: в середине декабря-января и в мае-июне заметно возрастает заболеваемость студентов первых курсов. Всё ясно: пора зачетов и экзаменов, авралы и срывы. Но разве на старших курсах сессия легче? Почему же там не наблюдается волны недугов? Потому что, не имея навыков планомерной самостоятельной работы в течение всего семестра, студенты безудержно штурмуют науку в период сессии. Получив студенческий билет, освободившись от повседневного контроля школы и опеки семьи, юноша или девушка не умеют ещё распоряжаться временем, ограничивать себя в развлечениях, которые впервые стали доступны. А требования в вузе большие, и за вольный стиль жизни приходится расплачиваться умственным и физическим перенапряжением, плохой успеваемостью. Молодой организм вынослив, но не беспредельно. Забывая об этом, некоторые первокурсники сами себя доводят до болезненного состояния. В первую очередь, это астения. Жалобы на плохой сон, головную боль, снижение памяти, умственной работоспособности.

Судьба соединяет в одной комнате общежития людей разного темперамента, жизненного уклада и здоровья. Один может спать при свете, заниматься под звуки радио, другой от этого по-настоящему страдает. Истинная интеллигентность начинается с уважения друг к другу в повседневном общении. Соблюдая единый режим, в одно время ложась спать, мы оберегаем нервную систему.

В рационе питания студентов должно быть достаточно белка. Хороший его источник — творог. Увлекаться сладостями, сдобой не следует. Овощи намного полезней. Очень важно придерживаться определённого режима питания, ни в коем случае не уходить на занятия натощак.

Надо воспитать в себе также потребность ежедневно принимать душ или обтираться холодной водой, мыть ноги.

Отдых пусть преобладает активный, на воздухе — физкультура, спорт, туристские походы. Обладая крепким здоровьем, можно добиться отличных успехов в учебе, стать высококвалифицированным специалистом. Не будьте же расточительны, берегите здоровье смолоду.

 

? Смысловой анализ текста.

1) Когда возрастает заболеваемость студентов?

2) Почему у студентов младших курсов заболеваемость выше?

3) Какая болезнь чаще всего наблюдается у студентов?

4) Какие обязательные требования должны соблюдать студенты, проживая в общежитии?

5) Как должны питаться студенты?

6) Какие качества должны воспитывать в себе студенты?

7) Как вы понимаете выражение: "Отдых должен быть активным"?

 

Ø Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Ø Перескажите текст по плану.

Ø Перечислите принципы сохранения здоровья, затронутые в тексте.

Ø Внимательно прочитайте вопросы и подготовьте сообщение на тему: "Мой образ жизни".

1) Легко ли вам удалось перестроиться от школьной к студенческой жизни?

2) Имеете ли вы представление о гигиене труда студента?

3) Удается ли вам придерживаться основных правил режима питания? Питаетесь ли вы четыре раза в день, всегда в одно и то же время, или как придется? Едите, по крайней мере, два раза в день горячее или преимущественно всухомятку? Есть в вашей столовой овощные и диетические блюда, молоко, кефир, творог? Если вы питаетесь неправильно, то по собственной небрежности или по не зависящим от вас причинам? Какие это причины?

4) Используете выходной день полностью для отдыха или вам приходится заниматься? Сколько у васостается ежедневно свободного времени?

5) Занимаетесь ли вы в спортивной секции? Как вы предпочитаете отдыхать и как отдыхаете в действительности?

6)Ухудшается ли ваше самочувствие к концу семестра (учебного года)? Часто ли вы обращаетесь к врачу?

 

Задание 3. Прочитайте и определите основную мысль текста. Что нового узнали? Составьте план текста и его конспект.

А может вам лечиться?

Труднее всего человеку распознать и признать, что у него психологическая зависимость. Между тем объектом одержимости может быть что угодно. Дошло до того, что посетителям психологических сайтов в последнее время стали предлагать пройти тест на зависимость от тестов… Впрочем, эту вредную привычку можно отнести к одной из самых распространенных зависимостей – виртуальной. Чтобы узнать, не переросло ли ваше пристрастие в зависимость, попробуйте взглянуть на себя со стороны. Итак, у вас:

Зависимость от еды, если вы привыкли «заедать» проблемы, не в состоянии ограничить себя в пище. Со временем обжоры, как и при других формах зависимости: переживают – едят – толстеют – переживают еще больше из-за полноты и, как следствие, едят еще больше.

