с Минский государственный
медицинский институт
Предисловие
Предмет общей хирургии занимает особое место в системе обучения студентов медицинского ВУЗа в формировании мировозрения будущего врача. Это обусловлено, во-первых, сутью самого предмета, который содержит большой блок информации как по основным теоретическим аспектам хирургии, так и по базисным клиническим данным ряда современных ее направлений. Особенностью предмета также является то, что данные, которые излагаются в курсе общей хирургии, далеко выходят за рамки интересов собственно хирургии и являются полезными и необходимыми для любого врача, занимающегося клинической практикой. Например, каждому врачу необходимо знать вопросы асептики и антисептики, переливания крови и кровезаменителей, закономерностей протекания инфекционных процессов в организме человека на примере хирургических инфекции и ряд других. Во-вторых, общая хирургия преподается студентам 3-го курса, которые после 2-летнего изучения теоретических медико-биологических дисциплин впервые попадают на клиническую кафедру, призванную стать своеобразным мостом от теории к клинической практике, и помочь студентам уже с первых шагов начать формирование клинического мышления.
В связи с этим большое значение приобретает систематизация и стандартизация преподавания общей хирургии по единым канонам, разработанным наиболее грамотными и квалифицированными преподавателями. Одним из инструментов унификации преподавания предмета являются учебно-методические разработки. Следует отметить, что в настоящее время наметились два подхода к созданию учебно-методических материалов. Это монотематические методички, освещающие какой-то конкретный вопрос или тему занятия, и более солидная методическая работа в виде сборника методических разработок по всему предмету. Располагая многолетним опытом работы над учебно-методической литературой преподаватели кафедры общей хирургии однозначно считают, что второй подход, а именно создание сборника учебно-методических разработок является наиболее эффективным, экономически оправданным, позволяющим получить полноценное пособие, которое существенно облегчит работу как студента так и преподавателя, позволит более эффективно использовать учебное время и качественно решить задачи, стоящие перед кафедрой общей хирургии.
Профессор Рычагов Г.П.
Тема занятия: Вводное занятие. Знакомство с клиникой.
I. Введение.
Первое занятие по общей хирургии призвано ознакомить студента-третьекурсника, впервые переступающего порог хирургической клиники, с задачами курса общей хирургии, с организацией хирургической помощи больному, правилами поведения в хирургическом стационаре, взаимоотношения с медперсоналом, а также с историей кафедры общей хирургии, ее научными направлениями.
II. Цель практического занятия.
Ознакомиться с историей кафедры, ведущей ролью в развитии хирургических направлений в Республике Беларусь (травматический шок, пластическая хирургия, абдоминальная хирургия, ожоговая травма, трансплантация эндокринных органов, общие вопросы хирургии), научными разработками сегодняшнего дня, в том числе и научного студенческого кружка, с требованиями к экипировке во время занятий, с вопросами этики и деонтологии, с перемещением хирургического больного от приемного отделения до операционной; ознакомиться с функциональными помещениями клиники, распорядком работы, гигиеническими нормативами палат, перевязочных и операционных.
III. Учебно-целевые задачи.
В результате первого занятия Вы должны знать:
1) цели и задачи хирургии вообще и курса общей хирургии в частности;
2) основные этапы развития мировой и белоруской хирургии;
3) роль кафедры общей хирургии мединститута в развитии хирургической помощи в Республике Беларусь, научные направления кафедры;
4) структуру хирургического отделения, санитарно-гигиенические нормы палат (кубатура помещения на одного больного, освещение, вентиляция, отопление, мебель, одежда);
5) режим работы хирургического отделения (распорядок дня, сестринские посты, уборка помещений, кварцевание, сортировка больных, санэпидрежим);
6) основы медицинской этики и деонтологии.
IV. Самоподготовка к занятию.
4.1. Цели самоподготовки.
Поскольку первое занятие является вводным в курс общей хирургии, Вы, вернувшись домой, должен переосмыслить все увиденное и услышанное на занятии в своем воображении, восстановить в памяти показанных больных, стиль работы медперсонала, обратиться к своим нравственным понятиям о человеколюбии, милосердии, готовности служить больному человеку. Одновременно подготовите себя к следующему занятию (идеальный халат, маска, колпак, обувь, ногти, прическа, косметика).
