Выше мы рассмотрели все основные вопросы, возникающие на предприятиях при управлении качеством продукции. Для таких ситуаций характерно, что процессы на предприятии осуществляются непрерывно, и неизвестна дата, после которой качество не будет так актуально, как сейчас. Но практически такие ситуации встречаются. Это – проекты. В проекте изначально заданы ограничения по срокам, стоимости и качеству. Соответственно, подход к качеству отрицает непрерывное совершенствование.
В соответствии с Национальными требованиями к компетентности (НТК) менеджеров проектов в России, Управление качеством в проекте(Project Quality Management) – раздел управления проектами, включающий в себя процессы, необходимые для обеспечения гарантий того, что проект удовлетворит потребностям, ради которых он и был предпринят. Включает планирование качества, обеспечение качества и контроль качества.
Такой подход должен гарантировать, что:
· заявленные потребности заказчика поняты и удовлетворены;
· оценены потребности других участников проекта[8];
· в ходе осуществления управления проектом учтена политика родительской организации в области качества.
НТК также определяют область знаний, минимально необходимых менеджеру проекта.
Процесс управления качеством в проекте, по НТК, включает:
Концепцию управления качеством в проекте:
· Выработка стратегии управления качеством в проекте (определение целей и задач, критериев успеха и неудач, ограничений и допущений);
· Определение общих требований и принципов обеспечения качества (Стандарты и правила);
· Требования к системе управления качеством;
· Утверждение концепции.
Планирование управления качеством в проекте:
· Уточнение целей, задач, критериев оценки и ограничений при управлении качеством;
· Определение списков объектов контроля в проекте;
· Описание продукта u1087 проекта, влияющего на планирование качества;
· Определение показателей оценки качества на основе международных, государственных, отраслевых и внутрифирменных стандартов по управлению качеством;
· Разработка процедур управления качеством и их описание;
· Выбор методов и средств контроля и оценки качества;
· Разработка плана управления качеством в проекте, описывающего, систему управления качеством в проекте и каким образом команда управления проектом будет реализовывать процедуры по качеству управления проектом.
Организация и осуществление контроля качества в проекте:
· Организация и осуществление управления качеством в проекте;
· Техническая поддержка контроля качества;
· Контроль качества в проекте;
· Формирование отчетов для оценки выполнения качества.
Анализ состояния и обеспечение качества в проекте:
· Сравнение фактических результатов проекта со спецификациями и требованиями;
· Анализ состояния и прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла;
· Техническая оценка качества продукта проекта;
· Процесс проверки соответствия имеющихся результатов контроля качества существующим требованиям;
· Формирование списка отклонений;
· Определение необходимых корректирующих действий по обеспечению качества в проекте;
· Решение о промежуточной приемке;
· Уточнение списков контроля объектов;
· Корректирующие действия по обеспечению качества в проекте;
· Документирование изменений.
Завершение управления качеством в проекте:
· Сводная оценка качества результатов проекта;
· Решение о завершающей приемке;
· Список замечаний и претензий по качеству;
· Разрешение спорных вопросов и конфликтов;
· Оформление документации и архива;
· Анализ опыта и извлеченные уроки по управлению качества.
Проектный институт управления (Project Management Institute, PMI), США, предлагает рассматривать процесс управления качеством проекта как три подпроцесса с наиболее часто встречающимися входами, средствами и выходами. На рис. 9.2. представлено видение PMI (входы слева от блока, средства снизу, выходы справа).
Рис. 9.2 Функции управления качеством в проекте по версии PMI
Планирование качества в проекте фактически означает определение стандартов, релевантных проекту и того, как им следовать.
Обеспечение качества направлено на поддержание и улучшение качества результатов проекта в рамках его сроков, базовым критерием остается соответствие стандартам.
Контроль связан с мониторингом результатов для определения их соответствия заявленным стандартам и определение способов устранения неудовлетворительного хода проекта.
В первом параграфе мы рассмотрели сочетание «стоимость-качество-[сроки] поставки» и показали опыт предприятий по их одновременному сокращению. В проектной среде такая ситуация будет возможна лишь в том случае, когда заказчик и исполнитель – одна и та же организация. В ином случае исполнитель не будет заинтересован в снижении бюджета проекта. Тем не менее, опыт, накопленный проектной организацией с учетом принципов кайдзен и «точно-в-срок» может позволить в дальнейшем преуспевать в сроках и качестве выполняемых проектов.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 239.