Зависимость от диеты – неудержимое стремление к голоданию или потере веса. Подобная форма более характерна для женщин. Вам стоит обратиться к специалисту, если внешность и фигура стали для вас гораздо важнее здоровья, семьи, отношений и прочих сторон жизни.

Игромания. Зависимость от азартных игр сопоставима с химическими зависимостями, поскольку игрок со временем проходит те же стадии социального падения. Так же как наркоманы и алкоголики, игроман ради денег на очередную ставку способен пойти на преступление.

Трудоголизм, если вы живете только работой, не уделяя достаточно времени для восстановления сил и своей личной жизни. Трудоголики, как правило, хорошо зарабатывают, но не удовлетворены даже самыми большими заработками. Зависимость от работы не оставляет времени на удовольствия от траты денег. Поэтому трудоголиков часто раздражают «лишние» расходы других членов семьи.

Сексоголизм характеризуют множественными неразборчивыми сексуальными связями. Такой образ жизни – это способ избежать внутреннего конфликта, повысить свою самооценку.

Зависимость от интенсивных ощущений. Люди, склонные к постоянному поиску приключений, испытывают недостаток ярких эмоций. Если вы намеренно с завидной регулярностью попадаете в стрессовые, опасные для жизни и здоровья ситуации, лучше проконсультироваться со специалистом.

«Шопоголизм», если вам присуще ради сиюминутного улучшения эмоционального состояния совершать непродуманные, ненужные покупки. На самом деле такое изредка случается с очень многими людьми. Но шопоголиков отличает то, что они, потратив деньги на ненужные покупки, испытывают сильный стресс и вновь отравляются в магазин.

Фанатизм – это тоже зависимость. Потребность иметь объект поклонения может привести к тем же негативным последствиям, что и все остальные виды зависимого поведения. От пагубной привычки преследовать любимых артистов стоит лечиться немедля.

Интернет-зависимость может даже вызывать что-то вроде наркотической «ломки». Зависимый от виртуальной жизни человек теряет интерес к реальной жизни, в том числе и к самому себе – своему здоровью, внешнему виду и взаимоотношениям с близкими.

(Газета «Известия Казахстана»).

А-Я

Легионер –воин, солдат легиона

Аэрозоль –вещество, состоящее из твердых или жидких частиц, взвешенных в газообразной среде

Челноки –алыпсатар

 

Задание 4. Прочитайте и определите, как построен текст. Объясните название текста.

 

Жизнь в эпицентре

Всемирный День здоровья традиционно посвящается актуальной проблеме, тревожащей всех медиков земли. Обращение ВОЗ звучит как плакат времён гражданской войны: "Инфекционные болезни наступают – все на борьбу с глобальной опасностью!" Действительно, сегодня нам часто приходится читать о вспышках эпидемий старых и новых болезней: малярии, чумы, туберкулёза, СПИДа, лихорадки Эбола и слышать о снижении эффективности проверенных опытом и практикой препаратов.

Современная медицинская наука и практика порой оказываются бессильными перед простейшими, одноклеточными организмами.

Можно создать ядерное и химической оружие, и можно его уничтожить – по принципу "я тебя породил, я тебя и убью". Но микромир создавал не человек, и его нельзя стереть с лица Земли. Это значило бы уничтожить саму жизнь. И в то же время опасность иных эпидемий, например СПИДа, сравнима с разрушительной силой ядерной бомбы. Значит, надо научиться "ладить" с невидимым микромиром и вести себя так, чтобы не произошёл глобальный взрыв инфекций. Мы этому не только не научились, но как бы специально создаём идеальные условия для того, чтобы старые и, казалось, побеждённые инфекции "воспряли духом".

Кроме того, каждый новый виток цивилизации порождает новые болезни. Это закономерность, с которой приходится считаться.

