Государственная дума | Сроки созыва | Численность и состав (партии и фракции), представленные в Госдуме | Председатель Госдумы | Основные вопросы и направления деятельности |
I Государственная дума | ||||
II Государственная дума | ||||
III Государственная дума | ||||
IV Государственная дума |
Задание 10.2
1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: третьиюньская монархия, октябристы, индустриализация, национализация земли, хутор и отруб.
2. Внимательно прочитайте задание и ответьте на поставленные вопросы.
Либеральную партию кадетов современники назвали «партией профессоров». Членами этой партии являлись многие видные российские учёные В.И. Вернадский, П.Н. Милюков, П.Б. Струве, А.А. Корнилов, А.А. Кизеветтер и другие. Многие представители этой партии были юристами, врачами, журналистами. В то же время среди кадетов практически не было крупных предпринимателей.
Укажите основные пункты программы конституционно-демократической партии по аграрному, рабочему, национальному, политическому (предлагаемое политическое устройство страны) вопросам. Постарайтесь объяснить, почему крупная буржуазия не стремилась войти в состав «Партии народной свободы».
3. Укажите соответствие между политической партией и выдвигаемыми ею требованиями:
1. | Союз русского народа и Союз Михаила Архангела | А | Демократическая республика; социализация земли; автономия местного самоуправления; федерализм; право наций на самоопределение; широкая социальная политика. |
2. | Прогрессивная партия | Б | Демократическая республика, революционно-демократическая диктатура пролетариата; федерализм; право наций на самоопределение; национализация земли. |
3. | Союз 17 октября | В | Самодержавная монархия; решение вопроса за счёт государственных земель; сохранение единой и неделимой России; господствующее положение русской национальности и православной церкви. |
4. | РСДРП (б) | Г | Конституционно-парламентская монархия; гражданские свободы; унитаризм; развитие частного предпринимательства и государственного планирования; развитие мелкого крестьянского хозяйства; реформирование налоговой сферы; введение 8-часового рабочего дня, развитие социальной сферы. |
5. | Партия социалистов-революционеров | Д | Наследственная конституционная монархия; гражданские свободы; цензовое избирательное право; унитарный характер государства при автономии Финляндии; ликвидация общины, увеличение землевладения крестьян за счёт государственных и удельных земель, признание отчуждения частновладельческих имений в пользу крестьян за вознаграждение от государства. |
Задание 10.3
1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: столыпинская аграрная реформа, социализация земли, РСДРП, Булыгинская дума, анархизм.
2. Ознакомьтесь с фрагментами из исторических документов и ответьте на поставленные вопросы.
Из переписки П.А. Столыпина и Л.Н. Толстова относительно крестьянской общины. Л.Н. Толстой: «Как не может существовать права одного человека владеть другим (рабство), так не может существовать права одного, какого бы то ни было человека, богатого или бедного, царя или крестьянина, владеть землёю как собственностью. Земля есть достояние всех, и все люди имеют одинаковое право пользоваться ею. <…> Дорога, по которой Вы, к сожалению, идёте – дорога злых дел, дурной славы и, главное, греха».
Ответный отзыв П.А. Столыпина на письмо Л.Н. Толстова: «Вы считаете злом то, что я считаю для России благом. Мне кажется, что отсутствие «собственности» на землю у крестьян создаёт всё наше неустройство. <…> Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землёю. Искусственное в этом отношении оскопление нашего крестьянина, уничтожение в нём врожденного чувства собственности ведёт ко многому дурному и, главное, к бедности. А бедность, по мне, худшее из рабств…».
Выдержка из прошения крестьян с. Домашка Самарской губернии: «3 июня 1910 г. Мы по закону от 9 ноября 1906 г. укрепили свои земельные наделы в собственность. Общество же согласилось было провести передел на наличие души, … но при проверке… от передела крестьяне отказались, а остаются на старом положении. Земля землемерами уже проверяется, и… укрепившиеся лица были расписаны на группы по желанию, кто с выселом, кто без. Мы же желаем оставаться, как укреплены нами наделы в постановлениях, т.е. в общинном владении…».
Из донесения полиции Тамбовского губернатора Н. Муратова (1910 г.): «13 мая в с. Волотове при производстве межевых работ толпа баб и подростков из семейств общинников вилами прогнала с поля землемера. Сегодня (15 мая) утром исправник в Волотове произвёл арест 13 человек, которые были окружены стражниками. Толпа в несколько сот человек бросилась освобождать арестованных, кидая в стражников камни. По команде была открыта стрельба. Убито, ранено девять…».
