Кондурцев В. А. Искусство клинического обхода.- Самара: Содружество, 2008. - 326 с.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При всей очевидности большого значения клинических обходов в подготовке и повышении квалификации врача специальных книг, посвященных методике их проведения, практически нет. Автор в концентрированном виде представляет цель и основные задачи клинического обхода. Здесь изложены приемы, помогающие врачу завоевать доверие и расположение больных, уменьшить или снять их необоснованные страхи, тем самым добиться сотрудничества пациентов в проведении необходимого лечения.

В книге рассмотрены наиболее трудные клинические ситуации: как вести себя с умирающими, заболевшим врачом и др. Она содержит много примеров из личного общения автора с больными различного возраста, а также примеров из врачебной практики известных ученых- клиницистов (терапевтов, хирургов). В настоящее издание включено несколько новых глав (о медицинском образовании, общение с больными различного возраста, с родственниками и близкими больных, паллиативная помощь и др.).

Книга предназначена для врачей различных специальностей, преподавателей средних и высших медицинских учебных заведений, а также администраторов, медицинских психологов, медицинских менеджеров.

 

Задание 10. Ознакомьтесь с паронимами. Обратите внимание на разницу в их значениях. Составьте с любым паронимом предложение, связанное с вашей будущей профессией.

Описка (ошибка при написании) – отписка (бессодержательный, формальный ответ); поглотить (целиком увлечь чем-то) – проглотить (глотая, пропустить через глотку и пищевод); чувственный (воспринимаемый органами чувств) – чувствительный (обладающий повышенной восприимчивостью).

 

Задание 11. Запишите микротекст. Как вы думаете, для чего врачу нужно владеть невербальными средствами общения? Обоснуйте свой ответ.

 

Слова сами по себе передают лишь 7% информации, интонация — 38%, жесты —55% . Знание языка жестов помогает распознать скрытые страхи больного, изменить свое поведение, установить нужный стиль общения. Владение невербальными средствами общения необходимы будущему врачу в профессиональной деятельности.

 

VI. Раздаточный материал:опорные схемы, иллюстрации к лексической теме.

VI. Литература:

1Ахмедьяров К.К., Мухамадиев Х.С. Типовая учебная программа «Русский язык». – Алматы: Қазақуниверситеті, 2012. – 16 с.

2.Жанпейс У. А. Русский язык – 1 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 110 с.

3.Жанпейс У. А. Русский язык - 2 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 121 с.

4.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Общая медицина». Часть III. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2015. – 118 с.

5.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: Учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Культура деловой коммуникации. – Алматы: Экономика, 2011.

Энциклопедический словарь терминов фармакологии, фармакотерапии и фармации: Г. Я. Шварц — Санкт-Петербург, Литтерра, 2008 г.- 576 с.

6.Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

7.Озекбаева Н. А. Научный стиль речи. Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). - Алматы, 2015. – 220 с.

Русский язык «В2»: учебно-методическое пособие для практических занятий /Под общей ред. Нургали К.Р. – Астана, 2014. – 210 с.

8. Цой А.А. Контекстно-интегративная технология обучения русскому языку как неродному в вузе. Монография. – Алматы: 2012. – 240 с.

 

VII. Контроль:Продемонстрируйте в лицах микродиалоги: « Врач- сестра- больной».

Подготовьтедискуссию: «Какой должна быть речь будущего врача?».

 

 

ЗАНЯТИЯ №25

Тема:Выразительность речи врача

II. Цель: сформировать понятия о выразительности речи в профессиональной сфере

III. Задачи обучения:

Коммуникативно- аксиологическая компетенция: сформировать и развить навыки пользования языковыми средствами в зависимости от речевых ситуаций

IV. Форма проведения: практикум

V. Задания по теме:

Задание 1.Опираясь на изученный материал, скажите одним словом:

-слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.

-слова, заимствованные из других языков

-слово или оборот речи, характерное для стиля деловых бумаг и документов

-избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью

- расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи

 

Задание 2. Прочитайте текст. Какую интересную информацию вы узнали?

Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля в день создания в 1948 году Всемирной организации здравоохранения(ВОЗ). За время, прошедшее с того исторического момента, членами Всемирной организации здравоохранения стали около двухсот государств мира.

