Макроэкономика является одним из разделов экономической теории изучающим экономику страны в целом, а поэтому в ней, в отличие от микроэкономики, используются агрегированные параметры.
Агрегированием называется объединение, суммирование каких-либо однородных показателей (величин) с целью получения обобщающих показателей.
Агрегированию подвергаются экономические субъекты - домашние хозяйства, фирмы, государство и заграница. В макроэкономике анализируются также агрегированные рынки: рынок благ, рынок труда, рынок денег и рынок капитала (рынок ценных бумаг).
Вместо спроса и предложения на рынках отдельных товаров в макроэкономике изучаются совокупный спрос и совокупное предложение, вместо цен на отдельные товары и услуги предметом изучения становится общий уровень цен. Показателями состояния агрегированного рынка труда являются общий уровень заработной платы и общий уровень занятости.
С учетом этого задачами макроэкономики являются: определение условий для достижения общего равновесия в экономике, для ее устойчивого роста, для обеспечения полной занятости ресурсов и снижения уровня инфляции. Многие из таких условий зависят от деятельности государства по регулированию рыночной экономики. Поэтому в макроэкономике изучается и экономическая политика государства, направленная на решение ряда макроэкономических проблем: инфляции, безработицы, обеспечения экономического роста и т.д.
В рамках макроэкономического анализа выделяют национальное счетоводство и макроэкономику в собственном смысле слова.
Национальное счетоводство - это анализ экономики страны за прошедший период времени с помощью статистических показателей, характеризующих ее динамику.
Макроэкономика в собственном смысле - это прогнозное моделирование макроэкономических процессов на основе определенных теоретических концепций. Цель макроэкономического анализа - определить закономерности формирования макроэкономических параметров.
Результаты функционирования национальной экономики в целом измеряются совокупностью произведенных в ней за определенный период времени конечных товаров и услуг. Для их измерения используются агрегированные (обобщающие) показатели.
Так как разные виды продукции и услуг имеют различное потребительское назначение и их объемы измеряются разными физическими единицами, а для измерения и сопоставления обобщающих показателей необходимо, чтобы суммируемые параметры измерялись единой мерой. Такой универсальной мерой являются цены товаров и услуг. Величины обобщающих показателей, характеризующих результаты функционирования национальной экономики за определенный период времени, измеряют суммированием рыночных цен произведенных товаров и услуг. Но такой метод измерения обуславливает некоторые проблемы.
Первая проблема связана с тем, что все производимые продукты делятся на промежуточные и конечные.
Конечные продукты - это такие, которые готовы к непосредственному их потреблению (автомобили, бытовая техника, готовые одежда, обувь и т.д.), не подлежат переработке или перепродаже.
Промежуточные продукты - это такие, которые участвуют в производстве конечных продуктов, приобретаются для дальнейшей переработки или перепродажи. Поэтому их цены включаются в цены конечных продуктов.
В связи с этим при измерении величины обобщающих показателей возникает проблема исключения повторного учета цен промежуточных продуктов. Сложность решения этой проблемы связана с тем, что некоторые продукты в одних случаях являются промежуточными, в других – конечными. Мука, приобретаемая хлебозаводом - промежуточный продукт, мука, приобретаемая домашними хозяйствами - конечный продукт. Для преодоления этой трудности при решении проблемы исключения повторного учета цен промежуточных продуктов при измерении обобщающих показателей необходимо суммировать только часть цен всех продуктов и конечных, и промежуточных, а именно только ту часть, которая прибавляется к стоимости промежуточных продуктов каждым производителем в процессе производства своей продукции, или так называемую добавленную ценность (стоимость).
Добавленная ценность (стоимость) – это часть цены всех продуктов (и промежуточных и конечных) за вычетом стоимости материалов, сырья, и других ресурсов, купленных для производства продукции, или это стоимость работ, выполненных посредством труда и капитала (оборудования) производителей при обработке сырья и материалов. Добавленная стоимость включает затраты на оплату труда (заработную плату), затраты на возмещение износа основного капитала (амортизацию) и затраты на вознаграждение за предпринимательские способности (прибыль).
Сумма добавленных ценностей равна сумме цен конечных продуктов.
Вторая проблема, обусловленная измерением обобщающих показателей путем суммирования цен товаров и услуг, состоит в том, что в связи с изменением общего уровня цен возникает необходимость корректировать номинальную величину обобщающих показателей - величину, измеренную в ценах текущего периода.
Значения обобщающих показателей могут изменяться по двум причинам:
- изменение физического объема производства товаров и услуг (количества физических единиц каждого вида продукции и услуг);
- изменение цен товаров и услуг.
Физические объемы производства разных видов продукции могут не изменяться, но если будут изменяться их цены, то будут изменяться и значения обобщающих показателей. Но по этим изменениям в таком случае нельзя будет судить о динамике национальной экономики.
В связи с этим различают номинальную и реальную величину обобщающих показателей.
Показатели, измеренные в ценах текущего периода, называют номинальными.
Показатели, измеренные в ценах базового периода, называют реальными.
Базовым называется год, принимаемый за точку отсчета при сопоставлении обобщающих показателей. За базовый может быть принят любой год. В базовом году уровень цен принимается за единицу или за 100%. О состоянии и динамике национальной экономики можно судить только по изменению реальных показателей. Поэтому возникает необходимость корректировать номинальную величину обобщающих показателей для получения их реальной величины.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 375.