Возьмите болезнь легионеров – летопеллез. Тысячи лет человек мирно жил с её возбудителем - летопеллой, пока… не изобрёл системы кондиционирования. Именно в этих системах бактерия обрела для себя идеальную среду обитания. Плоды цивилизации пошли ей на пользу, и она стала размножаться. Затем, попадая вместе с мелкодисперсным аэрозолем в воздух помещений, бактерия стала "бросаться" на людей, вызывая тяжёлые заболевания. Но заметьте, не она это всё придумала – мы… – создали ей условия для этого.

И вывели на тропу войны. А недавно потрясшее Европу коровье бешенство? Кто, как не человек, счёл за лучшее кормить домашних животных не луговой травой и сеном, а кормами с животным белком? И вновь современные технологии позволили вирусу проявить себя и заставить человека платить за отбивную или бифштекс так называемой медленной инфекцией.

Ежегодно по осени к нам "прилетает" грипп. Медики его ждут и всегда готовы встретить его во всеоружии. Загодя учёные определяют тип "пришельца", вычисляют, чем может быть опасен данный штамм вируса, намечают профилактические меры. Но, тем не менее, каждый раз вирус гриппа оказывается более "изобретательным", и избежать его не удается. Эпидемия охватывает практически все крупные города; порой протекает с осложнениями. А сколько экзотических инфекционных болезней умудряются "импортировать" из дальних и не очень стран челноки и бизнесмены? Достижения прогресса позволили не только им пересекать на быстроходных лайнерах страны и континенты, но и возбудителям болезней "повидать мир", переносясь с какого-нибудь маленького шумного восточного базара в цивилизованные столицы.

И всё же борьба с инфекционными болезнями - дело не безнадёжное. Ведь помимо глобальных и объективных причин: войны, прогресс, издержки цивилизации, влиять на которые чрезвычайно сложно, существуют причины субъективные и, казалось бы, мелкие. Но от этого не менее значимые.

Скажите, чем можно объяснить резкое увеличение вирусоносителей СПИДа в некоторых городах? Только элементарным пренебрежением к себе, забвением и попранием прописных истин морали, гигиены, санитарии. Пожалуй, только плакат типа: "Мойте руки!", который, если следовать нехитрому наставлению, спасёт от желудочно-кишечных инфекций, гепатита и других напастей, именуемых "болезнями грязных рук".

Думается, не случайно Всемирная организация здравоохранения всех призывает на борьбу с инфекционной опасностью. Чтобы противостояние человек – микромир не завершилось победой простейших и одноклеточных, вклад в неё может и должен внести каждый.

Возбудители болезней не оставят нас в покое, они будут непрестанно атаковать, приспосабливаясь к лекарствам, нашим условиям жизни и деятельности, выращивая в своих рядах "самых стойких и вредных", пока они делают первый ход, ставя нас перед свершившимся фактом и заставляя лихорадочно искать решение проблемы.

Только тогда, когда мы научимся просчитывать несколько ходов вперед и предугадывать, чем может обернуться самоуверенная поступь прогресса, станут возможными взаимопонимание и мирное сосуществование.

 

Смысловой анализ текста.

1. Определите тип текста.

2. Составьте 2-3 вопроса по содержанию текста, чтобы они начинались со слов почему, отчего и подготовьте ответы на них.

3. Назовите основные проблемы, затронутые в тексте.

4. Найдите и выпишите ключевые слова, при помощи которых реализуются основные проблемы текста.

Лексико-грамматические задания:

1. Выпишите из текста терминологическую лексику.

2. Найдите из текста сложносокращенные слова и расшифруйте их.

3. Отметьте границы смысловых частей текста.

4. Озаглавьте каждую смысловую часть фразами из текста, которые станут основными пунктами плана.

5. Составьте план и конспект к тексту.

Задание 5. Прочитайте микротекст и переведите его на русский язык. По тексту подготовьте вопросы и запишите их вместе с ответами.

 

ЖИТС – СПИД – AIDS

ЖИТС – Жүре пайда болатын Иммунды Тапшылық Синдромы – адамның жасына, жынысына қарамай жұғатын дерт. Адамзат техника мен технологияны ұршықша иіріп, Айға қонса да, аспан әлеміндегі алып денелер мен заттардың құрамындағы көзге көрінбестей бөлшектерді зерттеп, пайдаға асырса да бұл дерттен құлан-таза айықтырып жіберетіндей дәрі-дәрмекті тапқан жоқ.

