По времени проведения финансового контроля:
· Предварительный - проводится до совершения финансовых операций, и поэтому имеет важное значение для предотвращения нарушения финансовых норм. В его рамках проверяются обычно либо проекты финансовых документов, либо ещё не исполненные финансовые документы. Напр., при подаче кредитной или кассовой заявки в банк, он проверяет все поданный документы в 100% случаев. Хороший пример - обсуждение проекта бюджета РФ на следующий год.
· Текущий - это контроль в процессе совершения финансовых операций. Напр., контроль в ходе капитального строительства какого-либо объекта.
· Последующий - контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. Напр., контроль исполнительного органа за исполнением бюджета за первые 9-ть месяцев года и т.д.
В зависимости от обязательств:
· Обязательный - проводится: а) в силу требований закона; б) по решению компетентных органов государства.
· Инициативный - осуществляется по инициативе хозяйствующих субъектов.
По субъектам: финансовый контроль представительных органов власти; президентский, исполнительно-распорядительных органов, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный финансовый контроль, внутрихозяйственный, независимый хозяйственный контроль.
Органы финансового контроля:
Государственная Дума правомочна на образование счетной палаты РФ, порядок действия счетной палаты определяется федеральным законом. К полномочиям Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение председателя счетной палаты и половины состава её аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает заместителя председателя счетной палаты и вторую половину состава. Государственная Дума утверждает федеральный бюджет РФ, а также отчет о выполнении федерального бюджета. В составе Государственной Думы действует комитет по бюджету и налогам, банкам и финансам, который непосредственно занимается всеми видами финансового контроля, основной является работа по формированию и контролю за исполнением федерального бюджета.
Счетная палата. Органы подобные счетной палате созданы во всех субъектах РФ. Основная задача направлена на проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении различных государственных расходов. Эти мероприятия могут быть:
· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и субъектов федерации;
· оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета, обычно, когда он ещё находится в проекте;
· финансовая экспертиза законопроекта;
· анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовка предложений по их изменению;
· контроль за законностью и своевременностью движения денежных средств федерального бюджета в ЦентрБанк России и уполномоченные банки;
· регулярное представление Федеральному Собранию информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проведения контрольных мероприятий.
Счетная палата вправе выносить предписания в случае нарушений хозяйственной и иной деятельности проверяемого субъекта, они являются обязательными для исполнения и в случае неисполнения предписания, коллегия счетной палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении исполнения финансовых операций субъекта-нарушителя. Это решение может быть обжаловано в суд.
Контрольное управление и ведомства. Ранее контрольное управление находилось в составе администрации Президента, с приходом В.В. Путина статус самого управления повысился, и оно стало называться президентским контрольным управлением, оно имеет свои представительства в федеральных округах. Президентский контроль сегодня олицетворяет государственный контроль, в рамках которого и осуществляется финансовый контроль. Функции этого управления:
1. Анализ финансовой деятельности органов исполнительной власти, как федеральных, так и субъектов РФ.
2. Рассмотрение жалоб и обращений граждан.
Контрольное управление президента не наделено полномочиями по применению санкций и обходится представлениями в компетентные органы государства для возбуждения соответствующих процедур (прокуратура и т.д.). Нормативный срок рассмотрения таких представлений - 10 дней.
Правительство РФ контролирует проведение единой финансовой политики государства, этот процесс реализуется через текущий контроль за федеральным бюджетом на различных стадиях. Одновременно Правительство контролирует подведомственные министерства и ведомства, а также направляет деятельность специализированных органов финансового контроля.
Министерство финансов осуществляет финансовый контроль за рациональным использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных средств. Для реализации контрольных полномочий Минфин может запрашивать от любых предприятий и организаций необходимую информацию. Минфин вправе давать обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений, ограничивать или приостанавливать государственное финансирование, взыскивать с предприятий, учреждений и организаций, полученные ими средства из федерального бюджета.
Департамент финансового контроля и аудита, имеет свои территориальные органы, называющиеся контрольно-ревизионными управлениями (КРУ). У этого департамента две основные функции: контроль за предприятиями, работающими с бюджетными средствами и регулирование аудиторской деятельности.
Федеральное казначейство существует на правах главного управления министерства финансов РФ. Функции федерального казначейства аналогичны функциям Минфина, только для работы с федеральным бюджетом.
