Колонтаевская И.Ф., Курчатова К.М.,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра юриспруденция

 

 

Дистанционное Юрис.-48.22.0211 зчн.плн.

обучение Юрис.-48.22.0211 зчн.скр.

Юрис.-48.22.0211 очн.плн.

Юрис -48.22.0211 вчр.плн.

Юрис.-48.22.0211 вчр.скр.

Юрис.-48.22.3510 зчн.плн.

Юрис.-48.22.3510 зчн.скр

Колонтаевская И.Ф., Курчатова К.М.,

Тараканова С.С.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

 

Учебно-практическое пособие

Для специальности 0211,3510 всех форм обучения

5210

www.msta.ru

Москва –2005

УДК 34 О 35

©Колонтаевская И.Ф., Курчатов К.М, Тараканова С.С. Финансовое право

Учебно-практическое пособие. - М.,МГУТУ, 2005

 

 

Рекомендовано Институтом информатизации образования РАО.

 

В учебном пособии изложены наиболее важные вопросы, раскрывающие понятие, структуру и систему финансового права.

Используя данное пособие при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы.

Данное издание не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для подготовки к экзамену.

 

 

Автор: Колонтаевская Ирина Федоровна, Курчатова Ксения Михайловна,

Тараканова Светлана Сергеевна

 

 

Рецензент: : профессор, д.ю.н. Шаров С.А.,МГЭИ,

профессор, д.ю.н. Сергеев А.В., Московский институт права

 

 

Редактор: Свешникова Н.И.

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2005 109004, Москва, Земляной вал, 73

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 5 стр.
Глава 1.Финансовая деятельность российского государства 6 стр.
§1. Понятие финансов их классификация. Финансовая система РФ. Роль и значение финансов при переходе к рыночным отношениям   6 стр.
§2. Организационные и правовые формы осуществления финансовой деятельности в Российской Федерации   8 стр.
Тест к главе 1 11 стр.
Глава 2.Предмет, принципы, система и источники финансового права   12 стр.
§1. Предмет, метод и система финансового права 12 стр.
§2. Принципы и источники финансового права 13 стр.
§3. Понятие и общая характеристика финансово-правовых норм 13 стр.
§4. Понятие и особенности финансовых правоотношений 14 стр.
Тест к главе 2 15 стр.
Глава 3.Финансовый контроль 16 стр.
§1. Понятие, значение, содержание и формы финансового контроля 16 стр.
§2. Виды и органы финансового контроля 17 стр.
§3. Методы финансового контроля 20 стр.
Тест к главе 3 20 стр.
Глава 4.Бюджетное право 21 стр.
§1. Понятие и роль бюджета 21 стр.
§2. Бюджетное право 22 стр.
§3. Бюджетное устройство 23 стр.
Тест к главе 4 26 стр.
Глава 5. Бюджетный процесс 27 стр.
§1. Понятие бюджетного процесса 27 стр.
§2. Составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета 28 стр.
Тест к главе 5 36 стр.
Глава 6. Государственные и муниципальные доходы 37 стр.
§1. Понятие и система государственных и муниципальных доходов 37 стр.
§2. Неналоговые доходы и безвозмездные перечисления 38стр.
Тест к главе 6 40 стр.
Глава 7. Налоговое право 41 стр.
§1. Понятие налога 41 стр.
§2. Налоговая система РФ 41 стр.
§3. Элементы закона о налоге 44 стр.
§4. Субъекты налогового права, права и обязанности. Ответственность налогоплательщиков   45 стр.
Тест к главе 7   49 стр.
Глава 8. Налоговые режимы 50 стр.
§1. Общий налоговый режим 50 стр.
§2. Упрощенная система налогообложения отчета и отчетности для субъектов малого предпринимательства   50 стр.
§3. Единый налог на вменённый доход 51 стр.
Тест к главе 8 52 стр.
Глава 9. Государственный и муниципальный кредит 53 стр.
§1. Понятие государственного и муниципального кредита 53 стр.
§2. Государственный внутренний долг, формы и управление 53 стр.
Тест к главе 9 56 стр.
Глава 10.Смета 57 стр.
§1. Понятие сметы бюджетного финансирования. Правовой режим сметы бюджетного учреждения   57 стр.
§2. Внебюджетные средства бюджетных организаций 59 стр.
Тест к главе 10 60 стр.
Глава 11. Банковский кредит 61 стр.
§1. Понятие и принципы банковского кредита 61 стр.
§2. Виды банковского кредита 62стр.
Тест к главе 11 62 стр.
Глава 12. Центральный банк РФ 63 стр.
§1. Правовой статус ЦБ РФ 63 стр.
§2. Обязательные нормативы, устанавливаемые ЦБ РФ 63 стр.
§3. Контроль ЦБ РФ за деятельностью кредитных учреждений 65 стр.
Тест к главе 12 67 стр.
Глава 13.Институт денежного обращения 68 стр.
§1. Понятие и правовые основы денежной системы 68 стр.
§2. Обращение наличных денег 69 стр.
§3. Безналичное денежное обращение 69 стр.
§4. Институт кассовых операций 70 стр.
Тест к главе 13 72 стр.
Итоговый тест по дисциплине «Финансовое право» 73 стр.
Список рекомендуемой литературы 75 стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящее учебное пособие обеспечивает учебный процесс по дисциплине “Финансовое право” в юридических вузах и на юридических факультетах образовательных учреждений России.

