Характерные черты советского общества и государства в 1930-е годы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Экономическая сфера  Политическая сфера Духовная сфера Национальные отношения
1. 1. 1. 1.
2. 2. 2. 2.
3. 3. 3. 3.
4. 4. 4. 4.

 

Задание 13.2

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: нэп, «ножницы цен», культ личности, плановая экономика, ГУЛАГ.

    2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

    Из обращения ВЦИК и СНК «К крестьянству РСФСР» 23 марта 1921 года: «Налог должен взиматься без круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. По выполнении налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он имеет право обменять их на продукты и инвентарь, которые будет доставлять в деревню государство из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на нужные ему продукты через кооперативы и на местных рынках и базарах…».

    Определите, что послужило причиной отхода от достигнутых «военно-коммунистических завоеваний». Какое название получил экономический курс СССР, развернутый с 1921 по 1928 гг.? Перечислите экономические мероприятия советской власти, предпринимаемые в этот период в сельском хозяйстве. Чем отличались они от мер политики «военного коммунизма»?

3. Укажите соответствие характерных для политики коллективизации и индустриализации проявлений:

1. Движение двадцатипятитысячников А   «В четырех сельсоветах проводились опись, обыск и конфискация имущества у крестьян, имеющих только по одной лошади и по одной корове, никогда не пользовавшихся наемным трудом и не лишенных избирательных прав».
2. Стахановское движение   Б    «Существо индустриализации состоит не в простом росте промышленности, а в развитии тяжелой индустрии и, прежде всего, ее сердцевины – машиностроения, ибо только создание тяжелой индустрии и собственно машиностроения обеспечивает материальную базу социализма и ставит страну социализма в независимое от капиталистического мира положение».
3. Гигантские стройки В Один рабочий обратился в районный комитет со следующим заявлением: «Я нахожусь в Бежаницкой районной колхозной секции на руководящей работе. Прошу снять меня с этой работы по следующей причине. Я совершенно неграмотный... Я не могу разобраться в рукописях, циркулярах, различных постановлениях, поэтому ничего не могу провести в жизнь. Об этом я еще указывал в заявлении в отборочную комиссию, но комиссия признала мотивировку неува­жительной»
4. Раскулачивание Г «Я тоже давала слово собрать свёклы тысячу центнеров с га, а своего слова не сдержала, собрала только по девятьсот шестьдесят центнеров. Вот почему я плачу, хоть меня и чествуют…». «Слесарь завода «Красный пролетарий» тов. Филатов (беспартийный, 20 лет производственного стажа, на заводе с 1928 г.) работает на станке ДИП-500 [расшифровывается как «догнать и перегнать». – Прим. сост.]. Свое задание, вместо установленной нормы в 68 часов, делает в 14 часов. <…> Затем он полностью уплотнил свой рабочий день. Работает 420 минут без отрыва

 

Задание 13.3

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: концессия, коллективизация, совхоз, тоталитаризм, номенклатура (партноменклатура).

2. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

Из «Декларации об образовании Союза Советских Социалистических республик»: «Там, в лагере капитализма – национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы <…>. Здесь, в лагере социализма – взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов. Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос национальности <…> оказались бесплодными. Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет и заложить основы братского сотрудничества народов».

Когда произошло образование СССР? Как он создавался? Какие варианты союзного договора предлагались при его образовании? Проанализируйте документ и определите, соответствовала ли национальная политика советской власти в 1920-1930-е годы декларативным заявлениям.

    3. Укажите соответствие:     

1. Иностранные концессии А «…Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех «утопистов», в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района». Г.Уэллс
2. Денежная реформа Б «Государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчёт, то есть, по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала». В.И.Ленин
3. План ГОЭЛРО В «Мы приносим жертвы, отдавая иностранному капиталу миллионы ценнейших материалов..., но в то же время мы должны получить необходимые нам выгоды, т. е. увеличение количества продуктов и, по возможности, улучшение положения наших рабочих, как занятых на концессионных предприятиях, так и незанятых». В.И. Ленин
4. Кооперация в промышленности Г «... принимая во внимание, что исполнение бюджета на 1924-1925 год обеспечено без использования выпуска бумажных денег для покрытия дефицита, ЦИК СССР постановляет: Признать правильным мероприятия, коими казначейская эмиссия бумажных денег на покрытие бюджетного дефицита была прекращена с 1-го июля 1924 года, и установить, что и в дальнейшем казначейская эмиссия бумажных денег не может производиться на покрытие дефицита по бюджет». Постановление ЦИК СССР, 1924 г.

