Роль воображения в научном познании и творчестве. Виды и функция воображения. Специфика образного мышления. Образное мышление в искусстве и науке. Природа интуиции и ее значение в научном познании. Интуиция и теория принятия решений в ситуациях неопределенности. Развитие интуитивного познания в восточной философии. Притчи и коаны в восточной традиции. Специфика познания и познаваемого в даосизме. «Знание без слов». Современные интерпретации восточных традиций.
Значение интуиции в научном познании отмечали многие ученые и мыслители. По мнению А. Эйнштейна, логический аппарат, устанавливающий соотношения между понятиями, еще не дает возможности создать что-то новое. Мышление делает творческим связь понятий с непосредственным отображением мира. Вот эту связь Эйнштейн и считал интуицией. Великий математик А. Пуанкаре отводил интуиции большую роль в познании, чем сознанию. Одним из этапов творчества он считал внезапное озарение. Он говорил, что логика, если только она не оплодотворена интуицией, остается бесплодной. Логика есть орудие доказательства, интуиция есть орудие изобретательства. Речь идет о трудах по методологии науки французского математика и физика А. Пуанкаре, уделившего значительное внимание роли интуиции в математическом творчестве. В книге «Наука и метод» им описан эпизод, связанный с открытием автоморфных, или фуксовых функций. В течение двух недель он пытался доказать, что подобные функции не существуют. Работая ежедневно один-два часа за письменным столом и перебирая большое количество комбинаций, Пуанкаре не пришел к какому-либо выводу. Но однажды вечером, вспоминает он, выпил чашечку черного кофе и не смог заснуть. Перед ним завертелся вихрь идей, наконец, две из них, «как бы сцепившись» создали устойчивое соединение. Утром Пуанкаре установил существование фуксовых функций, получающихся из гипергеометрического ряда, ему осталось лишь сформулировать результаты.
В восточной культуре созерцательное отношение человека к миру отразилось и в научной методологии. Идеалом мыслителя был не исследователь, всесторонне познающий и объясняющий окружающий его мир, а затем преобразующий его на основе знания, но мудрец, интуитивно и созерцательно познающий мир в его органическом единстве с субъектом. Отсутствие противопоставления субъекта и объекта, восприятие их в единстве, нераздельности исключало появление на Востоке онтологической и гносеологической проблематики в том виде, в каком она существовала в европейской философии. Так в восточной философии существует принцип недвойственности (недуальности). Он выражается в понимании того, что дуализм, как и множественность являются условными и устраняются в ходе истинного и холистического познания мира, например, в процессе медитации.
В дзен буддизме также традиционному рационалистическому подходу к пониманию действительности и постижению истины противопоставляются интуитивные, основанные на озарении методы. Так, в данной школе используются «коаны», специальные парадоксальные вопросы-загадки, которые не имеют логического решения, но ведут к просветлению. Например, самый известный коан состоит в вопросе «Как звучит хлопок одной ладонью?». В отличие от европейской традиции, связывающей мышление с языком, восточная традиция подчеркивает достижение истины через молчание, «остановку внутреннего диалога». Также европейская наука основана на идеи коммутативности знаний и поддержании научной традиции. В восточных практиках просветления подчеркивается необходимость освобождения сознания от существующих знаний. Так, широко известна история про дзен мастера Нан-ин, который принимал у себя профессора из университета, пришедшего узнать про учение дзен буддизма. Мастер пригласил его к чаю и налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше. Профессор не выдержал и сказал: «Она же переполнена. Больше уже не войдет!». На это мастер ответил: «Так же, как эта чашка Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?».
Передача восточной традиции также основана не формализованных научных трудах, а на притчах, коротких жизненных историях или на образных сравнениях. В этих притчах часто показана роль медитации в небольших, часто бытовых, открытиях, в улучшении понимания мира и других людей.
Вопросы для самопроверки:
1. Какова роль интуиции в познании?
2. Какие ученые считали важными интуицию и воображение в познании?
3. В чем состоит особенность понимания процесса познания в восточной традиции? Что такое коан?
4. Как соотносится язык и мышление в восточной традиции? Что означает «знание без слов»?
Вопросы для самостоятельной работы:
Специфика образного мышления. Образное мышление в искусстве и науке. Современные интерпретации восточных традиций в понимании средств и методов познания.
Материалы для конспектирования:
1. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике: (очерк истории: XVII — начало XX в.) М., Мысль, 1965. Гл. 5.
2. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск : Наука, 1993. С. 158–166.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 287.