Министерство РФ по налогам и сборам действует как орган финансового контроля, основной задачей которого является обеспечение единой системы соблюдения налогового законодательства РФ. Это министерство наделено достаточно широкими полномочиями, и отвечает в основном за доходную часть бюджета.
ЦентрБанк РФ как орган финансового контроля надзирает за финансовой деятельностью коммерческих банков. ЦентрБанк вправе применять к банкам нарушителям принудительные меры воздействия вплоть, до частичного (приостановление) или полного отзыва банковской лицензии.
Ведомственный финансовый контроль - контроль различных министерств и ведомств за деятельностью предприятий и организаций, входящих в систему данного министерства или ведомства. Обычно в их рамках созданы специальные контрольно-ревизионные органы. Основные задачи ведомственного финансового контроля: 1) выполнение плановых заданий; 2)экономное использование материальных и финансовых средств; 3)сохранность государственной собственности; 4)правильность постановки задач.
Внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый внутри хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций). Его осуществляет руководство, специально созданные органы.
Аудиторские органы осуществляют финансовый контроль в соответствии с федеральным законом "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001-го года. В этом законе урегулирован весь порядок контроля и даны основные термины. Под аудиторско-финансовым контролем понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Методы финансового контроля
Под методами финансового контроля понимаются приемы и средства, осуществления финансового контроля. Проведение финансового контроля, как правило, планируется.
Методы финансового контроля:
1. Ревизия - основной метод. Под ревизией понимается наиболее глубокое и обширное исследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью проверки законности, правильности и целесообразности. Ревизии вправе проводить разные контролирующие финансовые органы. Ревизии могут быть плановыми и внеплановыми (когда проводятся по прямому указанию компетентных органов, напр., органов прокуратуры), комплексные (проводятся совместно несколькими контролирующими органами). По объекту проверки, ревизии делятся на документальные и фактические, полные и выборочные. Срок проведения ревизии - общее правило 30-ть дней. Результаты ревизии всегда оформляются актом. По акту ревизии могут быть поданы возражения от имени проверяемого, проверяющие должны ответить на возражения (принять, не принять, не принять частично). Акты являются основанием для исправления выявленных финансовых нарушений. Меры реагирования по результатам ревизии могут быть различны: ликвидация нарушений, предупреждение по нарушениям, привлечение к финансовой ответственности, а могут и просто передать информацию правоохранительным органам.
2. Проверка.
3. Рассмотрение проектов финансовых планов.
4. Рассмотрение отчетов о финансово-хозяйственной деятельности.
5. Заслушивание докладов, информации от должностных лиц и т.д.
ТЕСТ К ГЛАВЕ 3
Вопрос 1.Что не является видом проведения финансового контроля:
1. обязательный; 2. текущий; 3. плановый; 4. предварительный.
Вопрос 2. Срок рассмотрения представлений контрольного управления президента в органы государственной власти составляет:
1. 30 дней; 2. 15 дней; 3. 10 дней; 4. 2 недели.
Вопрос 3. Общий срок проведения ревизии составляет:
1. 10 дней; 2. 6 месяцев; 3 15 дней; 4. 30 дней.
Вопрос 4. Объектами финансового контроля являются:
1. трудовые ресурсы; 2. семейный бюджет; 3. природные ресурсы;
4. финансовые ресурсы посольств иностранных государств на территории РФ.
Вопрос 5. Специфической формой финансового контроля является:
1. контроль кредитом;
2. контроль налогами;
3. контроль рублем.
Глава 4. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
Понятие и роль бюджета
Бюджет всегда считался необходимым атрибутом государства и основой его суверенитета. Термин "бюджет" трактуется многозначно:
1. Первое значение термина "бюджет" - как фонд денежных средств. Когда говорим о бюджете субъектов, это будет централизованный фонд денежных средств.
2. Второе значение, по экономическому содержанию, как совокупность экономических, в том числе денежных, отношений и как плановый акт.
3. Третье значение, в юридическом аспекте, понимание бюджета как правового акта. Бюджет как правовой акт на федеральном уровне в форме федерального закона (бюджет субъекта РФ, соответственно, в форме закона субъекта), закрепляет определённые юридические права и обязанности участников финансовых отношений.
4. Современное российское законодательство дает четвертое понятие бюджета, как части государственной или муниципальной казны.
Бюджет –это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса).
Роль бюджета:
1. создает финансовую базу функционирования не только государства, но и муниципальных образований. Средства, которые содержатся в бюджете, направляются на содержание государственного аппарата, на социально-культурные мероприятия, на финансирование административно-политической деятельности (армия и правоохранительные органы).
