Экономическая сфера | Политическая сфера | Духовная сфера | Национальные отношения |
1. | 1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. | 3. |
4. | 4. | 4. | 4. |
Задание 13.2
1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: нэп, «ножницы цен», культ личности, плановая экономика, ГУЛАГ.
2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
Из обращения ВЦИК и СНК «К крестьянству РСФСР» 23 марта 1921 года: «Налог должен взиматься без круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. По выполнении налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он имеет право обменять их на продукты и инвентарь, которые будет доставлять в деревню государство из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на нужные ему продукты через кооперативы и на местных рынках и базарах…».
Определите, что послужило причиной отхода от достигнутых «военно-коммунистических завоеваний». Какое название получил экономический курс СССР, развернутый с 1921 по 1928 гг.? Перечислите экономические мероприятия советской власти, предпринимаемые в этот период в сельском хозяйстве. Чем отличались они от мер политики «военного коммунизма»?
3. Укажите соответствие характерных для политики коллективизации и индустриализации проявлений:
1. | Движение двадцатипятитысячников | А | «В четырех сельсоветах проводились опись, обыск и конфискация имущества у крестьян, имеющих только по одной лошади и по одной корове, никогда не пользовавшихся наемным трудом и не лишенных избирательных прав». |
2. | Стахановское движение | Б | «Существо индустриализации состоит не в простом росте промышленности, а в развитии тяжелой индустрии и, прежде всего, ее сердцевины – машиностроения, ибо только создание тяжелой индустрии и собственно машиностроения обеспечивает материальную базу социализма и ставит страну социализма в независимое от капиталистического мира положение». |
3. | Гигантские стройки | В | Один рабочий обратился в районный комитет со следующим заявлением: «Я нахожусь в Бежаницкой районной колхозной секции на руководящей работе. Прошу снять меня с этой работы по следующей причине. Я совершенно неграмотный... Я не могу разобраться в рукописях, циркулярах, различных постановлениях, поэтому ничего не могу провести в жизнь. Об этом я еще указывал в заявлении в отборочную комиссию, но комиссия признала мотивировку неуважительной» |
4. | Раскулачивание | Г | «Я тоже давала слово собрать свёклы тысячу центнеров с га, а своего слова не сдержала, собрала только по девятьсот шестьдесят центнеров. Вот почему я плачу, хоть меня и чествуют…». «Слесарь завода «Красный пролетарий» тов. Филатов (беспартийный, 20 лет производственного стажа, на заводе с 1928 г.) работает на станке ДИП-500 [расшифровывается как «догнать и перегнать». – Прим. сост.]. Свое задание, вместо установленной нормы в 68 часов, делает в 14 часов. <…> Затем он полностью уплотнил свой рабочий день. Работает 420 минут без отрыва |
Задание 13.3
1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: концессия, коллективизация, совхоз, тоталитаризм, номенклатура (партноменклатура).
2. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
Из «Декларации об образовании Союза Советских Социалистических республик»: «Там, в лагере капитализма – национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы <…>. Здесь, в лагере социализма – взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов. Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос национальности <…> оказались бесплодными. Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет и заложить основы братского сотрудничества народов».
Когда произошло образование СССР? Как он создавался? Какие варианты союзного договора предлагались при его образовании? Проанализируйте документ и определите, соответствовала ли национальная политика советской власти в 1920-1930-е годы декларативным заявлениям.
3. Укажите соответствие:
1. | Иностранные концессии | А | «…Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех «утопистов», в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района». Г.Уэллс |
2. | Денежная реформа | Б | «Государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчёт, то есть, по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала». В.И.Ленин |
3. | План ГОЭЛРО | В | «Мы приносим жертвы, отдавая иностранному капиталу миллионы ценнейших материалов..., но в то же время мы должны получить необходимые нам выгоды, т. е. увеличение количества продуктов и, по возможности, улучшение положения наших рабочих, как занятых на концессионных предприятиях, так и незанятых». В.И. Ленин |
4. | Кооперация в промышленности | Г | «... принимая во внимание, что исполнение бюджета на 1924-1925 год обеспечено без использования выпуска бумажных денег для покрытия дефицита, ЦИК СССР постановляет: Признать правильным мероприятия, коими казначейская эмиссия бумажных денег на покрытие бюджетного дефицита была прекращена с 1-го июля 1924 года, и установить, что и в дальнейшем казначейская эмиссия бумажных денег не может производиться на покрытие дефицита по бюджет». Постановление ЦИК СССР, 1924 г. |
Задание 13.4
1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: колхоз, пятилетка, план «автономизации», «лишенцы», стахановское движение.
