Логопедическая работа по устранению ринофонии представляет определенные трудности.
1.эффективность логопедических занятий зависит от длины, подвижности мягкого нёба, функции uvula, т. е. от образования замыкающего глоточного кольца;
2.от возраста ребенка (чем моложе ребенок, тем степень эффективности занятий увеличивается, но появляются трудности иного плана — полученный навык труднее автоматизируется и вводится в повседневную речевую практику ребенка);
3.привыкает к своему назализованному голосу и не дифференцирует звучание носовое от неносового.
Устранение этих отрицательных факторов определяет эффективность логопедической работы,
Наиболее целесообразным и эффективным методом реабилитации голосовой функции при ринофонии является комплексный ортофонический метод,
Основная цель ортофонического лечения — восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциация носового и ротового дыхания, получение громкого, звонкого, «полетного» звучание голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка. Работа проводится под контролем слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных и мышечных ощущений, играющих роль тех проприо-цептивных (афферентных) раздражителей, которые сигнализируют в центральную нервную систему о правильности работы резонаторов.
Выделяются два этапа логопедической работы по устранению назализации:
I. Подготовительный,
1) психотерапию,
2) физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого нёба, задней стенки глотки,
3) артикуляционную гимнастику,
4) дыхательную гимнастику.
II. Основной этап,
1) развитие высоты голоса,
2) развитие длительности и силы звучания голоса,
3) развитие тембра голоса,
4) постановку певческого голоса.
5) развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.
Подготовительный этап преследует цель подготовить личность ребенка, его артикуляционный и дыхательный аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям.
Общая артикуляционная гимнастика применяется при вялости движений или, наоборот, при излишнем напряжении губ, языка, челюстей, особенно глотки и гортани. важная роль отводится упражнениям для нижней челюсти. От движений нижней челюсти зависит степень раскрытия рта, что определяет форманты гласных звуков.
Одновременное применение дыхательной гимнастики (статической и динамической) преследует цель дифференциации носового и ротового дыхания. При этом обращается особое внимание на силу и продолжительность ротового выхода под контролем движений диафрагмы
на начальном этапе логопедической работы особенно важны статические дыхательные упражнения, которые фиксируют внимание на дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. При этом, вслед за дутьем на вату, воду, спичку, свечу, надуванием резиновых игрушек и т. д., включаются упражнения со звуком громким (а не шепотным)— кратким и длительным произнесением гласных и звонких щелевых согласных.
звонкие согласные требуют:
1) активных колебаний голосовых складок (при глухих— отсутствие колебаний),
2) меньшей силы артикуляции (при глухих — большая сила артикуляции),
3) опускания гортани (при глухих—подъем гортани),
4) меньшей длительности смычки (при глухих — большая длительность смычки),
5) меньшей силы взрыва (при глухих — большая сила взрыва).
Таким образом, статическая дыхательная гимнастика усложняется за счет голосовых упражнений. В последующем применяется динамическая гимнастика, которая вначале играет роль общеукрепляющих упражнений (дыхательные движения в сочетании с движениями туловища и конечностей), а в дальнейшем она дополняется голосовыми упражнениями. Проведение статической и динамической дыхательной гимнастики физически укрепляет организм ребенка, вырабатывает навык глубокого и сильного фонационного диафрагмального дыхания и подготавливает его к интенсивным голосовым упражнениям.
Получив ротовой выдох и активизировав движения мягкого нёба, можно перейти к интенсивным голосовым упражнениям
При этом особое внимание уделяется вокальным упражнениям, которые проводятся на всех этапах обучения ребенка. При пении поднято мягкое нёбо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, звуковая волна подается в широко открытый рот, глоточный и ротовой резонаторы почти не меняют своего объема и формы.
При выполнении всех упражнений важно постоянно контролировать звучание голоса в «позиции резонатора», при максимально поднятом мягком нёбе и правильно направленной воздушной струе.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 222.