Проанализируйте позиции Л.Н. Толстова и П.А. Столыпина. Кто, на ваш взгляд, был прав в этом споре? Опираясь на знания, полученные на лекционном занятии, перечислите основные мероприятия, составившие столыпинскую аграрную реформу. На основе представленных выдержек из исторических источников, сделайте вывод о том, как отреагировало русское крестьянство на разрушение общины? Объясните позицию крестьян-общинников по отношению к этой реформе.
3. Соотнесите личность и её характеристику:
1. | М.В. Родзянко | А | Лидер партии кадетов, известный историк и публицист |
2. | Г.В. Плеханов | Б | Министр внутренних дел в 1902-1904 гг. и шеф жандармов |
3. | В.М. Чернов | В | Министр внутренних дел и председатель Совета министров в 1906 – 1911 гг. |
4. | А.И. Гучков | Г | Министр путей сообщения, министр финансов в 1892 – 1903 гг., председатель комитета министров, в октябре 1905 – апреле 1906 гг. председатель Совета министров |
5. | С.А. Муромцев | Д | Народник, марксист, организатором группы «Освобождение труда», лидером меньшевистского крыла РСДРП |
В.К. Плеве | Е | Главный теоретик и лидер партии эсеров | |
П.Н. Милюков | Ж | Один из виднейших представителей партии октябристов, председатель III и IV Государственной думы | |
П.А. Столыпин | З | Лидер Союза 17 октября, председатель III Государственной Думы | |
С.Ю. Витте | И | Юрист, публицист, профессор Московского университета, один из создателей партии кадетов, председатель I Государственной Думы |
Задание 10.4
1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: «манифест свобод», кадеты, конституционная монархия, Государственная дума, анархизм.
2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на поставленные вопросы.
Из воспоминаний великого князя Александра Михайловича: «Вся Россия была в огне. В течение всего лета громадные тучи дыма стояли над страной, как бы давая знать о том, что тёмный гений разрушения всецело овладел умами крестьянства, и они решили стереть помещиков с лица земли. Рабочие бастовали. В Черноморском флоте произошел мятеж, чуть не принявший широкие размеры, если бы ни лояльность моего бывшего флагманского судна «Ростислава». Новый министр внутренних дел князь Святополк-Мирский, заменивший убитого Плеве, говорил о «своей бесконечной вере в мудрость общественного мнения». А тем временем революционеры убивали высших должностных лиц вблизи тех мест, где Святополк-Мирский произносил свои речи. Латыши и эстонцы методически истребляли своих исконных угнетателей – балтийских баронов, и один из блестящих полков гвардии должен был нести в Прибалтийских губерниях неприятную обязанность по охране помещичьих усадеб. Полиция на местах была в панике. Из всех губерний неслись вопли о помощи и просьбы прислать гвардейские части или казаков. Было убито так много губернаторов, что назначение на этот пост было равносильно смертному приговору. Заключение мира с Японией <…> поставило на очередь проблему о возвращении наших военных частей с фронта в Европейскую Россию по Сибирской железной дороге, объятой на большей части протяжения всеобщей забастовкой. 6 августа был подписан Манифест о созыве так называемой «Булыгинской» Государственной Думы. <…> Эта полумера, вместо успокоения, лишь удвоила агрессивность революционеров».
Определите, о каких событиях идёт речь, и к какому именно году относятся воспоминания? На основе текста и знаний по истории назовите не менее трех причин описанного в данном фрагменте события. Укажите не менее трех действий масс, которые вынудили власть пойти на уступки. Почему автор воспоминаний называет манифест о Булыгинской думе «полумерой»?
3. Укажите соответствие между политическими процессами и конкретными событиями и мероприятиями:
1. | Нарастание социально-политического кризиса в начале XX в. | А | Издание «манифеста свобод»; создание либеральных политических партий; восстания рабочих и крестьян в разных районах страны; утверждение императором Николаем II «Основных законов Российской империи», закрепивших законодательную власть Государственной думы и Государственного совета. |
2. | Революция 1905-1907 гг. | Б | Выдвижение экономических и политических требований в процессе рабочих забастовок; создание революционных партий; учреждение особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности; создание зубатовских организаций – попытка отвлечения рабочих от пропаганды и агитации революционеров; поражение России в русско-японской войне. |
3. | Формирование третьеиюньской политической системы 1907-1914 гг. | В | Роспуск II Государственной думы и принятие избирательного закона, значительно ограничившего избирательные права рабочих и крестьян; проведение аграрной реформы. |
Семинар 11
РОССИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА (1914 - 1917 ГГ.)
1. Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса.
2. Февральская революция. Борьба альтернатив общественно-политического развития в 1917 году.