2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
Из постановления Политбюро ЦК ВКП (б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» (30 января 1930 г.): «<…> Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы. <…> Предложить ОГПУ репрессивные меры в отношении первой и второй категории кулаков, <…> в течение ближайших четырех месяцев (февраль – май) направить в концлагеря 60 000 и подвергнуть выселению в отдаленные районы 150 000 кулаков. К 15 апреля эти мероприятия должны быть осуществлены в отношении не менее чем половины указанного количества. <…> Районами высылки должны быть необжитые и мало обжитые местности с использованием высылаемых на сельскохозяйственных работах или промыслах (лес, рыба и пр.). <…> Срочно проработать вопрос о способах использования расселяемых кулаков как рабочей силы в особых трудовых дружинах и колониях на лесоразработочных, дорожных, мелиоративных и других работах».
Определите, в чем заключались причины и цели политики коллективизации. Как происходил процесс коллективизации в деревне? Чем было вызвано раскулачивание и как оно протекало в реальности? Используя фрагменты из источника, определите, кого причисляли к кулакам первой и второй категории? Какие меры предусматривались в отношении кулаков?
3. Соотнесите личность и её характеристику:
1. | Г.Г. Ягода | А | Выдающийся советский биолог, директор Института генетики АН СССР, академик |
2. | В.И. Вернадский | Б | Первый Нарком внутренних дел СССР |
3. | В.В. Куйбышев | В | Председатель СНК СССР, нарком иностранных дел СССР |
4. | А.Я. Вышинский | Г | Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) |
5. | С.М. Эйзенштейн | Д | Заслуженный деятель искусств РСФСР, сценарист, режиссер |
6. | В.М. Молотов | Е | Председатель ВСНХ |
7. | Н.И. Вавилов | Ж | Выдающийся русский и советский ученый, лауреат Сталинской премии |
8. | С.М. Киров | З | Прокурор СССР, зампред СНК СССР |
Семинар 14
СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ
И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН
1. Международная обстановка в 1939-1941 гг.
2. Важнейшие этапы Великой Отечественной войны.
3. Мобилизация экономики и советский тыл в годы войны.
4. Итоги и цена победы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При подготовке к первому вопросу семинара следует проанализировать истоки и сущность международного кризиса 1939-1941 гг. Необходимо отметить провал политики «коллективной безопасности» в Европе и срыв переговоров между СССР, Англией и Францией. Подробно рассмотрите советско-германский пакт о ненападении 1939 года (включая, секретный протокол) его причины и последствия. Изучите проблему присоединения прибалтийских территорий к СССР, а также причины и итоги советско-финской войны 1939-1941 гг. Обратите внимание на те шаги советского руководства, которые были предприняты для устранения выявленных в ходе боевых действий недостатков. Дайте оценку советской внешней политике накануне и в первые два года Второй мировой войны.
Обращаясь к изучению второго вопроса, покажите несостоятельность тезисов советской историографии о внезапности нападения и превосходстве Германии в качестве и количестве вооружения. При этом стоит отметить просчеты командования РККА как при подготовке, так и в ходе войны. Рассмотрите важнейшие этапы Великой Отечественной войны: причины поражения Красной армии в первые месяцы войны, основные военные операции и их итоги. Раскройте сущность такого понятия как «коренной перелом», укажите его дату и события (битвы), способствовавшие его осуществлению. Расскажите, как складывались отношения с союзниками по антигитлеровской коалиции. Определите, какую роль сыграла их помощь Советскому союзу в победе над фашизмом.
Рассматривая третий вопрос семинара, изучите, как функционировал советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Важно отметить усилия власти и всего советского народа, направленные на мобилизацию экономики в условиях военного времени, эвакуацию предприятий и населения в восточные районы страны, функционирование аграрного сектора в военное время. Расскажите, с какими трудностями сталкивалось население на оккупированных территориях и в советском тылу. Подробнее остановитесь на проблеме коллаборационизма.
