5210
www.msta.ru
Москва –2005
УДК 34 О 35
©Колонтаевская И.Ф., Курчатов К.М, Тараканова С.С. Финансовое право
Учебно-практическое пособие. - М.,МГУТУ, 2005
Рекомендовано Институтом информатизации образования РАО.
В учебном пособии изложены наиболее важные вопросы, раскрывающие понятие, структуру и систему финансового права.
Используя данное пособие при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы.
Данное издание не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для подготовки к экзамену.
Автор: Колонтаевская Ирина Федоровна, Курчатова Ксения Михайловна,
Тараканова Светлана Сергеевна
Рецензент: : профессор, д.ю.н. Шаров С.А.,МГЭИ,
профессор, д.ю.н. Сергеев А.В., Московский институт права
Редактор: Свешникова Н.И.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2005 109004, Москва, Земляной вал, 73
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 5 стр. |
Глава 1.Финансовая деятельность российского государства | 6 стр. |
§1. Понятие финансов их классификация. Финансовая система РФ. Роль и значение финансов при переходе к рыночным отношениям | 6 стр. |
§2. Организационные и правовые формы осуществления финансовой деятельности в Российской Федерации | 8 стр. |
Тест к главе 1 | 11 стр. |
Глава 2.Предмет, принципы, система и источники финансового права | 12 стр. |
§1. Предмет, метод и система финансового права | 12 стр. |
§2. Принципы и источники финансового права | 13 стр. |
§3. Понятие и общая характеристика финансово-правовых норм | 13 стр. |
§4. Понятие и особенности финансовых правоотношений | 14 стр. |
Тест к главе 2 | 15 стр. |
Глава 3.Финансовый контроль | 16 стр. |
§1. Понятие, значение, содержание и формы финансового контроля | 16 стр. |
§2. Виды и органы финансового контроля | 17 стр. |
§3. Методы финансового контроля | 20 стр. |
Тест к главе 3 | 20 стр. |
Глава 4.Бюджетное право | 21 стр. |
§1. Понятие и роль бюджета | 21 стр. |
§2. Бюджетное право | 22 стр. |
§3. Бюджетное устройство | 23 стр. |
Тест к главе 4 | 26 стр. |
Глава 5. Бюджетный процесс | 27 стр. |
§1. Понятие бюджетного процесса | 27 стр. |
§2. Составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета | 28 стр. |
Тест к главе 5 | 36 стр. |
Глава 6. Государственные и муниципальные доходы | 37 стр. |
§1. Понятие и система государственных и муниципальных доходов | 37 стр. |
§2. Неналоговые доходы и безвозмездные перечисления | 38стр. |
Тест к главе 6 | 40 стр. |
Глава 7. Налоговое право | 41 стр. |
§1. Понятие налога | 41 стр. |
§2. Налоговая система РФ | 41 стр. |
§3. Элементы закона о налоге | 44 стр. |
§4. Субъекты налогового права, права и обязанности. Ответственность налогоплательщиков | 45 стр. |
Тест к главе 7 | 49 стр. |
Глава 8. Налоговые режимы | 50 стр. |
§1. Общий налоговый режим | 50 стр. |
§2. Упрощенная система налогообложения отчета и отчетности для субъектов малого предпринимательства | 50 стр. |
§3. Единый налог на вменённый доход | 51 стр. |
Тест к главе 8 | 52 стр. |
Глава 9. Государственный и муниципальный кредит | 53 стр. |
§1. Понятие государственного и муниципального кредита | 53 стр. |
§2. Государственный внутренний долг, формы и управление | 53 стр. |
Тест к главе 9 | 56 стр. |
Глава 10.Смета | 57 стр. |
§1. Понятие сметы бюджетного финансирования. Правовой режим сметы бюджетного учреждения | 57 стр. |
§2. Внебюджетные средства бюджетных организаций | 59 стр. |
Тест к главе 10 | 60 стр. |
Глава 11. Банковский кредит | 61 стр. |
§1. Понятие и принципы банковского кредита | 61 стр. |
§2. Виды банковского кредита | 62стр. |
Тест к главе 11 | 62 стр. |
Глава 12. Центральный банк РФ | 63 стр. |
§1. Правовой статус ЦБ РФ | 63 стр. |
§2. Обязательные нормативы, устанавливаемые ЦБ РФ | 63 стр. |
§3. Контроль ЦБ РФ за деятельностью кредитных учреждений | 65 стр. |
Тест к главе 12 | 67 стр. |
Глава 13.Институт денежного обращения | 68 стр. |
§1. Понятие и правовые основы денежной системы | 68 стр. |
§2. Обращение наличных денег | 69 стр. |
§3. Безналичное денежное обращение | 69 стр. |
§4. Институт кассовых операций | 70 стр. |
Тест к главе 13 | 72 стр. |
Итоговый тест по дисциплине «Финансовое право» | 73 стр. |
Список рекомендуемой литературы | 75 стр. |
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее учебное пособие обеспечивает учебный процесс по дисциплине “Финансовое право” в юридических вузах и на юридических факультетах образовательных учреждений России.
Учебно-практическое пособие составлено на основе действующего законодательства с учетом последних изменений и дополнений, внесенных в него в последнее время. Оно основывается на современных принципах и методах, которые необходимы при изучении дисциплины “Финансовое право”.
Пособие включает в себя весь курс финансового права. Особенность данного издания заключается в том, что оно, с данной стороны, представляет изучаемый предмет во всем объеме, а, с другой стороны, форма подачи материала лаконична, предполагаемая информация предельно сжата в краткие конкретные вопросы.