ЖИТС індетінің алғашқы белгілері аурудың қоздырғышы адам ағзасына енгеннен соң 5-10 жылдан кейін бір-ақ байқалады. Бұл жылдар ішінде ол адамның ауруы бірнеше ондаған, жүздеген адамға жұғуы ықтимал. ЖИТС кеселін ауру адаммен жыныстық қатынас жасаған кезде, тазаланбаған инемен егу кезінде, науқас адамға қан құйған сәтте жұқтыру мүмкіндіктері басым болады.

 

Задание 6. Расположите в логической последовательности «рассыпавшиеся» абзацы, чтобы получился связный текст и запишите его.

Кто был «спасителем детей»?

Накануне Рождества 1891 года ее ввели больной девочке. Через несколько дней ребенок выздоровел, а Эмиля фон Беринга чествовали как «спасителя детей». Впоследствии он разработал и вакцину для предохранения от заражения возбудителем дифтерии.

«Самая тяжелая из 903 видов смерти» - так названа дифтерия в Талмуде, главной книге иудаизма. Эта инфекционная болезнь поражала раньше в основном детей: они умирали от удушья.

Сегодня эта болезнь почти забыта.

В 1884 году врач Фридрих Леффлер (1852-1915), сотрудник Роберта Коха, обнаружил под микроскопом мельчайших возбудителей смертельного заболевания: неподвижные палочкообразные бактерии. Они продуцировали один из сильнейших биологических ядов.

В 1890 году бактериолог Эмиль фон Беринг (1854-1917) разработал лечебную сыворотку против дифтерии.

(Из книги «История медицины»).

 

Задание 7. Используя содержание 2-3 текстов, составьте сообщение "Искусство быть здоровым".

VI. Раздаточный материал:схемы, иллюстрации к лексической теме.

VII. Литература:

5. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2013. – 203 с.

6. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

7. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

8. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. С.97-102.

VIII. Вопросы для самоконтроля

1. Что такое конспект и конспектирование?

2. Какими способами осуществляется конспектирование?

3. Назовите основные этапы конспектирования.

4. На что необходимо обратить внимание при конспектировании?

5. Что такое инверсия?

6. Что рекомендуется использовать при конспектировании?

ЗАНЯТИЯ №19

І. Тема: Оформление цитат в медицинском тексте.

II. Цель: закрепить сформированные компетенции использования цитат в научных текстах; обобщить знания о цитатах.

III. Задачи:

· Когнитивно-языковая компетенция: закрепить сформированные умения использования цитат при подготовке научных работ.

· Операционально-речевая компетенция: сформировать и развить навыки переработки первичного текста во вторичный с целью построения текстов нового жанра.

IV. Форма проведения:самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

V. Задания по теме.

Задание 1.Прочитайте цитаты. Передайте мысли авторов своими словами.

Гиппократ:

1. Врач не должен быть малодушным. Больные не поверят человеку слабому духом.

2. Неудачная операция приносит двойной вред. Больному – напрасную боль, врачу – бесславие.

Александр Дюма-отец:

Надежда – лучший врач из всех, какие мне известны.

Задание 2. Прочитайте. Проведите беседу на тему исходного текста.

VIII. Контроль.

Подготовьте устно сообщение по следующему плану:

1. Что такое цитата?

2. С какой целью вводится цитата в научную работу?

3. Какими способами можно ввести цитату в контекст?

4. Какие существуют общие требования к цитируемому материалу?

5. Назовите основные правила оформления цитат.

ЗАНЯТИЯ №20

Причин пить чай без сахара

В известной (англоязычному миру) книге американского диетолога Нэнси Эпплтон о вреде сахара (Lick the Sugar Habit), она перечисляет 146 причин, по которым нам стоит сократить употребление сахара.

То есть сладкое употреблять можно, и, может, даже жуткие последствия на вас никак не проявятся, но это значит, что организму нужно постоянно проводить работу по самовосстановлению и очищению.