Учебно-практическое пособие составлено на основе действующего законодательства с учетом последних изменений и дополнений, внесенных в него в последнее время. Оно основывается на современных принципах и методах, которые необходимы при изучении дисциплины “Финансовое право”.

Пособие включает в себя весь курс финансового права. Особенность данного издания заключается в том, что оно, с данной стороны, представляет изучаемый предмет во всем объеме, а, с другой стороны, форма подачи материала лаконична, предполагаемая информация предельно сжата в краткие конкретные вопросы.

В пособии содержатся лишь примерные варианты ответов на вопросы по финансовому праву. Эти варианты не стоит воспринимать как законченные и полные, они только намечают канву будущих ответов. Их нужно конкретизировать и прокомментировать, аргументировать и проиллюстрировать примерами. При ответе на экзаменационный вопрос необходимо обращаться к анализу реальных событий и процессов, уметь применять теорию, систему понятий при квалификации и анализе конкретных финансовых споров.

В конце каждой главы приводятся тесты для самоконтроля и проверки.

 

Глава 1. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

§1. Понятие финансов их классификация. Финансовая система РФ. Роль и значение финансов при переходе к рыночным отношениям

Теория финансов состоит из:

Учения о товарно-денежных отношениях. Финансы всегда считались экономической категорией, это такое явление, которое существует только в товарно-денежных отношениях. Значение финансов в государстве зависит от того, какое место занимают в государстве товарно-денежные отношения. От этого понижается или повышается роль финансов. До 90-ых годов финансового права в строгом смысле не было, оно подменялось административным. Но не всякие денежные отношения выражают отношения финансовые. Денежное обращение, реализация товара, использование денег как учета и контроля, не выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег. Если деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты общественного труда, то финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль рублем за расходом денежных средств. Финансы выражают денежное отношение, в результате которого обеспечивается планомерное образование, распределение и использование денежных фондов и фондов государства, организаций и населения.

Учения о национальном доходе как главном источнике финансовых ресурсов любого государства. Главным источником денежных доходов и фондов государства выступает национальный доход страны. Именно объем национального дохода определяет возможности того или иного государства в удовлетворении потребностей населения. У национального дохода есть две основные части: фонд накопления и потребления. Эти две части позволяют определить пропорции развития экономики и ее структуру. Существует такой парадокс - без участия финансов распределить национальный доход невозможно. Поэтому в этом смысле финансы являются связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. Связующим звеном между созданием и использование национального дохода является также бюджетная система, при помощи её распределяется и перераспределяется 70-80% национального дохода.