 

Задание 13.4

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: колхоз, пятилетка, план «автономизации», «лишенцы», стахановское движение.

2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

Из постановления Политбюро ЦК ВКП (б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» (30 января 1930 г.): «<…> Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы. <…> Предложить ОГПУ репрессивные меры в отношении первой и второй категории кулаков, <…> в течение ближайших четырех месяцев (февраль – май) направить в концлагеря 60 000 и подвергнуть выселению в отдаленные районы 150 000 кулаков. К 15 апреля эти мероприятия должны быть осуществлены в отношении не менее чем половины указанного количества. <…> Районами высылки должны быть необжитые и мало обжитые местности с использованием высылаемых на сельскохозяйственных работах или промыслах (лес, рыба и пр.). <…> Срочно проработать вопрос о способах использования расселяемых кулаков как рабочей силы в особых трудовых дружинах и колониях на лесоразработочных, дорожных, мелиоративных и других работах».

Определите, в чем заключались причины и цели политики коллективизации. Как происходил процесс коллективизации в деревне? Чем было вызвано раскулачивание и как оно протекало в реальности? Используя фрагменты из источника, определите, кого причисляли к кулакам первой и второй категории? Какие меры предусматривались в отношении кулаков?

3. Соотнесите личность и её характеристику:

1. Г.Г. Ягода А Выдающийся советский биолог, директор Института генетики АН СССР, академик
2. В.И. Вернадский Б Первый Нарком внутренних дел СССР
3. В.В. Куйбышев В Председатель СНК СССР, нарком иностранных дел СССР
4. А.Я. Вышинский Г Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б)
5. С.М. Эйзенштейн Д Заслуженный деятель искусств РСФСР, сценарист, режиссер
6. В.М. Молотов Е Председатель ВСНХ
7. Н.И. Вавилов Ж Выдающийся русский и советский ученый, лауреат Сталинской премии
8. С.М. Киров З Прокурор СССР, зампред СНК СССР

 

Семинар 14

СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

 И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН

1. Международная обстановка в 1939-1941 гг.

2. Важнейшие этапы Великой Отечественной войны.

3. Мобилизация экономики и советский тыл в годы войны.

4. Итоги и цена победы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке к первому вопросу семинара следует проанализировать истоки и сущность международного кризиса 1939-1941 гг. Необходимо отметить провал политики «коллективной безопасности» в Европе и срыв переговоров между СССР, Англией и Францией. Подробно рассмотрите советско-германский пакт о ненападении 1939 года (включая, секретный протокол) его причины и последствия. Изучите проблему присоединения прибалтийских территорий к СССР, а также причины и итоги советско-финской войны 1939-1941 гг. Обратите внимание на те шаги советского руководства, которые были предприняты для устранения выявленных в ходе боевых действий недостатков. Дайте оценку советской внешней политике накануне и в первые два года Второй мировой войны.

Обращаясь к изучению второго вопроса, покажите несостоятельность тезисов советской историографии о внезапности нападения и превосходстве Германии в качестве и количестве вооружения. При этом стоит отметить просчеты командования РККА как при подготовке, так и в ходе войны. Рассмотрите важнейшие этапы Великой Отечественной войны: причины поражения Красной армии в первые месяцы войны, основные военные операции и их итоги. Раскройте сущность такого понятия как «коренной перелом», укажите его дату и события (битвы), способствовавшие его осуществлению. Расскажите, как складывались отношения с союзниками по антигитлеровской коалиции. Определите, какую роль сыграла их помощь Советскому союзу в победе над фашизмом.

Рассматривая третий вопрос семинара, изучите, как функционировал советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Важно отметить усилия власти и всего советского народа, направленные на мобилизацию экономики в условиях военного времени, эвакуацию предприятий и населения в восточные районы страны, функционирование аграрного сектора в военное время. Расскажите, с какими трудностями сталкивалось население на оккупированных территориях и в советском тылу. Подробнее остановитесь на проблеме коллаборационизма.

Приступая к анализу четвертого вопроса – итогов войны, обратите внимание на то, что в победе над фашизмом решающим был вклад советского народа. Проанализируйте материальные и демографические (безвозвратные потери в годы войны, в том числе, мирного населения) потери СССР и сопоставьте их с ценой, которую заплатили наши союзники за победу над гитлеровской Германией. Расскажите, как повлияла война на изменение международной обстановки и статуса Советского союза на мировой арене. Особо подчеркните, что победа в Великой Отечественной войне – это подвиг всего народа нашей страны, остановившего фашистскую агрессию путем нечеловеческих усилий и огромных жертв.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

5. Война и общество, 1941-1945: В 2-х кн. / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. – М.: Наука, 2004.

