Для специальности 0211,3510 всех форм обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5210

www.msta.ru

Москва –2005

УДК 34 О 35

©Колонтаевская И.Ф., Курчатов К.М, Тараканова С.С. Финансовое право

Учебно-практическое пособие. - М.,МГУТУ, 2005

 

 

Рекомендовано Институтом информатизации образования РАО.

 

В учебном пособии изложены наиболее важные вопросы, раскрывающие понятие, структуру и систему финансового права.

Используя данное пособие при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы.

Данное издание не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для подготовки к экзамену.

 

 

Автор: Колонтаевская Ирина Федоровна, Курчатова Ксения Михайловна,

Тараканова Светлана Сергеевна

 

 

Рецензент: : профессор, д.ю.н. Шаров С.А.,МГЭИ,

профессор, д.ю.н. Сергеев А.В., Московский институт права

 

 

Редактор: Свешникова Н.И.

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2005 109004, Москва, Земляной вал, 73

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 5 стр.
Глава 1.Финансовая деятельность российского государства 6 стр.
§1. Понятие финансов их классификация. Финансовая система РФ. Роль и значение финансов при переходе к рыночным отношениям   6 стр.
§2. Организационные и правовые формы осуществления финансовой деятельности в Российской Федерации   8 стр.
Тест к главе 1 11 стр.
Глава 2.Предмет, принципы, система и источники финансового права   12 стр.
§1. Предмет, метод и система финансового права 12 стр.
§2. Принципы и источники финансового права 13 стр.
§3. Понятие и общая характеристика финансово-правовых норм 13 стр.
§4. Понятие и особенности финансовых правоотношений 14 стр.
Тест к главе 2 15 стр.
Глава 3.Финансовый контроль 16 стр.
§1. Понятие, значение, содержание и формы финансового контроля 16 стр.
§2. Виды и органы финансового контроля 17 стр.
§3. Методы финансового контроля 20 стр.
Тест к главе 3 20 стр.
Глава 4.Бюджетное право 21 стр.
§1. Понятие и роль бюджета 21 стр.
§2. Бюджетное право 22 стр.
§3. Бюджетное устройство 23 стр.
Тест к главе 4 26 стр.
Глава 5. Бюджетный процесс 27 стр.
§1. Понятие бюджетного процесса 27 стр.
§2. Составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета 28 стр.
Тест к главе 5 36 стр.
Глава 6. Государственные и муниципальные доходы 37 стр.
§1. Понятие и система государственных и муниципальных доходов 37 стр.
§2. Неналоговые доходы и безвозмездные перечисления 38стр.
Тест к главе 6 40 стр.
Глава 7. Налоговое право 41 стр.
§1. Понятие налога 41 стр.
§2. Налоговая система РФ 41 стр.
§3. Элементы закона о налоге 44 стр.
§4. Субъекты налогового права, права и обязанности. Ответственность налогоплательщиков   45 стр.
Тест к главе 7   49 стр.
Глава 8. Налоговые режимы 50 стр.
§1. Общий налоговый режим 50 стр.
§2. Упрощенная система налогообложения отчета и отчетности для субъектов малого предпринимательства   50 стр.
§3. Единый налог на вменённый доход 51 стр.
Тест к главе 8 52 стр.
Глава 9. Государственный и муниципальный кредит 53 стр.
§1. Понятие государственного и муниципального кредита 53 стр.
§2. Государственный внутренний долг, формы и управление 53 стр.
Тест к главе 9 56 стр.
Глава 10.Смета 57 стр.
§1. Понятие сметы бюджетного финансирования. Правовой режим сметы бюджетного учреждения   57 стр.
§2. Внебюджетные средства бюджетных организаций 59 стр.
Тест к главе 10 60 стр.
Глава 11. Банковский кредит 61 стр.
§1. Понятие и принципы банковского кредита 61 стр.
§2. Виды банковского кредита 62стр.
Тест к главе 11 62 стр.
Глава 12. Центральный банк РФ 63 стр.
§1. Правовой статус ЦБ РФ 63 стр.
§2. Обязательные нормативы, устанавливаемые ЦБ РФ 63 стр.
§3. Контроль ЦБ РФ за деятельностью кредитных учреждений 65 стр.
Тест к главе 12 67 стр.
Глава 13.Институт денежного обращения 68 стр.
§1. Понятие и правовые основы денежной системы 68 стр.
§2. Обращение наличных денег 69 стр.
§3. Безналичное денежное обращение 69 стр.
§4. Институт кассовых операций 70 стр.
Тест к главе 13 72 стр.
Итоговый тест по дисциплине «Финансовое право» 73 стр.
Список рекомендуемой литературы 75 стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящее учебное пособие обеспечивает учебный процесс по дисциплине “Финансовое право” в юридических вузах и на юридических факультетах образовательных учреждений России.

Учебно-практическое пособие составлено на основе действующего законодательства с учетом последних изменений и дополнений, внесенных в него в последнее время. Оно основывается на современных принципах и методах, которые необходимы при изучении дисциплины “Финансовое право”.

Пособие включает в себя весь курс финансового права. Особенность данного издания заключается в том, что оно, с данной стороны, представляет изучаемый предмет во всем объеме, а, с другой стороны, форма подачи материала лаконична, предполагаемая информация предельно сжата в краткие конкретные вопросы.

