Если в КПТ самоконтроль является важной составляющей, то в ДПТ это один из основополагающих элементов. Каждый день пациент заполняет стандартную таблицу с целью контроля и отчетности о работе над всеми первостепенными задачами лечения. Обе стороны двустороннего дневника изображены на рисунке 3.1. Одна сторона посвящена контролю практического применения ДПТ-навыков. Другая сторона отвечает за прочие первостепенные задачи (суицидальные порывы и действия, порывы и действия, направленные на нанесение себе повреждений), связанные с ними эмоции, а также употребление наркотиков. На каждую встречу пациент приносит заполненный дневник, и сессия начинается с совместного просмотра карты. Психотерапевт и пациент совместно разрабатывают рабочее определение типов поведения, подлежащих контролю, и обсуждают, каким образом их изменение связано с достижением целей пациента. Например, совместное рабочее определение может быть таким: «самоповреждения — это умышленное причинение себе повреждений, нарушающих целостность кожных покровов, оставляющих следы на ней, а также принятие внутрь чего-либо с умыслом нанести себе вред». Отказ от умышленного самоповреждения нанесением себе порезов может быть напрямую связан с целями пациентки, поскольку она упоминает чувство стыда, возникающее, когда другие видят ее шрамы; ей бы хотелось иметь менее «убогие способы справляться с ситуацией», а в перспективе умышленное самоповреждение повышает риск смерти от суицида.
Когда каждая цель четко определена, пациент самостоятельно контролирует частоту, интенсивность либо прочие совместно обозначенные аспекты задачи. Команда «пациент-психотерапевт» использует информацию, полученную из дневника, для проведения лечения. Например, пациент оценивает интенсивность порывов к совершению самоубийства, причинения себе повреждений или употреблению психоактивных веществ по шкале от 0 (отсутствие порывов) до 5 (наиболее сильный возможный порыв). Высокие показатели могут указывать как на интенсивность, так и на первазивность порывов, и пациенту следует оценить максимально сильные порывы, возникающие в течение конкретного дня. Та же схема кодирования используется для оценки физической боли и таких эмоциональных переживаний, как грусть, стыд, злость и страх. Пациент также оценивает использование навыков, что помогает как психотерапевту, так и ему самому отмечать, пытается ли пациент использовать навыки, считает ли их полезными и так далее. Кажущиеся маловажными модели поведения могут служить предупредительными сигналами, и психотерапевт вместе с пациентом тщательно их контролируют, поскольку они являются малозаметными реакциями, на самом деле открывающими двери проблемному поведению. Например, поход в бар с коллегами после тяжелого рабочего дня, вполне нормальный для большинства людей, для одной пациентки был первым шагом, обычно ведущим к употреблению кокаина. Эта пациентка обращала внимание на порывы задать коллегам вопрос, не пойдут ли они в бар, и такие порывы стали сигналом, позволившим разработать план по предотвращению рецидивов. Сохранение возможности обратного хода может включать в себя такие вещи, как сохранение контактов наркоторговца в мобильном телефоне или избегание ответственности, поскольку пациент чувствует вероятность возникновения рецидива. Как и в прочих методиках КПТ, по мере необходимости вы можете добавлять еженедельные или периодические меры, либо же меры, учитывающие особенности конкретного человека.
Дневник пациента может помочь избежать многих проблем. Во-первых, обычно пациенты имеют множество задач, потому непрактично начинать сессию с вопросов о каждой модели поведения. Даже если вы можете задавать быстрые контрольные вопросы, и пациент способен эффективно отвечать, предоставляя только нужную вам информацию, время сессии закончится быстро по причине одного только количества вопросов. Дневник пациента позволяет одним взглядом охватить все первостепенные задачи. Во-вторых, если на процесс терапии влияет тот или иной кризис, легко упустить важные детали. Например, проблемы со здоровьем или кризис в отношениях с людьми может заставить вас забыть провести оценку суицидальных мыслей и, таким образом, упустить тот момент, когда они участятся. В таком случае дневник пациента снова оказывается полезен, поскольку напрямую предоставляет всю информацию, и вам не требуется помнить о необходимости задавать определенные вопросы. Дневник пациента также содержит сведения о прогрессе, и просмотр карты способен помочь в развитии у пациента способности замечать проблемы и успехи.
Следует отметить, что в ДПТ особое значение уделяется прогнозированию и преодолению препятствий, способных помешать пациенту заполнить дневник. Следует поощрять превентивные и практичные меры, такие как выбор постоянного времени и места для ежедневного заполнения карты. Постоянное внимание к подобным мерам может быть необходимо для развития способности к самоконтролю, до тех пор, пока она в достаточной мере не закрепится. Пациент будет лучше соблюдать инструкции, если вы будет рассматривать дневник как нечто, имеющее значение (а не просто как «бумажную работу»), если вы с
Диалектическая поведенческая терапия: дневник пациента | Инструкции: обведите те дни, когда вы работали над каждым навыком
| Вы заполняете дневник во время сессии?
Да Нет
| Как часто вы заполняете эту сторону? Каждый день 2-3 р. в нед. Один раз в нед.
| |||||
1. Здравый ум | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
2. Наблюдение: способность замечать (поиск порывов) | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
3. Описание: облечение в слова | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
4. Участие: применение в жизненных ситуациях | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
5. Позиция не-суждения | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
6. Фокусирование на одном объекте: сосредоточенность на текущем моменте | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
7. Эффективность: фокусирование на том, что работает | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
8. Эффективность стремления к желаемому: DEAR MAN | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
9. Эффективность отношений: GIVE | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
10. Самоуважение: FAST | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
11. Снижение уязвимости PLEASE | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
12. Формирование ощущения контроля | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
13. Формирование положительного опыта | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
14. Действие, обратное эмоции (сопротивление) | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
15. Отвлечение (адаптивное отрицание) | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
16. Самоуспокоение | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
17. Улучшение момента | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
18. За и против | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
19. Полное принятие | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
20. Формирование структуры // Работа | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
21. Формирование структуры // Любовь | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
22. Формирование структуры // Время | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
23. Формирование структуры // Место | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
Порыв к использованию (0-5): До терапевтической сессии: После терапевтической сессии: Порыв оставить терапию (0-5): До терапевтической сессии: После терапевтической сессии: Порыв к совершению самоубийства (0-5): До терапевтической сессии: После терапевтической сессии:
| Карта клиники поведенческих исследований и терапии | |||||||
Рисунок 3.1. Дневник ДПТ-пациента Авторское право — Марша Линехан. Печатается с разрешения автора.
Напечатано в «Диалектическая поведенческая терапия: практическое руководство», автор Келли Кёрнер. Разрешение на фотокопирование данной таблицы дается покупателям данной книги
только для персонального пользования (подробности на странице, содержащей информацию об авторских правах).
Дата: 2019-11-01, просмотров: 270.