Пошаговое проведение анализа поведенческих цепочек
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ поведенческих цепочек начинается с четкого определения проблемного поведения и выбора одного конкретного случая для анализа. Например, проблемное поведение может заключаться в том, что вчера пациентка расплакалась, когда руководитель раскритиковал ее работу. Психотерапевт и пациентка определяют два вида переменных: события, спровоцировавшие данный тип поведения, и факторы уязвимости. Провоцирующие события — это события, которыми непосредственно начинается цепочка, приведшая к проблемному поведению. Факторы уязвимости отвечают за условия, в которых провоцирующие события имеют большее влияние, например, соматическое заболевание, недостаток сна и прочие факторы, влияющие на эмоциональную

 

Факторы уязвимости

                                  

Провоцирующие события                Альтернативные реакции

 

 


Связи

 


                                                                                                                  Последствия

 

                              Проблемное поведение

 

 


  
 проблематичность поведения

 

отсутствие проблематичности

 

предпочтительная альтернатива

 


РИСУНОК 2.1. Элементы анализа поведенческой цепочки
реактивность. В данном случае провоцирующим событием является критика руководителя. Часто это событие воспринимается как случай сравнительно незначительной важности и вызывает легкое раздражение. Однако, в контексте двух факторов уязвимости, недостатка сна и сжатых сроков работы, критика спровоцировала слезы у пациентки. Факторы уязвимости создают условия, в которых провоцирующие события ведут к большему эффекту.

Далее, психотерапевту и пациентке следует выявить все связи между провоцирующим событием и проблемным поведением, чтобы составить подробный отчет о каждой мысли, ощущении, поступке, которые привели пациентку из пункта А в пункт Б. Особое внимание следует уделить взаимодействию между внешними событиями и эмоциональными, когнитивными и поведенческими реакциями пациента.

Наконец, психотерапевт и пациентка выявляют последствия проблемного поведения — немедленные и отсроченные реакции пациентки и других людей, последовавшие за проявлением проблемного поведения. Полезно составить наглядную схему анализа поведенческих цепочек. На рисунке 2.1 представлен один из способов составления диаграммы элементов такого анализа.

 

Анализ поведенческих цепочек на примере суицидального поведения Жонелль

Рассмотрим анализ поведенческих цепочек в случае суицидального кризиса у Жонелль. На рисунке 2.2 представлено схематическое изображение ее поведения. Во время сессии с Жонелль психотерапевт начал с проблемного поведения — подготовки к приему большой дозы лекарственных препаратов матери — и затем совместно с Жонелль рассмотрел в подробностях, что привело к этому кризису и что последовало за ним. Рассказ Жонелль в хронологическом порядке выглядит следующим образом.

Провоцирующее событие берет начало в первой половине дня, когда сын Жонелль из-за болезни остался дома, и ей пришлось отпроситься с работы, куда она устроилась совсем недавно. Ребенок жаловался на скуку и копался в шкафу Жонелль у нее в спальне. Когда Жонелль повернулась к сыну, чтобы попросить его найти себе другое занятие, она почувствовала, что ее мать стоит на пороге за ее спиной и наблюдает за ее взаимодействием с сыном (провоцирующее событие). Как сказала Жонелль, это натянуло ее нервы «до предела». По ее словам, она собиралась сказать сыну «Еще пять минут, а потом иди играть где-нибудь в другом месте», но, чувствуя присутствие матери позади себя, вместо этого произнесла сдавленным голосом: «Уходи, мне не нужно, чтобы ты играл в моем шкафу». Рисунок изображает дальнейшую последовательность мыслей, эмоций, действий и происшествий, связывающих провоцирующее событие и рассматриваемое проблемное поведение.