В пособии содержатся лишь примерные варианты ответов на вопросы по финансовому праву. Эти варианты не стоит воспринимать как законченные и полные, они только намечают канву будущих ответов. Их нужно конкретизировать и прокомментировать, аргументировать и проиллюстрировать примерами. При ответе на экзаменационный вопрос необходимо обращаться к анализу реальных событий и процессов, уметь применять теорию, систему понятий при квалификации и анализе конкретных финансовых споров.

В конце каждой главы приводятся тесты для самоконтроля и проверки.

 

Глава 1. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

§1. Понятие финансов их классификация. Финансовая система РФ. Роль и значение финансов при переходе к рыночным отношениям

Теория финансов состоит из:

Учения о товарно-денежных отношениях. Финансы всегда считались экономической категорией, это такое явление, которое существует только в товарно-денежных отношениях. Значение финансов в государстве зависит от того, какое место занимают в государстве товарно-денежные отношения. От этого понижается или повышается роль финансов. До 90-ых годов финансового права в строгом смысле не было, оно подменялось административным. Но не всякие денежные отношения выражают отношения финансовые. Денежное обращение, реализация товара, использование денег как учета и контроля, не выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег. Если деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты общественного труда, то финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль рублем за расходом денежных средств. Финансы выражают денежное отношение, в результате которого обеспечивается планомерное образование, распределение и использование денежных фондов и фондов государства, организаций и населения.

Учения о национальном доходе как главном источнике финансовых ресурсов любого государства. Главным источником денежных доходов и фондов государства выступает национальный доход страны. Именно объем национального дохода определяет возможности того или иного государства в удовлетворении потребностей населения. У национального дохода есть две основные части: фонд накопления и потребления. Эти две части позволяют определить пропорции развития экономики и ее структуру. Существует такой парадокс - без участия финансов распределить национальный доход невозможно. Поэтому в этом смысле финансы являются связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. Связующим звеном между созданием и использование национального дохода является также бюджетная система, при помощи её распределяется и перераспределяется 70-80% национального дохода.

Учения о природе и функциях государства. Содержание финансов определяется сущностью и функциями государства. Основной функцией государства является хозяйственная организация применительно к финансам, она выражается в том, что организуя финансовые отношения, государство приводит в движение огромные потоки денежных средств и тем самым активно воздействует на все структуры экономики: производство, распределение, потребление, на обе части национального дохода. В этом смысле финансы выступают по материальному содержанию в качестве целевых фондов денежных средств. Все эти целевые фонды (бюджетные, не бюджетные и т.д.) они составляют финансовые ресурсы любого государства. Объем финансовых ресурсов страны находит отражение только в сводном финансовом балансе. На уровне РФ Министерство экономического развития и Министерство финансов одновременно с проектом федерального бюджета, готовят проект сводного финансового баланса и федеральный бюджет составляет только его часть, а остальное составляют информация о доходах предприятий и т.д. Это необходимо для того, чтобы прогнозировать экономическое развитие. Сводные финансовые балансы почти никогда не готовятся субъектами федерации и муниципальными образованиями, и жаль, так как субъекты и муниципалитет имеют не меньше информации, чем вся РФ.

Фонды денежных средств подразделяются на централизованные и децентрализованные. К централизованным фондам относятся бюджеты всех уровней, фонды средств имущественного и социального страхования, государственные и местные внебюджетные фонды и другие. Децентрализованные фонды: фонды оплаты труда, различные фонды амортизации отчислений, оборотных средств и любые другие фонды, которые могут организовываться на предприятиях и организациях. Соотношение между централизованными и децентрализованными фондами всегда устанавливается государством, исходя из утвержденных бюджетов различного уровня, исходя из планов социально-экономического развития. С развитием товарно-денежных отношений, с укреплений хозяйствующих субъектов, когда государство будет позволять гражданам зарабатывать больше и больше, тогда роль децентрализованных фондов будет возрастать. В любом развитом государстве (США напр.), децентрализованные фонды в несколько раз превосходят централизованные.

Таким образом, можно сказать, что финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.

Финансовая система – это система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.

Структура финансовой системы:

1. Бюджетная система. Главным звеном финансовой системы традиционно считается бюджетная сфера. Перераспределение через бюджет должно обеспечивать нормальное развитие производство и средств производства. Тоже самое, касается производственной и непроизводственной сферы, промышленности, сельского хозяйства и других диспропорций. Финансовую систему необходимо отличать от финансового аппарата. Финансовый аппарат - это часть аппарата государственного управления, на который возложено управление финансовой системой.

2. Внебюджетные целевые фонды. Правовой статус фондов подробно регламентирован в бюджетном кодексе и в законодательстве субъектов. Если бюджетные фонды связаны с развитием общих задач, то внебюджетные связаны с конкретной задачей, напр., пенсионный фонд.

3. Финансы предприятий и организаций. Объем таких децентрализованных денежных фондов напрямую зависит от состояния налоговой системы государства. Если налоговая система государства достаточно "щадящая" и объем налоговых платежей невелик, то децентрализованные фонды государства растут. Это хорошо, поскольку средства этих фондов будут оставаться в государстве и использоваться для различных нужд.

4. Фонды имущественного и личного страхования. Источниками образования этих фондов являются денежные средства предприятий и населения, и чем лучше будет финансовое положение этих двух групп, тем лучше будет состояние этих фондов.

5. Кредит, который подразделяется на государственный, муниципальный и банковский. Государственный и муниципальный кредит представляют собой механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах. Деньги, которые лежат в банках без движения - за счет них банк сам дает кредиты.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 171.