Учения о природе и функциях государства. Содержание финансов определяется сущностью и функциями государства. Основной функцией государства является хозяйственная организация применительно к финансам, она выражается в том, что организуя финансовые отношения, государство приводит в движение огромные потоки денежных средств и тем самым активно воздействует на все структуры экономики: производство, распределение, потребление, на обе части национального дохода. В этом смысле финансы выступают по материальному содержанию в качестве целевых фондов денежных средств. Все эти целевые фонды (бюджетные, не бюджетные и т.д.) они составляют финансовые ресурсы любого государства. Объем финансовых ресурсов страны находит отражение только в сводном финансовом балансе. На уровне РФ Министерство экономического развития и Министерство финансов одновременно с проектом федерального бюджета, готовят проект сводного финансового баланса и федеральный бюджет составляет только его часть, а остальное составляют информация о доходах предприятий и т.д. Это необходимо для того, чтобы прогнозировать экономическое развитие. Сводные финансовые балансы почти никогда не готовятся субъектами федерации и муниципальными образованиями, и жаль, так как субъекты и муниципалитет имеют не меньше информации, чем вся РФ.

Фонды денежных средств подразделяются на централизованные и децентрализованные. К централизованным фондам относятся бюджеты всех уровней, фонды средств имущественного и социального страхования, государственные и местные внебюджетные фонды и другие. Децентрализованные фонды: фонды оплаты труда, различные фонды амортизации отчислений, оборотных средств и любые другие фонды, которые могут организовываться на предприятиях и организациях. Соотношение между централизованными и децентрализованными фондами всегда устанавливается государством, исходя из утвержденных бюджетов различного уровня, исходя из планов социально-экономического развития. С развитием товарно-денежных отношений, с укреплений хозяйствующих субъектов, когда государство будет позволять гражданам зарабатывать больше и больше, тогда роль децентрализованных фондов будет возрастать. В любом развитом государстве (США напр.), децентрализованные фонды в несколько раз превосходят централизованные.

Таким образом, можно сказать, что финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.

Финансовая система – это система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.

Структура финансовой системы:

1. Бюджетная система. Главным звеном финансовой системы традиционно считается бюджетная сфера. Перераспределение через бюджет должно обеспечивать нормальное развитие производство и средств производства. Тоже самое, касается производственной и непроизводственной сферы, промышленности, сельского хозяйства и других диспропорций. Финансовую систему необходимо отличать от финансового аппарата. Финансовый аппарат - это часть аппарата государственного управления, на который возложено управление финансовой системой.

2. Внебюджетные целевые фонды. Правовой статус фондов подробно регламентирован в бюджетном кодексе и в законодательстве субъектов. Если бюджетные фонды связаны с развитием общих задач, то внебюджетные связаны с конкретной задачей, напр., пенсионный фонд.

3. Финансы предприятий и организаций. Объем таких децентрализованных денежных фондов напрямую зависит от состояния налоговой системы государства. Если налоговая система государства достаточно "щадящая" и объем налоговых платежей невелик, то децентрализованные фонды государства растут. Это хорошо, поскольку средства этих фондов будут оставаться в государстве и использоваться для различных нужд.

4. Фонды имущественного и личного страхования. Источниками образования этих фондов являются денежные средства предприятий и населения, и чем лучше будет финансовое положение этих двух групп, тем лучше будет состояние этих фондов.

5. Кредит, который подразделяется на государственный, муниципальный и банковский. Государственный и муниципальный кредит представляют собой механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах. Деньги, которые лежат в банках без движения - за счет них банк сам дает кредиты.

 

ТЕСТ К ГЛАВЕ 1

 

Вопрос 1. Что не входит в структуру финансовой системы РФ:

1. Бюджетная система;

2. Внебюджетные целевые фонды;

3. Налоги;

4. Кредит.