4.2. Организация самоподготовки.
Самоподготовка к занятию, правильно и целенаправленно организованная с первого дня обучения определяет успех во всей последующей учебе и глубину усвоения материала.
Самоподготовка по первому занятию как бы подводит итоги первой встречи на кафедре.
Для подготовки к занятию (в данном случае уже состоявшемуся) необходимо:
1) уясните цель самоподготовки;
2) обратиться к конспекту вступительной лекции “Введение в хирургию. История хирургии”, читаемой на кафедре общей хирургии;
3) восстановить в памяти содержание состоявшегося занятия;
4) изучить рекомендуемую литературу.
4.3. Рекомендуемая литература:
1. Гостищев В.К. Общая хирургия: Учебник для мед.ин-тов. - М.: Медицина, 1993. - 575 с.
2. Стручков В.И., Стручков Ю.В. Общая хирургия: Учебник для мед.ин-тов. - М.: Медицина, 1988. – 480с.
Блок информации.
1) Введение в хирургию: хирургия – слово греческого происхождения (хирург – рука, эрго – работа, действие) – рукодействие. Хирургия является разделом медицины, изучающая заболевания и травмы человека, использующая для их лечения оперативные и консервативные методы. Хирургия использует все современные методы лечения.
2) Задачей общей хирургии является изучение общих вопросов хирургии (асептика и антисептика, кровотечение, методы гемостаза и компенсации кровопотери, хирургическая инфекция, травмы и др.), что является основой для дальнейшего изучения хирургических болезней.
3) История мировой хирургии: хирургия древности (Гиппократ, Цельс, Гален, Абу Али Ибн-Сина, Везалий, Гарвей, Н.И.Пирогов, И.В.Буяльский, Н.В.Склифосовский, А.В.Вишневский, С.И.Федоров, Б.В.Петровский, С.С.Юдин, Н.Н.Петров, Н.Н.Малиновский, В.И.Шумаков).
4) История белоруской хирургии: (К.И.Грум-Гржимайло, О.О.Федорович, Л.Н.Шапиро, М.Н.Шапиро, Л.А.Малиновский, А.М.Долгов, В.О.Марзон, Е.В.Клумов, М.П.Соколовский, С.М.Рубашов, Е.В.Корж, В.П.Матешук, А.Е.Монгейм, Н.Т.Петров, В.В.Бабук, И.В.Корчиц, П.Н.Маслов, И.М.Стельмашонок, Т.Е.Гнилорыбов, И.Б.Олешкевич, Л.В.Авдей, В.Г.Астапенко, Б.И.Клепацкий, С.И.Юпатов, Н.М.Янчур, И.Ф.Бородин, Л.И.Артишевский, А.В.Шотт, И.Н.Гришин и др.).
5) Кафедра общей хирургии: роль в научных разработках, подготовке врачебных кадров. Педагогический состав кафедры, клинические базы. Студенческий научный кружок.
6) Первое практическое занятие проводится в экскурсионном плане по больнице (хирургической клинике). Характеристика клинической базы: район обслуживания, связь с поликлиниками, количество коек, лечебные и диагностические подразделения.
7) Характеристика хирургических отделений: структура, медперсонал, функциональные помещения (операционный блок, перевязочная, ординаторская, палаты, столовая, хозяйственные комнаты), оборудование палат, перевязочных, санитарно-гигиенические нормы, санэпидрежим, контингент больных, сортировка по палатам, распорядок дня, сестринские посты, питание больных.
8) Основы медицинской этики и деонтологии. Медицинская (врачебная) этика – свод нравственных и моральных качеств медицинского работника, которые определяют его личность как человека и врача, характеризует истинность его призвания служить больному человеку и обществу. Врачебная этика включает в себя понятия о врачебном долге и врачебной тайне. Деонтология (деон-должное) – наука о должном поведении медработников на различных уровнях: врач-больной, врач-родственники больного, студент-больной, студент-медсестра и т.д. Этика-теория, деонтология-практика.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 199.