I.Тема: Соблюдение норм современного русского языка в диаде «врач-больной»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

II.Цель: сформировать понятия о нормах современного русскогоязыкакак средства общения будущих медиков в профессиональной сфере

III.Задачи обучения:Коммуникативно- аксиологическая компетенция:

сформировать и развить навыки пользования языковыми средствами в зависимости от речевых ситуаций

IV.Форма проведения: практикум, деловая игра.

V.Задания по теме.

Задание 1. «Скажите одним словом»

- наука о языке

- нормы, которые предусматривают правильность выбора слова и уместность его применения

- нормы произношения и ударения

- нормы, которые устанавливают правильность образования и употребления форм слова

- нормы, которые регулируют образование словосочетаний и предложений

- правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях

- правила постановки знаков препинания

 

Задание 2. Опираясь на изученный материал дополните:

1.Нормы, которые предусматривают правильность выбора слова и уместность его применения называются - …..

2.Нормы произношения и ударения - …..

3. Нормы, которые устанавливают правильность образования и употребления форм слова -…..

4. Нормы, которые регулируют образование словосочетаний и предложений -……

5.Правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях -……

6. Правила постановки знаков препинания -…….

7. Соблюдение норм, свойственных литературному языку –это ……..

 

Задание3.Передайте кратко основной смысл приведенных афоризмов и пословиц. Скажите, можно ли их применить к теме « Диада врач-больной»? Обоснуйте свой ответ.

Неясность слов есть признак неясности мысли. (Л.Н.Толстой) Хочешь услышать умный ответ – спрашивай умно. (Леонардо да Винчи) Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе. (Леонардо да Винчи) Не та речь хороша, что убеждает, а та, что убеждая, объединяет. (Л.Н.Толстой) Осла знают по ушам, медведя по когтям, а дурака – по речам. (Вл.Даль) Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь (посл.). Не ножа бойся,а языка. (посл.) Кто говорит - сеет, кто слушает – собирает. (посл.)

Задание 4. Прочитайте текст. Прокомментируйте устно окончания имен прилагательных. Найдите и запишите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

Помните слова А.Н. Толстого: “Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорош… языке, на чист …, хорош… богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плох… и бедном языке”.

Слово – одежда мысли. Без высок… культуры речи, без соблюдения норм речев… этикета нет культурн… человека.

Чтобы речь становилась богаче и выразительнее, нужно постоянно увеличивать словарн… запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылат … выражениями. Этому поможет чтение произведений лучш … писателей и деятелей культуры, знакомство со словарями синонимов, антонимов, со сборниками пословиц, поговорок, крылат… выражений.

Каждый человек должен стремиться к высок… культуре речи, бережно и любовно относиться к языку.

Для чего нужно глубокое знание родного языка?Как вы понимаете выражение «слово – одежда мысли»?Чем должен отличаться культурный человек? Что нужно делать для того, чтобы речь становилась богаче и выразительнее? Для чего будущему врачу необходимо владение культурой речи?

 

Задание 5.Сравните данные пары. Объясните смысловую разницу в словах. Составьте с любой парой словосочетания или предложения.

Аптека, оптика; свет, цвет; сытый, сытный; гуманный, гуманитарный; человечный, человеческий; цветной, цветовой.

 

Задание 6. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия.

1. Неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный.

2. Учтивый, деликатный, обходительный, любезный.

3. Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться, воспламениться.

4. Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, застыть, замереть.

 

Задание 7. Замените выделенные слова близкими по смыслу.

Главная задача, видный деятель, огромные успехи.

Д л я с п р а в о к: важный, большой, первоочередной, первостепенный, известный, колоссальный, выдающийся, громадный, актуальный, основной, насущный, значительный, замечательный.

 

Задание 8. Выберите нужный вариант из слов, заключенных в скобках.

1. Врач дает (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву.

2. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.

3. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, робеть, трепетать) всего на свете.

Надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).

 

Задание 9.Выберите из правого столбика существительные, сочетающиеся с данными прилагательными. Используя, полученные словосочетания составьте связный текст:

1.Полезный 1. университет

2.Медицинский 2. медицина

3. Молодой 3 совет

4. Общая 4 врач

5. Известный 5 специалист

 

Задание 10. В предложениях вместо точек поставьте подходящие по смыслу слова. К какой тематической группе они относятся?

1) Современная …….. избавила пациентов от боли во время операций. 2) ………. была сложной и длилась около трех часов. 3) Все это время …….. приходил дежурить около своего больного. 4) Молодой ученый, будущий ………медицины, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами. 5)В санаторий она попала в тяжелом состоянии, …….. была сильно запущена.

С л о в а д л я с п р а в о к: профессор, болезнь, хирургия, врач, операция.

«Почему кумыс является ценным лечебным средством?».