6. Детвайлер Д.С. Высадка союзников в Нормандии в 1944 году: ретроспективный взгляд // Новая и новейшая история. – 2004. – № 4. – С.67-83.

7. Залесский К.А. Кто есть кто в истории СССР. 1924-1953 годы. – М.: Вече, 2009.

8. Ильмярв М. Был ли выбор? Балтийские страны и трёхсторонние переговоры 1939 г. // Отечественная история. – 2008. – №4. – С.47-66.

9. Минц М.М. Представления военно-политического руководства СССР о будущей войне с Германией // Вопросы истории. – 2007. – №7. – С.94-105.

10. Мягков М.Ю. Советско-финский фронт. 1941-1944 годы // Новая и новейшая история. – 2008. –№3. – С.148-182.

11. Поляков Ю.А. Великая победа 1945 г. и как ею распоряжались // Отечественная история. – 2007. – №3. – С. 3-8.

12. Родина (спецвыпуск. Журнал полностью посвящен Великой Отечественной войне). – 2008. –­№5.

13. Филлитов М.А. Германия в советском внешнеполитическом планировании. 1941-1990. – М.: Наука, 2009.

Интернет-ресурсы

http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/VELIKAYA_OTECHESTVENNAYA_VONA.html

http://www.world-war.ru/

http://www.soldat.ru/doc/

http://www.pobediteli.ru/index.html

http://podvignaroda.mil.ru/ 

http://gpw.tellur.ru/index.html?y= 

http://www.portal-slovo.ru/history/35604.php

http://www.econsafety.ru/academ/kaf/filis/history/The_electronic_textbook/histori/index.htm

http://window.edu.ru/window/library?p_rid=62117&p_rubr=2.2.73.5.5

http://scepsis.ru/library/id_1247.html

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook105/01/index.html?part-007.htm

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Оружие победы.

 

Армия Победы в Великой Отечественной войне, 1941-1945. – М.: АСТ, 2005.

Захарченко А.В. Формирование авиапромышленного комплекса в Поволжье накануне и в годы Великой Отечественной войны (1940-1942 гг.) [Текст]: учеб. Пособие. – Самара: Науч.-техн. Центр, 2004.

История и культура страны – победительницы: к 650летию победы в Великой Отечественной войне: труды Международной научной конференции 28-29 апреля 2010 г. /ФГОУВПО «СГАКИ»; Поволж. Фил. Ин-та рос. истории РАН; Отв. Ред. Л.М. Артамонова. – Самара, 2010.

Кодинцев А.Я. Кампания по борьбе с «дезертирством» с предприятий военной промышленности СССР в 1941-1948 гг. // Отечественная история. – 2008. – № 6. – С. 101-107.

Свирин М. Н. Броневой щит Сталина: История советского танка, 1937-1943. – М.: Яуза: Эксмо, 2007.

Интернет-ресурсы

http://www.popmech.ru/article/5333-oruzhie-pobedyi/

http://www.specnaz.ru/article/?708

http://moscowbattle.narod.ru/weapons/

http://www.sovnarkom.ru/BOOKS/MUHIN/VOINA_2/muhin2_04.htm

http://vestnik.ssu.samara.ru/gum/content/hist.html

 

2. Проблема коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны.

 

Басюк И. А. Положение советских мирных жителей в тылу немецких войск зимой 1941-1942 гг. // Вопросы истории. – 2009. – № 11. – С. 89-99.

Ковалев Б. Н. Коллаборационизм в России в 1941–1945 гг.: типы и формы. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2009.

Окорокова А.В. Антисоветские воинские формирования в годы Второй мировой войны. – М.: Военный университет, 2000.

Семиряга М. И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. – М.: РОССПЭН, 2000.

Интернет-ресурсы

http://window.edu.ru/window/library?p_rid=69237&p_rubr=2.2.73.5.5

http://www.polit.ru/author/2006/05/04/kollaboracionism.html

http://www.dobr20.ru/rub/42/118.htm

http://www.otechestvo.org.ua/main/20083/0526.htm

http://www.sovietmuseum.ru/

 

3. Депортации народов в годы Великой Отечественной войны.