Ежегодно проводить День здоровья вошло в традицию с 1950 года. Он проводится для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни, и решить, что им нужно сделать, чтобы здоровье людей во всем мире стало лучше.

Каждый год Всемирный день здоровья посвящается глобальным проблемам, стоящим перед здравоохранением планеты и проходит под разными девизами: «В безопасности твоей крови – спасение жизни многих», «Активность – путь к долголетию», «Беременность – особое событие в жизни. Сделаем его безопасным», «Защитим здоровье от изменений климата».

 

Задание 4.Прочитайте текст. Как бы вы озаглавили текст? Сформулируйте основную мысль.

В юности, так сказать, я хотела стать медицинским работником. Помню вот, что очень интересовалась медициной, буквально, даже поступила на медицинские курсы, получив минимум медицинских знаний. Помню, нас на какую-то сложную операцию водили. Собственно говоря, столько лет прошло! А в память отчетливо врезалось лицо пациентки, умоляющее спасти ее. Ее везли на операцию. Операция прошла успешно. Но, понимаете, при виде крови мне стало плохо. В общем, так сказать, не стала я мед работником. Но пишу об этих людях, потому что сама пережила тяжелейшую операцию, чудом осталась жива. Благодаря докторам.

Видите ли, работа медработника трудоемкая, беспокойная и очень ответственная. И каждому, кто идет в медицинский вуз или колледж нужно помнить, что идти нужно только по признанию. Студенту, будем так говорить, нужно освоить теоретический и практичный курс медицины. Но, собственно говоря, этого я считаю далеко не достаточно для подготовки хороших врачей. Безусловно, комплект самых различных профессиональных знаний, которые получает студент – основа основ. Без этого вообще нельзя работать ни в одной области. Но, понимаете, врач – профессия особая. Если молодой медик не умеет или не хочет отдать своему делу не только знания, но и все силы, сердце, хорошего специалиста из него не получится. А ремесленников, жестких, бездушных людей в медицине не должно быть! Не такая это профессия, медицина.

Встречаясь со многими молодыми людьми, замечу для начала, что многие люди молодые, выбирали профессию, исходя из самых различных мотивов и соображений. Об этих людях я читала. Джозеф Листер, основоположник антисептики, выбрал профессию врача, чтобы, значит, «трудиться на благо ближних».

С.П.Боткин, скажем так, вначале поступил на математический факультет университета, а уже потом изменил свои намерения и стал медиком. Да каким! Основателем знаменитой русской терапевтической школы.

Вот известный французский хирург-экспериментатор Р.Лериш в своих воспоминаниях пишет о том, что был поглощен идеей пойти «на службу человеку, думая только о его боли, страданиях, его незащищенности в схватке со страшным чудовищем, каким является болезнь».

Выдающийся русский хирург А.А.Бобров избрал профессию врача, буквально пережив в детстве тяжелое потрясение. Его мать стояла в легком платье у топившейся печки. Понимаете, платье неожиданно вспыхнуло факелом, и мать получила тяжелый, смертельный ожог.

Многие ученики решили: будем врачами. Как они объяснили свой выбор?

Одна моя, так сказать, знакомая девушка-выпускница сказала в ответ на мой вопрос: «Мне всегда нравятся люди в белых шапочках и белых халатах».

Вторая моя знакомая, собственно говоря, объявила: «Мне с детства запомнился врач, который меня лечил»…

Не знаю, может быть, и та и другая станут отличными врачами.

Но, понимаете ли, бывает и такое уже во время учебы, в течение первого же семестра показывают неспособность или нежелание серьезно учиться и остывают к врачебной профессии.

Ошибка в выборе любой профессии всегда опасна. Но она трагична, когда молодой человек решил, будем так говорить, без призвания и способностей к тому, стать врачом. Ведь именно от него зависит судьба сотен и тысяч больных, которые надеются, значит, на врача и ждут от него помощи.

Вот, что сказал замечательный педагог и терапевт М.П.Кончаловский: «Можно быть плохим писателем, слабым художником, бездарным актером, но преступно быть плохим врачом. Он может стать невольно убийцей». Понимаете, какие мудрые слова!

