Неналоговые доходы и безвозмездные перечисления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Под неналоговыми доходами понимаются поступающие в распоряжение государственных и муниципальных образований доходы от использования государственного и муниципального имущества, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также средства, привлеченные на добровольной основе. Пример добровольности неналоговых доходов - выпуск государственных и муниципальных займов и т.д.

Обязательным неналоговым доходам свойственна определенная возмездность. Напр., получение лицензии или регистрационные сборы, дающие право на что-либо. До недавнего времени (до принятия Бюджетного кодекса) к неналоговым доходам относились платежи штрафного характера, сейчас Налоговый кодекс однозначно назвал штраф и пени налоговыми доходами государства.

Группы неналоговых доходов:

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

1. Доходы от использования имущества.

2. Дивиденды по акциям, принадлежащим государственным органам и муниципальным образованиям.

3. Доходы от сдачи в аренду имущества.

4. Проценты, полученные от размещения в коммерческих банках временно свободных средств бюджетных и внебюджетных фондов.

5. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства и муниципальных образований.

6. Перечисление прибыли ЦБ РФ.

7. Платежи от государственных и муниципальных организаций.

 

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

1. Поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

2. Поступления от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций, квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования.

3. Доходы от реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, вклады.

Административные платежи и сборы:

1. Таможенные сборы (не путать с таможенной пошлиной, т.к. это налоговый доход), прочие неналоговые таможенные платежи.

2. Сборы взимаемые ГИБДД.

3. Прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

1. Поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

Неналоговые доходы также как и налоги по территориальному признаку подразделяются на федеральные, субъектов РФ и местные.

Среди неналоговых доходов имеются платежи, которые близки к налоговым, прежде всего за счет обязательности уплаты, во-вторых, по контролю за их уплатой. У них признак обязательности возникает тогда, когда лица обращаются в государственные и муниципальные организации за какой-либо услугой, напр., на предоставление права осуществления определённой деятельности, для регистрации по месту жительства и т.д. Именно этот момент похожести налоговых и неналоговых платежей позволил законодателю объединить налоговые и неналоговые платежи в одну систему.

Добровольная основа уплаты неналоговых доходов. Ведущее место среди неналоговых доходов в рамках этой категории принадлежит государственному и муниципальному кредиту. Это когда государственные и муниципальные органы занимают деньги в виде издания облигаций, которые у них покупает население или организации. Первая форма добровольных неналоговых доходов - кредит. Вторая форма - лотерея, однако это форма сейчас не имеет широкого распространения.

Безвозмездные перечисления - это платежи, перечисляемые в бюджетные и внебюджетные фонды физическими, юридическими лицами, международными организациями и правительствами иностранных государств на добровольной основе. Безвозмездные перечисления - вид неналогового дохода, единственное отличие в том, что безвозмездные отчисления могут быть связаны с иностранной помощью.

Также существуют безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Взаимный расчет - это операции по передаче средств между бюджетами разных уровней, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, а также связанные с передачей полномочий по финансированию расходов или передаче доходов, произошедших после утверждения закона о бюджете и естественно неучтенных в принятом законе о бюджете. Иначе говоря, средства по взаимным расчетам это вертикальные средства, которые движутся между РФ, субъектами РФ, муниципальной властью, в связи с изменениями законодательства.

 

ТЕСТ К ГЛАВЕ 6

 

Вопрос 1. Доходы, поступающие в распоряжение государственных и муниципальных образований доходы от использования государственного и муниципального имущества, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также средства, привлеченные на добровольной основе – это:

1. государственные и муниципальные доходы

2. добровольные доходы.

3. неналоговыми доходами

Вопрос 2. Административные платежи и сборы – это:

1. доходы от сдачи в аренду имущества;

2. поступления от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций, квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;

3. сборы взимаемые ГИБДД;

4. прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций;

5. перечисление прибыли ЦБ РФ.

Вопрос 3. В зависимости от юридической формы денежных поступлений выделяют следующие виды доходов:

1. налоговые доходы;

2. личные доходы граждан;

3. обязательные доходы;

4. неналоговые доходы.

Вопрос 4. По порядку образования выделяют следующие виды доходов:

1. централизованные;

2. доходы от предприятий и организаций негосударственных форм собственности;

3. децентрализованные;

4. федеральные.

Вопрос 5. Какие из ниже перечисленных доходов являются безвозмездными и обязательными доходами:

1. от совместных и иностранных предприятий;

2. налоговые доходы;

3. неналоговые;

4. добровольные.

