Период | Хронологические рамки | Основные события | Социальные силы | Последствия |
династический | ||||
социальный | ||||
национальный |
Задание 5.1
1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: абсолютизм, автокефальная церковь, Соборное уложение, «Смутное время», церковный раскол.
2. Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и назовите монарха, о котором идет речь. «Добродушный и маловольный, подвижный, но не энергичный и не рабочий, царь… не мог быть бойцом и реформатором. Между тем, течение исторической жизни поставило царю… много чрезвычайно трудных и жгучих задач внутри, и вне государства: вопросы экономической жизни, законодательная и церковная борьба за Украину <…> – все это требовало чрезвычайных усилий правительственной власти и народных сил… . Правительство стояло на известной высоте во всем том, что ему приходилось делать: являлись способные люди, отыскивались средства, неудачи не отнимали энергии у деятелей… . Шла, словом, горячая, напряженная деятельность, и за всеми деятелями эпохи во всех сферах государственной жизни видна нам добродушная и живая личность… . Чувствуется, что ни одно дело не проходит мимо него: он знает ход войны; он желает руководить работой дипломатии; он в думу боярскую несет ряд вопросов и указаний по внутренним делам… . Он везде, постоянно с разумением дела, постоянно добродушный, искренний и ласковый. Но нигде он не сделает ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперед». Как автор характеризует этого монарха? Какие исторические задачи ставила перед ним жизнь? Согласны ли вы с приведенным определением деятельности данного монарха? Какие еще оценки его деятельности вам известны? Обозначьте наиболее обоснованную, на ваш взгляд, точку зрения.
3. Совместите правителя России и основные события, происходившие в его царствование:
1 | Борис Годунов | А | Появление Лжедмитрия II, установление 15-летнего сыска беглых крестьян. |
2 | Василий Шуйский | Б | Подписание Столбовского мира, война за Смоленск. |
3 | Михаил Федорович Романов | В | Восстание холопов, вступление в пределы России войск Лжедмитрия I. |
4 | Алексей Михайлович | Г | Учреждение патриаршества, смерть в Угличе царевича Дмитрия. |
5 | Федор Иванович | Д | Издание «Соборного уложения», воссоединение Украины с Россией. |
Задание 5.2
1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: Боярская дума, интервенция, Деулинское перемирие, никонианство, сословно-представительная монархия.
2. В современной исторической литературе утвердилось мнение о Борисе Годунове как талантливом политическом деятеле и реформаторе. Докажите правоту этой точки зрения, или опровергните ее, если Вы с ней не согласны. Объясните, почему в царствовании Бориса Годунова ни один общественный слой не поддержал его в борьбе с Лжедмитрием I.
3. Соотнесите историка и его оценку Смутного времени:
1 | С.Ф. Платонов | А | Главной причиной Смутного времени является династический кризис конца XVI века, прерывание династии Рюриковичей. |
2 | М.Н. Покровский | Б | Смута – это гражданская война начала XVII века. |
3 | А.П. Новосельцев | В | Смута – всесторонний кризис русского общества, отягощенный иностранным вторжением. В Смутном времени выделяются три периода: династический, социальный и национальный. |
4 | Н.М. Карамзин | Г | Смута – это следствие борьбы боярских родов. |
5 | В.Н. Татищев | Д | Причины Смуты лежат в закрепощении народных масс. Главной авангардной силой здесь выступало крестьянство, поэтому периодизацию Смутного времени следует начинать с 1601 – восстания Хлопка. Смута – это крестьянская революция |
Задание 5.3
1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: семибоярщина, политика протекционизма, старообрядчество, Медный бунт, стрелецкое войско.
2. Прочтите отрывок из письма папы Павла V и определите имя его адресата: «… Мы твердо уверены теперь, что апостольский престол сделает самые великие приобретения, когда ты будешь твердо и мудро управлять теми странами. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, соблаговоливший утешить нас в беспокойствах! У тебя поле обширное: сади, сей, пожинай на нем, повсюду проводи источники благочестия, строй здания, которых верхи касались бы небес; воспользуйся удобностию места и, как второй Константин, первый утверди на нем римскую церковь. Так как ты можешь делать в земле своей все, что захочешь, то повелевай. Пусть народы твои услышат глас истинного пастыря, Христова на земле наместника!».
Что еще вам известно о деятельности этого человека? Какие оценки его личности встречаются у историков? Какая точка зрения кажется вам наиболее обоснованной?
3. Соотнесите восстание «бунташного века» и его краткое описание:
1. | Восстание Хлопка | А | Массовое выступление низших и средних слоев посадского населения, стрельцов, холопов в царствование Алексея Михайловича, вызванное введением налога на один из важнейших товаров и произволом государственной администрации. |
2. | Восстание Ивана Болотникова | Б | Массовое антиправительственное движение казаков, крепостных, посадских людей в годы правления Алексея Михайловича, вызванное распространением крепостнической системы на окраинные территории Российского государства (Дон, Поволжье) и проведением церковной реформы. |
3. | Соляной бунт | В | Выступление стрельцов и солдат связанное с борьбой элит вокруг престола после смерти Федора Алексеевича, вызванное ростом налогов и произволом командиров. |
4. | Восстание Степана Разина | Г | Восстание в начале XVII века кабальных холопов и крестьян, вызванное политикой закрепощения. |
5. | Хованщина | Д | Массовое восстание крестьян, холопов, посадских людей, стрельцов, казаков в годы правления Василия Шуйского за восстановления на престоле «царя Дмитрия». |
Семинар 6
Дата: 2019-11-01, просмотров: 429.