Спрос: понятие, закон и кривая спроса. Неценовые факторы спроса.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Спрос (D - от англ. demand) – это готовность (желание и способность) потребителей приобретать блага в определенных количествах в определенное время по определенным ценам. Желания приобретать блага обусловлены наличием у людей потребностей и необходимостью их удовлетворения, а также их индивидуальными вкусами, предпочтениями, а способность приобретать блага обеспечивается бюджетными возможностями потребителей.

Максимальное количество какого-либо блага, которое потребители готовы покупать по каждой из возможных цен при прочих равных условиях называется величиной (объемом) спроса.

Величина спроса на какое-либо благо со стороны отдельного потребителя называется индивидуальным спросом.

Величина спроса со стороны всех потребителей какого-либо блага составляет рыночный спрос.

Между ценой большинства благ и величиной спроса на них существует устойчивая, постоянно повторяющаяся обратная связь (зависимость). Она называется законом спроса. Действие этого закона подтверждается многочисленными фактами реальной действительности и обуславливается следующими причинами.

При увеличении количества какого-либо блага в распоряжении потребителя, как было показано, убывает предельная полезность его дополнительных единиц. Учитывая это, потребители готовы покупать дополнительные единицы блага, если его цена снижается, и сокращают покупки при повышении его цены.

Большинство потребителей склонно заменять в потреблении дорогие блага сходными по полезности, но более дешевыми. Это явление получило название эффекта замещения. Он действует при изменении цены одного блага и постоянстве цен других благ.

При изменении цепы одного блага действует также эффект реального дохода. Для понимания сути этого эффекта необходимо разграничивать понятия «номинальный доход» и «реальный доход».

Номинальный доход – сумма денег в распоряжении потребителя.

Реальный доход - это количество благ, которое можно приобрести на заданную сумму денег (номинальный доход).

Величина реального дохода (а значит, и величина спроса) находится в прямой зависимости от величины номинального дохода и в обратной зависимости от цен благ. При постоянной величине номинального дохода реальный доход (величина спроса) тем больше, чем ниже цепы, и наоборот.

Названные эффекты от изменения цены благ объясняют обратную зависимость индивидуального (а значит и рыночного) спроса от цены.

При изменении цены любого блага действует также «эффект нового покупателя», т.к. при снижении цены какого-либо блага оно становится доступным большему числу потребителей и наоборот. В результате увеличивается или сокращается величина рыночного спроса.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон, который отражает обратную зависимость величины спроса на благо от его цены при прочих равных условиях.

С помощью кривой спроса продавцы благ могут получить информацию:

- о максимальных ценах, по которым потребители готовы покупать различные количества определенного блага. Такая информация продавцам необходима для того, чтобы знать, по какой максимальной цене они смогут продать предлагаемое ими количество блага;

- о максимальных количествах блага, которые потребители готовы покупать по каждой из возможных цен. Такая информация подскажет продавцам, сколько блага они могут продать по желаемой ими цене, а значит, сколько им следует производить.

Кривую спроса выражается математической функцией вида:

Qx = a – b*Px, где а - объем спроса при нулевой цене блага;

b - наклон кривой спроса (отношение изменения объема спроса к изменению цены);

Рх - цена блага.

Знак минус перед коэффициентом b указывает на обратную зависимость спроса от цены.

В реальной действительности могут быть случаи, когда спрос на отдельные блага изменяется в том же направлении, что и их цена, а значит, кривая спроса на такие блага имеет положительный наклон. Их еще называют исключениями в законе спроса.

1. Английский экономист Роберт Гиффен в середине XIX в. выдвинул гипотезу, согласно которой кривая спроса на низшие (некачественные, а значит, дешевые) блага является восходящей. Он указывал, что повышение цены на хлеб настолько сильно отражается на бюджете наиболее бедных семей и в такой степени повышает для них предельную полезность денег, что они вынуждены сокращать потребление мяса и молочных продуктов как более дорогих. Поскольку хлеб является продуктом менее дорогим (даже при повышении его цены), они его потребление при повышении цены не уменьшают, а увеличивают. Низшие блага, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена, получили название товаров Гиффена.

2. Некоторые потребители, не желая быть «как все», могут сокращать спрос на те или иные блага при понижении их цен, так как они становятся более доступными большему числу потребителей (эффект сноба).

3. При повышении цены может расти спрос на эксклюзивные дорогостоящие блага со стороны потребителей, для которых цена блага является показателем его престижности (эффект Веблена).

Неценовые факторы спроса.

Кривые спроса показывают зависимость величины спроса на блага лишь от их цены. Но спрос может изменяться и при постоянстве цен в результате изменения других условий или факторов, которые называются неценовыми факторами спроса. К ним относятся:

1. Изменение во вкусах и предпочтениях потребителей. Изменения в моде вызывают повышение спроса на модные блага и снижение его на блага, вышедшие из моды. Реклама благ может воздействовать на предпочтения потребителей и способствовать увеличению спроса на них при постоянстве цен;

2. Изменение величины номинальных (денежных) доходов потребителей. В зависимости от реакции спроса на изменение номинального дохода все блага делятся на нормальные (качественные) и низшие (некачественные). Спрос на первые находится в прямой зависимости от величины дохода, спрос на вторые - в обратной зависимости;

3. Изменение цен других благ - субститутов и комплементов. При изменении цены одного из благ-субститутов спрос на другие, конкурирующие с ним блага, изменяется в том же направлении, что и цена этого блага. Если два блага находятся в отношениях комплементарности, то снижение цены одного из них вызовет повышение спроса на него, а это, в свою очередь, повышает предельную полезность дополняющего его блага и увеличивает спрос на него при неизменной цене.

4. Ожидание потребителей изменения цен благ или доходов в будущем. Ожидания повышения цен в будущем увеличат спрос в настоящем, и наоборот. Ожидания увеличения доходов в будущем также увеличат спрос в настоящем, и наоборот.

На рыночный спрос оказывают влияние те же неценовые факторы, что и на индивидуальный. К ним добавляются еще и следующие:

1. Изменение числа покупателей каждого блага, которое, в свою очередь, зависит от численности населения и его половозрастного состава, среднего возраста и др. факторов

2. Количество иностранных покупателей (в городах-центрах иностранного туризма спрос на все блага выше).

Изменения в спросе, вызванные изменениями неценовых факторов, называются изменением уровня спроса и отражаются в изменении шкалы. Графически такие изменения показываются смещением кривой спроса вправо (при увеличении) или влево (при уменьшении) параллельно прежней кривой спроса

Дата: 2019-11-01, просмотров: 244.