3. Большевистский захват власти: переворот или революция?
Методические рекомендации
Отвечая на первый вопрос семинара, необходимо исследовать причины Первой мировой войны, цели сторон, обратить внимание на процесс образования двух военно-политических блоков – Антанты и Четверного союза. Следует подчеркнуть, что Россия не вполне была готова к войне, а военные действия 1914 – 1915 гг. во многом были вызваны необходимостью ослабить натиск Четверного союза на Англию и Францию. В итоге немецкое наступление на западе было сорвано благодаря действиям России, оттянувшей на себя значительные силы. 1915 год был самым тяжелым для России. Главная цель, стоявшая перед Четверным союзом – вывести Россию из войны. Военные действия приобретают затяжной позиционный характер. Осветите изменения, произошедшие во внутриполитической обстановке: усиление антимонархических настроений, образование «Прогрессивного блока» в Государственной думе (1915 г.). Покажите истоки общенационального кризиса. В заключение обратитесь к обстоятельствам, приведшим к выходу России из войны. Проанализируйте условия Брестского мира и итоги Первой мировой войны для России.
Обращаясь к освещению второго вопроса, рассмотрите результаты Февральской революции, главным из которых стало свержение монархии. Осветите ход политических событий в феврале – октябре 1917 года; изучите особенности формирование новых органов власти (Временное правительство и Советы), проанализируйте действия Временного правительства в 1917 году и выясните причины его кризисов. Охарактеризуйте социально-политические силы, активно действующие в этот период на политической арене: либералы (кадеты и октябристы), умеренные социалисты (эсеры, меньшевики), радикальные социалисты (большевики, левые эсеры). Укажите на ряд возможных альтернатив общественно-политического развития в 1917 году: буржуазно-демократический путь; программа партии эсеров; программа большевиков. Обратите внимание на то, что важнейшими проблемами в этот период были аграрный вопрос, выход России из войны и созыв Учредительного собрания.
Обращаясь к изучению третьего вопроса семинарского занятия, укажите на то, что затягивание Временным правительством решения жизненно важных вопросов, способствовало «врастанию» России в революцию. Изучите условия возникновения Корниловского мятежа в августе 1917 года, причины его подавления, а также его последствия для политического развития страны. Для того, чтобы выяснить причины прихода к власти большевиков, обратитесь к анализу событий сентября – октября 1917 года. Покажите, как изменилась тактика РСДРП(б) в этот период. Раскройте суть процесса, получившего название «большевизация советов». Выявите сущность лозунгов, под которыми большевики пришли к власти. Изучите события, развернувшиеся на II Съезде Советов, позицию эсеров и меньшевиков относительно захвата власти большевиками. Ознакомьтесь с существующими в историографии оценками октябрьских событий 1917 года (межформационная революция; рабоче-крестьянская демократическая революция; военный переворот с опорой на революционную часть армии и флота; заговор антинациональных сил (масоны и немцы); революция люмпенов, анархический бунт). Изучите аргументы историков по этой проблеме и определите, какая точка зрения, наиболее убедительна и соответствует историческим реалиям.
Рекомендуемая литература
1. Айрапетов О.Р. Генералы, либералы и предприниматели: работа на фронт и революцию. – М.: Наука, 2003.
2. Бэдкок С. Переписывая историю российской революции: 1917 г. в провинции // Отечественная история. – 2007. – №4. – С. 103.- 112.
3. Герасименко Г.А. Судьба демократической альтернативы в России 1917 года и роль лидеров // Вопросы истории. – 2005. – №7. – С.3-23.
4. Оськин М.В. Первая мировая война. – М.: Вече, 2010.
5. Пивоваров Ю.С. Истоки и смысл русской революции // Полис. – 2007. – №5. – С.35- 55.
6. Поликарпов В.В. 22-23 февраля 1917 г. в Петрограде // Вопросы истории. – 2005. – №10. – С.20-25.
7. Терёшина Е.П. Отношение населения Поволжья к Первой мировой войне // Вопросы истории. – 2007. – №11. – С. 143-146
8. Уткин А. Забытая трагедия. Россия в Первой Мировой войне. – Смоленск: «Русич», 2000.
9. Февральская революция 1917 г. в российской истории (круглый стол) / Мат. подготовил С.С. Секирский // Отечественная история. – 2007. – №5. – С.3-30.
10. Шацилло В. Последняя война царской России. – М.: Эксмо; Яуза, 2010.
