Государственный внутренний долг, формы и управление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Негативные последствия государственного кредита - образуется государственный внутренний долг – это общая сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и по невыплаченным обязательствам. Это определение характеризует государственный внутренний долг как капитальный. Помимо капитального выделяется текущий государственный долг - сумма расходов государства по всем своим обязательствам, срок погашения которых уже наступил.

Государственный внутренний долг представляет собой долговые обязательства правительства РФ (субъектов РФ, муниципальных образований) выраженные в валюте РФ перед юридическими и физическими лицами.

Правовые основы государственного кредита. Основным нормативным актом в этой области был (до 1 января 2000 года) федеральный закон "О государственном внутреннем долге РФ" от 13 ноября 1992-го года. Он был практическим первым нормативным документом, регулирующим данные отношения. Субъекты РФ и органы местного самоуправления, как правило, отношения кредита отдельными нормативными актами не регламентируют. Современная регламентация этих отношений установлена Бюджетным Кодексом РФ.

Долговые обязательства государства, как правило, выражаются в следующих формах:

1. Кредит, получаемый государством в лице Правительства.

2. В форме государственных займов, которые осуществляются посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства.

3. Иные долговые обязательства, гарантированные Правительством.

Государственный займ – это кредитное отношение между государством и физическими или юридическими лицами, которое оформляется путем выпуска и размещения между последними государственных ценных бумаг. Порядок размещения таких бумаг определяется федеральным законодательством. Генеральные условия выпуска определены постановлением Правительства "О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов" от 15 мая 1995-го года.

В целях оформления государственных внутренних заимствований, выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие ценные бумаги. Наиболее распространёнными являются облигации внутреннего государственного займа.

Облигация– это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между её владельцем и лицом, выпустившим облигацию. Облигации бывают самых разных видов, экономисты выделяют около 200-т, у юристов около 10-ти видов:

1. На предъявителя и именные.

2. По доходности: процентные и беспроцентные.

3. Свободно обращающиеся среди неограниченного круга субъектов, а могут быть с ограниченным кругом обращения.

4. По форме выплаты дохода: в валюте РФ и в иностранной валюте.

5. В зависимости от эмитента: облигации Правительства РФ, министерства финансов РФ, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления.

Все эти виды облигаций выпускаются в публичное обращение.

Казначейские обязательства - это вид государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджеты, и дающие право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими бумагами. Обычно эмитентом является Минфин, выпускаются обычно в бездокументарной форме в виде записи на счетах, выпускаются сериями (каждая из которых имеет свое количество, процентную ставку, срок погашения). Владельцами могут быть как физические, так и юридические лица. Обращаться могут в ограниченной и неограниченной форме.

Ограниченная форма:

· Строго целевое использование казначейских обязательств.

· Ограничение на передачу - только юридическими лицами.

· Минимальное количество операций по казначейскому обязательству.

· Ограничение на сроки отчета и обмена на налоговые освобождения.

В соответствии с практикой в РФ, казначейские обязательства погашаются в двух формах: денежными средствами и налоговыми освобождениями.

Кредиты правительства - это кредиты, которые берет правительство для покрытия кассовых разрывов в бюджете, и, как правило, раньше правительство (до принятия Бюджетного Кодекса) брало их у ЦБ РФ. Сейчас кредиты правительству могут давать только коммерческие банки. Это связано с тем, чтобы правительство стало более рачительным хозяином, чтобы средства кредита использовались эффективно. Т.к. если у ЦБ процент был 3%, то у коммерческих банков, ставка, по крайней мере, ни ниже ставки рефинансирования ЦБ.

Долговые обязательства, гарантируемые правительством - любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, когда должником выступает государство, органы государственной власти или управления.

Регистратором ценных бумаг является федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Формы и условия долговых обязательств устанавливаются эмитентами самостоятельно и могут иметь самые разные названия, напр., казначейские векселя, золотые сертификаты (номинальная стоимость сертификата выражалась в стоимость 10-ти кг золота).

По продолжительности ценные бумаги государства делятся на:

· Краткосрочные - до года.

· Среднесрочные - от 1 до 5 лет.

· Долгосрочные - от 5 до 30 лет.

Срок погашения не может превышать 30-ти лет.

Государственные краткосрочные облигации, их срок от 3-х до 6-ти месяцев, они после эмиссии продаются ниже номинальной стоимости, а погашаются по номинальной стоимости.

Казначейские векселя. Они являются краткосрочными обязательствами государства, выпускаются на срок 3, 6, 12-ть месяцев. Обычно на предъявителя. Реализуются в основном среди банковских учреждений также как государственные краткосрочные облигации - по цене ниже номинала, а выкупаются по номинальной цене.

Управление государственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства по погашению займа, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, размещению новых долговых обязательств.

 

Формы управления государственным долгом:

1. Финансирование - это выпуск новых займов, для покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, эта процедура ещё называется рефинансированием. Возможно, когда облигации старого займа обмениваются на новые облигации, особенно когда такой обмен выгоден.

2. Конверсия займов - изменение доходности займа. Доходность изменяется в сторону понижения/повышения. Государство может увеличить/сократить сроки погашения ранее выпущенных долговых обязательств, в этом случае изменение сроков называется консолидацией.

3. Аннулирование государственного внутреннего долга - полный отказ от долговых обязательств. В теории это считается крайней мерой управления государственным долгом. Считается, что использование такой формы управления государственным долгом связано со сменой политической власти.

 

ТЕСТ К ГЛАВЕ 9

 

Вопрос 1. По продолжительности ценные бумаги государства делятся на:

1. Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

2. Временные, постоянные;

3. Кратковременные, временные, долговременные;

Вопрос 2. Формы управления государственным долгом:

1. Выпуск новых займов;

2. Изменение доходности займов;

3. Передача займов;

4. Отказ от займов.

Вопрос 3. Сумма расходов государства по всем своим обязательствам, срок погашения которых уже наступил – это:

1. капитальный государственный внутренний долг;

2. текущий государственный долг.

Вопрос 4. Какие из нижи перечисленных облигаций реализуются по цене ниже номинала, а выкупаются по номинальной цене:

1. Государственные краткосрочные облигации;

2. Казначейские векселя;

3. Долговые обязательства, гарантируемые правительством

Вопрос 5. Какие из нижи перечисленных облигаций реализуются по номинальной стоимости и погашаются по номинальной стоимости:

1. Государственные краткосрочные облигации;

2. Казначейские векселя;

3. Долговые обязательства, гарантируемые правительством

Вопрос 6. Казначейские векселя выпускаются на срок:

1. от 3-х до 6-ти месяцев;

2. 6 месяцев;

3. 12 месяцев;

4. 3 месяца.

 

Глава 10. СМЕТА

Дата: 2016-09-30, просмотров: 172.