Ответственность налогоплательщиков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Субъекты: налогоплательщик, налоговый орган, кредитные организации в широком смысле этого слова, т.е. организации, которые принимают и начисляют платежи на счета соответствующих бюджетов.

Помимо налогоплательщиков, НК упоминает также таких субъектов, как налоговые агенты и сборщики налогов.

Налоговые агенты – это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Сборщиками налогов осуществляется приём от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет. Новым в плане субъектов является институт представителей налогоплательщиков.

В плане обязанностей, НК установил две основные категории обязанностей: общие обязанности для юридических и физических лиц, и дополнительные обязанности, которые возникают только у организаций и индивидуальных предпринимателей.

Общие обязанности налогоплательщиков:

1. Уплачивать законно установленные налоги.

2. Встать на налоговый учет.

3. Представлять в налоговый орган отчетные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

4. Вести учет своих доходов.

5. Строгое выполнение законных требований Налогового Кодекса.

6. По соответствующим запросам предоставлять налоговым органам необходимую информацию.

7. Хранить бухгалтерскую отчетность в течение срока, установленного НК.

8. Нести иные обязанности, вытекающие из НК.

Дополнительные обязанности налогоплательщиков (направлены на облегчение контроля за организациями и индивидуальными предпринимателями):

1. Обязанность сообщить в 10-дневный срок об открытии, изменении, закрытии расчетных и иных банковских счетов.

2. При учреждении иных юридических лиц, сообщать о случаях участия в других организациях в течение месяца.

3. В течение месяца сообщать о создании любых обособленных подразделений.

4. Сообщать о любых случаях прекращения юридических лиц, банкротстве, ликвидации, реорганизации.

5. Обязанность, связанная с изменением фактического нахождения налогоплательщика.

При неисполнении дополнительных обязанностей, отрицательных последствий для субъекта не будет, но только до проведения налоговой проверки, которая может наложить штраф.

Обязанности налоговых агентов:

1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять в бюджеты соответствующие налоги.

2. Представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления налогового контроля.

3. Вести учет доходов персонально по каждому налогоплательщику.

4. В случае невозможности по каким-либо формальным причинам удержать налог с налогоплательщика, сообщать об этом в месячный срок в налоговый орган.

Права налогоплательщиков:

1. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов не только информацию по действующей налоговой системе, но также разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. Налоговый орган не может отказать налогоплательщику в даче таких разъяснений.

2. Вправе получать все законно установленные налоговые льготы и преференции, а именно налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, отсрочку уплаты налога и другое.

3. Представлять свои интересы лично или через своих представителей.

4. Вправе присутствовать при осуществлении выездной налоговой проверки.

5. Право давать пояснения и возражения по актам налоговых проверок.

6. Вправе получать копии актов налоговых проверок, копии решений налоговых органов, требований об уплате налога и налоговых уведомлений.

7. Право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения прав налогоплательщиков.

8. НК прямо говорит, что налогоплательщик вправе не выполнять незаконные требования должностных лиц налоговых органов.

9. Вправе обжаловать незаконные действия налоговых органов и должностных лиц.

10. Требовать соблюдение налоговой тайны.

11. Вправе требовать в полном объеме возмещения убытков, причиненных налоговыми органами.

Этот перечень не является исчерпывающим, НК говорит о том, что у налогоплательщика могут быть и иные права, установленные НК, а также права, установленные отдельными законодательными актами о налогах и сборах, т.е. это правило распространяется и на региональное, и на местное законодательство.

Задачи налоговых органов - основной задачей является обеспечение поступления налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

Права налоговых органов:

1. Проводить налоговые проверки - возникает вопрос, помимо налоговых органов, иные органы, перечисленные в НК.

2. Требовать от налогоплательщиков необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов.

3. Вправе проводить выемку налоговых документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.

4. Вызов налогоплательщика в налоговые органы для дачи пояснений по поводу уплаты/неуплаты налога.

5. Право приостанавливать операции по счетам в кредитных учреждениях, налагать арест на имущество.