 

Бугай Н. Депортация народов // Война и общество, 1941-1945. В 2 кн. Кн.2 / Льв. Ред. Г.Н. Севостьянов. – М.: Наука, 2004. – С.301-330.

Полян П. «Не по своей воле…». История и география принудительных миграций в СССР. – М.: ОГИ, Мемориал, 2001.

Интернет-ресурсы

http://scepsis.ru/authors/id_389.html

http://www.memo.ru/history/deport/polyan2.htm

http://www.memorial.krsk.ru/Articles/1997ssylka/Cherhyshova.htm

http://scepsis.ru/library/id_1237.html

    4. Великая Отечественная война в солдатских письмах и мемуарах.

 

Пушкарев Л. Н. По дорогам войны: Воспоминания фольклориста-фронтовика. – М., 1995.

Пушкарев Л.Н. Человек на войне (источники по изучению менталитета фронтовиков в годы Великой Отечественной войны) // Этнографическое обозрение. – 2000. – № 3.– С. 109 – 121.

Сомов В. А. Письма участников Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. // Вопросы истории. – 2007. – № 8. – С. 131-135.

Твардовский А. Т. Из писем с войны: (1941г. – Юго-Западный фронт) // Отечественная история. – 2005. – № 2. – С. 42-50.

Фронтовые письма. Тверская область. – Тверь, 2005.

 «Я пока жив...» (Фронтовые письма 1941 - 1945 гг.) / Сост. М. Ю. Гусев. Н. Новгород, 2010.

Интернет-ресурсы

http://www.urokiistorii.ru/learning/method/2009/11/istoria-voini-istochniki

http://www.urokiistorii.ru/media/book/2010/12/frontovyepismawww.iremember.ru/drugie-voyska/blog.html

http://www.ceninauku.ru/info/page_11780.htm

http://www.mioo.ru/65let/pisma.htm

http://www.world-war.ru/cat_index_151.html

 

5. «Несломленный город»: героические и трагические страницы истории блокады Ленинграда.

 

Блокадный дневник З.З. Шнитниковой: 2 сент. 1941 – 17 июля 1942 гг. // Вопросы истории. – 2009. – № 5. – С. 54-75; № 6. – С. 60-76.

Вишневский Вс. Ленинград. Дневники военных лет. В 2 кн. – М.: Воениздат, 2002.

Данилов П.П. Продовольственные ресурсы блокадного Ленинграда // Вопросы истории. – 2005. – №2. – С.42-56.

Комаров Н. Я., Куманев Г. А. Блокада Ленинграда: 900 героических дней. 1941—1944. Исторический дневник. Комментарии. – М.: Олма-Пресс, 2004.

Сухаренко А. «Блокада. Запах смерти». – М.: АСТ; Астрель; Полиграфиздат, 2010.

Шестинский О. «Я спасу силой своей любви»: записки блокадника // Слово. – 2005. – № 1. – С. 43-56.

Интернет-ресурсы

 http://www.lenblokada.ru/

http://pobeda.aport.ru/blockade/

http://www.world-war.ru/article_540.html

http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/RUHIST/BLOCADE.HTM

http://blokada.otrok.ru/

http://www.leningradpobeda.ru/

 

6. Вторая столица. Куйбышев в годы Великой Отечественной войны.

 

Синельщикова Н.Л. Из истории посольских особняков Самары // Самарский край в истории России. Мат. юбил. науч. конфр. 6-7 февраля 2001 г. – Самара: Файн Дизайн, 2001. – С.89-92.

Парамонов В.Н. Город Куйбышев в 1941—1945 году: реалии быта военного времени // Самарский край в контексте российской и славянской истории и культуры. – Самара: Универс-групп, 2004. – С.74-86.

Федотов В.В. Эвакуированное население в Среднем Поволжье в годы Великой Отечественной войны. – Самара: Самар. госуд. Техн. ун-т, 2009.

Шматов Е.Н. Города Среднего Поволжья в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Самара: СамГАПС, 2006.

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Очерк истории. Хроника событий. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004.

Интернет-ресурсы

http://wof.samsspc.ru/rad.html

http://www.samluka.ru/1710/stolica.html

http://wiki.edc.samara.ru/index.php/

http://www.edc.samara.ru/~pobeda60/

http://kp.ru/daily/24475.5/634080/

http://www.sovietmuseum.ru/

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

Дата: 2019-11-01, просмотров: 253.