I ст. – соматически здоровый человек, которому предстоит небольшая по объему и травматичности операция;
II А ст. – соматически здоровые люди, которым предстоит операция среднего объема и травматичности;
II Б ст. – сопутствующая патология в стадии компенсации, а операции небольшие по объему и травматичности;
III А ст. – сопутствующая патология в стадии компенсации, а операции средние и большие по объему и травматичности;
III Б ст. – сопутствующая патология в стадии субкомпенсации, а операции малого объема и травматичности;
IV ст. – комбинация острых и хронических соматических расстройств, а операции среднего или большого объема.
Предоперационный период – это период от момента поступления до операции. Разделяется он на предварительный (диагностический) и непосредственный.
Основные задачи предоперационного периода:
1) психологическая подготовка;
2) стабилизация основных параметров гомеостаза;
3) подготовка дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, мочевыводящей системы;
4) подготовка операционного поля;
5) премедикация;
Основные этапы хирургической операции:
1) укладывание больного на операционный стол (положение, поза);
2) обработка операционного поля;
3) оперативный доступ.
4) проведение операции (последовательность, этапность).
Послеоперационный период - это период, который начинается после завершения операции и заканчивается после восстановления трудоспособности, либо перевода больного на группу инвалидности.
По времени разделяют: ранний - (до 5 дн.); ближайший - (с5-6 дня и заканчивается после выписки из стационара); отдаленный - (после выписки и длится от 2-3 недель до 4-6 месяцев).
По течению послеоперационнный период может быть осложненный и неосложненный.
Выделяют три фазы послеоперационного периода: катаболическую (3-5 дней; совпадает с ранным периодом); обратного развития (совпадает с ближайшим периодом 4-6 дней); анаболическую (совпадает с отдаленным периодом, длится до 4-6 месяцев).
Лечение и уход за послеоперационными больными.
Больные, перенесшие небольшие по объему и травматичности операции без интраоперационных и анестезиологических осложнений, а также с компенсироваными функциями жизненноважных органов, остаются в хирургических отделениях. В остальных случаях переводятся в реанимационные отделения.
После операции больным показано:
1) динамическое наблюдение (визуальное, лабораторное, мониторное, комбинированное);
2) режим (постельный, полупостельный, общий, индивидуальный);
3) диета (столы 1а; 1; 5; 7; 9; 15);
4) обезболивание (аналгетики, проводниковая анестезия);
5) коррекция нарушения обмена веществ;
6) восполнение кровопотери (препараты крови, кровезаменители);
7) восстановление деятельности сердечно-сосудистой системы и микроциркуляции (сердечные гликозиды, реополиглюкин и т.д.);
8) предупреждение и лечение дыхательной недостаточности (дыхательная гимнастика; оксигенотерапия, легочная вентиляция);
9) дезинтоксикационная терапия;
10) восстановление функции оперированных органов (парез кишечника, ателектазов т.д.);
11) антибиотикотерапия;
12) антикоагулянтная терапия.
Местные осложнения – это осложнения, возникающие в послеоперационной ране (кровотечение, гематома, воспалительный инфильтрат, нагноение, расхождение швов и эвентрация, лигатурные свищи, серома).
Общие осложнения - это осложнения со стороны основных органов и систем и могут быть после любых операций (инфаркты; пневмонии; острая задержка мочи, печеночно-почечная недостаточность и т.д.).
Специфические осложнения – это осложнения, возникающие со стороны оперированного органа (несостоятельность швов межорганных анастомозов, ателектазы легких и т.д.).
Диагностика и лечение послеоперационных осложнений имеет характерные особенности, а тактика определяется индивидуально в каждом конкретном случае.
Тема занятия: Опухоли.
I. Введение.
Актуальность изучения онкогенеза, клиники, диагностики, современных методов лечения больных опухолями продиктовано постоянным повсеместным увеличением заболеваемости населения злокачественными новообразованиями, ростом инвалидности и летальности от них, увеличением среди заболевших числа лиц молодого возраста и детей.
И если прогноз при доброкачественных опухолях в подавляющем большинстве случаев благоприятный, то при раке увеличение числа излеченных находится в прямой зависимости от его ранней диагностики и своевременного адекватного лечения.
Раннее выявление онкологических больных наряду с профилактикой рака является насущной задачей всей системы здравоохранения, и прежде всего его первичного звена.