2. является центральным звеном финансовой системы государства, в непосредственной взаимосвязи с бюджетом функционируют все другие звенья финансовой системы. Наличие бюджета создает определённые возможности всем звеньям финансовой системы совершать определённые маневры при использовании денежных средств, с учетом определённых приоритетов для общества, с учетом чрезвычайных ситуаций, с учетом непредвиденных расходов.
3. позволяет решать особые государственные задачи, связанные с особенностями того или иного государства и особенностями государственного устройства, а именно задачи национальной политики государства, региональной политики и другие специфические задачи. Напр., создание единого экономического пространства, но т.к. сегодня у каждого субъекта РФ есть особенности экономического функционирования, сформировавшиеся под влиянием региональных элит, говорить о едином экономическом пространстве пока не приходится.
Федеральный бюджет облекается в форму федерального закона, региональный в форму закона субъекта федерации, муниципальный - в форму решения представительного органа местного самоуправления.
Федеральное российское законодательство выделяет специальные понятия бюджета:
· Чрезвычайный бюджет - бюджет с особым более жестким правовым режимом использования финансовых ресурсов, основанием для такого бюджета является введение чрезвычайного положения.
· Консолидированный бюджет - под ним понимается свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый для расчетов и анализов. Напр., консолидированным бюджетом Новосибирской области будет свод основного областного бюджета, плюс районные бюджеты, плюс бюджеты городов.
· Минимальное бюджетное обеспечение - оно увязано с минимальными государственными стандартами, под которыми понимаются государственные и муниципальные услуги, предоставление которых гарантируется государством на минимально допустимом уровне. В свою очередь минимально допустимая стоимость государственных услуг в денежном выражении услуг, предоставляемых органами в расчете на душу населения за счет средств соответствующих территориальных бюджетов, будет минимальной бюджетной обеспеченностью. Иными словами соотношение понятий минимальный государственный стандарт и минимальное бюджетное обеспечение, выражается как минимальный государственный стандарт и его минимальное бюджетное обеспечение.
§2. Бюджетное право
При рассмотрении, утверждении и исполнении государственных и субъектов федерации бюджетов возникает особый круг общественных отношений, который регулируется бюджетным правом. Специфика отношений:
1. Бюджетное право регулирует общественные отношения РФ, ее субъектов, муниципальных образований, а также действующих на данной территории исполнительных и представительных органов.
2. Бюджетные правоотношения возникают в связи с образованием и использованием денежных фондов государства и его территорий.
3. Бюджетные нормы регулируют и закрепляют, прежде всего, институт бюджетного устройства РФ, т.е. совокупность бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ и принципы, на которых строится их взаимодействие между собой.
4. Бюджетные нормы закрепляют структуру расходов и доходов бюджетной системы.
5. Бюджетные нормы закрепляют и регулируют компетенцию РФ, ее субъектов и муниципальных образований в области бюджета.
6. Бюджетные нормы закрепляют и регулируют бюджетный процесс, т.е. порядок формирования, утверждения и исполнения бюджета, утверждение отчета об исполнении бюджетов всех уровней.
Бюджетное право - это подотрасль финансового права, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государстве и местном бюджете.
Особенности бюджетного права:
1. Бюджетное право в нашей стране базируется на принципе федерализма. Он означает гарантированность самостоятельности бюджетной деятельности и бюджетов федерации, субъектов федерации и муниципальных образований.
2. Вторая особенность бюджетного права в том, что в нем более четко выделяются материальные и процессуальные нормы, чем в иных институтах финансового права. Материальные нормы закрепляют бюджетное устройство, виды доходов и расходов бюджета. Процессуальные закрепляют порядок прохождения каждой из стадии бюджетного процесса.
Особенности бюджетных правоотношений, в которые вступают субъекты бюджетного права:
· Все бюджетные правоотношения, возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов соответствующей территории.
· Права и обязанности субъектов бюджетного права обусловлены наличием бюджета, как основного финансового плана государства или его территорий.
· Наличие обязательного субъекта, т.е. государства и его территорий (субъектов федерации, муниципальных образований), органы государственной власти и органы местного самоуправления также являются обязательными субъектами бюджетного права.