Приступая к анализу четвертого вопроса – итогов войны, обратите внимание на то, что в победе над фашизмом решающим был вклад советского народа. Проанализируйте материальные и демографические (безвозвратные потери в годы войны, в том числе, мирного населения) потери СССР и сопоставьте их с ценой, которую заплатили наши союзники за победу над гитлеровской Германией. Расскажите, как повлияла война на изменение международной обстановки и статуса Советского союза на мировой арене. Особо подчеркните, что победа в Великой Отечественной войне – это подвиг всего народа нашей страны, остановившего фашистскую агрессию путем нечеловеческих усилий и огромных жертв.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
5. Война и общество, 1941-1945: В 2-х кн. / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. – М.: Наука, 2004.
6. Детвайлер Д.С. Высадка союзников в Нормандии в 1944 году: ретроспективный взгляд // Новая и новейшая история. – 2004. – № 4. – С.67-83.
7. Залесский К.А. Кто есть кто в истории СССР. 1924-1953 годы. – М.: Вече, 2009.
8. Ильмярв М. Был ли выбор? Балтийские страны и трёхсторонние переговоры 1939 г. // Отечественная история. – 2008. – №4. – С.47-66.
9. Минц М.М. Представления военно-политического руководства СССР о будущей войне с Германией // Вопросы истории. – 2007. – №7. – С.94-105.
10. Мягков М.Ю. Советско-финский фронт. 1941-1944 годы // Новая и новейшая история. – 2008. –№3. – С.148-182.
11. Поляков Ю.А. Великая победа 1945 г. и как ею распоряжались // Отечественная история. – 2007. – №3. – С. 3-8.
12. Родина (спецвыпуск. Журнал полностью посвящен Великой Отечественной войне). – 2008. –№5.
13. Филлитов М.А. Германия в советском внешнеполитическом планировании. 1941-1990. – М.: Наука, 2009.
Интернет-ресурсы
http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/VELIKAYA_OTECHESTVENNAYA_VONA.html
http://www.world-war.ru/
http://www.soldat.ru/doc/
http://www.pobediteli.ru/index.html
http://podvignaroda.mil.ru/
http://gpw.tellur.ru/index.html?y=
http://www.portal-slovo.ru/history/35604.php
http://www.econsafety.ru/academ/kaf/filis/history/The_electronic_textbook/histori/index.htm
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=62117&p_rubr=2.2.73.5.5
http://scepsis.ru/library/id_1247.html
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook105/01/index.html?part-007.htm
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Оружие победы.
Армия Победы в Великой Отечественной войне, 1941-1945. – М.: АСТ, 2005.
Захарченко А.В. Формирование авиапромышленного комплекса в Поволжье накануне и в годы Великой Отечественной войны (1940-1942 гг.) [Текст]: учеб. Пособие. – Самара: Науч.-техн. Центр, 2004.
История и культура страны – победительницы: к 650летию победы в Великой Отечественной войне: труды Международной научной конференции 28-29 апреля 2010 г. /ФГОУВПО «СГАКИ»; Поволж. Фил. Ин-та рос. истории РАН; Отв. Ред. Л.М. Артамонова. – Самара, 2010.
Кодинцев А.Я. Кампания по борьбе с «дезертирством» с предприятий военной промышленности СССР в 1941-1948 гг. // Отечественная история. – 2008. – № 6. – С. 101-107.
Свирин М. Н. Броневой щит Сталина: История советского танка, 1937-1943. – М.: Яуза: Эксмо, 2007.
Интернет-ресурсы
http://www.popmech.ru/article/5333-oruzhie-pobedyi/
http://www.specnaz.ru/article/?708
http://moscowbattle.narod.ru/weapons/
http://www.sovnarkom.ru/BOOKS/MUHIN/VOINA_2/muhin2_04.htm
http://vestnik.ssu.samara.ru/gum/content/hist.html
2. Проблема коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны.
Басюк И. А. Положение советских мирных жителей в тылу немецких войск зимой 1941-1942 гг. // Вопросы истории. – 2009. – № 11. – С. 89-99.
Ковалев Б. Н. Коллаборационизм в России в 1941–1945 гг.: типы и формы. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2009.
Окорокова А.В. Антисоветские воинские формирования в годы Второй мировой войны. – М.: Военный университет, 2000.
Семиряга М. И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. – М.: РОССПЭН, 2000.
Интернет-ресурсы
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=69237&p_rubr=2.2.73.5.5
http://www.polit.ru/author/2006/05/04/kollaboracionism.html
http://www.dobr20.ru/rub/42/118.htm
http://www.otechestvo.org.ua/main/20083/0526.htm
http://www.sovietmuseum.ru/
3. Депортации народов в годы Великой Отечественной войны.