В пособии содержатся лишь примерные варианты ответов на вопросы по финансовому праву. Эти варианты не стоит воспринимать как законченные и полные, они только намечают канву будущих ответов. Их нужно конкретизировать и прокомментировать, аргументировать и проиллюстрировать примерами. При ответе на экзаменационный вопрос необходимо обращаться к анализу реальных событий и процессов, уметь применять теорию, систему понятий при квалификации и анализе конкретных финансовых споров.
В конце каждой главы приводятся тесты для самоконтроля и проверки.
Глава 1. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
§1. Понятие финансов их классификация. Финансовая система РФ. Роль и значение финансов при переходе к рыночным отношениям
Теория финансов состоит из:
Учения о товарно-денежных отношениях. Финансы всегда считались экономической категорией, это такое явление, которое существует только в товарно-денежных отношениях. Значение финансов в государстве зависит от того, какое место занимают в государстве товарно-денежные отношения. От этого понижается или повышается роль финансов. До 90-ых годов финансового права в строгом смысле не было, оно подменялось административным. Но не всякие денежные отношения выражают отношения финансовые. Денежное обращение, реализация товара, использование денег как учета и контроля, не выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег. Если деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты общественного труда, то финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль рублем за расходом денежных средств. Финансы выражают денежное отношение, в результате которого обеспечивается планомерное образование, распределение и использование денежных фондов и фондов государства, организаций и населения.
Учения о национальном доходе как главном источнике финансовых ресурсов любого государства. Главным источником денежных доходов и фондов государства выступает национальный доход страны. Именно объем национального дохода определяет возможности того или иного государства в удовлетворении потребностей населения. У национального дохода есть две основные части: фонд накопления и потребления. Эти две части позволяют определить пропорции развития экономики и ее структуру. Существует такой парадокс - без участия финансов распределить национальный доход невозможно. Поэтому в этом смысле финансы являются связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. Связующим звеном между созданием и использование национального дохода является также бюджетная система, при помощи её распределяется и перераспределяется 70-80% национального дохода.
Учения о природе и функциях государства. Содержание финансов определяется сущностью и функциями государства. Основной функцией государства является хозяйственная организация применительно к финансам, она выражается в том, что организуя финансовые отношения, государство приводит в движение огромные потоки денежных средств и тем самым активно воздействует на все структуры экономики: производство, распределение, потребление, на обе части национального дохода. В этом смысле финансы выступают по материальному содержанию в качестве целевых фондов денежных средств. Все эти целевые фонды (бюджетные, не бюджетные и т.д.) они составляют финансовые ресурсы любого государства. Объем финансовых ресурсов страны находит отражение только в сводном финансовом балансе. На уровне РФ Министерство экономического развития и Министерство финансов одновременно с проектом федерального бюджета, готовят проект сводного финансового баланса и федеральный бюджет составляет только его часть, а остальное составляют информация о доходах предприятий и т.д. Это необходимо для того, чтобы прогнозировать экономическое развитие. Сводные финансовые балансы почти никогда не готовятся субъектами федерации и муниципальными образованиями, и жаль, так как субъекты и муниципалитет имеют не меньше информации, чем вся РФ.
Фонды денежных средств подразделяются на централизованные и децентрализованные. К централизованным фондам относятся бюджеты всех уровней, фонды средств имущественного и социального страхования, государственные и местные внебюджетные фонды и другие. Децентрализованные фонды: фонды оплаты труда, различные фонды амортизации отчислений, оборотных средств и любые другие фонды, которые могут организовываться на предприятиях и организациях. Соотношение между централизованными и децентрализованными фондами всегда устанавливается государством, исходя из утвержденных бюджетов различного уровня, исходя из планов социально-экономического развития. С развитием товарно-денежных отношений, с укреплений хозяйствующих субъектов, когда государство будет позволять гражданам зарабатывать больше и больше, тогда роль децентрализованных фондов будет возрастать. В любом развитом государстве (США напр.), децентрализованные фонды в несколько раз превосходят централизованные.
Таким образом, можно сказать, что финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.
Финансовая система – это система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.
Структура финансовой системы:
1. Бюджетная система. Главным звеном финансовой системы традиционно считается бюджетная сфера. Перераспределение через бюджет должно обеспечивать нормальное развитие производство и средств производства. Тоже самое, касается производственной и непроизводственной сферы, промышленности, сельского хозяйства и других диспропорций. Финансовую систему необходимо отличать от финансового аппарата. Финансовый аппарат - это часть аппарата государственного управления, на который возложено управление финансовой системой.
2. Внебюджетные целевые фонды. Правовой статус фондов подробно регламентирован в бюджетном кодексе и в законодательстве субъектов. Если бюджетные фонды связаны с развитием общих задач, то внебюджетные связаны с конкретной задачей, напр., пенсионный фонд.
3. Финансы предприятий и организаций. Объем таких децентрализованных денежных фондов напрямую зависит от состояния налоговой системы государства. Если налоговая система государства достаточно "щадящая" и объем налоговых платежей невелик, то децентрализованные фонды государства растут. Это хорошо, поскольку средства этих фондов будут оставаться в государстве и использоваться для различных нужд.
4. Фонды имущественного и личного страхования. Источниками образования этих фондов являются денежные средства предприятий и населения, и чем лучше будет финансовое положение этих двух групп, тем лучше будет состояние этих фондов.
5. Кредит, который подразделяется на государственный, муниципальный и банковский. Государственный и муниципальный кредит представляют собой механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах. Деньги, которые лежат в банках без движения - за счет них банк сам дает кредиты.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 213.