 

Глава 7.НАЛОГОВОЕ ПРАВО

 

Понятие налога

 

Налогом – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный представительным органом государственной власти или местным самоуправлением для зачисления в бюджет. Зачисление налогов в бюджет определяет их публичный характер, оно означает их направленность на общие интересы соответствующей территории.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков определённых действий.

Основная роль налогов в любом обществе выражается как фискальная. Иначе говоря, налоги выполняют казенную роль. Сегодня около 77-80% доходов бюджета приходится именно на налоги.

Функции налога:

1. Регулирование социально-экономических процессов.

2. Регулирование потребления.

3. Регулирование доходов и расходов. При помощи налогов можно ограничивать сверхвысокие доходы и можно поддерживать малоимущих граждан через институт налоговых льгот.

4. Налоги могут быть элементами государственного механизма при регулировании демографических процессов, молодежной политики и иных процессов.

5. Контроль - в результате деятельности государства по контролю за хозяйственной деятельностью появляется достаточный объём аналитической информации о том, как получают доходы граждане, как используют имущество и т.д. С этой функцией связан указ Президента "О создании центра финансового мониторинга" - сбор информации о суммах, которые уводятся от налогов, о суммах, которые переводятся в оффшоры и др.

 

Налоговая система РФ

 

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

Особенности налогов и сборов:

1. Регулярность уплаты - при наличии у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения, он обязан систематически платить налоги в государственную казну.

2. Внесение в бюджет и во внебюджетные фонды чётко определённых государственных, региональных или местных налогов, т.е. каждый налог вносится в определённый бюджет.

3. Собирание налогов осуществляет министерство по налогам и сборам, в отдельных случаях специальные органы, напр., таможенные.

НК ушел от термина "налоговая система" и ввёл термин "система налогов и сборов", и определил эту систему как платежи налогового и неналогового характера. Налоги, сборы и платежи объединяются в одну систему, но их можно классифицировать по самым разным основаниям.

Классификация по основаниям:

· По плательщикам: налоги с организаций и с физических лиц.

· По целевому назначению: налоги целевые и налоги общего характера.

· По особенностям в обложении налоговым бременем: прямые и косвенные налоги.

· По территории:

Федеральные налоги (данный список действует уже не в полном объёме): 1) НДС; 2) акцизы; 3) налог на доходы банка; 4) налог на доходы от страховой деятельности; 5) биржевой налог; 6) на операции с ценными бумагами; 7)на прибыль предприятий; 8) подоходный налог с физических лиц; 9) налоги - источники формирования дорожных фондов (с владельцев транспортных средств; на содержание дорог (региональная часть); 10) государственная пошлина; 11)Налог на покупку иностранных денежных знаков и покупку документов, выраженных в иностранной валюте; 12) налог на отдельные виды транспортных средств; 13) с имущества переходящего в порядке дарения и наследования; 14) таможенная пошлина; 15) гербовый сбор; 16) платежи за использование природных ресурсов; 17) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 18) сборы за лицензии на производство и оборот спиртосодержащей продукции; 19) федеральные лицензионные сборы; 20) Сбор за пограничное оформление; 21) сбор за использование наименования "Россия".

Налоги субъектов РФ: 1) налог на имущество предприятий; 2) лесной доход; 3) сбор на нужды образовательных учреждений; 4) налог с продаж; 5) единый налог на вмененный доход.

Местные налоги и сборы: 1) налог на имущество физических лиц; 2)земельный налог; 3) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; 4) налог на рекламу; 5) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров; 6) налог на содержание жилищно-коммунального хозяйства; 7) целевые сборы с граждан, предприятий, организаций на содержание милиции, образование и т.д.; 8) сбор с владельцев собак; 9) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; 10) за право проведения местных аукционов и лотерей; 11) сбор за выдачу ордера на квартиру; 12) за парковку автотранспорта; 13) за право использования местной символики; 14) сбор за участие в бегах на ипподромах; 15) сбор за выигрыш на бегах; 16) сбор за участие в игре на тотализаторе на ипподромах; 17)сбор со сделок, совершаемых на бирже; 18) за право проведения кино- и телесъёмки; 19) сбор на уборку территорий населённых пунктов; 20) сбор за открытие игорного бизнеса; 21) за право торговли.

