Социально-политические силы в годы Гражданской войны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Название Цели Социальный состав Политическая платформа Причины поражения/победы
         

 

Задание 12.2

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: Совнарком, реввоенсовет, комбеды, интервенция, Комуч.

2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

«Власть это мы. Хозяин промышленности, хозяин хлеба, хозяин всех продуктов в стране – это мы. Вот когда это сознание проникнет в рабочий класс глубоко, когда он своим опытом, своей работой удесятерит свои силы, только тогда все трудности социалистической революции будут побеждены».

Определите, кому принадлежит это высказывание. Охарактеризуйте политический курс автора данного высказывания.

3. Соотнесите личность и её характеристику:

1. С.М. Будённый А Главнокомандующий Вооруженными силами Республики (1918)
2.  М.Н. Тухачевский Б Командующий Южным фронтом (1920)
3. Ф.Э. Дзержинский В Нарком по военным делам, председатель РВС
4. В.И. Чапаев Г Командующий Туркестанским и Восточным Фронтом
5. М.В. Фрунзе Д Председатель ВЧК
6. С.С. Каменев Е Командующий Первой конной армией
7. Л.Д. Троцкий Ж Командующий Западным фронтом (1920)
8. А.И. Егоров З Комбриг Особой Александрово-Гайской бригады, начальник 25‑й стрелковой дивизии

 

Задание 12.3

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: военный коммунизм, продразверстка, продотряд, антоновщина, басмачи.

2. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

Фрагмент из выступления Я.М. Свердлова 20 мая 1918 г.: «Если мы в городах можем сказать, что революционная советская власть в достаточной степени сильна, чтобы противостоять всяким нападкам со стороны буржуазии, то относительно деревни этого сказать ни в коем случае нельзя. Поэтому мы должны самым серьезным образом поставить перед собой вопрос о расслоении в деревне, вопрос о создании в деревне двух противоположных враждебных сил, поставить перед собой задачу противопоставления в деревне беднейших слоев населения кулацким элементам».

Назовите сокращенное название органов власти в деревне, созданных для реализации поставленных в выступлении задач? На основе текста и своих знаний по истории укажите цели и задачи, которые ставились перед рассматриваемыми органами власти в деревне.

3. Соотнесите личность и её характеристику:

1. Н.И. Махно А Верховный Правитель России и Верховный Главнокомандующий Российской армией
2. Л.Г. Корнилов Б Организатор Донской армии, атаман Всевеликого Войска Донского
3. А.В. Колчак В Военный министр Северо-Западного правительства, командующий Северо-Западной армией
4. А.И. Деникин Г Командующий Кавказской Добровольческой армией, Правитель Юга России и Главнокомандующий Русской Армией
5. П.И. Краснов Д Организатор Революционной повстанческой армии Украины
6. Н.Н. Юденич Е Командующий Народной армией Комуча  
7. П.Н. Врангель Ж Верховный главнокомандующий Русской Армии; один из организаторов Добровольческой армии на Дону, руководитель «Ледяного похода»
8. В.О. Капель З Главнокомандующий Вооруженными силами юга России

 

Задание 12.4

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: гражданская война, белое движение, Добровольческая армия, петлюровцы, махновцы.

2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

«… В ночь на 1 марта кубанские добровольцы полковника Покровского, атаман и рада оставили Екатеринодар и ушли за Кубань, в горы. Екатеринодар в руках большевиков. Подобранная в окопах советская газета в патетических тонах описывала встречу делегатов екатеринодарского совета с передовым отрядом красных войск, во время которой обе стороны «не могли говорить от волнения»… Это был тяжелый удар по армии… Мне представлялось необходимым продолжать выполнение раз поставленной задачи во что бы то ни стало...».

О каких событиях идет речь в данном отрывке? Определите по географическим названиям, упоминаемым в тексте, местонахождение, название и командующего данного воинского соединения.