1.Найдите слова, которые не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают

информативностью, засоряют речь говорящего. Прочитайте еще раз текст без них.

2.Найдите в 2-м абзаце выделенные слова. Это нарушение лексической нормы, связанное с неверным использованием паронимов. Запишите правильный вариант словосочетаний. Объясните лексическое значение паронимов. Переведите их на родной язык.

3.Определите стиль текста. Обоснуйте свой ответ.

4. Выпишите цитату М.П.Кончаловского. Объясните ее смысл путем перевода на родной язык..

5. Найдите и объясните устно постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. С какой интонацией нужно читать эти предложения?

6.Подумайте и определите, кто автор прочитанного текста.

7.Передайте содержание текста от 3-го лица, устраняя лишние слова.

 

Задание 5. Прочитайте аннотацию. Скажите, какие акцентологические нормы нужно соблюдать при чтении вслух?

Мещеряков Б.Г. Память человека: эффекты и феномены. М., 2004. - 96 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).

Учебное пособие содержит обширные и оригинально систематизированные материалы по разделу курса общей психологии, посвященного психологии памяти. Освещаются фундаментальные закономерности, обнаруженные в психологических исследованиях человеческой памяти. Особое внимание уделяется мнемическим эффектам, впервые открытым в классических исследованиях П.И. Зинченко. Результаты исследований излагаются с объяснением логики самих экспериментов, что способствует более глубокому освоению теоретических идей в области психологии памяти, в частности деятельностного подхода, разработанного отечественными психологами.

В приложение включены два новых опросника для диагностики памяти.

Книга может представлять интерес для широкого круга психологов, педагогов, философов, специалистов в области когнитивной науки и нейронауки, теоретиков и практиков в различных сферах информационного дизайна.

 

Задание6.Произнесите заимствованные слова, укажите, в каких словах сохраняется безударный звук О.
Адажио, боксер, оазис, рококо, бомонд, отель, фонема, радио, рояль, шоссе, прогресс, бокал, какао, конспект, аккордеон, боа, Шопен, Роден, Флобер, Вольтер, Шота Руставели, Пуэрто-Касадо, Монтевидео.


Задание7.Прочитайте заимствованные слова. Обратите внимание на особенность произношения иноязычных слов.

Деформировать, интенсивный, синтез, биосфера, фотосинтез, лазер, метод, модель, потенциал, прогресс, проект, термометр, энергия, эффект.

 

Задание8.Сравните примеры того, как можно с помощью многозначных слов создать образное представление о большом количестве чего-либо. С любыми из них составьте распространенные предложения. Приведите примеры их употребления в прямом значении.

Тьма (книг), пропасть (работы), куча (дел), туча (комаров), рой (мыслей), океан (улыбок), море (флагов), лес (рук).

 

Задание9.Сравните примеры, в которых фразеологизмы синонимичны словам и словосочетаниям, и составьте с любой парой различные по цели высказывания предложения.

На каждом шагу – повсюду, прикусить язык – замолчать, точка зрения – мнение, носить на руках – баловать, правая рука – помощница, книга за семью печатями – тайна, бесструнная балалайка – болтун, куры не клюют – очень много, кот наплакал – очень мало, в пух и прах – сильно, как с гуся вода – безразлично.

 

Задание10.Сравните примеры с синонимичными фразеологическими оборотами. Опишите устно речевые ситуации, в которых можно использовать данные фразеологизмы.

Чуть свет – ни свет ни заря; со всех ног – во весь дух – сломя голову; бок о бок – рука об руку – плечом к плечу – рука в руку; рукой подать – в двух шагах; ни то ни сё – ни два ни полтора – ни рыба ни мясо; хоть глаз выколи – ни зги не видно.

 

VI.Раздаточный материал: опорные схемы, иллюстрации к лексической теме.

VII. Литература:

1Ахмедьяров К.К., Мухамадиев Х.С. Типовая учебная программа «Русский язык». – Алматы: Қазақуниверситеті, 2012. – 16 с.

2.Жанпейс У. А. Русский язык – 1 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 110 с.