Бугай Н. Депортация народов // Война и общество, 1941-1945. В 2 кн. Кн.2 / Льв. Ред. Г.Н. Севостьянов. – М.: Наука, 2004. – С.301-330.
Полян П. «Не по своей воле…». История и география принудительных миграций в СССР. – М.: ОГИ, Мемориал, 2001.
Интернет-ресурсы
http://scepsis.ru/authors/id_389.html
http://www.memo.ru/history/deport/polyan2.htm
http://www.memorial.krsk.ru/Articles/1997ssylka/Cherhyshova.htm
http://scepsis.ru/library/id_1237.html
4. Великая Отечественная война в солдатских письмах и мемуарах.
Пушкарев Л. Н. По дорогам войны: Воспоминания фольклориста-фронтовика. – М., 1995.
Пушкарев Л.Н. Человек на войне (источники по изучению менталитета фронтовиков в годы Великой Отечественной войны) // Этнографическое обозрение. – 2000. – № 3.– С. 109 – 121.
Сомов В. А. Письма участников Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. // Вопросы истории. – 2007. – № 8. – С. 131-135.
Твардовский А. Т. Из писем с войны: (1941г. – Юго-Западный фронт) // Отечественная история. – 2005. – № 2. – С. 42-50.
Фронтовые письма. Тверская область. – Тверь, 2005.
«Я пока жив...» (Фронтовые письма 1941 - 1945 гг.) / Сост. М. Ю. Гусев. Н. Новгород, 2010.
Интернет-ресурсы
http://www.urokiistorii.ru/learning/method/2009/11/istoria-voini-istochniki
http://www.urokiistorii.ru/media/book/2010/12/frontovyepismawww.iremember.ru/drugie-voyska/blog.html
http://www.ceninauku.ru/info/page_11780.htm
http://www.mioo.ru/65let/pisma.htm
http://www.world-war.ru/cat_index_151.html
5. «Несломленный город»: героические и трагические страницы истории блокады Ленинграда.
Блокадный дневник З.З. Шнитниковой: 2 сент. 1941 – 17 июля 1942 гг. // Вопросы истории. – 2009. – № 5. – С. 54-75; № 6. – С. 60-76.
Вишневский Вс. Ленинград. Дневники военных лет. В 2 кн. – М.: Воениздат, 2002.
Данилов П.П. Продовольственные ресурсы блокадного Ленинграда // Вопросы истории. – 2005. – №2. – С.42-56.
Комаров Н. Я., Куманев Г. А. Блокада Ленинграда: 900 героических дней. 1941—1944. Исторический дневник. Комментарии. – М.: Олма-Пресс, 2004.
Сухаренко А. «Блокада. Запах смерти». – М.: АСТ; Астрель; Полиграфиздат, 2010.
Шестинский О. «Я спасу силой своей любви»: записки блокадника // Слово. – 2005. – № 1. – С. 43-56.
Интернет-ресурсы
http://www.lenblokada.ru/
http://pobeda.aport.ru/blockade/
http://www.world-war.ru/article_540.html
http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/RUHIST/BLOCADE.HTM
http://blokada.otrok.ru/
http://www.leningradpobeda.ru/
6. Вторая столица. Куйбышев в годы Великой Отечественной войны.
Синельщикова Н.Л. Из истории посольских особняков Самары // Самарский край в истории России. Мат. юбил. науч. конфр. 6-7 февраля 2001 г. – Самара: Файн Дизайн, 2001. – С.89-92.
Парамонов В.Н. Город Куйбышев в 1941—1945 году: реалии быта военного времени // Самарский край в контексте российской и славянской истории и культуры. – Самара: Универс-групп, 2004. – С.74-86.
Федотов В.В. Эвакуированное население в Среднем Поволжье в годы Великой Отечественной войны. – Самара: Самар. госуд. Техн. ун-т, 2009.
Шматов Е.Н. Города Среднего Поволжья в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Самара: СамГАПС, 2006.
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Очерк истории. Хроника событий. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004.
Интернет-ресурсы
http://wof.samsspc.ru/rad.html
http://www.samluka.ru/1710/stolica.html
http://wiki.edc.samara.ru/index.php/
http://www.edc.samara.ru/~pobeda60/
http://kp.ru/daily/24475.5/634080/
http://www.sovietmuseum.ru/
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ
Дата: 2019-11-01, просмотров: 253.