Интернет-ресурсы
http://scepsis.ru/library/id_2749.html
http://scepsis.ru/library/id_1503.html
http://vestnik-samgu.ssu.samara.ru/articles/218/05__6.pdf
http://his95.narod.ru/lec15.htm
http://www.rusempire.ru/istoriya-rossiyskoy-imperii/vneshnyaya-politika-1907-1917-gg-pervaya-mirovaya-voyna.html
http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/S/Stepanov/POTWAR1.HTM
http://www.firstwar.info/articles/
http://hist1.narod.ru/Science/Part2.html
http://klio.3dn.ru/publ/3-1-0-53
http://history.machaon.ru/all/number_02/istoriog/nomer2/index.html
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/19932
http://www.ni-journal.ru/archive/2007/n2_2007/c2c4b225/d2277a4c/
http://www.historicus.ru/39/
http://wordweb.ru/wwone/index.htm
http://abc.vvsu.ru/Books/kl_istorija_otech/page0020.asp
Темы докладов и рекомендуемая литература
1. Царская семья и российское общество в начале XX века.
Жердева Ю.А. Десакрализация власти накануне февральских событий 1917 года (по материалам либеральной периодической печати) // Самарский земский сборник. – 2003. – №1(7). – С.55-57.
Колоницкий Б. Образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. – М.: НЛО, 2010.
Мельгунов С.П. Судьба императора Николая II после отречения. Историко-критические очерки. – М.: Вече, 2005.
М осолов А. При дворе последнего царя. Воспоминания начальника дворцовой канцелярии. 1900-1916. – М.: Центрполиграф, 2006.
Мультатули П. Николай II. Отречение, которого не было. – М.: АСТ, Астрель, 2010.
Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. – М.: Изд-во «Даръ», 2006.
Интернет-ресурсы
http://pro-zarya.narod.ru/materiali_o_kanonisazii_c.semyi.html#П5
http://rus-sky.com/history/library/diaris/1894.htm
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/NIKITZAR.HTM
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/J/JIL'YAR_P'er/_Jil'yar_P..html#01
http://www.runivers.ru/doc/d2.php?SECTION_ID=8577&PORTAL_ID=7779&CAT=Y&BRIEF=Y#
http://www.pravenc.ru/text/Александра%20Феодоровна.html
http://www.ote4estvo.ru/carskaya-semya/
http://dinasti.ucoz.ru/index/semja_politicheskoe_vlijanie_suprugi/0-227
2. «Военная повседневность» как пролог к «восстанию масс» 1914-1917 гг. (беженство, карточки, борьба с преступностью и эпидемиями).
Ильюхов А.А. Жизнь в эпоху перемен: Материальное положение городских жителей в годы революции и Гражданской войны (1917-1921 гг.). – М.: РОССПЭН, 2007.
Миронов Б.Н. Уровень жизни населения в годы Первой мировой и гражданской войны: к вопросу о причинах революции 1917 г. // История и культура страны победительница к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне: труды Международ. науч. конф., 28-29 апреля 2010 г./ Отв. ред. Л.М. Артамонова. – Самара, 2010. – С.20-40.
Семенова Е.Ю. Проблема беженства как фактор влияющий на мировоззрение городского населения Поволжья в годы Первой мировой войны // Актуальные проблемы современной науки и образования. Исторические науки: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Т. III. – Уфа: РИЦ БАшГУ, 2010. – С.169-173.
Интернет-ресурсы
http://vestnik.ssu.samara.ru/gum/content/hist.html
http://www.august-1914.ru/volkov.html
http://www.august-1914.ru/grehov.html
http://www.august-1914.ru/denninghaus.html
http://shapkino.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1308&Itemid=208
http://www.sgu.ru/files/nodes/9131/sar_krai.pdf
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/HEALTH/HEALTH.HTM
http://www.veneva.ru/pmv.html
3. Русская армия и русский солдат на фронтах Первой мировой войны.
Асташов А.Б. Русский крестьянин на фронтах Первой мировой войны // Отечественная история. – 2003. – №2. – С.72-86.
Гончаров В.Л. 1917. Разложение армии. – М.: Вече, 2010.
Ларионов Я.М. Записки участника мировой войны. – М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2009.
Романов Н.Н. Наши земляки-самарцы на I Мировой войне (исторический анализ самосознания воинов через призму военной цензуры) // Самарский земский сборник. – 2001. – №1(5). – С.60-67.
Семенова Е.Ю. Влияние рассказов и писем фронтовиков на мировоззрение городского населения Поволжья в годы Первой мировой войны // Вестник Военного университета. – 2010. – №1(21). – С.103-108.
Солнцева С.А. 1917 год: кадровая политика революции в российской армии // Отечественная история. – 2004. – №3. – С.102-117.
Тихомиров А.В. Русская армия в первой мировой // Вопросы истории. – 2000. – №9. – С.32-51.