Вопрос 2. Благодаря организационным формам финансовой деятельности возможно:

1. разъяснение финансового законодательства населению;

2. проведение совещания в аппарате финансовых органов;

3. сбор налогов;

4. осуществление различные финансово-технические операции.

Вопрос 3. Какие из ниже перечисленных видов правовых форм относятся к финансовой деятельности:

1. финансово-правовые акты;

2. финансово-плановые акты;

3. отчеты о финансовой деятельности.

Вопрос 4. Кто занимается подготовкой проекта федерального бюджета:

1. Министерство экономического развития;

2. Минэкономразвития и Министерство финансов одновременно;

3. Комитет Государственной Думы по бюджету.

Вопрос 5. Какой орган из ниже перечисленных не входит в систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность в РФ:

1. Центральный Банк РФ;

2. Пенсионный Фонд;

3. Государственная Дума;

4. Аудиторская Палата РФ.

ФИНАНСОВОГО ПРАВА

ТЕСТ К ГЛАВЕ 2

Вопрос 1. Финансово-правовые нормы в зависимости от способа воздействия на участника подразделяются на:

1. обязывающие;

2. материальные;

3. запрещающие;

4. уполномочивающие;

5. процессуальные.

Вопрос 2. Гипотеза финансово-правовой нормы:

1. отличается четкостью и устанавливает совершенно определенные права и обязанности;

2. выражает меры финансовой ответственности;

3. содержит обычно несколько четко сформулированных условий.

Вопрос 3. Условиями изменения финансовых правоотношений являются:

1. юридические факты;

2. юридические события;

3. юридические последствия;

4. юридические правоотношения.

Вопрос 4. Материальные финансово-правовые норы устанавливают:

1. виды и объем денежных обязательств;

2. порядок сбора денежных средств;

3. порядок деятельности по сбору и использованию финансов.

Вопрос 5. Положение о том, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, закреплено в принципе:

1. Принцип законности;

2. Принцип гласности;

3. Принцип федерализма;

4. Принцип плавности.

Вопрос 6. Принцип осуществления финансовой деятельности, проявляющийся в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержание проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов о выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности, закреплен в:

1. принцип законности;

2. принцип гласности;

3. принцип федерализма;

4. принцип плавности.

Методы финансового контроля

 

Под методами финансового контроля понимаются приемы и средства, осуществления финансового контроля. Проведение финансового контроля, как правило, планируется.

Методы финансового контроля:

1. Ревизия - основной метод. Под ревизией понимается наиболее глубокое и обширное исследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью проверки законности, правильности и целесообразности. Ревизии вправе проводить разные контролирующие финансовые органы. Ревизии могут быть плановыми и внеплановыми (когда проводятся по прямому указанию компетентных органов, напр., органов прокуратуры), комплексные (проводятся совместно несколькими контролирующими органами). По объекту проверки, ревизии делятся на документальные и фактические, полные и выборочные. Срок проведения ревизии - общее правило 30-ть дней. Результаты ревизии всегда оформляются актом. По акту ревизии могут быть поданы возражения от имени проверяемого, проверяющие должны ответить на возражения (принять, не принять, не принять частично). Акты являются основанием для исправления выявленных финансовых нарушений. Меры реагирования по результатам ревизии могут быть различны: ликвидация нарушений, предупреждение по нарушениям, привлечение к финансовой ответственности, а могут и просто передать информацию правоохранительным органам.

2. Проверка.

3. Рассмотрение проектов финансовых планов.

4. Рассмотрение отчетов о финансово-хозяйственной деятельности.

5. Заслушивание докладов, информации от должностных лиц и т.д.

 

ТЕСТ К ГЛАВЕ 3

 

Вопрос 1.Что не является видом проведения финансового контроля:

1. обязательный; 2. текущий; 3. плановый; 4. предварительный.

Вопрос 2. Срок рассмотрения представлений контрольного управления президента в органы государственной власти составляет:

1. 30 дней; 2. 15 дней; 3. 10 дней; 4. 2 недели.

