Тема 8. Эвристика и эвристические методы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Эвристика – история возникновения отрасли знания. Примеры эвристического мышления. Эвристические методы. Исследования «логики» научного открытия. Экстенсивный рост научного знания и значение междисциплинарных исследований. «Парадокс изобретателя». Теория эвристического мышления Д. Канемана. Разработка теории латерального мышления Эдвардом де Боно.

 

Эвристика (от греч. эврика – открываю, отыскиваю), изучает приемы и правила творческой и научной деятельности. Известный математик Д. Пойа в работе «Математическое открытие: Решение задач пишет: «Эвристика ставит себе целью установить общие закономерности процессов, которые имеют место при решении всякого рода проблем, независимо от их содержания». В настоящее время под эвристикой понимают организацию процесса продуктивного творческого мышления, т.е. эвристическую деятельность. Как метод обучения эвристикой пользовался еще Сократ, который задавал собеседнику ряд вопросов, с помощью которых наводил его на правильное решение поставленной проблемы. В современной научной литературе при рассмотрении мышления часто используют понятие «интеллект» (лат. – познание, понимание, рассудок) Психологи определяют интеллект как систему мыслительных способностей, определяющих уровень развития мышления. Некоторые из них говорят «мышление – это интеллект в действии». Интеллект включает в себя (интегрирует) систему всех познавательных способностей человека: от ощущений и восприятий, до мышления и воображения. Сюда входит и способность к эвристической деятельности. Наука часто достигает наиболее значительных завоеваний путем внезапных скачков разума, когда разрываются тяжелые оковы рассудка, силами творческого воображения и фантазии. Луи де Бройль писал, что, благодаря иррациональным, т. е. интуитивным скачкам осуществляются великие завоевания разума. Именно поэтому человеческий ум способен, в конечном счете, взять верх над всеми машинами, которые вычисляют и классифицируют лучше, чем ум, они не могут ни воображать, ни предчувствовать. «Человеческая наука, – писал Луи де Бройль, – рациональная по своей сущности в своих принципиальных методах, может осуществлять самые большие свои достижения только с помощью резких, рискованных прыжков или, разыгрывая свои способности, освобожденные от грубого принуждения строгих размышлений, т. е. с помощью того, что имеет название воображение, интуиция, остроумие».

Существуют разные эвристические методы в науке. Наиболее известный метод «мозговой штурм» (brainstorming), предложенный в 40-х годах А. Осборном. «Мозговой штурм» – это метод коллективного поиска научных и изобретательских, основная особенность которого заключается в совместном «набрасывании идей», высказывании большего количества разных вариантов решения, включая нестандартные и неосуществимые. Часто в качестве приемы позволяющего лучше понять или объяснить стоящую задачу являемся различные методы основанные на аналогии. Так, аналогия между живыми организмами и техническими устройствами лежит в основе такой науки как бионика. Также аналогия используется, в методе фокальных объектов (методе каталогов) предложенного Ф. Кунце в 30-х годах и развитого в последствии Ч. Вайтингом, Э.де Боно.

Нобелевский лауреат по экономике Даниэль Канеман предложил свой взгляд на эвристические методы и выступал против некоторых «интуитивных решений». Он различал две системы мышления – «медленное» – включается, когда мы решаем научную задачу или выбираем товар в магазине и «быстрое» – автоматическое, интуитивное. По мнению Канемана, большинство ошибок в принятии решений основано на быстром (интуитивном) мышлении. Эвристический метод он понимает, как такую простую процедуру или установку, которая помогает найти адекватный, хотя часто неидеальный, ответ на трудные вопросы. Канеман отмечает, что часто наши «интуитивные» решения основаны на «эвристике доступности» – подмене оценки частоты встречаемости, легкостью, с которой в голову приходят примеры, а также «эвристике аффекта» – принятии решения на основе простой симпатии. По его мнению, лучше использовать медленное, рациональное мышление и делать более широкие обзоры (статистические) изучаемого вопроса для принятия решения.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Как эвристика связана с научным мышлением?

2. Какой метод научного поиска использовал Сократ?

3. Какие эвристические методы существуют?

4. В чем особенность теории эвристического мышления Д. Канемана?

 

Вопросы для самостоятельной работы:

Найдите примеры эвристического мышления. Эвристические методы. Исследования «логики» научного открытия. Латеральное мышление. «Парадокс изобретателя». Разработка теории латерального мышления Эдвардом де Боно.

Работа с интернет ресурсами:

Найти примеры латерального и эвристического мышления. Ознакомится с типами вопросов и заданий, используемых в имеющихся в интернет ресурсах тестах, оценивающими интеллектуальные способности.

Материалы для конспектирования:

Сухотин А. К. Парадоксы науки. М. : Молодая гвардия, 1980. С. 73-89. URL: http://n-t.ru/ri/sh/pn.htm.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 229.