Тема 9. Развитие познавательных способностей. Проблема оценки познавательных способностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практические методы развития познавательных способностей в истории науки. Теория множественного интеллекта Эдварда Гарднера. Типы и принципы построения тестов и тестирования знаний в образовательных заведениях разных стран. Тесты на выявление познавательных способностей. Типы тестирования при приеме на работу в международные компании. Недостатки современных методов тестирования. Питание и научные открытия.

 

Еще начиная с возникновения философии в Древней Греции, мы видим, что возникавшие в то время школы (пифагорейский союз, софисты, школы Платона и Аристотеля и др.) были направлены на всестороннее развитие их последователей. В этих философских школах развивали ораторское искусство, диалектику (умение вести диалог или спор), изучали основы логического мышления, тренировали память, изучали математику и т. д. Роль развития разума и научного мышления была поддержана в эпоху Просвещения. В ХХ века образование и развитие человека стало нормой общественной жизни. Тем не менее долгое время считалось, что определяющим в развитии человека является развитие его разума, как способности к рациональному и логическому мышлению. Однако, с середины ХХ века данный «логоцентризм» сьал пересматриватся в науке. Так, американский исследователь Г. Гарднер разработал теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.

Гарднера заинтересовало разнообразие ролей представителей различных культур, базирующихся на самых разнообразных способностях и навыках, в равной степени необходимых для выживания в соответствующих культурах. На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что вместо единой базовой интеллектуальной способности, или «фактора g», существует множество различных интеллектуальных способностей, встречающихся в различных сочетаниях. Гарднер отмечает, что интеллект не ограничивается рациональной деятельностью и представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста» и «способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленную конкретными культурными особенностями или социальной средой». Он считает, что существует как минимум восемь видов (языковой, логико-математический, музыкальный, телесно-кинетический, пространственный, межличностный, внутриличностный и натуралистический) интеллекта. Они не зависят один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам.

Если в мировой индустриальной экономике ХХ в. основой или классическим марксистским базисом была промышленность, машиностроение, энергетика и сельское хозяйство, то в постиндустриальной экономике ХХI в. драйверами роста стали рассматриваться продукты «экономики знаний» (knowledge economy) или «умной экономики» (smart economy). Такая экономика основана на знаниях, человеческом капитале, продукции высокотехнологичных секторов, информационных технологиях и услугах (например, финансовых). В условиях «обучающейся экономики», направленной на непрерывное самосовершенствование и инновации, а также увеличения конкурентной борьбы в условиях глобальной экономики многие компании ищут не просто умных людей, специалистов в своих областях, но и сотрудников, умеющих мыслить творчески, нестандартно, способных создать яркие, конкурентоспособные продукты, привлекающие покупателей. Для выявления таких людей в компаниях разрабатываются специальные вопросы и задания, которые предлагают кандидатам на собеседовании. Эти вопросы позволяют, например, выявить способен ли человек выражать сложные идеи простыми словами, может ли он практически применять свои знания и принимать верные решения в нестандартной ситуации. Например, в компании Google при устройстве на работу могут спросить: «Сколько настройщиков пианино во всем мире?», «Почему форма люка круглая?» или попросить просто объяснить не специалисту, что такое компьютерная база данных. Кроме того, многие современные тесты направлены на выявление природной предрасположенность к той или иной (научной) деятельности или формам мышления.

Во многих компания также проводится тестирование знаний специалиста на иностранном языке, что направлено на интеграцию сотрудников в международную систему научных исследований, выявляются коммуникабельные сотрудники, которые способны на командную работу и сотрудники склонные самостоятельной научно-исследовательской работе.  

 

Вопросы для самопроверки:

1. Как взаимосвязаны научное и экономическое развитие?

2. По каким параметрам можно определять интеллектуальные способности?

3. Какая основная идея теории множественного интеллекта?

4. Охарактеризуйте особенность современных тестов, используемых при устройстве на работу?

 

Вопросы для самостоятельной работы:

Тесты на выявление познавательных способностей. Типы тестирования при приеме на работу в международные компании. Питание и научные открытия.

Работа с интернет ресурсами:

Найти примеры тестов на определение знаний и способностей, используемых при приеме на работу в отечественных и зарубежных компаниях.

Материалы для конспектирования:

Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 1. М. : Мысль, 1989. С. 250–262.

Пoгoжeва A. В. Питание и творческое мышление. URL: http://www.elitarium.ru/2012/09/19/pitanie_tvorcheskoe_myshlenie.html

Дата: 2019-11-01, просмотров: 253.