Перечислять полторы сотни сладких, но вредных факторов песка или кубиков рафинада нет возможности. Отберем лишь десятку резонов не класть сахар в чай:

1. Сахар подавляет выработку гормона роста, который, в свою очередь, делает нас молодыми, красивыми и стройными.

2. «Пропалывает, поливает и окучивает» раковые опухоли.

3. Ухудшает зрение.

4. Приводит детей к гиперактивности (поэтому они в школе не концентрируются и приносят двойки).

5. Ухудшает усвоение белков в организме.

6. Вносит свою лепту в нарушение обмена веществ, впоследствии, проявляющееся как диабет, полнота и прочие радости.

7. Снижает иммунитет организма против бактериальных (инфекционных) и вирусных болезней.

8. Приводит к остеопорозу, способствуя вымыванию кальция из организма.

9. Изменяет неясным образом ДНК (т.е. непонятно в какую сторону мы мутируем, но из всего этого списка следует, что не в ту, что надо).

10. Приводит к размножению грибковых колоний в нашем организме. А это, по мнению одного итальянского онколога, чревато раком.

Кончаются отпуска, грядет осень, работа, поэтому самое время задуматься о фигуре и перестать есть все эти пончики, тортики (особенно покупные, которые очень вкусные, но кроме сахара содержат еще целую радугу пищевых добавок), печенье, леденцы, мороженое и яблочные пироги, а главное, перестать пить шипучие напитки.

В банке колы содержится 8-10 чайных ложек сахара, не говоря уже обо всем другом. Диетологи предостерегают от компромисса в виде диетической колы. Там есть и сахар и аспартам, а последний при нагревании выше 320С превращается в организме в формальдегид.

 

Не сыпь нам соль на рану

Ученые призывают ООН сосредоточить усилия на уменьшении потребления соли в мире в ближайшие 10 лет. Сокращение потребления соли на 15% может предотвратить смерть 8,5 млн человек по всему миру в следующем десятилетии, говорится в выводах исследования, опубликованного в British Medicall Journal.

Авторы работы призывают ООН обратить внимание на тот факт, что после борьбы с курением понижение избыточного содержания соли в рационе людей – это самый эффективный способ улучшить здоровье населения планеты.

По мнению ученых, добиваться сокращения потребления людьми соли лучше не социальной рекламой, а регулированием государствами своей пищевой промышленности. Большая часть соли, которая поступает в организм человека с едой, добавляется при изготовлении продуктов на пищевых предприятиях.

Только в США сокращение потребления соли на треть с небольшим позволит системе здравоохранения сэкономить до 24 млрд долл. в год и спасти десятки тысяч жизней. Но учитывая тот факт, что 70% всех инфарктов и сердечных приступов приходится на развивающиеся страны, эффект от уменьшения соли в еде будет глобальным, - считают авторы исследования.

Правда, учреждение, представляющее солеперерабатывающую индустрию, - Североамериканский институт соли – отвергает результаты исследования, заявляя, что необходимость снижения потребления соли – это миф, основанный на популярных в обществе заблуждениях, а не на объективных научных данных. И у соли есть лобби.

(«Медицинская газета»).

__________________________________

лобби – в США и некоторых других странах: система контор и агентств монополий, оказывающих непосредственное давление на законодателей и чиновников.

 

Задание 4. Опираясь на вышеуказанные тексты, выделите необходимые клише, синтаксические конструкции, напишите аннотацию.

Задание 5.Участвуйте в дискуссии «Все вещества суть яды, и ничто не лишено ядовитости. Только доза делает яд незаметным»

Задание 6.Прочитайте текст и выполните задания 1-12.

Питание при остеохондрозе

1. Ещё древние врачи рекомендовали избегать излишеств в пище и питье.2. "Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить", - говорил греческий философ Сократ. 3. Естественно, что здоровые и больные люди не могут питаться одинаково. 4. Здоровый человек может разнообразить свою пищу, больной же должен к ней относиться осмотрительно. 5. Придавая большое значение правильно организованному питанию, И.П.Павлов говорил: "Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит в середине: не увлекайся, но оказывай должное внимание..."6. Это высказывание очень хорошо отражает смысл жизнедеятельности и питания человека.

7. Наша пища влияет на весь организм, основой которого являет

Дата: 2016-10-02, просмотров: 257.