Установление налогов. Как гласит Конституция РФ - налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги. Законным налог будет, когда решение о его введении в пределах своей компетенции, на определённой территории принято представительным органом, когда налог определен в качестве доходов муниципальной и государственной казны, когда исчерпывающим образом определен круг плательщиков налогов, объект налогообложения, ставка налога, сроки уплаты налога и иные элементы закона о налоге.

В НК РФ значительно уменьшено количество налогов.

Федеральные налоги, согласно НК:

1. НДС.

2. Акцизы.

3. Налог на прибыль организаций.

4. Налог на доходы от капитала.

5. Подоходный налог с физических лиц.

6. Единый социальный налог.

7. Государственная пошлина.

8. Таможенная пошлина.

9. Налог на пользование недрами.

10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводорода.

12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

13. Лесной налог.

14. Водный налог.

15. Экологический налог.

16. Федеральные лицензионные сборы.

Принципиально, перечень федеральных налогов практически не изменился.

Региональные налоги согласно НК:

1. Налог на имущество организаций.

2. Налог на недвижимость - конструкция этого налога не определена, ясно только одно, что при введении этого налога прекращается налог на имущество физических лиц и предприятий, и земельный налог.

3. Дорожный налог - федеральный дорожный фонд уже не существует, но до 2004-го года остались региональные дорожные фонды. Таким образом, дорожный налог является временным и прекратит свое существование в 2004-ом году.

4. Транспортный налог.

5. Налог с продаж - существенная проблема у этого налога возникла в связи с тем, что ряд юридических и физических лиц обращались в Конституционный Суд РФ, доказывая антиконституционность этого налога, частично им это удалось, но налог по-прежнему существует.

6. Налог на игорный бизнес.

7. Региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы(было 25-ть, а в НК стало всего 5-ть):

1. Земельный налог.

2. Налог на имущество физических лиц.

3. Налог на рекламу.

4. Налог на наследование или дарение.

5. Местные лицензионные сборы.

Элементы закона о налоге

Элементы закона о налоге - это составные части налогового закона, которые характеризуют содержание налога. Без наличия всех составных частей налог применяться не может, этой позиции придерживается и Конституционной Суд РФ (см. постановление Конституционного Суда от 30.01.2001). В литературе, кроме того, в зависимости от позиции автора, элементы закона о налоге называются элементами налогового правоотношения.

Элементы:

1. Субъект налога или круг налогоплательщиков - к субъекту относятся юридические лица, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц (с точки зрения налогового права, налогоплательщиком становится любое обособленное подразделение, оно должно обладать определенными финансовыми средствами). Кроме организаций, в круг налогоплательщиков входят физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. Самое главное условие для физических лиц - они должны быть резидентами РФ.

2. Объект налога - это предмет, на который начисляется налог. Объектом могут быть доходы, прибыль, стоимость определённых товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты. Налоговая база - это стоимостная физическая или иная характеристика объекта налога, налоговая база служит для уточнения объекта налога. Единица обложения - это часть объекта налогообложения, при помощи единицы обложения исчисляется налог, напр., в земельном налоге единицей обложения является квадратный метр земли.

3. Ставка налога - это размер налога, который взимается с единицы обложения или объекта налогообложения в целом. У нас существует три вида ставок:

· пропорциональная ставка - как правило выражена в процентах, которые не изменяются от увеличения/уменьшения объекта налогообложения.

· прогрессивная ставка - при такой ставке размер налога зависит от количественной характеристики объекта обложения, при увеличении объекта обложения увеличивается и ставка. Напр., подоходный налог с физических лиц до внесения нынешних изменений в налоговое законодательство.

· смешанная ставка - когда сочетаются прогрессивная и пропорциональная ставка налога. Начальная ставка является пропорциональной, а со значительным изменением объекта обложения ставка изменяется на прогрессивную.

4. Сроки уплаты налогов - устанавливаются для каждого вида налога отдельно. В общей системе налогообложения эти сроки устанавливаются ежемесячно, в рамках особых налоговых режимов эти сроки устанавливаются ежеквартально и т.д.

5. Льготы по налогам - НК запрещает предоставлять налогоплательщикам индивидуальные налоговые льготы (можно только отдельным категориям плательщиков), такое может быть только в исключительных случаях, к сожалению, понятие исключительного случая в НК не дается.

6. Ответственность за неуплату налогов - хотя ответственность в налоговом праве устанавливается общая для всех налогоплательщиков, однако существует отдельная ответственность для определенных категорий, установленная законом.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 166.