Скрытое течение заболевания, поздняя обращаемость больных, недостаточная онкологическая настороженность медицинских работников, а порой некомпетентность ведут к тому, что в республике поздно (в IV стадии) диагностируются такие распространенные формы новообразований, как желудка (около 37% случаев), почки (около 27%), яичников (около 24%), легкого (около 22%), прямой кишки (около 21%), предстательной (около 21%), щитовидной (около 17%) и молочной (около 12%) желез, шейки матки (около 7%).
Все это еще раз неопровержимо свидетельствует о важности изучения онкологии, не только будущими онкологами, хирургами, гинекологами, а врачами исключительно всех специальностей.
Учитывая ряд обстоятельств, таких как высокая частота рака сигмовидной и прямой кишок, большой процент запущенных случаев при этой патологии, относительную простоту диагностики, трудности обучения обследованию прямой кишки студентов на старших курсах, а также то, что кафедра общей хирургии располагает возможностью проведения практических занятий со студентами на базе проктологического отделения, в “Блок информации” настоящей методической разработки осознанно включены в качестве практических навыков для студентов описания некоторых методов обследования больных с заболеваниями (в т. ч. и опухолевыми) сигмовидной и прямой кишок.
II. Цель практического занятия.
На основании знаний об онкогенезе, видах, локализации, характере роста и клинических проявлениях различных опухолей УМЕТЬ:
1) клинически обследовать больного с опухолью;
2) определить стадию заболевания, в том числе и по TNM-системе;
3) клинически определить характер роста опухоли (доброкачественный или злокачественный);
4) выполнять простейшие специальные методы диагностики опухолей (пальцевое исследование прямой кишки, аноскопия, ректороманоскопия);
5) интепретировать рентгенограммы при раке легких, желудка, толстой кишки;
6) определить метод лечения больного опухолью;
7) оформить необходимую документацию на больного с впервые выявленным злокачественным новообразованием, в т.ч. запущенным;
8) определить клиническую группу при диспансеризации больного злокачественной опухолью;
9) адекватно вести себя по отношению к больному в случае выявления у него злокачественной опухоли, в том числе при запущенной форме;
III. Учебно-целевые задачи.
На основании приобретенных теоретических знаний задачей практического занятия является НАУЧИТЬСЯ:
1) пальпировать опухоли мягких тканей;
2) пальпировать опухоли органов брюшной полости;
3) выполнять пальцевое исследование прямой кишки;
4) выполнять осмотр прямой кишки с помощью ректального зеркала;
5) выполнять аноскопию;
6) подготовить прибор к работе и выполнить ректороманоскопию;
7) выполнять временную транспортную консервацию биопсийного материала с оформлением сопроводительной документации.
IV. Самоподготовка к занятию.
4.1. Цели самоподготовки.
В результате самостоятельного изучения литературы Вы должныЗНАТЬ:
1) определение понятия опухоли;
2) теории онкогенеза;
3) классификации опухолей;
4) различия доброкачественных и злокачественных опухолей;
5) общие симптомы злокачественных опухолей;
6) современные методы диагностики опухолей;
7) современные методы лечения больных опухолями;
8) принципы абластики и антибластики при оперировании больных злокачественными новообразованиями;
9) клинические группы онкологических больных при диспансеризации;
10) необходимую документацию, оформляемую на впервые выявленного больного злокачественным новообразованием, в том числе и в запущенной стадии;
11) организацию онкологической помощи населению.
4.2. Организация самоподготовки.
Самоподготовка по теме занятия является обязательным условием успешного достижения цели занятия и определяет его эффективность.
Чтобы подготовиться к занятию:
1) уясните цель самоподготовки к занятию;
2) вспомните, пользуясь своими конспектами, содержание лекций “Опухоли”, читаемых на кафедрах патологической физиологии и патологической анатомии;
3) вспомните, пользуясь своим конспектом, содержание лекции “Опухоли”, читаемой на кафедре общей хирургии;
4) изучите рекомендуемую литературу;
5) изучите “Блок информации” в данной методической разработке;
6) выполните контрольные задания для проверки результатов самоподготовки по теме занятия и сравните правильность своих решений по эталонам ответов (см. в рекомендуемой литературе источник №3);
7) повторите нормальные показатели лабораторных анализов крови и мочи.
4.3. Рекомендуемая литература:
1. Гостищев В.К. Общая хирургия: Учебник для мед.ин-тов. - М.: Медицина, 1993. - 575 с.
2. Стручков В.И., Стручков Ю.В. Общая хирургия: Учебник для мед.ин-тов. - М.: Медицина, 1988. – 480с.
3. Рычагов Г.П., Кремень В.Е. Ситуационные задачи и тестовые вопросы по общей хирургии: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 1998. - 461с.
4.4. Блок информации.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 193.