 3. Укажите соответствие:

1. Продналог А «С точки зрения большого по своей величине исторического масштаба, пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи». Н.И. Бухарин
2. Продразверстка Б «Орудие, применяемое против обреченного на гибель класса, который не хочет погибать», «врагов наших будет ждать гильотина, а не только тюрьма» Л.Д. Троцкий
3. «Красный террор» В «Военный коммунизм» был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой. Правильной политикой пролетариата, осуществляющего свою диктатуру в мелко-крестьянской стране, является обмен хлеба на продукты промышленности, необходимые крестьянину. Только такая продовольственная политика отвечает задачам пролетариата, только она способна укрепить основы социализма и привести к его полной победе» В.И.Ленин
4. Политика «военного коммунизма» Г «Сейчас, когда у нас нет… товаров, когда наши запасы не пополняются и живём полученным нами наследством, мы не можем провести товарообмена в широком масштабе. Сейчас, когда гражданская война отняла у нас громадные хлебные территории, топливные и др., формы будущего нам недоступны. Мы должны, прибегая к суррогатам, по одёжке и протягивать ножки... В условиях пожара нельзя допустить экспериментов. Мы должны получить хлеб». А.Д. Цюрупа

 

Семинар 13

СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 1920-1930-Е ГГ.:

ФОРМИРОВАНИЕ И СУЩНОСТЬ НОВОГО СТРОЯ

 

1. Восстановление экономики страны после Гражданской войны. НЭП.

2. Индустриализация и коллективизация: темпы, ход, итоги.

3. Складывание тоталитарного политического режима.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 Рассматривая первый вопрос семинара необходимо отметить, что политика военного коммунизма показала себя неэффективной, поэтому на Х съезде РКП(б) был предпринят первый шаг к новой экономической политике (НЭП) – продразверстка была заменена продналогом. Обратите внимание на то, что новый экономический курс предполагал свободу, хотя и ограниченную, в экономической деятельности при административном контроле со стороны государства. Для этого в 1921 г. создается Госплан. Таким образом, в руках государства осталась треть всех предприятий в основном в стратегически важных отраслях. Обратите внимание на побочные результаты нового экономического курса, в частности – увеличение диспропорции между темпами роста сельскохозяйственного производства и промышленности, что, в свою очередь, неоднократно приводило к кризису. Поиск путей дальнейшего развития страны обострил внутри- и межпартийную борьбу. При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить, что она началась уже при жизни В.И. Ленина. В основе ее лежали политические разногласия по поводу выбора политического курса. Обратите внимание на методы, которые использовались большевиками при устранении политических оппонентов партии, а затем во внутрипартийной борьбе. Рассматривая этот вопрос, постарайтесь осветить различные стратегии развития страны, этапы и течения, а именно: борьба «тройки» (Сталин, Каменев, Зиновьев с одной стороны и Троцкий с другой); борьба Сталина и Бухарина против Каменева и Зиновьева; разгром Сталиным «правого уклона» Бухарина. Отметьте, что после устранения оппонентов, Сталин стал проводить свою линию, которая привела к отказу от политики НЭПа и принятию стратегии форсированной индустриализации.

Переходя к изучению второго вопроса, следует обратить внимание на то, что темпы индустриализации находились в прямой зависимости от уровня сельскохозяйственного производства, а кризис хлебозаготовок 1927‑1928 гг. побудил правительство к применению «непопулярных» мер – силовому изъятию зерна. При обсуждении указанных выше мер необходимо отметить, что государству было затруднительно контролировать хлебозаготовки в условиях рынка, поэтому для урегулирования данного вопроса сначала были введены меры по ограничению деятельности частных собственников на селе (так называемых «кулацких» хозяйств), а только затем, с введением политики сплошной коллективизации, перешли к ликвидации «кулаков» как класса. Здесь необходимо уделить внимание итогам политики коллективизации. Особо обратите внимание на взаимосвязь индустриализации и коллективизации. Постарайтесь проанализировать основные причины, побудившие правительство перейти к политике форсированной индустриализации. Рассмотрите ее основные этапы, достижения и просчеты.

