Тема 6. Язык и мышление. Роль языка в процессе научного познания. Языковая картина мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эволюция познания и коммуникации. Роль языка в развитии мышления. Значение естественного и искусственных языков в теоретическом познании. Языковая картина мира и проблема референции. Теория лингвистической относительности. Когнитивный и прагматический поворот в исследованиях языка. Современные теории языка. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста. Интерпретация как придание смыслов явлениям и событиям – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания.

 

В философии языка и лингвистике между различными мыслителями существует спор: одни мыслители говорят, что язык определяет содержание сознания и восприятия (Й. Г. Гердер, Й. Л. Вайсгербер, Л. Витгенштейн, А. А. Потебня и др.), другие же, что содержание языка и его восприятие определяется нашим сознанием (У. Оккам, Дж. Серль, Р. Г. Милликан, Р. И. Павиленис и др.). Например, Вайсгербер говорит, что обладание определенным словарем предоставляет человеку не только нужные обозначения предметов или духовных содержаний, но и понятийное восприятие предметов. Сторонники противоположной позиции говорят, что нет и не может быть проблемы понимания речи и языка вне проблемы понимания мира, так как наша вербальная способность базируется на способности восприятия – идентификации и различения – объектов и состояний мира.

Во многих современных исследованиях популярна идея о том, что в своих исходных основаниях язык не является знаковой системой и культурно наследуемым орудием коммуникации, но индивидуальной априорной или эволюционно приобретенной когнитивной способностью, специфичной формой мышления, общей для разных людей. Например, по мнению Н. Хомского и его коллег, язык является способностью (faculty) уникальной для человека, но возникающей в тесной взаимосвязи с другими познавательными способностями (счетом, пространственным мышлением, орудийной деятельностью), которые есть у других видов живых существ. Но существует ли обратное влияние языка как продукта (устной или письменной речи) на общие процессы мышления (восприятия) и на формирование самой индивидуальной когнитивной способности к языку? Существование такой прямой и косвенной детерминации навыков, восприятия и мышления «внешним» языком и другими знаковыми системами исследовалось в рамках «теории лингвистической относительности» («гипотезы Сепира-Уорфа»), социокультурными подходами к языку и познанию, в концепции «нарративной логики» Ф. Анкерсмита, семиотической традицией и исследованиями, изучающими, например, такое явление, как социокультурный и семиотический скаффолдинг (scaffolding).

Еще раньше Э. Б. Кондильяк отмечал, что успех ученых, обладающих от природы лучшей организацией ума, целиком зависит от достижений и богатства того языка, который сформировался в том веке, в котором они живут. Понятия языка и их использование подобны знакам в геометрии и методам исчисления – чем более они развиты, тем больше достижений может достичь с их помощью ученый.

А. Л. Никифоров на примере термина «наследственный задаток», предложенный Г. И. Менделем, показывает, что понятия выполняют функцию аккумуляции знаний, позволяют объединять сведенья о предметах и определенным образом интерпретировать данные органов чувств. Полученные благодаря понятиям знания позволяют нам строить новые исследовательские процедуры и даже формировать новые научные направления.

Исследователи также отмечают, что такая аккумуляция знаний в понятиях осуществляется не только отдельным индивидом, но и всем обществом на протяжении одного или многих поколений. Благодаря системе образования и трансляции знаний и понятий в научном сообществе происходить обобщение опыта многих людей. В связи с этим Ф. Штро говорил, что с усвоением языка человек получает «социальные априори», знания, заложенные предыдущими поколениями. Существование такой «социальной апперцепции», создаваемой языком и текстами, было показано в работах М. К. Петрова и Д. К. Куликова. Письменные тексты, фиксирующие в форме различных знаков полученные в обществе знания, выполняют функцию посредника и создают основу для дальнейших научных обсуждений и исследований. Данное явление получило название «кумулятивная культурная эволюция» и некоторыми учеными она рассматривается как дополнение к эволюции, основанной на генах. В последние годы развитие в науке получает концепция распределенного познания «distributed cognition», которая утверждает, что процесс мышления может реализовываться не только отдельным субъектом, но и быть «распределенным» в обществе как, например, строительство крупных технических сооружений. Язык в этих процессах играет не только аккумулирующую, но и координирующую функцию.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова роль языка в научном познании?

2. В чем смысл теории лингвистической относительности?

3. Как соотносятся язык, культура и познание?

4. Что такое «языковая картина мира»?

Вопросы для самостоятельной работы:

Теория языковой относительности Сепира-Уорфа, проблема языка и мышления. Концепция языка в неопозитивизме. Проблема происхождения языка.

 

Материалы для конспектирования:

1. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1. С. 113–116; 171–179.

2. Гумбольдт фон В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 69–80.

3. Уорф Б. Язык, мысль и реальность // Новое в лингвистике. Вып.1. М., 1960. С.135–198.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 237.