Интернет-ресурсы
http://actualhistory.ru/zagradotryady_ria
http://www.august-1914.ru/bazan.pdf
http://www.august-1914.ru/gavril.pdf
http://www.august-1914.ru/krasnokutsky.html
http://www.rusempire.ru/faberzhe/yaytso-vesennie-tsvety.html
4. Самарская губерния в годы Первой мировой войны и революционных событий 1917 г.
Голубинов А.Я. Продовольственный вопрос в российской провинции в годы Первой мировой войны (на материалах Самарской губернии) // Вестник Самарского государственного университета. – 2007. – №5/3 (55).
История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. XX век / Ред. коллегия: П.С. Кабытов, И.Б. Васильев, Э.Л. Дубман, Ю.Н. Смирнов, Л.В. Храмков. – М.: Наука, 2000.
Кабытова Н.Н. Кризис власти в российской провинции осенью 1917 г. // Самарский земский сборник. – 2001. №1(5). – С.67-74.
Семёнова Е.Ю. История Поволжья и Самарской области: Учеб. – метод. комплекс к элективному курсу. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2005. – С.52-58.
Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение: Учеб. пособ. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2007.
Интернет-ресурсы
http://vestnik.ssu.samara.ru/gum/2007web53/hist/200753062007.pdf
http://www.august-1914.ru/denninghaus.html
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
11.1 ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ
Кризисы Временного правительства в 1917 г.
Время пребывания у власти | Члены правительства и его председатель | партийный состав | Основные мероприятия | Причины кризиса |
2 марта – 6 мая 1917 г. | ||||
6 мая – 24 июля 1917 г. | ||||
24 июля – 25 сентября 1917 г. (1– 25 сентября 1917 г. – Директория) | ||||
25 сентября – 25 октября 1917 г. |
Задание 11.2
1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: «двоевластие», Антанта, репарации, Учредительное собрание, Брусиловский прорыв.
2. Прочитайте выдержки из исторических источников и ответьте на вопросы.
Из мемуаров А.Ф. Керенского (разговор с Корниловым перед открытием Государственного совещания): «Я пытался убедить генерала в том, что между ним с его окружением и Временным правительством нет расхождения в целях, задачах работы в армии. Я доказывал Корнилову, что всякая попытка грубо перегнуть палку даст самые отрицательные результаты для самой же армии… – если кто-нибудь сделает попытку установить в России личную диктатуру, то он на другой же день останется в безвоздушном пространстве, без железных дорог, без телеграфа, без армии. Я указывал ему на ту страшную судьбу, которая ждет в случае попытки переворота офицеров. «Ну что же, – как бы размышлял вслух Корнилов, – многие погибнут, зато остальные, наконец, возьмут армию в руки».
Из радиограммы Корнилова Керенскому от 27 августа 1917 г.: «Русские люди, великая Родина наша умирает! Близок час кончины! Вынужденный выступить открыто, я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства Советов действует в полном согласии с планами германского Генерального штаба и одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил на рижском побережье убивает армию и потрясает страну внутри…».
Из обращения Петросовета: «Товарищи – солдаты! Выслушайте и наш голос – ваших братьев. Куда вы идете? Кого вы слушаете? Кому верите? На Петроград вас послал Корнилов. Он и его прислужники уверили вас, что в Петрограде бунт, что бунтуют рабочие, большевики, что Петроград предал Родину, что надо идти и защитить правительство. Неправда. Корнилов обманул вас. <…> Корнилов ведет вас сюда, чтобы направить ваши ружья против народа, против революции, против завоевания народом свободы».
Определите, о каком событии конца августа 1917 года идет речь в этих источниках. Почему не реализовалась эта альтернатива политического развития страны в 1917 году? Используя свои знания по истории, назовите не менее 3-х последствий описанных событий.
3. Укажите соответствие между политическими партиями их программными требованиями весной – осенью 1917 г.:
1. | Кадеты | А | Провозглашение России демократической республикой; поддержка Временного правительства; право наций на самоопределение; 8-ми часовой рабочий день; социализация земли; ликвидация частной собственности на землю; введение свободы слова, собраний, печати, союзов и стачек; введение всеобщего избирательного права; отмена всех сословных, религиозных и национальных ограничений; продолжение войны с германским блоком для защиты революции. |
2. | Умеренные социалисты (меньшевики и эсеры) | Б | Переход власти к Советам; право наций на самоопределение; отмена частной собственности на землю; конфискация помещичьих земель; национализация земли, её недр, угодий и лесов; введение свободы слова, собраний, печати, союзов и стачек, всеобщего избирательного права; 8 - ми часовой рабочий день; отмена сословных, религиозных и национальных ограничений; мир без аннексий и контрибуций. |
3. | Большевики | В | Единовластие Временного правительства; территориальное единство и неделимость России; созыв Учредительного собрания; сохранение частной собственности на землю; образование государственного земельного фонда (удельные, монастырские, кабинетные, часть помещичьих земель); выкуп земли крестьянами; введение свободы слова, собраний, печати, союзов и стачек; введение всеобщего избирательного права; отмена всех сословных, религиозных и национальных ограничений; сохранение верности союзническим обязательствам; участие России в войне до победного конца. |
Задание 11.3
1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: Корниловский мятеж, Временное правительство, Брестский мир, Приказ №1 Петросовета, военно-промышленные комитеты.