Как сказала Жонелль, пока она ждала, что сын ее послушается, ей представлялся голос матери, указывающий «Ты должна быть с ним строгой, Жонелль». Разнообразные эмоции переполняли ее: раздражение и страх, вызванные ожиданием критики со стороны матери; стыд за то, что она не может «справиться» со своим сыном; боль от того, что мать не лучше других понимает, как сложно растить мальчика; чувство боязни, от которого заныло под ложечкой; ощущение загнанности. Ребенок проигнорировал ее просьбу. Не задумываясь,


      Факторы уязвимости

Сын копошится в шкафу, намерение дать обоснованное указание
«Убирайся»
Раздражение, страх, стыд, боль, ощущение загнанности

 

 


                                                                                                                                                                       Проблемное поведение

Мать у двери
Кричит на сына, чтобы убирался из шкафа
Мать: «Пошли, вытащим тебя из когтей твоей матери»
Сильный порыв задушить мать
?
Гнев
Спор, кричит на мать
?
Сын с плачем выбегает из комнаты
Мать: «Посмотри, что ты наделала!»
?

 


Провоцирующие события

Воспринимает как острую критику, «Твоя мать сумасшедшая»
Ударяет кулаком по двери
Закрывается в ванной

 


                                                                         

Бьет себя по бедрам, истерически рыдает


?
                                              

Чувствует себя спокойнее
Связи

Мать: «Я обращусь в органы опеки!»

 


                                                                                                                         

?
«Покончить с этим!»; достает таблетки
    Последствия

проблематичность поведения

Думает о воздействии ее суицида на сына
отсутствие проблематичности

Принимает душ
предпочтительная альтернатива

РИСУНОК 2.2. Анализ цепочки суицидального поведения Жонелль


она резко крикнула: «Я сказала, убирайся оттуда!». Тогда ее мать подошла к шкафу и мягко сказала мальчику: «Пошли, милый, вытащим тебя из когтей твоей матери». Этот комментарий показался Жонелль крайне враждебным — ее мать дала понять, что Жонелль слишком сильно реагирует, и потому ей приходится защищать мальчика от дочери. У Жонелль было ощущение, будто ее мать сказала ее сыну: «Твоя мама сумасшедшая; не шуми и ходи на цыпочках, чтобы она не взбесилась». Жонелль пришла в ярость, чувствуя, что мать подрывает ее авторитет. Она крикнула на мать, они начали спорить, и сын в слезах выбежал из комнаты. Тогда мать Жонелль произнесла: «Посмотри, что ты наделала! Ты совсем запугала ребенка!». По словам Жонелль, в этом момент она вскипела от гнева и ощутила сильное желание схватить мать за горло и задушить. Вместо этого она вскрикнула от отчаяния и пробила кулаком тонкую дверь спальни.

Чувствуя, что все больше и больше выходит из себя, Жонелль, спотыкаясь, прошла мимо матери в ванную комнату и закрылась там, а затем села на сиденье для унитаза и била себя кулаками по бедрам, чтобы «наказать» и «заставить успокоиться». По словам Жонелль, сначала она истерически рыдала, но смогла успокоиться минут через пять после того, как начала бить себя. Затем ее мать подошла к двери ванной и сказала: «Я обращусь в органы опеки и узнаю, как оформить опекунство, и заберу внука подальше от тебя». При этих словах матери Жонелль неожиданно почувствовала себя очень спокойно. По ее словам, она почувствовала, что может покончить с собой, а ее мать позаботится о ребенке. Через дверь она произнесла: «Я знаю, что ты любишь моего сына. Ты делаешь то, что нужно. Но мне сейчас нужно немного времени, чтобы подумать. Хорошо? Просто не трогай меня сейчас». Она высыпала снотворное и кардиотропные препараты своей матери на столешницу, набрала стакан воды и включила душ, чтобы мать ей не помешала (задача — проблемное поведение планирования суицидальной попытки).

По ее словам, ей стало страшно, а еще она подумала о своем сыне и о том, как ее самоубийство повлияет на его жизнь. Жонелль отчетливо осознала, что никогда с ним так не поступит. Она долго мылась в душе, затем пошла на кухню и сказала матери: «Ты можешь обращаться за помощью куда угодно, или уйти отсюда, но опекать этого мальчика буду я» (последствия).

 













Дата: 2019-11-01, просмотров: 507.