Фактор качества | Стадия 1: Неопределен-ность | Стадия 2: Осознание | Стадия 3: Просвещение | Стадия 4: Мудрость | Стадия 5: Уверенность |
Затраты на качество по отчетам (% от выручки) | Неизвестно | 6,5 | 2,5 | ||
Затраты на качество, реально (% от выручки) | 2,5 |
Таким образом, предприятию требуется немало усилий для создания системы экономики качества – системы сбора и обработки экономической информации, учитывающей информационные потребности, характерные черты и требования менеджмента качества.
Эволюция предприятия в осознании реальной экономики качества требует современных подходов к управленческому учету. В конце 1980-х гг. американскими учеными Р. Купером и Р. Капланом был разработан метод Activity-based costing (АВС), который в настоящее время получил широкое распространение. Название этого метода переводится на русский язык по-разному:
· функционально-стоимостной анализ (ФСА).
· функциональная система распределения затрат.
· операционно-ориентированный метод калькуляции себестоимости.
Один из наиболее коротких переводов – операционно-стоимостной анализ. Для верности к переводу иногда прибавляют английскую аббревиатуру ABC. Применение методики Activity based costing (ABC) позволяет руководителю более точно определить стоимость того или иного продукта, особенно в ситуации, когда косвенные расходы превышают прямые. Поэтому использование АВС при управлении качеством полностью оправдано.
АВС вносит исходный постулат: затраты порождаются в результате операций, составляющих производственно-хозяйственную деятельность предприятия, а не в результате выпуска какого-либо продукта.
Затраты - расходы предприятия, выраженные в денежной форме. Все затраты аккумулируются по статьям затрат и объединяются в группы затрат.
Операции - действия, выполняемые для создания или обслуживания объектов затрат (управление компанией, закупка товара, складская переработка).
Ресурсы - носители определенных функций, то есть <то, что выполняет операции> и <те, кто выполняют операции> (производственное оборудование, персонал).
Объект затрат - любая учетная единица (подразделение, контракт, канал сбыта, вид выпускаемой продукции и т. д.), расходы на которую требуется определять отдельно.
Драйвер затрат - параметр, пропорционально которому затраты переносятся на стоимость ресурсов. Например, арендная плата (затраты) распределяется на конкретных сотрудников (ресурсы) пропорционально занимаемой ими площади помещения (драйвер затрат).
Драйвер ресурса - параметр, пропорционально которому стоимость ресурса переносится на стоимость операции. Например, стоимость работы кладовщиков (стоимость ресурса) распределяется между операциями приемки, хранения, обеспечения сохранности и отгрузки товара пропорционально человеко-часам, необходимым для выполнения этих операций (драйвер ресурсов).
Драйвер операций - параметр, пропорционально которому стоимость операций переносится на объекты затрат. Например, стоимость хранения продукции (стоимость операции) распределяется на себестоимость продуктов <А> и <Б> (объекты затрат) пропорционально хранящемуся на складе объему этих продуктов (драйвер ресурсов).
Таким образом, по АВС, затрату осуществляет ресурс в результате операции и затрата соотносится с объектом затрат посредством драйвера операций.
В результате такого подхода к анализу деятельности становится видна связь процессов и финансовых результатов предприятия, внимание смещается с отделов и функций на действия, выполняемые людьми и оборудованием. Себестоимость единицы продукции рассчитывается более точно, становится более понятной.
В силу того, что операция смещается в центр экономического анализа, она же становится основным объектом управления. В силу этого метод АВС сменился методологией АВС-АВВ-АВМ (Activity-based costing, Activity-based budgeting, Activity-based management). Операционно-стоимостной анализ стал сочетаться с операционным бюджетированием и операционным менеджментом.
Тем самым формируется основа для управления изменениями, ибо методология АВС-АВВ-АВМ ориентирована на гибкое удовлетворение разнообразных заказов покупателей быстро и по приемлемой цене. Вместе с этой методологией появилась возможность отвечать на такие вопросы, как, например: «Какова доля непродуктивных затрат, которые порождаются операциями, не добавляющими ценность?» или «Какие операции вносят весомый вклад в цену несоответствия?»
Методические указания:
· изучить дополнительные материалы:
Ø Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/ О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В.Зорин; под ред. О.П. Глудкина. – М.Радио и связь, 1999.
Ø Гиссин В. И. Управление качеством (2-е издание). – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – Гл. 3, с.249-260.
Ø Круглов М., Шишков Г. Менеджмент качества как он есть. Серия: Качественный менеджмент, Издательство: Эксмо , 2006.
Ø Щепетова С. Е. Менеджмент и экономика качества: От естественного к формальному, от формального к естественному. – М.: КомКнига, 2006.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте экономическую выгоду управления качеством на предприятии.
2. Объясните понятие «пробела ценности» процесса.
3. Назовите основные категории и виды затрат на качество.
4. Объясните правило десятикратного увеличения затрат.
Выполнить практическое задание из раздела 8.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 250.