Структура затрат на качество
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Затраты на качество имеет смысл разделить на две основные категории. Чаще всего их называют затратами на соответствие и затратами (издержками) на несоответствие. В категории затрат на соответствие различают затраты на превентивные действия и затраты на оценку (инспекцию). В категории издержек на соответствие выделяют издержки на внутренний брак (внутренние потери) и издержки на внешний брак (внешние потери). Данная классификация была предложена еще Д. Джураном и представлена на рис. 8.5.

 

 

Рис. 8.5. Категории и виды затрат на качество

 

Затраты на превентивные действия – это затраты на любые действия по предупреждению появления несоответствий и дефектов, включая любые затраты на разработку, внедрение поддержание системы качества, обеспечивающие снижение риска потребителя получить продукт или услуги, не соответствующие его ожиданиям.

Затраты на инспекцию или оценку качества – это затраты на обнаружение несоответствий и дефектности, возникающих в процессе проектирования и производства или оказания услуг, с целью их исключения до момента поступления продукта потребителю или завершения оказываемых ему услуг. Чтобы минимизировать число ошибок, представляющих собой несоответствия требованиям потребителя, производитель вынужден организовать систему их обнаружения, тратя средства на входной, текущий и выходной контроль.

Издержки на внутренний брак – затраты на устранение выявленных в процессе производства или услуг дефектов с учетом затрат на изготовление качественной продукции взамен забракованной.

Издержки на внешний брак – дополнительные затраты производителя на исправление несоответствий переданного потребителю продукта или оказанных ему услуг по сравнению с тем, что он ему гарантировал.

Круглов и Шишков в качестве статей расшифровки видов затрат на качество предлагают следующие:

A. Затраты на предупредительные мероприятия.

А1. Управление качеством.

А2. Управление процессом.

А3. Планирование качества другими подразделениями.

А4. Контрольное и измерительное оборудование.

А5. Обеспечение качества поставок.

А6. Аудит системы качества.

А7. Программы улучшения качества.

А8. Обучение вопросам качества.

А9. Затраты, не учтенные где-либо еще.

 

В. Затраты на инспекцию.

В1. Проверки и испытания.

В2. Проверки и испытания поставляемых материалов.

В3. Материалы для тестирования и проверок.

В4. Контроль процесса.

В5. Прием продукции заказчиком.

В6. Проверка сырья и запасных частей.

В7. Аудит продукта.

 

С. Внутренние затраты на дефект.

С1. Отходы.

С2. Переделки и ремонт.

С3. Анализ потерь, неисправностей и отказов.

С4. Взаимные уступки.

С5. Снижение сорта.

С6. Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков.

 

D. Внешние затраты на дефект.

D1. Продукция, не принятая потребителем.

D2. Гарантийные обязательства.

D3. Отзыв и модернизация продукции.

D4. Жалобы.

 

Для иллюстрации значения каждого вида затрат на качество можно воспользоваться открытием, сделанным исследовательским отделом Дженерал Моторс. Они обнаружили, что при разработке и производстве изделия действует правило десятикратного увеличения затрат – если на одной стадии жизненного цикла допущена ошибка, которая выявлена на следующей стадии, то для ее исправления потребуется потратить в 10 раз больше средств, чем если бы она была обнаружена вовремя. Если она будет обнаружена через одну стадию – в 100 раз больше и т.д., рис. 8.6.

 

 

Рис. 8.6. Правило десятикратного увеличения затрат

 

Поэтому очевидно, что затраты на несоответствие могут быть снижены весьма значительно при небольшом увеличении расходов на соответствие. Смещение акцента в затратах на качество с категории затрат на несоответствие в категорию затрат на соответствие, в частности, на предупредительные мероприятия является инвестицией предприятия. В табл. 8.1. показано, каким образом затраты на качество могут сокращаться в абсолютном и относительном выражении.

 


Таблица 8.1.

 

Пример отчета о затратах на качество

 

ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО Период
 
На предупредительные мероприятия
На инспекцию
На внутренние потери
На внешние потери
Общие затраты на качество
Объем продаж
ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО, % ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ ЗА ПЕРИОД
На предупредительные мероприятия 0,3 0,3 0,6 0,9 0,7 0,7
На инспекцию 2,9 2,9 3,0 2,8 2,8 2,9
На внутренние потери 6,1 5,7 4,7 4,8
На внешние потери 2,8 2,7 2,7 2,5 2,6 2,5
Общие затраты на качество 12,1 11,9 12,0 11,2 10,8 10,9
             
ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО Период
 
На предупредительные мероприятия
На инспекцию
На внутренние потери
На внешние потери
Общие затраты на качество
Объем продаж
ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО, % ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ ЗА ПЕРИОД
На предупредительные мероприятия 1,0 1,2 1,4 1,3 1,2 1,2
На инспекцию 2,6 2,7 1,9 1,7 1,5 1,4
На внутренние потери 3,1 3,0 2,6 2,8 2,6 2,3
На внешние потери 2,1 1,9 1,5 0,8 0,5 0,4
Общие затраты на качество 8,8 8,8 7,3 6,6 5,8 5,3

 

Из таблицы видно, что начиная с периода 3 структура затрат на качество изменилась, и объем расходов на предупредительные мероприятия начал расти. В периоду 12 он увеличился более, чем в 4 раза, однако общий объем затрат неуклонно снижался и снизился вдвое. Более, чем вдвое, сократилась и доля затрат в объеме продаж. Изменения не всегда наступают так быстро, однако, если постоянно их отслеживать и действовать последовательно, эффект инвестиций неизбежен.

По каждому виду затрат обычно предусматриваются отдельные ведомости.

 

Основы операционно-стоимостного анализа (ABC)

 

Следуя по пути управления затратами на качество, предприятие проходит несколько стадий, которые Ф.Кросби назвал стадиями неопределенности, осознания, просвещения, мудрости и уверенности.

На первой стадии на предприятии не знают реальных масштабов «айсберга» затрат на качество, хотя фактически они могут составлять до 20% объема продаж. На второй стадии появляется отчетность, но в нее не удается включить основную часть затрат, поскольку это длительный процесс. Дальнейшая эволюция представлена в табл. 8.2.

 

Таблица 8.2.

 


Дата: 2016-09-30, просмотров: 213.