Влияние налогообложения и дотирования на параметры равновесия и на благосостояние потребителей и производителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Косвенное воздействие на условия обмена на рынках и на благосостоянии потребителей и производителей государство может оказывать с помощью налоговой и дотационной политики.

Правительство может облагать налогом продажу каких-либо благ. Так как налоги являются вычетом из доходов производителей, то производители стараются переложить бремя на потребителей. Для возмещения своих потерь прежнее количество благ они будут предлагать по более высоким ценам, кривая предложения сместиться влево, точка равновесия сместиться влево-вверх. Рав­новесная цена повысится, а равновесный объем купли-продажи уменьшится. Однако новая равновесная цена будет выше прежней лишь на часть налога. Потребители тоже в свою очередь постараются не брать на себя налоговое бремя и заменить подорожавшие блага более дешевыми субститутами, поэтому часть потерь от повышения налогов вынуждены будут взять на себя продавцы, прибыль которых в этом случае уменьшится. Таким образом, налоговое бремя, распределится между покупателями и производителями товаров.

Распределение налогового бремени зависит от соотношения ценовых эластичностей спроса и предложения:

1. При одинаковой степени ценовой эластичности налоговое бремя распределится между ними поровну:

Площади фигур РеРе1Е1С и АРеСB отражают величины налогового бремени потребителей и производителей.

2. Если спрос эластичнее предложения, то большее налоговое бремя несут продавцы, так как в этом случае они не могут значительно повысить цену и переложить на потребителей большую часть налога.

3. Если же эластичнее предложение, то большее налоговое бремя ляжет на потребителей, так как они в меньшей степени чувствительны и не способны значительно изменять свой спрос на благо.

При совершенно эластичном спросе равновесная цена не изменяется, зато существенно сокращается объем продаж. В этом случае все налоговое бремя ложится на плечи производителей.

В случае совершенно неэластичного спроса цена повышается на всю сумму налога, а объем продаж не изменяется. В этом случае все налоговое бремя перекладывается на потребителей.

В случае совершенно эластичного предложения все налоговое бремя может быть переложено на потребителей, в случае совершенно неэластично го предложения – налоговое бремя полностью ложится на производителей. Сумма налоговых сборов больше при неэластичном предложении.

В результате налогообложения «съедается» часть излишка потреби­телей и производителей, то есть уменьшается величина общей выгоды от обмена.

При налогообложении не только уменьшается выгода от обмена получаемая потребителями и производителями, но часть ее вообще теря­ется, то есть часть этой выгоды не поступает и государству в виде нало­гов.

Потеря части обшей выгоды от купли-продажи в результате налогооб­ложения в экономической теории называется «избыточным налоговые бременем», которое означает, что участники обмена несут бремя, которое превышает сумму налоговых поступлений в бюджет государства. Площади треугольников ВЕ1Е символизируют величину избыточного налогового бремени.

Налогообложение продажи благ уменьшает общую выгоду от обме­на независимо от того, кто непосредственно должен уплачивать налог с про­дажи – потребители или производители. Подобным образом влияет на параметры равновесия на рынке им­портных товаров установление пошлин на них.

Противоположное воздействие на цены и объемы купли-продажи оказывают государственные дотации производителям или потребителям. Дотации называются отрицательными налогами, или «налогами наоборот». При дотировании производства, либо потребления цены понижаются, а объ­ем купли-продажи увеличивается. Выгода от этого также распределяется между потребителями и производителями, независимо от того, кому непо­средственно они выделяются. Пропорция в их распределении между по­требителями и производителями также зависит от соотношения степеней ценовой эластичности спроса и предложения. Если спрос эластичнее пред­ложения, то большую долю дотации получают производители и наоборот. При одинаковой степени ценовой эластичности спроса и предложения сум­ма дотации распределяется между ними поровну.

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 213.