Освещая третий вопрос, укажите на то, что проблема складывания централизованной репрессивной политической системы и формирование «культа личности» Сталина как «вождя народа» важна для рассмотрения, поскольку именно в угоду Сталину значительно завышались темпы индустриализации и коллективизации, вводились ускоренные пятилетние планы. Рекомендуется рассмотреть, каким образом культ вождя сказался не только на политической жизни страны, но и на развитии экономики, системы образования, науки, армии. Постарайтесь проанализировать, как в связи с насаждением «культа личности» изменились социально-политические настроения, доминировавшие в советском обществе. Обратите внимание на тот факт, что из-за политических репрессий население страны за первые десятилетия существования советской власти значительно сократилось. При изучении причин репрессий покажите, что в политической жизни страны в это время складывались прообразы «кланов» по принципу личной преданности, формировавшиеся вокруг влиятельных фигур высшего и среднего партийного звена, которые подрывали монополию политического руководства и блокировали проведение директив центра, гасившие динамику социально-экономических трансформаций.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бессонов Б.Н. И.В.Сталин. Вождь советской эпохи // Мир и политика. – 2010. – № 42. – С. 37-51.

2. Голанд Ю. Сравнение реформ периода нэпа и постсоветской России // Вопросы экономики. – 2010. – № 4. – С. 82-99.

3. Джафаров Д.М. Некоторые рассуждения об итогах коллективизации // Актуальные проблемы современной науки. – 2009. – № 2. – С. 15-21.

4. Кедров Н.Г. Сталинизм и крестьянство: социокультурный аспект // Россия и современный мир. – 2010. – № 2. – С. 124-137.

5. Кирьянова Е.А. Раскулачивание крестьянства Центра России в начале 1930-х годов // Вопросы истории. – 2006. – № 5. – С. 146-152.

6. Котов В.И., Трепавлов В.В. Русский народ в XX в.: парадоксы исторической судьбы // Отечественная история. – 2007. – № 3. – С. 50-59.

7. Рогалина Н. Индустриализация как народно-хозяйственная проблема (к вопросу об исходном уровне советской индустриальной модернизации) // Вопросы экономики. – 2007. – № 2. – С. 127-140.

8. Семёнова Е.Ю. История Отечественной экономики XX века. Учеб. пособ. – Самара: Самарск. госуд. техн. ун-т, 2010.

9. Скрыпников А.В. НЭП: крестьяне и власть Советов // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 15. – С. 58-67.

 

Интернет-ресурсы

http://www.historicus.ru/442/

http://www.rulers.narod.ru/

http://dic.academic.ru/

http://cccp.narod.ru/

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Внутрипартийные дискуссии об альтернативах социально-экономического развития в годы нэпа.

 

Кирьянова Е.А. Планы преобразования российской деревни в конце 1920-х годов: идейные противоречия и внутрипартийные дискуссии //
Российский научный журнал. – 2008. – № 3. – С. 56-69.

Надеждина В.А. Альтернативы нэпа: новые источники и старые вопросы // Клио. – 2005. – № 3. – С. 74-86.

Сахаров В.А. Ленин и Троцкий: дискуссия о предназначении, политической и экономической сущности нэпа // Клио. – 2005. –№ 1.– С. 104-113.

Чемоданов И.В. Была ли в СССР альтернатива насильственной коллективизации? // Вопросы истории. – 2006. – № 2. – С. 156-162.

 

Интернет-ресурсы

http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/NOVAYA_EKONOMICHESKAYA_POLITIKA_NEP.html

http://bibliotekar.ru/istoriya/262.htm

http://russia.iratta.com/16.php

 

2. Социально-чуждые элементы: нэпманы, «лишенцы», «бывшие».