Бюджетное обязательство - согласно бюджетному кодексу, это обязанность расходования средств соответствующего бюджета в течение определённого срока. При этом бюджетный кодекс закрепляет два основания возникновения бюджетного обязательства:
1. наличие закона или решения о бюджете;
2. наличие сводной бюджетной росписи - это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Бюджетное устройство
Бюджетная система - это установленная на экономических отношениях в государственном устройстве РФ, урегулированная нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.
Уровни бюджетной системы:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, федеральный фонд занятости населения, фонд социального страхования).
2. Бюджеты субъектов РФ.
3. Бюджеты муниципальных образований. На местном уровне внебюджетные фонды не создаются вообще.
Принципы бюджетной системы РФ (ст.29-38 БК РФ):
1. Принцип общего совокупного покрытия расходов бюджета - вся совокупность расходов бюджета должна покрываться всей совокупностью его доходов. Т.е. определенные доходы не могут быть связаны с конкретными расходами, чтобы не ставить расходы в зависимость от конкретных доходов. Исключения из этого принципа: а) образование целевых бюджетных фондов, где доходы увязываются с расходами; б) централизация отдельных видов доходов на осуществление, финансирование централизованных мероприятий.
2. Принцип адресности целевого характера бюджетных средств - т.е. бюджетные средства должны выделяться конкретным получателям бюджетных средств, с обозначением направления и цели их использования.
3. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Состав доходов и расходов, их распределение между уровнями бюджетной системы РФ.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездное, безвозвратное распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
Состав доходов бюджетной системы:
В зависимости от источников поступления доходов, способа получения доходов:
· налоговые доходы - это доходы от налогов и сборов, установленных законодательством РФ, а также от штрафов и пеней, от совершения налоговых правонарушений.
· неналоговые доходы: 1) доходы от использования государственного и муниципального имущества; 2) доходы от платных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями; 3) средства, полученные от применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; 4) финансовая помощь от бюджетов других уровней, предоставляемая в формах дотаций (для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности), субвенций (помощь на финансирование целевых расходов), субсидии (помощь на финансирование целевых расходов, при условии долевого участия в этом финансировании получателя помощи).
· финансовая помощь - это безвозмездные отчисления от физических и юридических лиц, международных организаций и иностранных государств.
· перечисления по взаимным расчетам - используются для финансового обеспечения государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, а также в результате решений вышестоящих органов власти.
В зависимости от срока действия:
· собственные доходы бюджета - это доходы, закрепленные за бюджетом на постоянной основе;
· регулирующие - это доходы, закрепленные за бюджетом на временной основе, 1 год или 3 года, и более (т.е. долговременные).
Доходы федерального бюджета.
1. Налоговые доходы федерального бюджета - это доходы от федеральных налогов, которые вводятся в действие федеральными органами государственной власти и действуют на всей территории РФ.
2. Доходы от использования федерального имущества, доходы от платных услуг, оказываемых федеральными учреждениями, прибыль ЦентрБанка, доходы от внешнеэкономической деятельности, от применения мер ответственности (административной, уголовной, гражданской).
Доходы бюджетов РФ:
Собственные налоговые доходы:
a. региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, вводимые в действие органами власти субъектов РФ, и действующие на территории соответствующих субъектов федерации.
b. отчисления или доли от федеральных налогов и сборов, закрепленные за бюджетами субъектов РФ на постоянной основе, напр., часть налога на прибыль организаций, выплачиваемая по ставке 14.5%; 60% от налога на покупку иностранных денежных знаков и др.
Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов федерации - устанавливаются законом "О федеральном бюджете" на соответствующий финансовый год: 99% налога на доходы физических лиц, акцизы, часть из них на этиловый спирт и алкогольную продукцию в размере 50%, акцизы на иные виды товаров, за исключением акцизов на нефть, газ, автотранспортные средства.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ - от использования имущества, находящегося в собственности субъектов федерации, оплаты услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов федерации и т.д.
Доходы местного бюджета:
Собственные налоговые доходы, подразделяются на две группы:
a. местные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, вводимые в действие представительными органами местного самоуправления, действующие на территории соответствующих муниципальных образований.
b. отчисления (доли) от федеральных и региональных налогов и сборов, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.
Регулирующие налоговые доходы - это отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов, закрепляемые за местными бюджетами на временной основе. Как правило, они определяются законами субъектов РФ на очередной финансовый год.
Неналоговые доходы - это доходы от использования муниципальной собственности, от платных услуг бюджетных учреждений, финансовой помощи из бюджетов других уровней и т.д.