3.Жанпейс У. А. Русский язык - 2 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 121 с.

4.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Общая медицина». Часть III. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2015. – 118 с.

5.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: Учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Культура деловой коммуникации. – Алматы: Экономика, 2011.

Энциклопедический словарь терминов фармакологии, фармакотерапии и фармации: Г. Я. Шварц — Санкт-Петербург, Литтерра, 2008 г.- 576 с.

6.Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

7.Озекбаева Н. А. Научный стиль речи. Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). - Алматы, 2015. – 220 с.

Русский язык «В2»: учебно-методическое пособие для практических занятий /Под общей ред. Нургали К.Р. – Астана, 2014. – 210 с.

8. Цой А.А. Контекстно-интегративная технология обучения русскому языку как неродному в вузе. Монография. – Алматы: 2012. – 240 с.

 

VIII. Контроль:

1.Дополните, опираясь на грамматический материал:

1)Выразительно-изобразительные качества речи – это….

2)Слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. - …..

3) Заимствованные слова - это

4)Слово или оборот речи, характерное для стиля деловых бумаг и документов -…

5) Избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью -…..

6) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи -…..

 

2. Подготовьте выступление, используя выразительные средства языка на тему: «Активность – путь к долголетию»

 

ЗАНЯТИЯ №26

I. Тема: Чистота речи врача

II. Цель: сформировать понятия о языке как средстве общения.

III. Задачи обучения:

Коммуникативно- аксиологическая компетенция: сформировать и развить навыки пользования языковыми средствами в зависимости от речевых ситуаций.

IV. Форма проведения: практикум.

V. Задания по теме:

Задание1.Опираясь на грамматический материал, скажите одним словом.

-слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.

-слова, заимствованные из других языков

-слово или оборот речи, характерное для стиля деловых бумаг и документов

-избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью

- расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи

 

Задание2.Как вы понимаете выражения «незасоренность внелитературными элементами»,«слова-сорняки», «слова-паразиты»? С чем связано неправильное использование заимствованных слов? Для какого стиля характерны канцеляризмы? Почему не следует употреблять речевые штампы?

Задание3.Найдите в диалогах ошибки в употребление паронимов. Замените их правильным вариантом словоупотребления.

А. - Моя знакомая очень экономична. Из ничего что-то сделает.

- У меня сестра такая же экономическая. Никогда ничего не выкидывает, говорит, что может пригодиться.

Б. – Ты не очень дипломатический человек, я к тебе по-интеллигентскому.

- Зачем снова начинаешь прецедент!

В. – Мне нравится этот доктор. Она очень привлекательная.

- У нее хорошая фикция и голос приятный.

-Что-то я тебя не поняла…

Д л я с п р а в о к: экономичный, дипломатичный, интеллигентный, инцидент, дикция.

Задание4.Объясните значения заимствованных слов, используя Словарь иностранных слов. Распределите слова по тематическим группам. Составьте предложения со словами, которые относятся к профессиональной лексике.
Баннер, видеопират, компетентный, констатировать, конъюнктура, кастинг, дивиденды, имидж, адаптироваться, сайт, лояльный, пиар, продюсер, сингл, доминировать, суверенитет, имиджмейкер, бренд, интерпретировать, шоп, лимитировать, харизма, кворум, лицензия, имитировать, альтруизм, меценат, адекватный, импозантный,ноутбук, папарацци,хакер,шоумен, аккредитация, апофеоз, боулинг, презентация, виртуальный, генеалогия, гриф, досье, мониторинг, секьюрити, эксклюзивный, степлер, курсор, бонус.

Задание5. Замените глагольно-именные сочетания глаголами. С любыми двумя подобранными глаголами составьте распространенные предложения.

Организовать проведение практики, произвести улучшение, осуществлять заботу, осуществлять выдачу, произвести посев, осуществить руководство, допустить отставание, подвергнуть сокращению, подвергнуть исследованию.

 

Задание6. Подберите к данным прилагательным синонимы. Составьте словосочетания. Охарактеризуйте сокурсника (цу), используя подходящие по смыслу прилагательные.

Общительный - ….., дипломатичный- …., взрывоопасный -…… , эгоистичный - ………, толерантный - ………, деликатный - ……… .