Вопрос 3. Общий срок проведения ревизии составляет:

1. 10 дней; 2. 6 месяцев; 3 15 дней; 4. 30 дней.

Вопрос 4. Объектами финансового контроля являются:

1. трудовые ресурсы; 2. семейный бюджет; 3. природные ресурсы;

4. финансовые ресурсы посольств иностранных государств на территории РФ.

Вопрос 5. Специфической формой финансового контроля является:

1. контроль кредитом;

2. контроль налогами;

3. контроль рублем.

 

Глава 4. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

 

Понятие и роль бюджета

 

Бюджет всегда считался необходимым атрибутом государства и основой его суверенитета. Термин "бюджет" трактуется многозначно:

1. Первое значение термина "бюджет" - как фонд денежных средств. Когда говорим о бюджете субъектов, это будет централизованный фонд денежных средств.

2. Второе значение, по экономическому содержанию, как совокупность экономических, в том числе денежных, отношений и как плановый акт.

3. Третье значение, в юридическом аспекте, понимание бюджета как правового акта. Бюджет как правовой акт на федеральном уровне в форме федерального закона (бюджет субъекта РФ, соответственно, в форме закона субъекта), закрепляет определённые юридические права и обязанности участников финансовых отношений.

4. Современное российское законодательство дает четвертое понятие бюджета, как части государственной или муниципальной казны.

Бюджет –это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса).

Роль бюджета:

1. создает финансовую базу функционирования не только государства, но и муниципальных образований. Средства, которые содержатся в бюджете, направляются на содержание государственного аппарата, на социально-культурные мероприятия, на финансирование административно-политической деятельности (армия и правоохранительные органы).

2. является центральным звеном финансовой системы государства, в непосредственной взаимосвязи с бюджетом функционируют все другие звенья финансовой системы. Наличие бюджета создает определённые возможности всем звеньям финансовой системы совершать определённые маневры при использовании денежных средств, с учетом определённых приоритетов для общества, с учетом чрезвычайных ситуаций, с учетом непредвиденных расходов.

3. позволяет решать особые государственные задачи, связанные с особенностями того или иного государства и особенностями государственного устройства, а именно задачи национальной политики государства, региональной политики и другие специфические задачи. Напр., создание единого экономического пространства, но т.к. сегодня у каждого субъекта РФ есть особенности экономического функционирования, сформировавшиеся под влиянием региональных элит, говорить о едином экономическом пространстве пока не приходится.

Федеральный бюджет облекается в форму федерального закона, региональный в форму закона субъекта федерации, муниципальный - в форму решения представительного органа местного самоуправления.

Федеральное российское законодательство выделяет специальные понятия бюджета:

· Чрезвычайный бюджет - бюджет с особым более жестким правовым режимом использования финансовых ресурсов, основанием для такого бюджета является введение чрезвычайного положения.

· Консолидированный бюджет - под ним понимается свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый для расчетов и анализов. Напр., консолидированным бюджетом Новосибирской области будет свод основного областного бюджета, плюс районные бюджеты, плюс бюджеты городов.

· Минимальное бюджетное обеспечение - оно увязано с минимальными государственными стандартами, под которыми понимаются государственные и муниципальные услуги, предоставление которых гарантируется государством на минимально допустимом уровне. В свою очередь минимально допустимая стоимость государственных услуг в денежном выражении услуг, предоставляемых органами в расчете на душу населения за счет средств соответствующих территориальных бюджетов, будет минимальной бюджетной обеспеченностью. Иными словами соотношение понятий минимальный государственный стандарт и минимальное бюджетное обеспечение, выражается как минимальный государственный стандарт и его минимальное бюджетное обеспечение.

 

§2. Бюджетное право

 

При рассмотрении, утверждении и исполнении государственных и субъектов федерации бюджетов возникает особый круг общественных отношений, который регулируется бюджетным правом. Специфика отношений:

1. Бюджетное право регулирует общественные отношения РФ, ее субъектов, муниципальных образований, а также действующих на данной территории исполнительных и представительных органов.