Формы расходов бюджетов исчерпывающе определены в ст. 69 БК. Расходами являются расходы на содержание бюджетных учреждений, на закупки товаров для обеспечения бюджетных учреждений, трансферты населению (различные социальные выплаты: пенсии, пособия и т.д.).
Порядок распределения расходов между бюджетами закреплен в ст.84-87 БК РФ. Вида расходов:
1. Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета.
2. Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов федерации.
3. Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.
4. Расходы, совместно финансируемые федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами.
Конкретное разграничение эти расходов конкретизируется федеральными законами и законами субъектов РФ.
ТЕСТ К ГЛАВЕ 4
Вопрос 1. Безвозмездные отчисления от физических и юридических лиц, международных организаций и иностранных государств – это:
1. налоговые доходы;
2. неналоговые доходы;
3. финансовая помощь;
4. перечисления по взаимным расчетам.
Вопрос 2. Отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов, закрепляемые за местными бюджетами на временной основе – это:
1. неналоговые доходы;
2. регулирующие налоговые доходы.
Вопрос 3. Государственные и муниципальные услуги, предоставление которых гарантируется государством на минимально допустимом уровне – это:
1. чрезвычайный бюджет;
2. консолидированный бюджет;
3. минимальное бюджетное обеспечение;
Вопрос 4. Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов федерации устанавливаются законом:
1. "О федеральном бюджете";
2. бюджетным кодексом РФ;
3. законами субъекта;
4. проектом бюджета на следующий год.
Вопрос 5. Бюджетные средства должны выделяться конкретным получателям бюджетных средств, с обозначением направления и цели их использования – данное положение закреплено в принципе бюджетной системы:
1. принципе общего совокупного покрытия расходов бюджета;
2. принципе адресности целевого характера бюджетных средств;
3. принципе полноты отражения доходов и расходов бюджетов.
Глава 5. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Понятие бюджетного процесса
Бюджетный процесс – это регламентированная нормами бюджетного права деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению, утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении.
Бюджетный год – это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. 31 декабря в 24.00 происходит заключение бюджета, т.е. закрытие всех бюджетных счетов.
Бюджетный период - это время, в течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода.
Стадии бюджетного периода имеют строгую очередность, осуществляются последовательно и этот порядок изменению не подлежит. Могут меняться потребности государства, субъектов, муниципальных образований в размерах финансирования, но стадий это не касается.
На каждой стадии бюджетного процесса решаются те вопросы, которые не могут быть решены либо в другое время, либо на другой стадии. Например, в момент составления проекта бюджета всегда решаются вопросы бюджетного регулирования: решаются вопросы дотаций, субвенций и т.д. На стадии "исполнения бюджета" решаются вопросы открытия бюджетных ассигнований.
Принципы бюджетного процесса: 1)единства бюджетной системы (принцип разграничения доходов и расходов бюджетов); 2) принцип самостоятельности; 3) сбалансированности; 4) гласности; 5) достоверности; 6) адресности и целевого характера бюджетных средств.
Специфические принципы бюджетного процесса:
1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).
2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Принцип ежегодности позволяет определить тенденции развития бюджетных отношений.
3. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликования закона "О бюджете".
4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. Существует три вида бюджетной классификации: экономическая, функциональная, ведомственная. Экономическая и функциональная могут быть едины на всей территории РФ, а ведомственная может быть и РФ, и субъектов РФ, и муниципальных образований.
§2. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета
1. Составление проекта бюджета. Организационная работа по составлению проекта бюджета на федеральном уровне начинается за год или даже за полтора года до начала нового бюджетного года, а в субъектах федерации этот временной промежуток от 6-ти месяцев до полутора года. Помимо временного промежутка, есть юридический факт, который связан с выступление высшего должностного лица, где определяются ключевые позиции проекта бюджета на всех уровнях. Составление бюджета осуществляется различными финансовыми уровнями: федеральным (Минфин), региональным, местным. Все исполнительные органы участвуют в подготовке бюджета в соответствии со своей компетенцией и поручением главы исполнительной власти.
БК называет две категории, связанные с бюджетными средствами: распорядитель и получатель.
БК предусматривает два вида распорядителей бюджетных средств:
a. на федеральном уровне - руководители министерств, управлений и т.д.
b. на уровне субъекта федерации - также руководители министерств, управлений и т.п., но уже уровня субъекта федерации.
Промежуточным распорядителями являются лица, подчиненные главным распорядителям бюджетных средств.