2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
Из воспоминаний М.В. Родзянко: «Петроград перед войной был объят революционными эксцессами. <…> Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии – могущественной соседской Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. <… > Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражен переменой настроения жителей столицы.
Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно – царское правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны. <…> Я смело утверждаю, что в течение трехлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту. Путем здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несет за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России, и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалеющих ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путем организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства…».
На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин участия России в Первой мировой войне. Какие цели преследовала Россия, вступая в войну? Какие ошибки, с точки зрения автора воспоминаний, были совершены правительством в ходе войны? В чем еще, на ваш взгляд, заключались просчеты политического курса Николая II в 1914-1917 гг.?
3. Укажите соответствие между личностью и её характеристикой:
1. | А.Ф. Керенский | А | Видный представитель правого монархического лагеря в дореволюционной России, депутат 2–4-й Государственной думы, участник убийства Г. Распутина. |
2. | Л.Д. Троцкий | Б | Один из лидеров партии кадетов, масон, председатель Временного правительства в марте – июле 1917 г. |
3. | Л.Г. Корнилов | В | Профессиональный революционер, лидер партии левых эсеров, активный противник заключения Брестского мира. |
4. | Г.Е. Львов | Г | Главком Юго-Западного фронта (1916 г.), автор самой успешной наступательной операции русских войск в годы Первой мировой войны, в мае-июле 1917 г. Верховный главнокомандующий. |
5. | В.М. Пуришкевич | Д | Генерал от кавалерии, Верховный главнокомандующий в 1914-1915 гг., главнокомандующий Кавказкой армией в 1915-1917 гг., один из лидеров белой эмиграции. |
6. | М.А. Спиридонова | Ж | Генерал от инфантерии, Верховный главнокомандующий в июле-августе 1917 года, организатор вооружённого восстания в августе 1917 года, целью которого было установление военной диктатуры. |
7. | Великий князь Николай Николаевич (младший) | З | Член ЦК Политбюро партии РСДРП(б), разработчик теории «перманентной» революции, председатель Петросовета в 1917 г., один из руководителей октябрьского переворота. |
8. | А.А. Брусилов | И | Юрист, масон, член партии эсеров (с марта 1917 г.), член Временного правительства, с июля 1917 г. его министр-председатель. |
Задание 11.4
1. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: империализм, аннексия, Советы рабочих и солдатских депутатов, Тройственный (Четверной) союз, продразверстка.
2. Прочитайте отрывки из исторических исследований и ответьте на вопросы.
Великий русский философ Н.А. Бердяев в своей знаменитой работе «Истоки и смысл русского коммунизма» писал: «… В России революция либеральная, буржуазная, требующая правового строя, была утопией, не соответствующей русским традициям и господствующим в России буржуазным идеям. Народные массы были дисциплинированы и организованы в стихии русской революции через коммунистическую идею, через коммунистическую символику. В этом бесспорная заслуга коммунизма перед русским государством. России грозила полная анархия, анархический распад, он был остановлен коммунистической диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться».
Современный историк А.И. Махлаев, анализируя историко-психологический аспект революционных событий 1917 года, отмечает: «Утверждение на мессианской позиции и оправдание тем самым насилия над своими соотечественниками во имя великой цели, разделение на этой основе общества не по национальному, и даже, в конечном счёте не по социальному признаку, а по новому вероисповеданию, утверждение нового пророка, несущего эту веру массам, соответствие идей большевизма основным компонентам национального сознания – все это и предопределило то, что большевики стали крупнейшей политической силой на авансцене российской истории».
Согласны ли вы с позицией Н.А. Бердяева относительно невозможности реализации буржуазно-демократической альтернативы в 1917 году? О каких «компонентах национального сознания», соответствовавших идеям большевиков, пишет А.И. Махлаев? Проанализируйте ход политических событий в 1917 г. и выявите объективные и субъективные причины прихода к власти партии большевиков в октябре 1917 года. Под какими лозунгами большевики пришли к власти? Насколько эти требования отвечали чаяниям народа?