2. Бюджетные правоотношения возникают в связи с образованием и использованием денежных фондов государства и его территорий.

3. Бюджетные нормы регулируют и закрепляют, прежде всего, институт бюджетного устройства РФ, т.е. совокупность бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ и принципы, на которых строится их взаимодействие между собой.

4. Бюджетные нормы закрепляют структуру расходов и доходов бюджетной системы.

5. Бюджетные нормы закрепляют и регулируют компетенцию РФ, ее субъектов и муниципальных образований в области бюджета.

6. Бюджетные нормы закрепляют и регулируют бюджетный процесс, т.е. порядок формирования, утверждения и исполнения бюджета, утверждение отчета об исполнении бюджетов всех уровней.

Бюджетное право - это подотрасль финансового права, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государстве и местном бюджете.

Особенности бюджетного права:

1. Бюджетное право в нашей стране базируется на принципе федерализма. Он означает гарантированность самостоятельности бюджетной деятельности и бюджетов федерации, субъектов федерации и муниципальных образований.

2. Вторая особенность бюджетного права в том, что в нем более четко выделяются материальные и процессуальные нормы, чем в иных институтах финансового права. Материальные нормы закрепляют бюджетное устройство, виды доходов и расходов бюджета. Процессуальные закрепляют порядок прохождения каждой из стадии бюджетного процесса.

Особенности бюджетных правоотношений, в которые вступают субъекты бюджетного права:

· Все бюджетные правоотношения, возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов соответствующей территории.

· Права и обязанности субъектов бюджетного права обусловлены наличием бюджета, как основного финансового плана государства или его территорий.

· Наличие обязательного субъекта, т.е. государства и его территорий (субъектов федерации, муниципальных образований), органы государственной власти и органы местного самоуправления также являются обязательными субъектами бюджетного права.

Бюджетное обязательство - согласно бюджетному кодексу, это обязанность расходования средств соответствующего бюджета в течение определённого срока. При этом бюджетный кодекс закрепляет два основания возникновения бюджетного обязательства:

1. наличие закона или решения о бюджете;

2. наличие сводной бюджетной росписи - это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

 

Бюджетное устройство

 

Бюджетная система - это установленная на экономических отношениях в государственном устройстве РФ, урегулированная нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Уровни бюджетной системы:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, федеральный фонд занятости населения, фонд социального страхования).

2. Бюджеты субъектов РФ.

3. Бюджеты муниципальных образований. На местном уровне внебюджетные фонды не создаются вообще.

Принципы бюджетной системы РФ (ст.29-38 БК РФ):

1. Принцип общего совокупного покрытия расходов бюджета - вся совокупность расходов бюджета должна покрываться всей совокупностью его доходов. Т.е. определенные доходы не могут быть связаны с конкретными расходами, чтобы не ставить расходы в зависимость от конкретных доходов. Исключения из этого принципа: а) образование целевых бюджетных фондов, где доходы увязываются с расходами; б) централизация отдельных видов доходов на осуществление, финансирование централизованных мероприятий.

2. Принцип адресности целевого характера бюджетных средств - т.е. бюджетные средства должны выделяться конкретным получателям бюджетных средств, с обозначением направления и цели их использования.

3. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Состав доходов и расходов, их распределение между уровнями бюджетной системы РФ.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездное, безвозвратное распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

Состав доходов бюджетной системы:

В зависимости от источников поступления доходов, способа получения доходов:

· налоговые доходы - это доходы от налогов и сборов, установленных законодательством РФ, а также от штрафов и пеней, от совершения налоговых правонарушений.

· неналоговые доходы: 1) доходы от использования государственного и муниципального имущества; 2) доходы от платных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями; 3) средства, полученные от применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; 4) финансовая помощь от бюджетов других уровней, предоставляемая в формах дотаций (для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности), субвенций (помощь на финансирование целевых расходов), субсидии (помощь на финансирование целевых расходов, при условии долевого участия в этом финансировании получателя помощи).