Получателями являются должностные лица, подчиненные распорядителям бюджетных средств.
На стадии составления проекта бюджета обязательно определяется срок, в который главные распорядители должны представить в финансовый орган, который ответственен за составление проекта бюджета, показатели и сводные положения по распорядителям и получателям.
После составления проекта бюджета начинается согласование проекта в рамках федеративного государства (федеральный уровень власти согласует показатели проекта с субъектами федерации, субъекты согласовывают с муниципальными образованиями).
Документы, имеющие значение для проекта бюджета:
· прогноз экономического и социального развития государства и его территорий на очередной год;
· основные направления бюджетной и налоговой политики государства и его территорий на очередной год;
· прогноз баланса финансовых ресурсов государства и его территорий на очередной год;
· проект программы формирования и развития собственности государства и его территорий или проект программы приватизации;
· методика формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.
Документы, составляющиеся одновременно с проектом бюджета:
· прогноз консолидированного бюджета РФ и её территорий на очередной финансовый год;
· адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
· программа формирования и развития собственности или программа приватизации;
· структура государственного долга государства и его территорий, и программа государственных заимствований;
· оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот;
· оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий год, включая итоги исполнения за истекший период текущего года;
· перечень долгосрочных целевых программ;
· проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· перечень законов или их отдельных положений, действие которых предлагается остановить или приостановить в связи с тем, что проектом бюджета не предусмотрены средства на их реализацию.
Принцип иммунитета бюджета - это принцип, при котором закон о бюджете на очередной финансовый год в части финансирования всех отраслей и сфер общественной жизни, является приоритетным по юридической силе по отношению к любым другим законам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Т.е. сам закон о бюджете определяет в чем будет выражаться принцип иммунитета бюджета.
2. Рассмотрение и утверждение бюджета
Стадия рассмотрения бюджета начинается с момента внесения проекта закона о бюджете на рассмотрение представительного органа власти. Проект закона о бюджете на федеральном уровне вносится Президентом, на уровне субъекта - главой исполнительной власти, на местном - главой муниципального образования. Одновременно с проектом закона и бюджете, вносятся предварительные итоги социально-экономического развития территорий за истекший период текущего финансового года, прогноз социально-экономического развития территорий на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год. Также совместно с проектом вносятся документы о результатах проверок нижестоящих бюджетов в текущем финансовом году (могут отличаться год от года), а также вносится перечень главных распорядителей бюджетных средств, а также перечень законов, в которые должны вноситься изменения и дополнения, или положения которых будут приостановлены на следующий финансовый год, т.к. правительство считает нецелесообразным финансировать эти статьи. Также вносятся документы, составляемые одновременно с проектом бюджета (проект консолидированного бюджета, адресные инвестиционные программы, программа приватизации, структура долга, оценка потерь бюджета от налоговых льгот и т.д.). На федеральном уровне главные распорядители это федеральные министры, на уровне субъектов тоже самое, только применительно к субъектам, аналогично и на местном уровне.
Приложения к проекту бюджета:
· Адресная инвестиционная программа, становится как бы частью бюджета.
· Структура государственного долга и программа государственных заимствований.
· Перечень долгосрочных целевых программ, предлагаемых к финансированию.
· Перечень законов или их отдельных положений, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год.
Общие условия рассмотрения проекта о бюджете:
1. Проект рассматривается поэтапно.
2. Проект рассматривается в нескольких чтениях, в соответствии с регламентом представительного органа государственной или местной власти.
Рассмотрение проекта закона в первом чтении. После внесения проекта закона о бюджет представительный орган, его руководитель, направляет законопроект в финансово-бюджетный комитет, ответственный за рассмотрение проекта, который называется еще головным комитетом. Головной комитет оценивает поступивший законопроект на предмет соответствия закону и на предмет соответствия комплектности, если комплект не удовлетворяет бюджетному законодательству, то его в течение суток возвращают в органы исполнительной власти. Срок на доработку для повторного внесения обычно определяется 10-тью днями. Соответствующий закону и комплектности проект направляется председателям комитетов и комиссий представительного органа, а также всем другим субъектам права законодательной инициативы данного представительного органа, и в территориальный орган финансового контроля (счетная палата на федеральном уровне, контрольно-счетная палата в субъекте).
После этого начинается стадия рассмотрения проекта бюджета в первом чтении. На этой стадии, прежде всего, обсуждается его концепция, соответствие этой
Дата: 2016-09-30, просмотров: 193.