3. Укажите соответствие между альтернативами политического развития России в 1917 году и их возможными последствиями:
1. | Военная диктатура | А | Возможная Гражданская война и распад страны на отдельные территории; развал экономики; выход России из войны; социализация земли. |
2. | Власть Временного правительства | Б | Продолжение участия России в Первой мировой войне; перевод стратегических предприятий на военное положение; подавление революционного движения; роспуск Советов; установление единоначалия в армии, введение смертной казни в тылу и на фронте; запрещение митингов, забастовок. |
3. | Диктатура большевиков | В | Продолжение участия России в войне; созыв Учредительного собрания на основе всеобщего равного и тайного голосования; проведение земельной реформы с сохранением частной собственности на землю и наделение крестьян землёй через выкуп. |
4. | Анархический мятеж | Г | Выход из войны и заключение сепаратного мира; установление диктатуры пролетариата в форме власти Советов; национализация промышленности и банков; проведение земельной реформы на основе национализации земли; Гражданская война. |
Семинар 12
РОССИЯ В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
И ИНТЕРВЕНЦИИ
1. Гражданская война: основные причины и этапы.
2. Политика «военного коммунизма».
3. Противостояние социально-политических сил в годы Гражданской войны.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Рассматривая первый вопрос семинара, укажите на то, что вопрос о дате начала гражданской войны в отечественной историографии не является однозначным. Одни историки точкой отсчёта считают Февральскую революцию 1917 г. и крушение монархического строя, другие – момент захвата власти большевиками, третьи в качестве отправной точки называют восстание белочехов в мае 1918 года. Проанализируйте причины гражданской войны в России. Обратите внимание на то, что именно провал демократической альтернативы развития страны в период нахождения у власти Временного правительства и большевистский переворот в октябре 1917 г. являются основными событиями, приведшими к вооруженному гражданскому противостоянию. Также необходимо отметить, что Гражданская война разгоралась постепенно, охватывая все новые районы России, по мере организации очагов сопротивления Советской власти (Дон, Кубань, Сибирь, Прибалтика и Поволжье). Выделите основные этапы гражданской войны, укажите важнейшие события, происходившие в каждый из периодов.
Переходя ко второму вопросу, обсуждая причины введения большевиками политики «военного коммунизма», раскройте её суть и последствия. Обратите внимание на то, что основное значение политики «военного коммунизма» заключалось в необходимости собрать воедино все материальные и людские ресурсы и отразить наступление белых и интервентов. Необходимо изучить мероприятия, проводимые советским правительством с помощью чрезвычайных и репрессивных мер, а также проанализировать идеологический аспект политики «военного коммунизма». В заключении следует перечислить последствия данной политики.
Освещая третий вопрос семинара, укажите, что проблема противостояния социально-политических сил, действовавших в этот период на территории страны, заслуживает отдельного внимания. Необходимо отметить, что страна была буквально раздираема на части политическим и вооруженным противостоянием разнообразных как по своей идеологической направленности (большевики, монархисты, эсеры, меньшевики, националисты, зелёные и т.д.), так и по социальному представительству (бывшее дворянство и купечество, часть интеллигенции, рабочие, крестьяне) групп и формирований. В этом вопросе также следует проанализировать роль интервенции в войне против большевистской республики и причины поддержки «белых» генералов странами Антанты. В завершении необходимо отметить причины поражения белых и победы большевиков. Укажите, что колебания крестьян и народов национальных окраин, рост партизанского движения в тылу белой армии, раскол казачества по социальному признаку и определили в конечном итоге исход гражданской войны.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гражданская война в России: события, мнения, оценки / Сост. Е.Ю. Кораблева, В.Л. Телицын и др. – М.: Раритет, 2002.
2. Данилин А.Б., Евсеева Е.Н., Карпенко С.В. Гражданская война в России (1917 - 1922) // Новый исторический вестник. – 2000. – № 1. – С. 6-8.
3. Ипполитов Г.М. «Красные орлы» против «рыцарей белой мечты»: духовная сеча. Моральный дух комбатантов в российской Гражданской войне (ноябрь 1917 - декабрь 1920 гг.): опыт компаративного анализа. – Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2005.
4. Михайлов И.В. От революции к гражданской войне: парадоксы прошлого и современного восприятия // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2007. – № 2. – С. 44-50.
5. Хитрый В.Г. Роль партизанского движения в борьбе против японской интервенции на Дальнем Востоке в 1918-1920 гг. // Военно-исторический журнал. – 2009. – № 10. – С. 14-19.