 

Задание 11. Прочитайте данную аннотацию, соблюдая интонацию перечисления однородных членов предложения. Выпишите термины- слова и терминосочетания по специальности «Общая медицина» в начальной форме и поставьте ударение. Лапп С.К. Гипертония. Нетрадиционные методы лечения. –М.:Издательство «Феникс», 2007. – 160 с.

Популярные книги по медицине, нетрадиционные методики лечения, профилактики, оздоровления в наши дни пишут все. Тем интереснее книга, написанная врачом. Очередная книга С.К.Лаппа написана профессионально, со знанием предмета и в то же время доступным языком, поскольку рассчитана на непрофессиональную аудиторию. Однако она будет интересна и врачам, особенно занимающимися немедикаментозными методами лечения и профилактики. Артериальная гипертония - одно из самых распространенных заболеваний, до 20% населения страдает от повышенного давления. Следует отметить, что особых успехов в борьбе с этим недугом не отмечается. Скипидарные ванны, капилляротерапия по методу А.Залманова - эффективный метод лечения и профилактики гипертонии. С.К.Лапп выпустил несколько книг, посвященных залмановской методике. Настоящей книгой автор открывает серию, в которой будет рассмотрено применение капилляро-терапии в лечении и профилактике отдельных заболеваний. Рассчитана на широкий круг читателей.

 

VI.Раздаточный материал: опорные схемы, иллюстрации к лексической теме

VII. Литература:

1Ахмедьяров К.К., Мухамадиев Х.С. Типовая учебная программа «Русский язык». – Алматы: Қазақуниверситеті, 2012. – 16 с.

2.Жанпейс У. А. Русский язык – 1 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 110 с.

3.Жанпейс У. А. Русский язык - 2 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 121 с.

4.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Общая медицина». Часть III. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2015. – 118 с.

5.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: Учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Культура деловой коммуникации. – Алматы: Экономика, 2011.

6.Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

7.Озекбаева Н. А. Научный стиль речи. Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). - Алматы, 2015. – 220 с.

Русский язык «В2»: учебно-методическое пособие для практических занятий /Под общей ред. Нургали К.Р. – Астана, 2014. – 210 с.

8. Цой А.А. Контекстно-интегративная технология обучения русскому языку как неродному в вузе. Монография. – Алматы: 2012. – 240 с.

 

VIII. Контроль:

1.Составьте микродиалоги на тему :«Врач-больной». Прочитайте их в лицах.

2. Проведите ролевую игру«У постели больного».

 

 

ЗАНЯТИЯ №24

I. Тема:Требования к образцовой речи

II.Цель: сформировать понятия отребования к образцовой (правильной) речи

III.Задачи обучения:

Коммуникативно- аксиологическая компетенция: сформировать и развить навыки правильной речи

IV Форма проведения: практикум

V. Задания по теме:

Задание 1.Опираясь на изученный материал,скажите одним словом:

-общепризнанное употребление слов, словосочетаний, предложений.

- слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению.

- основное средство передачи сообщения

- слова, имеющие два или более лексических значений

- близкие по лексическому значению слова

- слова, противоположные по лексическому значению

- слова, совершенно различные по значению, но одинаково звучащие и пишущиеся

- устойчивые сочетания слов, используемые для названия отдельных предметов, признаков, действий

-краткое народное изречение с назидательным смыслом

- образное выражение, не составляющее в отличие от пословицы, законченного высказывания

 

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1) Какие требования нужно предъявлять к речи, к чему стремиться, формируя качества хорошей (образцовой) речи? 2)Что относится к образцовой речи? 3) К чему приводит нарушение лексических норм? 4) Какие грамматические ошибки допускаются в речи? 5) Что означает точность речи? 6) С помощью каких средств достигается выразительность речи?

Задание 3.Дополните фразеологизмы, вставьте подходящее по смыслу слово. Составьте с ними предложения:

Вертится на….,….общий язык, сорваться с ….., язык не ............, остер на …., злой на …. .

 

Задание 4. Выберите правильный вариант из предлагаемых паронимических пар. Обоснуйте выбор.

1. Ей была поручена (главный, заглавный) роль в спектакле «Бунт невесток».2. Утвержден (статус, статут) казахского языка как государственного языка РК. 3. В словарях имеются различного рода (пометы, пометки). 4. Автором монографии по терапии не проводится каких-либо (обоснований, оснований) для сделанных выводов. 5. Его родители (интеллигентские, интеллигентные) люди.

