Реформы 1860-1870-х годов XIX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Направления реформ Годы проведения Цель Основное  содержание Итоги
Крестьянская
Земская
Городская
Судебная
Военная
Народного образования

Задание 8.1

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: барщина, земство, круговая порука, указ «об обязанных крестьянах», мировые посредники.

2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы. Из «Общего положения о крестьянах»: «Крепостное право на крестьян и на дворовых людей отменяется навсегда… Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право… 1. Производить свободную торговлю. 2. Открывать и содержать фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения. 3. Производить и продавать свои изделия, как в селах, так и в городах. 4. Вступать в гильдии, торговые разряды.

Волостной суд властен… приговаривать виновных лиц, от телесных наказаний не освобожденных, к наказанию розгами до 20 ударов. Волостной суд в не праве приговаривать к телесному наказанию: престарелых крестьян, достигших 60-летнего возраста, равно и крестьян, окончивших курс в уездных училищах <...> . Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, обязаны нести следующие казенные и земские денежные повинности: 1) подушную подать; 2) сбор на обеспечение продовольствия; 3) земские сборы, как государственные, так губернские и частные… . Те дворянские частные повинности, которые установлены для нужд дворянства и лежат на одних помещиках, остаются на них по-прежнему».

Определите дату подписания документа. Выявите изменения, произошедшие в положении крестьян в соответствии с документом. Охарактеризуйте права и обязанности крестьян. Было ли освобождение крестьян от крепостной зависимости полным? Обоснуйте свою точку зрения. Определите, почему император избрал именно такой вариант освобождения крестьян.

3. Укажите соответствие:

1 М.М. Сперанский А Министр государственных имуществ, сторонник отмены крепостного права, автор реформы государственной деревни, получившей название по его фамилии.
2 А.А. Аракчеев Б Начальник Третьего Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, шеф корпуса жандармов.
3 А.Ф. Бенкендорф В Военный министр, автор военной реформы 1860-70-х гг.
4 Е.Ф. Канкрин Г Министр финансов, ввел в качестве основы денежного обращения серебряный рубль, установил обязательный курс ассигнаций.
5 П.Д. Киселёв Д Составитель «Полного собрания законов российской империи», автор полномасштабного проекта преобразования государственной системы управления
6. Д.А. Милютин Е Главный начальник военных поселений

Задание 8.2

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: манифест «о трехдневной барщине», кодификация, Собственная Его Императорского Величества канцелярия (СЕИВК), оброк, министерство.

2. Прочитайте отрывок из источника и ответьте на вопросы. Определите название приведенного ниже документа, и при каком императоре он был принят. Охарактеризуйте общеполитический курс этого самодержца (с указанием конкретных мероприятий) и, в частности, его политику крестьянском вопросе.

 «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и, вместе с тем, утвердить им участок земли или целую дачу, то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение, желанию его согласное, тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут остаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенные состояние…».

3. Укажите соответствие:

1 Александр I А Издание «Временных правил для печати», продажа Аляски и Алеутских островов США, учреждение верховной распорядительной комиссии во главе с М.Т. Лорис-Меликовым.
2 Николай I Б Создание Государственного совета, введение военных поселений, открытие Царскосельского лицея.
3 Александр II В Начало железнодорожного строительства в России, кодификация законодательства, функционирование «Бутурлинского комитета».
4 Александр III Г Учреждение Крестьянского поземельного банка, серия фабричных законов (ограничение использования детского труда, запрет ночной работы для женщин и детей, введение трудовой инспекции), манифест «О незыблемости самодержавия».

 

Задание 8.3

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: Госсовет, выкупные платежи, отрезки, промышленный переворот, уставная грамота.

2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы: «Интенсификация системы производства стала появляться и в обрабатывающей промышленности, причем, разумеется, главным полем ее применения оказалась не кустарная изба, а фабрика. Раньше всего применены были машины в области хлопчатобумажного производства, и в 40-х гг. техника русской хлопчатобумажной промышленности стояла уже высоко. Ниже стоял технический уровень суконной промышленности, и совсем слабо развивалась в смысле приемов обработки железоделательная промышленность. Зато в тех отраслях обрабатывающей промышленности, которые тесно связаны с земледелием, мы наблюдаем в первой половине XIX в. сильный подъем техники: это надо сказать особенно о сахароварении и винокурении, где паровая сила нашла себе ранее и широкое применение». Определите, о каком процессе говорится в тексте. Выявите характерные черты и особенности этого его протекания в России.

3. Укажите соответствие:

1. Манифест «о трехдневной барщине» А Освобождение крестьян от крепостной зависимости за выкуп по согласованию с помещиком.
2. указ о вольных хлебопашцах Б Регламентация натуральной разновидности феодальной ренты, ограничение эксплуатации крестьян, введение выходного воскресного дня.
3. указ об обязанных крестьянах В Крестьянская реформа на Украине, в Литве и Белоруссии. Фиксация крестьянских повинностей и ограничение власти помещиков над крестьянами.
4. Инвентарная реформа Г Введение крестьянского самоуправления в государственной деревне, увеличение наделов малоземельных крестьян, упорядочивание налогообложения, развитие социальной инфраструктуры на селе.
5. Киселёвская реформа Д Введение права добровольно превращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им земельные наделы в наследственное владение в обмен на сохранение крестьянских повинностей.