Д л я с п р а в о к: терпимый, себялюбивый, эмоциональный, учтивый, уклончивый, коммуникабельный.

 

Задание7.Спишите, вставляя вместо точек один из синонимов. Мотивируйте свой выбор.

1) Волнуясь за здоровье дочери, он советовался с … (знающий, компетентный, сведущий) врачами. 2)Дня через два организм вырабатывает … (иммунитет, невосприимчивость), и опухоль спадает. 3) На совещании они заняли … (негативный, отрицательный) позицию, отклонив … (конструктивный, плодотворный) предложение. 4) Все свое внимание ученый …(сконцентрировать, сосредоточить) на исследовании лекарственных растений.

Задание8. Подберите к словосочетанию «профессия врача» определения, используя толковый словарь С.И.Ожегова. Продолжите список, который может стать вашим личным активным лексическим запасом.

Профессия врача – престижная, значимая, бескорыстная, …

 

Задание 9. Подготовьте описание внешности или характера друга(подруги), сокурсника (сокурсницы). Дайте оценку своему словарному запасу.

 

Задание10. Прочитайте текст аннотации книги Тарутина И.Г. «Радиационная защита при медицинском облучении». Определите подстиль научного текста. Обоснуйте ответ.

Проблема радиационной защиты пациентов при медицинском облучении возникла только в самые последние годы двадцатого столетия. До этого всегда считалось, что медицинское облучение, к которому относятся рентгеновская диагностика, радионуклидная диагностика и лучевая терапия, являются абсолютно необходимыми в таких объемах и количествах, которые нужны для сохранения здоровья пациентов. При этом совершенно не обращалось внимания на дозы, которые пациенты получали при обследованиях.

Предлагаемая книга ставит своей целью ознакомить специалистов, занимающихся медицинским облучением: врачей, физиков, инженеров, занимающихся облучением людей в медицинских целях, со сложившейся в последние годы международной системой взглядов на проблему радиационной защиты пациентов, принципами принятия решений и их осуществления на национальных и международном уровнях, с подготовленными стандартами и рекомендациями в области диагностической радиологии, ядерной медицины и радиационной онкологии (лучевой терапии).

В книге изложены материалы многих международных совещаний и конференций, посвященных проблемам радиационной защиты людей при медицинском облучении. Читатель ознакомится с международными стандартами и рекомендациями в данной области, которые издаются на русском языке весьма ограниченным тиражом или не издаются вообще. Изложены в книге результаты собственных исследований автора и его учеников по вопросам радиационной защиты пациентов.

Книга окажет помощь студентам и аспирантам медицинских и технических университетов, собирающихся посвятить свою будущую деятельность лучевой диагностике или лучевой терапии.

 

Задание11.Проведите вопросно-ответную беседу по тексту аннотации, соблюдая орфоэпические, акцентологические и лексические нормы русского литературного языка, учитывая правильный порядок построения вопросительных предложений.

 

VI.Раздаточный материал: опорные схемы, иллюстрации к лексической теме.

VII.Литература:

1Ахмедьяров К.К., Мухамадиев Х.С. Типовая учебная программа «Русский язык». – Алматы: Қазақуниверситеті, 2012. – 16 с.

2.Жанпейс У. А. Русский язык – 1 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 110 с.

3.Жанпейс У. А. Русский язык - 2 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 121 с.

4.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Общая медицина». Часть III. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2015. – 118 с.

5.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: Учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Культура деловой коммуникации. – Алматы: Экономика, 2011.

6.Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

7.Озекбаева Н. А. Научный стиль речи. Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). - Алматы, 2015. – 220 с.

Русский язык «В2»: учебно-методическое пособие для практических занятий /Под общей ред. Нургали К.Р. – Астана, 2014. – 210 с.

8. Цой А.А. Контекстно-интегративная технология обучения русскому языку как неродному в вузе. Монография. – Алматы: 2012. – 240 с.

 

VII. Контроль: Подготовьтесь к устному сообщению: «Профессия врача – престижная, значимая, бескорыстная»

.

ЗАНЯТИЯ №27

 




Дата: 2016-10-02, просмотров: 239.