Механизм установления равновесия на однотоварном рынке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Интересы покупателей и продав­цов благ, когда они встречаются на рынке, противоположны. Первые гото­вы больше покупать при снижении цен на блага, вторые – больше прода­вать при повышении их цен. Поэтому цены, по которым потребители готовы покупать различные количества благ, и цены, по которым произво­дители готовы продавать такие же их количества, в большинстве случаев, кроме одного, не совпадают. В связи с этим различают цены спроса и цены предложения.

Максимальная цена, по которой потребители готовы покупать оп­ределенные количества того или иного блага, называется ценой спроса.

Минимальная цена, по которой производители готовы продавать такие же количества благ, называется ценой предложения.

В большинстве случаев цена спроса не совпадает с ценой предло­жения, так как потребители ценят в благах их полезность, а производители учитывают их стоимость, или издержки производства.

Цены спроса задаются кривой спроса, а цены предложения - кривой предложения. Так как кривые спроса и предложения имеют противопо­ложные наклоны, то цена спроса совпадает с ценой предложения лишь в одном случае - в точке их пересечения, то есть при равенстве объемов спроса и предложения. Цена, по которой объем спроса равен объему пред­ложения, называется равновесной рыночной ценой е).

Соответственно объем купли-продажи по такой цене называется равновесным ( Q е ).

Ситуация на рынке, когда по установившейся цене объем спроса равен объему предложения, называется равновесием (Е - от англ. equilibrium ).

Для понимания сути равновесия объем спроса надо отличать от объема покупок, а объем предложения от объема продаж.

Объем покупок - это количество блага, которое фактически куп­лено потребителями, а объем спроса – это его количество, которое они потенциально готовы покупать по той или иной цене.

Объем продажэто количество блага, которое фактически продано производителями, а объем предложения - это его количество, которое произ­водители потенциально готовы продавать по той или иной цене.

Объем покупок по любой цене равен объему продаж.

В то же время в равновесии рынок находится лишь при такой цене, при которой равны объемы спроса и предложения. При цене выше равновесной объем купли-продажи будет равен объему спроса, а при цене ниже равновесной он будет равен объему предложения.

Установление равновесия на рынках благ представляет собой слож­ный процесс взаимодействия продавцов и покупателей, достижения ком­промисса между ними, а значит, компромисса между ценой спроса и ценой предложения.

Совмещение шкалы спроса и предложения в одной таблице и  построение на ее основе кривых спроса и пред­ложения на графике позволяет понять, как устанавливается равновесие на рынке какого-либо блага.

Таблица и график показывают, что планы продавцов и покупателей совпадают лишь при цене 6 руб. Она и является равновесной. А равновесным по такой цене является объем про­даж в 3 единицы. Равновесие на Рынке символизируется на гра­фике точкой пересечения кри­вых спроса и предложения (Е).

Планы продавцов и покупателей изначально редко совпадают. Цена на рынке может установиться либо выше, либо ниже равновесной.

Так как цену назначают продавцы, то чаще всего она изначально оказывается выше равновесной. В этом случае на рынке окажется избыток блага (избыточное предложение), равный разности между объемами предложения и спроса.

Производители не смогут продать все, что они рассчитывали продать по данной цене. В результате у них увеличатся запасы благ. Их хранение потребует дополнительных затрат. Производители на время могут приостановить выпуск, но это тоже связано с потерями. Поэтому большинство производителей, чтобы продать блага, вынуждены стимулировать потребителей покупать больше и таким образом сократить свои запасы. Эту задачу наиболее надежно они смогут решить, снижая цену. Понижение цены вызовет увеличение спроса, но одновременно послужит сигналом к уменьшению предложения. Цены спроса и предложения и их объемы будут изменяться до тех пор, пока не окажутся равными. Таким образом, чрезмерные запасы благ и конкуренция производителей за потребителей давят на рыночную цену сверху, понижая ее до равновесного уровня.

Ситуация на рынке, когда цена выше ее равновесного уровня, называется рынком покупателя, так условия продажи в этом случае диктуют покупатели.

Если же рыночная цена по какой-либо причине оказалась ниже равновесной, то объем спроса будет больше объема предложения, то есть на рынке возникнет – дефицит (нехватка) блага или избыточный спрос. В этом случае некоторые потребители, будучи не в состоянии купить необходимое им количество блага по данной цене, станут проявлять желание платить больше, чем их конкуренты, чтобы получить возможность купить данное благо. Это послужит основанием для производителей поднять цену, что приведет затем к сокращению спроса и увеличению предложения и будет продолжаться до тех пор, пока цены спроса и предложения и их объемы не окажутся равными.

В целом дефицит благ и конкуренция потребителей давят на рыночные цены снизу и повышают их до равновесного уровня.

Ситуация на рынке, когда цена ниже ее равновесного уровня, называется рынком продавца, так условия продажи в этом случае диктуют продавцы.

Механизм установления рыночного равновесия путем конкуренции покупателей, либо продавцов и корректировки цены, а затем соответствующей реакции на это спроса и предложения называется равновесием по Вальрасу.

Английский же экономист Альфред Маршалл иначе представляет этот механизм. Он считал, что производители товаров планируют объем предложения, учитывая разность между «ценой спроса» и «ценой предложения».

Если «цена спроса» выше «цены предложения», производители увеличивают объем предложения, но вынуждены снижать цену, т.к. большее количество потребители готовы покупать только по более низкой цене.

В случае, если «цена спроса» ниже «цены предложения» производители уменьшают предложение, а потребители вынуждены платить более высокую цену. И в том и в другом случаях производители изменяют объем предложения до тех пор, пока цена спроса не сравняется с ценой предложения.

Модель Вальраса подходит для характеристики установления равновесия в коротком периоде, а модель Маршалла - в длительном периоде, так как в коротком периоде производители не могут быстро и существенно изменять объем предложения благ.

В целом и производители, и потребители принимают решения относительно объема продаж и объема покупок самостоятельно, вступают в рыночные сделки друг с другом добровольно и руководствуясь лишь собственными интересами. В итоге же действия и тех и других обеспечивают общие интересы, а именно способствуют решению важнейших экономических вопросов: что, сколько, как и для кого производить, а значит, наиболее эффективному распределению ограниченных ресурсов между альтернативными целями.

Ценовой рыночный механизм Адамом Смитом был назван «невидимой рукой» рынка. «Невидимая рука рынка, - писал он, - заставляет каждого думать об интересах других потому, что иначе его товар может оказаться ненужным, и вместо прибыли получатся одни убытки».

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 307.