Семинар 9

 АЛЬТЕРНАТИВЫ РОССИЙСКИМ «РЕФОРМАМ СВЕРХУ» В XIX ВЕКЕ

1. Русский консерватизм: проблема соотношения реакционного и национально-патриотического начал.

2. Генезис и развитие либеральных идей в России.

3. Революционно-радикальная альтернатива (движение декабристов, утопический социализм, народничество, марксизм).

Методические рекомендации

При подготовке к семинару обратите внимание на то обстоятельство, что в русском образованном обществе XIX в. предметом ожесточенных дискуссий стал вопрос о дальнейшем пути развития России – в результате сформировалось три идейно-политических течения: консервативное (Н.М. Карамзин), либеральное (М.М. Сперанский) и революционное (декабристы). Укажите значение «Философских писем» П.Я. Чаадаева для формирования различных направлений русской идейно-политической мысли.

Рассматривая первый вопрос, остановитесь на взглядах Н.М. Карамзина, теории официальной народности графа С.С. Уварова, идеях обер-прокурора Святейший Синода К.П. Победоносцева. Проанализируйте эволюцию взглядов российских консерваторов на протяжении всего XIX столетия.

Во втором вопросе проанализируйте, что черты «классического либерализма». Определите, в чем состояли разногласия между западниками и славянофилами. Охарактеризуйте взгляды либеральной земской интеллигенции пореформенного периода.

В ответе на третий вопрос рассмотрите основные положения проектов по переустройству России декабристов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева; теорию русского «общинного» социализма А.И. Герцена, которая стала идейной основой народничества. Проанализируйте основные направления народнического движения: пропагандистское (П.Л. Лавров), анархическое (М.А. Бакунин), заговорщическое (П.Н. Ткачев). Осветите деятельность революционного (террористического) крыла народников и реакцию на нее царской власти. В заключении охарактеризуйте значение марксизма (группа «Освобождение труда» Г.В. Плеханов, РСДРП) для развития общественной мысли страны, укажите различия во взглядах марксистов и народников.

 

Рекомендуемая литература

Гросул В.Я. Русское общество XVIII-XIX веков: традиции и новации. М.: «Наука», 2003.

Милов Л.В., Цимбаев Н.И. История России XVIII – XIX вв. М.: «Эксмо», 2009.

Лебедев С. Русские идеи и русское дело. СПб.: «Алетейя», 2007.

Отечественная история. Курс лекций для студентов технических вузов / Т. В. Алимова, А.Б. Бирюкова, О. Б. Волошина и др. Самара: СамГТУ, 2004.

Соколов К.Б. Российская интеллигенция XVIII- начала XX века: картина мира и повседневность. СПб.: «Нестор-История», 2007.

Интернет-ресурсы

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Mynch/07.php

http://www.rusempire.ru

http://narovol.narod.ru  

http://www.plehanovfond.ru  

http://www.hronos.km.ru/document  

 

Темы докладов и рекомендуемая литература

1. Русские консерваторы XIX столетия (С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, Л.Н. Тихомиров, М.Н. Катков).

Гросул В.Я. и др. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М.: «Прогресс- традиция», 2000.

Гулыга А.Н. Творцы русской идеи. М.: Молодая гвардия, 2006.

Интернет-ресурсы

http://anguium.narod.ru/200_4.html

http://pravaya.ru/ludi

 

2. «И дум высокое стремленье…»: судьба декабристов после восстания 14 декабря 1825 года.

Гордин Я.А. Мятеж реформаторов. Драма междуцарствия. Кн.1,2. СПб.: «Издательство Пушкинского фонда», 2006.

Декабристы. Актуальные проблемы и новые подходы. Антология. М.: «РГГУ», 2008.

Щербаков А.Ю. Декабристы. Заговор против России. СПб.: «Нева», 2005.

Интернет-ресурсы

http://www.historicus.ru/170

http://decemb.hobby.ru  

 

3. Социокультурный облик русского революционера второй половины XIX века.

Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология: Вторая половина XIX – начало ХХ в. М.: «РОССПЭН», 2000.

Калинчук С. В. Психологический фактор в деятельности «Земли и воли» 1870-х гг. // Вопросы истории. 1999. №3.

Кобозева З.М. Студенческий костюм второй половины XIX века: от знака к тексту (к постановке проблемы) // Самарский край в контексте российской и славянской истории и культуры. Самара, 2004. С.164 -169.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2003.  Т.2. С.317-326.

Интернет-ресурсы

http://www.genderstudies.info/sbornik/sbornik5.php

http://www.pravoslavie.ru/put/060417105332.htm

http://www.philosophy.ru/edu/ref/enc/i.html#BM80019

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

Дата: 2019-11-01, просмотров: 269.