6. Право определять расчетным путем суммы налогов, которые необходимо внести в бюджет.

7. Осматривать и обследовать любые помещения и территории налогоплательщика с целью выявления нарушений.

8. Право взыскивать недоимки.

9. Контролировать осуществление крупных расходов физическими лицами.

10. Требовать от кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщика.

11. Требовать от кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение иных форм безналичного расчета.

12. Вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и в необходимых случаях, переводчиков.

13. Право создания налоговых постов.

Налоговые органы, помимо обозначенных прав, обладают также правами, связанными с предъявлением в суды общей юрисдикции и арбитражные суды исков:

1. О взыскании налоговых санкций с лиц, которые совершили налоговые правонарушения.

2. О признании недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и регистрации юридического лица.

3. О ликвидации юридических лиц.

4. О взыскании налоговой задолженности.

5. О расторжении договоров о налоговом кредите, и об инвестиционном налоговом кредите.

Обязанности налоговых органов:

1. Соблюдение законодательства о налогах и сборах.

2. Осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

3. Ведение учета налогоплательщика.

4. Ведение разъяснительной работы по применению налогового законодательства.

5. Зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, штрафов, пеней.

6. Соблюдение налоговой тайны.

7. Извещение налогоплательщика в виде направления ему копии акта налоговой проверки, решения налогового органа по этому акту, налогового уведомления.

Практические такие же права и обязанности имеют таможенные органы.

Характеристика банков как субъектов налогового права. В НК РФ специально урегулирована обязанность и ответственность банков в области налогового законодательства. Банки выполняют следующую роль:

· Исполняют поручения налогоплательщиков и налоговых агентов по перечислению налогов и сборов.

· Обязаны исполнять решения налоговых органов о взыскании налогов и сборов.

Эти две обязанности банки должны исполнять в течение одного операционного дня. Необходимо отметить, что плата за операции, связанные с налогами и сборами, банками не взимается. В связи с осуществлением налоговыми органами деятельности по налоговому контролю, на банки возлагаются следующие обязанности:

1. Не вправе открывать счета организациями и предпринимателям без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

2. После открытия счета, банк обязан известить об этом соответствующий налоговый орган в течение 5-ти дней. Банк обязан извещать об открытии любого счета: расчетный счет, текущие счета, ссудные счета (по которым даются банковские кредиты) и т.д.

Возможные нарушения банками налогового законодательства:

1. Нарушение порядка открытия счёта налогоплательщика.

2. Нарушение срока исполнения по перечислению налогов и сборов.

3. Неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков или налогового агента.

4. Неисполнение банком решения о взыскании налогов.

5. Не предоставление информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, клиента этого банка.

 

Ответственность налогоплательщиков и её виды. НК РФ впервые в налоговом законодательстве РФ сформулировал понятие налогового правонарушения.

Налоговым правонарушением (ст. 106 НК) признаётся виновно совершённые противоправные деяния налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые Налоговым Кодексом установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несет как организация, так и физическое лицо, причем физическое лицо привлекается к ответственности с 16-ти лет. Срок исковой давности - три года. Кодекс предусматривает 13-ть составов налоговых правонарушений и определяет их признаки.

Является ли вина обязательным признаком налогового правонарушения? НК ответил положительно на этот вопрос.

НК использует налоговые санкции, в виде денежных взысканий (штрафы), они могут быть выражены:

1. В твердых денежных суммах от 50-ти рублей до 15-ти тысяч.

2. В виде процентов от определённой суммы (от дохода, суммы налога), в пределах от 5 до 40%.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только по решению суда. Налоговые санкции признаются разновидностью финансово-правовых санкций. За противоправные действия в налоговой сфере также применяется уголовная, административная и дисциплинарная ответственность.

 

ТЕСТ К ГЛАВЕ 7

 

Вопрос 1. Ответственность физического лица за налоговое правонарушение наступает с:

1. 16 лет;

2. 14 лет;

3. 18 лет.

Вопрос 2. После открытия счета, банк обязан известить об этом соответствующий налоговый орган в течение:

1. 5-ти дней

2. 10-ти дней;

3. на следующий день;

4. извещать не обязательно.

