Сравнительная характеристика реформ Петра I и Екатерины II
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Параметры сравнения Реформы Петра I Политика Екатерины II
1. Система государственного управления
2. Финансовая политика
3. Экономика (торговля, предпринимательство, промышленность)
4. Налоговая система
5. Социальная политика (положение крепостного населения, дворянства, купечества, мещанства и др. категорий населения)
6. Развитие законодательства
7. Полицейская, карательная система
8. Церковный вопрос
9. Культура и быт
10. Армия и флот
11. Направления и характеристика внешней политики

 

Задание 6.1

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: ассамблея, империя, манифест «о вольности дворянства», Сенат, указ о единонаследии имений.

2. Прочтите отрывок из «Наказ» Уложенной комиссии Екатерины II: «Надлежит, чтобы законы, поелику возможно, предохранять безопасность каждаго особо гражданина. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. Сие равенство требует хорошаго установления, которое воспрещало бы богатым удручать меньшее их стяжание имеющих; и обращать себе в собственную пользу чины и звания порученныя им только, как правительствующим особам государства. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтобы делать все, что кому угодно. В государстве, то есть в собрании людей, обществом живущих, где есть законы, вольность не может состоять не в чем ином, как в возможности делать то, что каждому надлежит хотеть, и чтоб не быть принужденну делать то, чего хотеть не должно». Проанализируйте этот документ и докажите, что идеи изложенные в документе, отражают основные положения просвещенного абсолютизма. Охарактеризуйте основные направления политической деятельности Екатерины II и определите, в чём заключалось противоречия между теорией и практикой этой политической системы.

3. Соотнесите императора (императрицу) с характеристикой личности или событием, произошедшим в его (её) царствование:

1 Анна Иоанновна А «В Гатчине он создал свою особую армию. Здесь созрели окончательно политические идеи будущего императора; <…> Вопреки екатериненской традиции, он не опирался на дворянство и гвардию. По его представлению, все сословия равны. Не привилегированных. Он однажды сказал: «В России велик только тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю», – писал об этом императоре Г. Чулков.
2 Елизавета Петровна Б «… Офицеры гвардии и другие, находившиеся в большом числе, и в присутствии царицы начали кричать, что они не хотят, чтобы кто-нибудь предписывал законы их государыне. <…> Так всеобщий голос провозгласил царицу такою же самодержавною, какими были ее предшественники. Это было страшным ударом для Верховного Совета, который хотел управлять по своей фантазии, почему он старался не допускать никого до царицы… », – так писал современник о важнейшем событии её царствования.
3 Петр III В «Поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего великого отца. <…> Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега … Фридриха Великого, брала Берлин, <…> с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко… », – отмечал В.О. Ключевский.
4 Екатерина II Г Он «отрекся в Ораниенбауме безо всякого принуждения, окруженный 1590 голштинцев, и прибыл с Елисаветой Воронцовой, <…> в Петергоф <…>. …Под началом Алексея Орлова, в сопровождении четырех офицеров и отряда смирных и преданных людей, низложенного императора [отвезли] за 25 верст от Петергофа, в местечко, называемое Ропша…».
5  Павел I Д О себе эта императрица писала: «Я желаю только добра стране, куда Бог меня привел; слава страны составляет мою собственную». В ее дневнике встречаются следующие высказывания: «Свобода – душа всех вещей; без тебя всё мертво». «Хочу повиновения законам, <…> власть без народного доверия ничего не значит для того, кто хочет быть любимым и славным; снисхождение, примирительных дух государя сделают более, чем миллионы законов, а политическая свобода даст душу всему. Часто лучше внушать преобразования, чем их предписывать».

 

Задание 6.2

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: «Жалованная грамота дворянству», коллегии, просвещенный абсолютизм, Синод, подушная подать.

2. Е.Р. Дашкова в своих «Записка» даёт следующую характеристику Павлу I:  «Павел был невыносим со своим прусским капральством, невыносим и в том, что придавал какое-то сверхъестественное значение своему царскому сану; <…> постоянно воображал, что против него составляются заговоры, и все его действия являлись только вспышками, внушенными настроением минуты. <…> К нему приближались со страхом, соединенным с презрением. Как мало походила ежедневная жизнь его придворных на времяпрепровождение лиц, имевших счастье быть приближенными к Екатерине Великой». Поясните, почему у многих представителей дворянства, особенно знатного и родовитого, действия Павла Петровича вызывали неприятие. Проанализируйте его внутриполитический и внешнеполитический курс. Сравните его действия с предшествующим царствованием.

3. Совместите историков и их оценки петровских реформ:

1 В.Н. Татищев С.М. Соловьев А Петровские реформы разрушили русские национальные устои. Подчинение церкви государству исказило суть и смысл русского самодержавия и превратило его в аналог западноевропейского абсолютизма.
2 К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, Н.М. Карамзин Б Реформы Петра I были противоречивы, проводились насильственно-репрессивными методами и привели к перенапряжению народных сил.
3 Е.В. Тарле, В.И. Буганов, Н.И. Павленко В Преобразования Петра I носили, несомненно, прогрессивный характер. Благодаря революционному реформированию Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.
4 Е.В. Анисимов А.Б. Каменский Г Петровские преобразования оценивались как прогрессивные в рамках классовых определений исторического прошлого.

 

Задание 6.3

1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: «Жалованная грамота городам», кондиции, модернизация, рекрутчина, Уложенная комиссия.

«1) мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) завершение переустройства войска в регулярную армию; 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности… Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа государя», – так писал об этом российском императоре В.О. Ключевский. Определите, о ком идёт речь. Перечислите, какие ещё реформы были осуществлены при этом российском самодержце. Каковы были их результаты?

3. Укажите соответствие:

1 Мероприятия, проводившиеся Петром I А Были направлены на сохранение феодально-крепостнической системы с постепенным ее реформированием; расширяли права купечества и утверждали дворянство в качестве привилегированного сословия.
2 Мероприятия, проводившиеся Елизаветой Петровной   Б Были призваны упорядочить развитие существующей системы, при сохранении абсолютной власти монарха, которая теперь передавалась по мужской линии; урезали права дворянства, вводили ограничения дворян в отношении крепостных. 
3 Мероприятия, проводившиеся Екатериной II В  Были направлены на укрепление российской государственности, утверждение абсолютизма, расширение торгово-промышленной деятельности государства. Сопровождались масштабным реформированием всех сфер государственной и общественной жизни по западному образцу. Носили неоднозначный, во многом, революционный характер.  
4 Мероприятия, проводившиеся Павлом I Г Были направлены на стабилизацию внутриполитического развития в рамках абсолютной монархии, во многом расширяли права дворянства, способствовали развитию системы образования. Многие проекты, например, секуляризация церковных земель, были осуществлены приемниками.

Семинар 7

Дата: 2019-11-01, просмотров: 577.