Руми
После определения структуры, описанной в первой главе, и начала работы над концептуализацией проблем пациента, как описано во второй главе, следует рассмотреть использование трех комплексов основных стратегий для того, чтобы перейти к вопросам, требующим разрешения. Мы начнем с первого из них: стратегий, ориентированных на изменения, почерпнутых из бихевиоральной науки, в особенности из когнитивно-поведенческой традиции. В данной главе рассказывается, как использовать стратегии изменений, когда (1) пациент предрасположен к эмоциональной дисрегуляции, (2) у пациента серьезные хронические проблемы и негативный опыт предыдущих попыток психотерапии, (3) все это отображается не только на жизни пациента, но и на терапевтических отношениях. Как правило, психотерапевту приходится работать одновременно над многими серьезными проблемами. Поэтому в ДПТ принцип иерархии задач и формулировка случая пациента обеспечивают основные указания относительно того, на чем сосредоточить работу и как распределить время со стратегической точки зрения. Что вам нужно делать — это уделять достаточное количество внимания задачам наивысшей приоритетности, но не следует посвящать им полностью все время сессии; чаще всего во время одной сессии проводится работа над многими задачами. Для того, чтобы работа приносила результат, необходимо сосредоточить внимание на контролирующих элементах, повторяющихся в различных моделях поведения, и включить в общий процесс стратегии, направленные на изменения. В частности, стратегии изменений напрямую взаимодействуют с эмоциональной дисрегуляцией пациента. Психотерапевту часто приходится быстро проводить оценку и экспромтом применять основные элементы стратегий изменения в соответствии с текущим моментом, наполняя сессию движением, скоростью и плавностью. Данная глава иллюстрирует, как использование стратегий изменения может быть творческим, гибким и точным.
ДПТ требует от психотерапевта относиться к сессии приблизительно так же, как джазовый музыкант относится к своей. Мастерское владение основными принципами делает импровизацию одновременно упорядоченной и свободной. Как музыканту требуется совершенное знание своего инструмента, так и психотерапевту в ДПТ нужно овладеть техниками поведенческой терапии для того, чтобы обеспечить движение, скорость и плавность во время сессии.
Как сказано во второй главе, инструменты, используемые для определения провоцирующих элементов проблемного поведения — это принципы поведенческой терапии и поведенческая оценка. Инструменты, используемые для того, чтобы помочь пациенту прийти к желаемым изменениям — это такие стратегии как самоконтроль, анализ поведения и анализ способов решения проблем, дидактические и ориентирующие стратегии, и также такие методики, как отработка навыков, экспозиция, стратегии ситуационного управления и когнитивная реструктуризация (O'Donohue & Fisher, 2009). В таблице 3.1 приведен список стандартных КПТ-методик и соответствующих техник, используемых в ДПТ.
Как упоминалось в первой главе, профессиональная компетенция в вопросах поведения человека в ДПТ необходима, и только одна данная глава не может дать вам все необходимые знания. Читателям, у которых не было возможности изучать поведенческую терапию, следует обратиться к работам таких авторов: Райт, Баско и Тейз (2006), Энтони и Барлоу (2010), О'Донохью и Фишер (2006). В данной главе в основных чертах рассмотрены стандартные техники КПТ, приведенные в таблице 3.1; затем описывается, какие изменения привнесены в каждую из них, когда они используются в структуре ДПТ.
ТАБЛИЦА 3.1. Стандартные техники КПТ и их соответствующие |
Модификации в ДПТ
Дата: 2019-11-01, просмотров: 243.