Вопрос 3. Срок исковой давности при совершении налоговых правонарушений составляет:

1. 1 год;

2. 3 года;

3. законодательством срок не оговорен;

4. 5 лет.

Вопрос 4. Обязательный индивидуально безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный представительным органом государственной власти или местным самоуправлением для зачисления в бюджет- это:

1. сбор;

2. налог.

Вопрос 5. К местным налогам относятся:

1. транспортный налог;

2. налог на рекламу;

3. налог на наследование или дарение;

4. налог на пользование недрами.

Вопрос 6. К федеральным налогам относятся:

1. водный налог;

2. экологический налог;

3. земельный налог;

4. налог на игорный бизнес.

Вопрос 7. К региональным налогам относятся:

1. налог на прибыль организаций;

2. налог на имущество организаций;

3. налог на недвижимость;

4. налог на пользование недрами.

 

Глава 8. НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Общий налоговый режим

 

Общий налоговый режим - это та совокупность налогов и сборов, которые являются федеральными, региональными и местными.

Характеристика общего налогового режима:

1. Наибольшую нагрузку несут юридические лица и организации, это связано с особенностями нашей экономики, т.к. кроме юридических лиц крупные суммы налогов брать не с кого, а с физических лиц в виду всеобщей нищеты брать нечего. Прямой необходимости введения единой ставки подоходного налога не было, сейчас налоговые органы не собирают нужного количества этого вида налога. Сегодня у нас для юридических лиц установлен более-менее щадящий режим для реального расширенного воспроизводства и научных исследований.

2. У нас недостаточно развито косвенное налогообложение. Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямой налог - субъекты которого указаны прямо и очевидно. В косвенных налогах круг налогоплательщиков либо не определён, либо завуалирован - это акцизы, НДС, налог с продаж. Косвенные налоги считаются более гарантированными, т.к. от них не уйти. Если общество нормально функционирует - человек будет платить косвенные налоги всегда. Прямые налоги можно спланировать, указать одно место работы вместо своих пяти и тем самым уйти от налога. Поэтому развитые государства широко используют косвенные налоги. Так в США один из самых больших косвенных налогов - 10% налог с коммунальных услуг. Именно с помощью косвенных налогов основными налогоплательщиками становятся физические лица.

 

§2. Упрощенная система налогообложения отчета и отчетности

для субъектов малого предпринимательства

 

Упрощенная система налогообложения отчета и отчетности для субъектов малого предпринимательства появилась в 1995-ом году в виде федерального закона, согласно которому устанавливалась упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства. К субъектам малого предпринимательства были отнесены юридические лица с численностью штата до 15-ти человек включительно, и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Под действующую систему упрощенного налогообложения не подпадают:

1. Организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий.

2. Кредитные организации.

3. Страховые организации.

4. Инвестиционные фонды.

5. Иные профессиональные участники рынка ценных бумаг.

6. Предприятия игорного и развлекательного бизнеса и некоторые другие налогоплательщики, для которых министерством налогов и сборов установлен особый порядок ведения отчетов.

Налогоплательщики сами выбирают, находиться им на общей системе налогообложения, либо на упрощенной (если они попадают в круг возможных субъектов упрощённой системы). Однако правом перехода на упрощенную систему могут воспользоваться только те юридические и физические лица, у которых за предыдущий отчётный год совокупный валовый доход не превышает 100000 МРОТ.

Для организаций суть упрощенной системы заключается в том, что вместо всей совокупности налогов, организации уплачивают единый налог, определяемый по ставке субъекта федерации.

Для индивидуальных предпринимателей это годовая стоимость патента. Размер годовой стоимости определяется региональными законами, субъекты федерации устанавливают стоимость патента в МРОТах.

Переход на упрощённую систему не освобождает организации и физические лица от уплаты единого социального налога.

Патент, который получают организации и предприниматели, выдаётся налоговым органом на один год, и на следующий год патент надо возобновлять. Упрощена бухгалтерская отчетность.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 161.