· финансовая помощь - это безвозмездные отчисления от физических и юридических лиц, международных организаций и иностранных государств.

· перечисления по взаимным расчетам - используются для финансового обеспечения государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, а также в результате решений вышестоящих органов власти.

 

В зависимости от срока действия:

· собственные доходы бюджета - это доходы, закрепленные за бюджетом на постоянной основе;

· регулирующие - это доходы, закрепленные за бюджетом на временной основе, 1 год или 3 года, и более (т.е. долговременные).

Доходы федерального бюджета.

1. Налоговые доходы федерального бюджета - это доходы от федеральных налогов, которые вводятся в действие федеральными органами государственной власти и действуют на всей территории РФ.

2. Доходы от использования федерального имущества, доходы от платных услуг, оказываемых федеральными учреждениями, прибыль ЦентрБанка, доходы от внешнеэкономической деятельности, от применения мер ответственности (административной, уголовной, гражданской).

Доходы бюджетов РФ:

Собственные налоговые доходы:

a. региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, вводимые в действие органами власти субъектов РФ, и действующие на территории соответствующих субъектов федерации.

b. отчисления или доли от федеральных налогов и сборов, закрепленные за бюджетами субъектов РФ на постоянной основе, напр., часть налога на прибыль организаций, выплачиваемая по ставке 14.5%; 60% от налога на покупку иностранных денежных знаков и др.

Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов федерации - устанавливаются законом "О федеральном бюджете" на соответствующий финансовый год: 99% налога на доходы физических лиц, акцизы, часть из них на этиловый спирт и алкогольную продукцию в размере 50%, акцизы на иные виды товаров, за исключением акцизов на нефть, газ, автотранспортные средства.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ - от использования имущества, находящегося в собственности субъектов федерации, оплаты услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов федерации и т.д.

Доходы местного бюджета:

Собственные налоговые доходы, подразделяются на две группы:

a. местные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, вводимые в действие представительными органами местного самоуправления, действующие на территории соответствующих муниципальных образований.

b. отчисления (доли) от федеральных и региональных налогов и сборов, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

Регулирующие налоговые доходы - это отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов, закрепляемые за местными бюджетами на временной основе. Как правило, они определяются законами субъектов РФ на очередной финансовый год.

Неналоговые доходы - это доходы от использования муниципальной собственности, от платных услуг бюджетных учреждений, финансовой помощи из бюджетов других уровней и т.д.

Формы расходов бюджетов исчерпывающе определены в ст. 69 БК. Расходами являются расходы на содержание бюджетных учреждений, на закупки товаров для обеспечения бюджетных учреждений, трансферты населению (различные социальные выплаты: пенсии, пособия и т.д.).

Порядок распределения расходов между бюджетами закреплен в ст.84-87 БК РФ. Вида расходов:

1. Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета.

2. Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов федерации.

3. Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.

4. Расходы, совместно финансируемые федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами.

Конкретное разграничение эти расходов конкретизируется федеральными законами и законами субъектов РФ.

 

ТЕСТ К ГЛАВЕ 4

 

Вопрос 1. Безвозмездные отчисления от физических и юридических лиц, международных организаций и иностранных государств – это:

1. налоговые доходы;

2. неналоговые доходы;

3. финансовая помощь;

4. перечисления по взаимным расчетам.

Вопрос 2. Отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов, закрепляемые за местными бюджетами на временной основе – это:

1. неналоговые доходы;

2. регулирующие налоговые доходы.

Вопрос 3. Государственные и муниципальные услуги, предоставление которых гарантируется государством на минимально допустимом уровне – это:

1. чрезвычайный бюджет;

2. консолидированный бюджет;

3. минимальное бюджетное обеспечение;

Вопрос 4. Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов федерации устанавливаются законом:

1. "О федеральном бюджете";

2. бюджетным кодексом РФ;

3. законами субъекта;

4. проектом бюджета на следу

Дата: 2016-09-30, просмотров: 210.