 

Задание 5. Дайте определение паронимам. Составьте словосочетания с приведенными ниже паронимами.
Туристский, туристический (путевка, фирма, снаряжение, маршрут, агентство), гуманный, гуманитарный, гуманистический (наука, подход, помощь, право, отношение, взгляд), ложный, лживый, лицемерный, фарисейский (человек, учение, взгляд, опенок, вызов); словарный, словесный (портрет, запас, состав, статья); логичный, логический (вывод, итог, умозаключение, ударение, операция); тактичный, тактический (маневр, собеседник, ход, вопрос, единица); коммуникативный, коммуникабельный, коммуникационный (человек, барьер, ситуация, линия), информативный, информационный (система, язык, передача, доклад);святой, священный (долг, книга, человек, обязанность), истинный, настоящий, подлинный, натуральный (продукт, вера, экземпляр, человек).

 

Задание 6.Прочитайте выразительно текст.Составьте любой вид плана (вопросный, назывной, тезисный) к данному тексту и запишите.Подготовьте краткий пересказ прочитанного текста по составленному плану.

 

Природная аптека

Свое первое лекарство человек взял из природной аптеки. Знания о целебной силе растений передавались вначале из уст в уста, а затем с помощью письменных источников. Сегодня медицине известно около 3000 лекарственных растений, 500 из которых постоянно используются для изготовления лекарств. Современная фармакология пытается выяснить, какие ингредиенты растений оказывают лечебное воздействие. Затем эти вещества, по отдельности или в сочетании, перерабатывают и получают так называемые фитолекарства.

Некоторые лекарственные растения на сегодняшний день достаточно хорошо исследованы учеными. К ним относится сонная ягода, листья и корни которой древние египтяне использовали при нарушениях сна. Примером из китайской медицины может служить экстракт корня женьшеня, который уже более 2000 лет применяется в качестве успокаивающего средства. Ученые определили вещество, оказывающее успокоительный эффект, - сапонин. Наряду с активным веществом в растениях содержится несколько сопутствующих ингредиентов, которые могут в значительной степени усиливать воздействие. Ученые установили, например, что валериана обладает успокаивающим и снотворным воздействием, однако до сих пор не смогли выделить какую – либо одну субстанцию, вызывающую данный эффект. Очевидно, что только комплекс веществ дает желаемый результат.

В лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества зачастую неравномерно распределены по тканям и частям растения. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.

Основные способы применения сырья лекарственных растений: производство лекарственных средств для внутреннего и наружного применения. Внутрь применяют водные извлечения: настой, отвар, водно-спиртовые, масляные извлечения (настойка, экстракты) из лекарственного растительного сырья или сборов. Из сочных свежих частей растений получают сок. Реже находит применение в медицине порошок из высушенного лекарственного растительного сырья. Для наружного применения используются травяная ванна, обертывание, примочка, компресс.

1. Объясните название текста. Как бы вы озаглавили текст?

2.Найдите в 1-м абзацефразеологизм. Объясните лексическое значение устаревшего слова. Что означает данный фразеологический оборот? Переведите на родной язык.

3. Подберите антонимы к выделенным в тексте словам и запишите их в начальной форме. Поставьте ударение.

4. Выпишите из текста термины-слова и терминосочетания. Объясните их значение. Укажите главное и зависимое слова в словосочетаниях, обозначьте окончания.

5. Объясните устно расстановку запятых в последнем предложении текста. С какой интонацией нужно читать это предложение? Чем оно осложнено?

Задание 7.Прочитайте про себя аннотацию. Скажите, какие акцентологические нормы нужно соблюдать при чтении вслух?

Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М., 2004. – 216 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).

В сборнике впервые собраны под одной обложкой статьи Ю.Б. Гиппенрейтер, Т. Грининга, А.Ф. Копьева, А. Лэнгле, К. Роджерса, Е.Т. Соколовой и других известных отечественных и зарубежных психологов-практиков. В уникальном собрании статей, увидевших свет в журнале «Вопросы психологии» в последние полтора десятка лет, заявлен широкий диапазон научных представлений о природе, компонентах, механизмах и феноменах психологической помощи.

Сборник может использоваться как хрестоматия по психологическому консультированию и психотерапии. Он адресован не только специалистам-психологам, студентам, но и широкому кругу читателей, интересующихся современной практической психологией.

Задание 8.Прокомментируйте, как правильно нужно произнести числительные?

Величайший врач древности Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырёх основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа.

Выдающийся врач и энциклопедист древнего мира Клавдий Гален (131-201 гг.) описал черепные нервы, соединительную ткань и нервы в мышцах, кровеносные сосуды в некоторых органах, надкостницу, связки.

Величайший мыслитель и врач Абу Али Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.) написал «Канон врачебной науки», в которой содержались сведения по анатомии.

Начало микроскопической анатомии положил профессор университета в Болонье М.Мальпиги (1628-1694 гг.), открывший с помощью микроскопа кровеносные капилляры.

 

 

Задание 9.Прочитайте аннотацию, соблюдая соответствующую интонацию в предложениях с однородными членами. Какие языковые нормы соблюдены вами?


Дата: 2016-10-02, просмотров: 301.