Функциональная асимметрия мозга. Пластичность функций мозга. Исследования бессознательных процессов познания. Нативизм, нейроконструктивизм и коннективизм о природе когнитивных функций. «Компьютерная метафора» в исследовании познавательных способностей. О. Шпенглер о двух типах познания. Функция и типы научного объяснения. Функции понимания в социальном познании» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Понимание как метод в гуманитарных науках.
Физиологические основы познания наиболее активно исследуются в таком междисциплинарном направлении, как когнитивная наука. Сегодня понятие «когнитивная наука» не ограничивается изучением познания в классическом смысле. Появляются новые направления, например, социальная когнитивная наука, в которой рассматриваются все аспекты познания индивида, входящего в сообщество, когнитивная психофизиология и когнитивная нейронаука. Латерализация когнитивных процессов – важнейшая психофизиологическая характеристика деятельности мозга, основанная на диалектическом единстве двух основных аспектов: функциональной асимметрии (или специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека. В настоящее время межполушарная асимметрия рассматривается как одна из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных. К середине двадцатого столетия наука начал располагать достаточно большим количеством данных, теорий и гипотез в области изучения функциональной межполушарной асимметрии, которые стали основой современных представлений о взаимоотношениях между полушариями и базой для дальнейших исследований.
Известна гипотеза К. Сагана, согласно которой наиболее творческие создания культуры – правовые и этические системы, искусство и музыка, наука и техника – являются результатом именно совместной работы правого и левого полушарий. Ученые выяснили, что левое полушарие мозга отвечает за языковые способности, запоминает факты, имена, даты, определяет аналитическое мышление. Правое полушарие в норме – бессловесно, и именно в этом лежат истоки его творческого потенциала. Известный лингвист Р. Якобсон обратил внимание на особенности мышления Эйнштейна, которое опиралось не на слово, а на образы, бесспорно правополушарные. Уже в зрелом возрасте Эйнштейн хотел найти такие музыкальные и цветовые образы, которые бы соответствовали его физическим и геометрическим идеям. Кроме того, у Эйнштейна в детстве были особенности речевого развития. Еще в 9 лет Эйнштейн пользовался словами детского языка, позднее он испытывал затруднения при обучении чтению. Впоследствии сам Эйнштейн видел в своем замедленном речевом развитии одну из причин, облегчивших открытие им основ теории относительности: он говорил, что понял по-новому пространство и время именно благодаря тому, что научился употреблять слова «Raum» и «Zeit» только в таком возрасте, когда другие молодые люди давно уже их использовали, как правило, не задумываясь об их значении.
С появлением такого научного направления как герменевтика учеными стало принято различать «науки о духе» и «науки о природе» в связи с различием методов необходимых для их изучения. Так исследователи в области герменевтики подчеркивают, что науки о природе имеют дело с наблюдаемыми фактами и методом объяснения (каузального, генетического, структурного) подводя частные явления под общие принципы. «Науки о духе», напротив, работают с различными духовными проявлениями общества и человека, которые требуют интерпретации и эмпарии, что характеризуется как метод понимания.
Освальд Шпенглер также противопоставлял науки о природе и обществе. Науки о природе изучают нечто неизменное, повторяющееся, закономерно необходимое, то что можно выразить числом. С другой стороны, социальные науки, и история в частности, рассматривают явления в развитии, динамике, творчестве, в их уникальной неповторимости. О. Шпенглер отмечает, что становление «не имеет отношения к числу» и не подчиняется жестко причинно-следственным связям. Для изучения таких явлений и процессов, по мнению исследователя, подходит больше образное мышление и мышление по аналогии. В этом смысле, социальные науки скорее интерпретируют явления, чем однозначно объясняют их. В связи с этим многозначность и полюралистичность интерпретаций является относительно допустимой.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие науки занимаются изучением и моделированием человеческого мышления?
2. Почему функциональную асимметрию связывают с когнитивными функциями?
3. Как функциональная асимметрия связана с методами познания в естественных и гуманитарных науках?
Вопросы для самостоятельной работы:
Исследования бессознательных процессов познания. Нативизм о природе когнитивных функций. «Компьютерная метафора» в исследовании познавательных способностей.
Темы докладов:
1. Образное мышление в научном познании.
2. «Компьютерная метафора» в исследовании мышления.
3. Современные работы по функциональной асимметрии мозга.
Работа с интернет ресурсами:
Найти и пройдите в интернете тесты на определение функциональной асимметрии мозга.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 203.