Лебина Н. Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. – CПб.: «Дмитрий Буланин», 2003.

Орлов И.Б. «Ряженые капиталисты» на нэповском празднике жизни. – М.: Собрание, 2007.

Сальман Е.А. «Нэп в лакированных ботинках» (словарь эпохи в фельетонах М. А. Булгакова) // Мир русского слова. – 2008. – № 1. – С. 42-47.

Смирнова Т.М. «Бывшие люди» Советской России: Стратегии выживания и пути интеграции. 1917-1936 гг. – М.: «Мир истории», 2003.

Советская повседневность и массовое сознание. 1939-1945 гг. / Сост. А.Я. Лившин, И.Б.Орлов. – М.: РОССПЭН, 2003.

 

Интернет-ресурсы

http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2009/2009_6_133_138.pdf

http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=7610

http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=322&n=15

http://scepsis.ru/library/id_543.html

http://www.zaimka.ru/soviet/krasiln1_p1.shtml

http://kleio.asu.ru/aik/krug/5/22.shtml

http://www.memo.ru/library/books/korni/Chapter4.htm

 

3. Политические репрессии и особенности решения национального вопроса в 1920‑1930‑х гг.

 

Аксютин Ю. 1937 год: девятая версия // Свободная мысль. – 2007. – №8. – С. 143‑157.

Киселева Е.Л. Чистка государственного аппарата 1929-1932 годов // Российская история. – 2009. – № 1. – С. 96-110.

Литвинова Н.Н., Соколов В.И. Сталинские депортации и репрессии 30-х годов ХХ века // Российский научный журнал. – 2008. – № 2. – С. 103-116.

Рурк Ш.О. Как отрабатывался механизм репрессий: высылка Терских казаков в 1920 году // Отечественная история. – 2008. –№ 5. – С. 97-128.

Сахаров А.Н. 1930: год «коренного перелома» и начала Большого террора // Вопросы истории. – 2008. – № 9. – С. 40-70.

Скорик А.П., Бондарев В.А. Расказачивание на юге России в 1930-х годах: исторические мифы и реальность // Отечественная история. – 2008. – № 5. – С. 128-171.

Чеботарева В.Г. Национальная политика Российской Федерации 1925‑1938 гг. М.: ГУ МДН, 2008.

 

Интернет-ресурсы

http://www.historicus.ru/Sistema_spetsposelenii/

http://cccp.narod.ru/fo_plakat.html

http://www.historicus.ru/442/

http://www.ssc.smr.ru/ftp/2009/2009_2/2009_2%20_127_132.pdf

 

4. Повседневная жизнь в первые десятилетия советской власти.

 

Давыдов А. Ю. Нелегальное снабжение российского населения и власть 1917-1921гг.: Мешочники. – СПб.: Наука, 2002.

Климочкина А.Ю. Жилищные условия населения провинциального советского города 1930-е гг. // Самарский земский сборник. – 2005. – №3(11). – С.63-39.

Климочкина А.Ю. Здравоохранение в советском провинциальном городе 1930-х гг. // Самарский земский сборник. – 2007. – №1. (15). – С.79-87.

Климочкина А.Ю. Идея «культурности» и ее реализация в повседневной жизни советского провинциального города 1930-х гг. // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. вып. «Новейшие гуманитарные исследования». – 2006. С.212-223.

Меерович М.Г. Жилищная политика в СССР с 1917 по 1941 г. // Клио. – 2009. – № 2. – С. 65-78.

Нормы и ценности повседневной жизни: становление социалистического образа жизни в России, 1920-30-е годы / Под ред. Т. Вихавайнена. – СПб: «Нева», 2000.

 

Интернет-ресурсы

http://lib.rus.ec/b/131769

http://vestnik.ssu.samara.ru/gum/content/hist.html

http://www.urokiistorii.ru/day/theory/2010/21/gigiena

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 


ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 225.