6. Чураков Д.О. 1917 год в современной историографии: проблемы и дискуссии // Новая и новейшая история. – 2009. – № 4. – С. 104-115.
Интернет-ресурсы
http://www.historicus.ru/grazhdanskaya_voyna/
http://www.historicus.ru/442/
http://nbmgu.ru/nbmgu/
http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm
http://www.history.ru/index_r.htm
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «Вожди» Красной армии: оценки, деятельность, судьбы.
Арзаканян М.Ц. Шарль де Голль и Михаил Тухачевский // Вопросы истории. – 2008. – № 3. – С. 44-56.
Долгов К.Е. Большевики и донское казачество в 1918-1920 гг. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 74-1. – С. 164-170.
Лазарев С.Е. «Дело Тухачевского» на страницах периодических изданий русского зарубежья // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. –№ 8. –С. 34-42.
Олейников И. В. Роль М.В. Фрунзе в формировании кадровой Красной Армии // Аспирант и соискатель.– 2009. –№ 6.– С. 79-83.
Соколов В.В «Вожди» Красной Армии в нравственно-правовом пространстве первой половины 20-х гг. // История государства и права. – 2010. – № 1. – С. 25-28.
Фрунзе М.В. Единая Военная доктрина и Красная Армия // Военная мысль. – 2008. – № 5. – С. 13-24.
Интернет-ресурсы
http://www.rusrevolution.info/
http://www.historicus.ru/page-search/
http://www.historia.ru/
http://www.hist.msu.ru/ER/
http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm
2. «Белое» движение: лидеры, идеология, причины поражения.
Белое движение. Исторические портреты / Сост. А.С. Кручинин. – М.: Астрель: АСТ, 2006.
Волков Е.В. Егоров Н.Д. Купцов И.В. Белые генералы Восточного фронта Гражданской войны: Биографический справочник. – М.: Русский путь, 2003.
Гришанин П.И. Военно-политические отношения командования Русской армии П.Н. Врангеля с правительствами союзных держав // Клио. – 2007. – № 3. – С. 63-69.
Гришанин П.И. Белое движение и гражданская война: историческая феноменология и историческая память // Вопросы истории. – 2008. – №2. – С. 167-172.
Карпенко С.В. Деникин Антон Иванович (1872 - 1947) // Новый исторический вестник. – 2002. – № 6. – С. 91.
Кирмель Н.С. Тайный фронт гражданской войны: деникинская контрразведка против иностранного шпионажа // Клио. – 2008. – № 2. – С. 98-103.
Цветков В.Ж. Репрессивное законодательство белых правительств // Вопросы истории. – 2007. –№ 4. – С. 16-26.
Интернет-ресурсы
http://ricolor.org/history/bldv/slobodin/
http://www.rusrevolution.info/books/index.shtml?9
http://www.perspektivy.info/history/
3. Гражданская война на национальных окраинах страны: Туркестан, Украина, советско-польская граница.
Азаренков А.А. Методы ликвидации Дальневосточной Республики в 1922 году // Вопросы истории. – 2006. – № 8. – С. 94-105.
Алешкин П.Ф. Махновщина: реалии и небылицы анархизма // Власть. – 2008. – № 1. – С. 83-87.
Басмачество / Сост. С.А. Шумов. – М.: Эксмо, Алгоритм, 2005.
Мишина А.В. Большевики и крестьянское повстанческое движение Н.И. Махно (1918-1921 гг.) // Отечественная история. – 2006. – № 1. – С. 65-73.
Хмара Н.И. Из опыта национально-государственного строительства в СССР (1920-е - 1930-е годы) // Отечественная история. – 2006. – № 3. – С. 126-139.
Шумов СЛ., Андреев Л.Р. Махновщина. – М.: Эксмо, Алгоритм, 2005.
Интернет-ресурсы
http://www.historicus.ru/frunze/
http://www.historia.ru/
http://www.hist.msu.ru/ER/
4. Самарский край в годы гражданской войны.
Годы и события: Хроника. В 2-х тт. / Сост. Т.Н. Ефимова, К.А. Катренко и др. Самара: Управ. по делам архивов администрации Самарской области, 2000.
Кабытова Н.Н. Власть и общество российской провинции в революции 1917 года. Учеб. пособ. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002.
Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение: Учеб. пособ. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2007.
Интернет-ресурсы
http://www.gnpbu.ru/
http://www.shpl.ru
http://www.historicus.ru/grazhdanskaya_voyna/
http://vestnik.ssu.samara.ru/gum/content/hist.html
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ
Дата: 2019-11-01, просмотров: 324.